Автор: Битюцкова Жанна Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МОУ СШ № 67
Населённый пункт: г.волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Тема: "Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда на уроках немецкого языка"
Раздел: полное образование
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ
-
КВЕСТ
КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Битюцкова Ж. А., учитель немецкого языка,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 67 Дзержинского района Волгограда» (Россия, Волгоград)
Аннотация.
В
данной
статье
рассматривается
актуальность
использования
технологии
веб-квеста,
структура
и
этапы
технологии,
дидактические
возможности
и
условия использования.
Abstract. This article discusses the relevance of the use of web quest technology, the
structure and stages of technology, didactic possibilities and conditions of use.
Ключевые
слова:
технология
веб-квест,
интерактивная
образовательная
среда,
дидактическая модель, мотивация учащихся.
Keywords: technology web quest, interactive educational environment, didactic model,
motivation of students.
Актуальность внедрения информационно-коммуникативных технологий в
процесс
обучения
иностранному
языку
в
настоящий
момент
не
вызывает
сомнений. Всё большую распространенность получают Интернет-технологии,
которые
направлены
на
формирование
иноязычной
коммуникативной
компетенции обучающихся.
Самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов – веб-квест (web-quest).
Веб-квест – это построенная по типу опор учебная структура, использующая
ссылки на существенно важные ресурсы в сети Интернет и аутентичную задачу
для того, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы,
развивая тем самым способность работать как индивидуально, так и в группе.
В процессе организованной работы учащихся над технологией веб-квест
могут реализовываться следующие цели:
1)
образовательная – включение в образовательный процесс каждого
ученика,
организация
индивидуальной
и
коллективной
деятельности,
выявление способностей работать самостоятельно;
2)
развивающая
–
развитие
интереса
к
учебному
предмету
и
мотивация
к
его
дальнейшему
изучению,
становление
навыков
исследовательской
и
познавательной
деятельности,
умений
самостоятельно
работать с ресурсами сети Интернет и извлекать необходимую информацию;
3)
воспитательная
–
воспитание
духа
коллективной
работы,
ответственности за выполненные задания.
Веб-квесты имеют чёткую структуру: введение, задание, выполнение,
оценивание и заключение. Каждый структурный компонент неразрывно связан
друг с другом и воспринимается учащимися как единое целое.
На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с
темой, формулирует проблему. Темы должны быть интересны и полезны для
учащихся для того, чтобы при работе с ними школьники углубили знания или
приобрели
новые.
Учащиеся
знакомятся
с
основными
понятиями
и
материалами по заданной теме. При работе в группах ученики помогают друг
другу и учатся работать в команде.
Второй этап – этап выполнения задания – направлен на формирование
исследовательских навыков учащихся. При поиске ответов на поставленные
учителем вопросы развивается критическое мышление, умение сравнивать и
анализировать, классифицировать информацию. Ученики приобретают опыт
выполнения последовательных действий под руководством учителя, что может
помочь
каждому
в
организации
своей
дальнейшей
исследовательской
деятельности.
На этапе оформления результатов деятельности очень важна роль учителя
как
консультанта.
На
данном
этапе
происходит
осмысление
школьниками
произведенного исследования и отбор самой значимой информации, которая
может быть представлена в различной форме: web-сайт, слайд-шоу, буклет,
постер
или
устное
сообщение.
На
заключительном
этапе
обсуждаются
результаты
работы
над
веб-квестом.
Обсуждение
можно
провести
в
виде
конференции,
дискуссии
или
поочередного
представления
учащимися
результатов своего исследования. На данном этапе формируются такие черты
личности как
ответственность за
выполненную работу,
самокритичность и
взаимоподдержка.
Таким
образом,
технология
веб-квест
используется
для
решения
следующих задач:
1) усвоить базовые знания по дисциплине;
2) систематизировать усвоенные знания;
3) сформировать навыки самоконтроля;
4) сформировать мотивацию к учению в целом;
5) оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной
работе над учебным материалом.
Веб-квест как новая дидактическая модель приобретает всё большую
популярность в процессе обучения иностранному языку. Одной из основных
целей
обучения
иностранному
языку
является
формирование
и
развитие
иноязычной
коммуникативной
компетенции
учащихся.
Большую
роль
в
достижении результатов играет мотивация самих обучающихся. Задача учителя
при
этом
найти
средства
и
методы
повышения
мотивации
изучения
иностранного
языка.
Современные
информационно-коммуникационные
технологии позволяют максимально индивидуализировать процесс обучения, а
также
повысить
мотивацию
каждого
отдельного
учащегося
на
пути
к
достижению главной цели изучения иностранного языка. Веб-квест является
одной
из
самых
эффективных
и
перспективных
информационно-
коммуникационных технологий обучения в этом плане.
Таким образом, технология веб-квест повышает мотивацию учащихся в
изучении иностранного языка:
1.
Занимательность и иллюстративность могут особым образом окрасить
материал, сделать процесс овладения знаниями более привлекательным, дать
пищу воображению;
2.
Использование
как
можно
большего
количества
сенсорных
каналов
восприятия информации, а также визуализация материала развивают память,
речь и мышление;
3.
Структурированная система представления информации, реализуемая с
помощью гиперссылок, способствует организации четких логических связей у
учащихся,
целостному
пониманию
поставленной
проблемы,
позволяет
регулировать объем изучаемой темы;
4.
Поисковый
характер
технологии
веб-квест
позволяет
активировать
исследовательскую
деятельность
как
учителя,
так
и
учащихся.
Доступ
в
интернет
дает
большие
возможности
выбора
источника
информации.
При
работе с большим объёмом информации формируются навыки критического
мышления, способность делать выбор и нести за него ответственность.
Технология веб-квест
тесно связана
с проектной
деятельностью. Она
способствует
гармоничному
развитию
личности,
обеспечивает
дифференциацию обучения с учетом способностей и задатков детей, их уровня
обученности и интересов. Сочетание новых информационных технологий и
метода проектов помогает усовершенствовать учебно-воспитательный процесс
и позволяет учащимся практически применять свои знания, умения и навыки.
При данной организации исследовательской и познавательной деятельности
обучающихся
успешно
реализуется
коллективная
работа,
которая
также
позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Использование веб-квестов на уроках иностранного языка подразумевает
под собой работу с аутентичными ресурсами сети Интернет, что требует от
учащихся
соответствующего
уровня
владения
языком.
Для
того,
чтобы
интеграция
веб-квеста
в
процесс
обучения
иностранным
языкам
была
эффективной, он должен быть творческим заданием, завершающим изучение
той или иной темы.
Применение
именно
веб-квестов
на
уроках
иностранного
языка
предоставляет большое количество возможностей для учащихся и учителей.
Данная
методика
делает
процесс
изучения
языка
интересным
и
более
привлекательным, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает
развивать и выявлять творческие способности школьников, независимо от того,
на какой ступени обучения они находятся.
Несмотря на положительные стороны внедрения технологии веб-квеста в
процесс обучения иностранному языку, необходимо отметить ряд трудностей,
которые могут возникнуть при создании и проведении веб-квеста:
1.
Наличие доступа в Сеть;
2.
Технология веб-квестов требует от учащихся и учителей определенного
уровня
компьютерной
грамотности.
Одной
из
главных
опасностей
при
проведении веб-квеста является Интернет-пространство, на котором ученики
могут увидеть негативную рекламу и прочую ненужную информацию;
3.
Создание
учителем
своего
веб-квеста
также
является
трудоемким
занятием, отнимающим много времени.
Несмотря на возникающие трудности, включение веб-квестов в процесс
обучения
иностранному
языку
является
новым
шагом
в
методике
в
соответствии
с
ФГОС.
Обучение
иностранному
языку
посредством
использования
Интернет-ресурсов
способствует
развитию
критического
мышления у школьников, умений сравнивать и анализировать. Включение в
учебную
деятельность
технологии
веб-квест
положительно
влияет
на
мотивацию и уровень познавательной активности учащихся, работу в команде,
а также поиск общего решения той или иной проблемы. Использование веб-
квеста
на
уроке
иностранного
языка
–
возможность
проявить
творческие
способности для учителя и для учащихся.
Список использованных источников
1.
Андреева М.В. Технология веб-квест в формировании коммуникативной
и социокультурной компетенции / М.В. Андреева // Иностранные языки в
школе. – 2004. – № 5. – С. 35-37.
2.
Горбунова
О.В.
Веб-квест
как
педагогический
инструмент
/
О.В.
Горбунова, О.А. Иванова // Народное образование. – 2014. – № 7. – С.
162-165.
3.
Лебедева
Г.Н.
Современный
урок
немецкого
языка
с
применением
информационных технологий. — М.: Планета, 2011.