Напоминание

"Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда на уроках немецкого языка"


Автор: Битюцкова Жанна Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ СШ № 67
Населённый пункт: г.волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Тема: "Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда на уроках немецкого языка"
Раздел: полное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ

-

КВЕСТ

КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Битюцкова Ж. А., учитель немецкого языка,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 67 Дзержинского района Волгограда» (Россия, Волгоград)

Аннотация.

В

данной

статье

рассматривается

актуальность

использования

технологии

веб-квеста,

структура

и

этапы

технологии,

дидактические

возможности

и

условия использования.

Abstract. This article discusses the relevance of the use of web quest technology, the

structure and stages of technology, didactic possibilities and conditions of use.

Ключевые

слова:

технология

веб-квест,

интерактивная

образовательная

среда,

дидактическая модель, мотивация учащихся.

Keywords: technology web quest, interactive educational environment, didactic model,

motivation of students.

Актуальность внедрения информационно-коммуникативных технологий в

процесс

обучения

иностранному

языку

в

настоящий

момент

не

вызывает

сомнений. Всё большую распространенность получают Интернет-технологии,

которые

направлены

на

формирование

иноязычной

коммуникативной

компетенции обучающихся.

Самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов – веб-квест (web-quest).

Веб-квест – это построенная по типу опор учебная структура, использующая

ссылки на существенно важные ресурсы в сети Интернет и аутентичную задачу

для того, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы,

развивая тем самым способность работать как индивидуально, так и в группе.

В процессе организованной работы учащихся над технологией веб-квест

могут реализовываться следующие цели:

1)

образовательная – включение в образовательный процесс каждого

ученика,

организация

индивидуальной

и

коллективной

деятельности,

выявление способностей работать самостоятельно;

2)

развивающая

развитие

интереса

к

учебному

предмету

и

мотивация

к

его

дальнейшему

изучению,

становление

навыков

исследовательской

и

познавательной

деятельности,

умений

самостоятельно

работать с ресурсами сети Интернет и извлекать необходимую информацию;

3)

воспитательная

воспитание

духа

коллективной

работы,

ответственности за выполненные задания.

Веб-квесты имеют чёткую структуру: введение, задание, выполнение,

оценивание и заключение. Каждый структурный компонент неразрывно связан

друг с другом и воспринимается учащимися как единое целое.

На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с

темой, формулирует проблему. Темы должны быть интересны и полезны для

учащихся для того, чтобы при работе с ними школьники углубили знания или

приобрели

новые.

Учащиеся

знакомятся

с

основными

понятиями

и

материалами по заданной теме. При работе в группах ученики помогают друг

другу и учатся работать в команде.

Второй этап – этап выполнения задания – направлен на формирование

исследовательских навыков учащихся. При поиске ответов на поставленные

учителем вопросы развивается критическое мышление, умение сравнивать и

анализировать, классифицировать информацию. Ученики приобретают опыт

выполнения последовательных действий под руководством учителя, что может

помочь

каждому

в

организации

своей

дальнейшей

исследовательской

деятельности.

На этапе оформления результатов деятельности очень важна роль учителя

как

консультанта.

На

данном

этапе

происходит

осмысление

школьниками

произведенного исследования и отбор самой значимой информации, которая

может быть представлена в различной форме: web-сайт, слайд-шоу, буклет,

постер

или

устное

сообщение.

На

заключительном

этапе

обсуждаются

результаты

работы

над

веб-квестом.

Обсуждение

можно

провести

в

виде

конференции,

дискуссии

или

поочередного

представления

учащимися

результатов своего исследования. На данном этапе формируются такие черты

личности как

ответственность за

выполненную работу,

самокритичность и

взаимоподдержка.

Таким

образом,

технология

веб-квест

используется

для

решения

следующих задач:

1) усвоить базовые знания по дисциплине;

2) систематизировать усвоенные знания;

3) сформировать навыки самоконтроля;

4) сформировать мотивацию к учению в целом;

5) оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной

работе над учебным материалом.

Веб-квест как новая дидактическая модель приобретает всё большую

популярность в процессе обучения иностранному языку. Одной из основных

целей

обучения

иностранному

языку

является

формирование

и

развитие

иноязычной

коммуникативной

компетенции

учащихся.

Большую

роль

в

достижении результатов играет мотивация самих обучающихся. Задача учителя

при

этом

найти

средства

и

методы

повышения

мотивации

изучения

иностранного

языка.

Современные

информационно-коммуникационные

технологии позволяют максимально индивидуализировать процесс обучения, а

также

повысить

мотивацию

каждого

отдельного

учащегося

на

пути

к

достижению главной цели изучения иностранного языка. Веб-квест является

одной

из

самых

эффективных

и

перспективных

информационно-

коммуникационных технологий обучения в этом плане.

Таким образом, технология веб-квест повышает мотивацию учащихся в

изучении иностранного языка:

1.

Занимательность и иллюстративность могут особым образом окрасить

материал, сделать процесс овладения знаниями более привлекательным, дать

пищу воображению;

2.

Использование

как

можно

большего

количества

сенсорных

каналов

восприятия информации, а также визуализация материала развивают память,

речь и мышление;

3.

Структурированная система представления информации, реализуемая с

помощью гиперссылок, способствует организации четких логических связей у

учащихся,

целостному

пониманию

поставленной

проблемы,

позволяет

регулировать объем изучаемой темы;

4.

Поисковый

характер

технологии

веб-квест

позволяет

активировать

исследовательскую

деятельность

как

учителя,

так

и

учащихся.

Доступ

в

интернет

дает

большие

возможности

выбора

источника

информации.

При

работе с большим объёмом информации формируются навыки критического

мышления, способность делать выбор и нести за него ответственность.

Технология веб-квест

тесно связана

с проектной

деятельностью. Она

способствует

гармоничному

развитию

личности,

обеспечивает

дифференциацию обучения с учетом способностей и задатков детей, их уровня

обученности и интересов. Сочетание новых информационных технологий и

метода проектов помогает усовершенствовать учебно-воспитательный процесс

и позволяет учащимся практически применять свои знания, умения и навыки.

При данной организации исследовательской и познавательной деятельности

обучающихся

успешно

реализуется

коллективная

работа,

которая

также

позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Использование веб-квестов на уроках иностранного языка подразумевает

под собой работу с аутентичными ресурсами сети Интернет, что требует от

учащихся

соответствующего

уровня

владения

языком.

Для

того,

чтобы

интеграция

веб-квеста

в

процесс

обучения

иностранным

языкам

была

эффективной, он должен быть творческим заданием, завершающим изучение

той или иной темы.

Применение

именно

веб-квестов

на

уроках

иностранного

языка

предоставляет большое количество возможностей для учащихся и учителей.

Данная

методика

делает

процесс

изучения

языка

интересным

и

более

привлекательным, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает

развивать и выявлять творческие способности школьников, независимо от того,

на какой ступени обучения они находятся.

Несмотря на положительные стороны внедрения технологии веб-квеста в

процесс обучения иностранному языку, необходимо отметить ряд трудностей,

которые могут возникнуть при создании и проведении веб-квеста:

1.

Наличие доступа в Сеть;

2.

Технология веб-квестов требует от учащихся и учителей определенного

уровня

компьютерной

грамотности.

Одной

из

главных

опасностей

при

проведении веб-квеста является Интернет-пространство, на котором ученики

могут увидеть негативную рекламу и прочую ненужную информацию;

3.

Создание

учителем

своего

веб-квеста

также

является

трудоемким

занятием, отнимающим много времени.

Несмотря на возникающие трудности, включение веб-квестов в процесс

обучения

иностранному

языку

является

новым

шагом

в

методике

в

соответствии

с

ФГОС.

Обучение

иностранному

языку

посредством

использования

Интернет-ресурсов

способствует

развитию

критического

мышления у школьников, умений сравнивать и анализировать. Включение в

учебную

деятельность

технологии

веб-квест

положительно

влияет

на

мотивацию и уровень познавательной активности учащихся, работу в команде,

а также поиск общего решения той или иной проблемы. Использование веб-

квеста

на

уроке

иностранного

языка

возможность

проявить

творческие

способности для учителя и для учащихся.

Список использованных источников

1.

Андреева М.В. Технология веб-квест в формировании коммуникативной

и социокультурной компетенции / М.В. Андреева // Иностранные языки в

школе. – 2004. – № 5. – С. 35-37.

2.

Горбунова

О.В.

Веб-квест

как

педагогический

инструмент

/

О.В.

Горбунова, О.А. Иванова // Народное образование. – 2014. – № 7. – С.

162-165.

3.

Лебедева

Г.Н.

Современный

урок

немецкого

языка

с

применением

информационных технологий. — М.: Планета, 2011.



В раздел образования