Автор: Багаутдинова Эльвира Зуфаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "МЦК-КТИТС"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Почтовая связь как одно из перспективных направлений связи
Раздел: среднее профессиональное
Багаутдинова Эльвира Зуфаровна,
преподаватель,
ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций –Казанский техникум информационных
технологий и связи».
Почтовая связь как одно из перспективных направлений связи в период
информатизации и модернизации.
В современных условиях информатизация и широкое применение информационных
технологий являются наиболее перспективным направлением развития практически любого
сектора экономики, особенно тех из них, которые непосредственно связаны с оказанием
услуг
населению,
включая
высокотехнологичные
услуги.
Почтовая
связь
в
России
традиционно составляет важнейшую часть государственной инфраструктуры, и направлена
на
полноценное
оказание
всего
спектра
услуг.
Учитывая
наметившиеся
тенденции
интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и переход
общества от индустриальной фазы развития к информационной, почта не должна оставаться
в стороне.
Почтовая
связь
является
одной
из
важнейших
отраслей
государства.
Помимо
предоставления населению услуг почтовой службы в отделениях связи могут решаться
другие задачи. Неприлично долгие сроки доставки, утеря и порча посылок, очереди, грубость
персонала,
небрежность
при
хранении
и
доставке
отправлений
–
все
это
вызывает
недовольство,
как
простых
жителей
страны,
так
и
властей.
А
большинство
отделений
приносят одни убытки, но закрыть их нельзя в виду их высокой социальной значимости.
Ведь даже сейчас, в век быстроразвивающихся технологий, Интернета, многие до сих пор
пользуются услугами почты: пенсионеры – из-за начисления пенсий, граждане – отправить
письмо,
получить
посылку,
в
которой
лежит
заказ,
сделанный
из
интернет-магазина,
переслать денежные переводы родным в другую страну, и многое другое.
Модернизация «Почты России» – задача государственного масштаба, министерство
рассматривает различные варианты оказания предприятием новых услуг, которые должны
принести ему дополнительные доходы. В частности, принята Концепция развития почтовой
связи в Российской Федерации на период до 2020 года. Основная цель Концепции – это
улучшение качества и расширение спектра услуг почтовой связи, развитие инфраструктуры
почтовой связи, а также создание единого федерального оператора почтовой связи ФГУП
«Почта России» с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны
государства. Так, в период до 2020 г. ожидается снижение объемов отправлений физических
лиц – с 326 млн. до 200 млн. к 2018 г. и до 155 млн. отправлений к 2020 г. После 2018 г.
ожидается активный переход деловой корреспонденции юридических лиц на электронную
форму
в
связи
с
появлением
современных
ИТ-решений
для
защищенной
пересылки
юридически
значимых
документов,
распространением
электронной
подписи
и
пр.
Для
работы почтовой связи в современных условиях необходимо создать условия для развития
комплексной
услуги
по
пересылки
почтовых
отправлений
в
электронной
форме
между
государственными, муниципальными органами и физическими и юридическими лицами.
Внедрение такой услуги повлечет за собой ускорение и удешевление отправки писем и, как
следствие,
увеличение
количества
почтовых
отправлений,
пересылаемых
в
электронной
форме. В сегменте почтовых отправлений с товарными вложениями на период до 2020 года
прогнозируется активный рост за счет развития каталожной и интернет торговли. Поскольку
в сегменте почтовых отправлений с товарными вложениями существует конкурентная среда,
то
развитие
данного
сегмента
будет
обеспечено
рыночными
механизмами.
Учитывая
объективную потребность создания динамичного и конкурентного рынка почтовых услуг,
способного удовлетворять требованиям клиентов на современном этапе, отмечая важнейшую
роль почтовых услуг в обеспечении социального и экономического развития общества,
признавая
необходимость
вклада
почтового
сектора
в
построение
информационного
общества
и
использования
информационно-коммуникационных
технологий
для
предоставления
почтовым
сектором
физических,
электронных
и
финансовых
услуг,
участники.
Комиссии РСС по почтовой связи и СО ПС РСС считают приоритетными следующие
направления деятельности почтового сектора:
1.
Повышение качества службы и эффективности почтовой сети: а) увеличение
инвестиций в технологии и развитие почтовой инфраструктуры; б) повышение качества
обслуживания
внутренней
и
международной
почты
через
определение
нормативов
и
стандартов качества, совершенствование эксплуатационных процессов, внедрение системы
слежения за прохождением почтовых отправлений; в) укрепление региональной почтовой
безопасности
международной
почты,
сохранность
почтовых
отправлений
и
пресечение
попыток
использования
почтовых
каналов
для
пересылки
опасных
и
запрещенных
предметов.
2.
Развитие
и
использование
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ): а) увеличение инвестиций в ИКТ для обеспечения устойчивого развития почтовых,
финансовых и банковских услуг; б) совместная работа по совершенствованию возможностей
слежения и обнаружения почтовых отправлений; в) стимулирование и оказание взаимной
помощи в разработке новых и использовании имеющихся ИКТ; г) обеспечение безопасности
систем и сетей на базе ИКТ.
3.
Укрепление
почтовых
финансовых
служб:
а)
увеличение
доступности
финансово-банковских услуг для населения с использованием почтовой сети; б) расширение
ассортимента
электронных
финансовых
продуктов
с
использованием
информационных
технологий; в) поддержка программы создания всемирной сети международной финансовой
системы ВПС.
4.
Взаимодействие и сотрудничество: а) обмен информацией, опытом и оказание
взаимной
помощи
по
вопросам,
представляющим
общий
интерес:
-
введение
и
функционирование новой системы оконечных расходов за международный почтовый обмен;
б) поиск методов обеспечения финансирования универсальной почтовой службы, разработка
и внедрение методик определения затрат и установления тарифов на универсальные услуги;
в) развитие и использование информационно-коммуникационных технологий; г) развитие
почтово-финансовых и электронных услуг; д) внедрение и развитие электронной торговли,
услуг логистики и Direct Mail; е) мотивация и обучение персонала.
Таким образом, информационные технологии занимают одно из важнейших мест в
деятельности ФГУП «Почта России». В настоящее время, практически все бизнес-процессы
предприятия в большей или меньшей степени завязаны на использование ИТ-составляющей.
Даже такая традиционная услуга предприятия, как доставка письменной корреспонденции
уже не может обходиться без ИТ - поддержки. Практически вся логистическая цепочка
предприятия автоматизирована и не может функционировать без ИТ-решений. Дальнейшее
развитие предприятия, вывод на рынок новых услуг и повышение качества существующих
так же сложно представить без грамотного использования возможностей, предоставляемых
ИТ.