Напоминание

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ СТРАТЕГИЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Автор: Масловская Ольга Александровна
Должность: магистрант 1 курса, профиль «Психологическое консультирование в образовании»
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «ОмГПУ»
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ СТРАТЕГИЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: высшее образование





Назад




ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ

СТРАТЕГИЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В XXI веке реалии современного мира постоянно предъявляют все новые

и новые требования к людям. И если взрослому человеку с уже сложившейся

психикой легко перестроиться, то подрастающему поколению это сделать

гораздо сложнее. Это обусловлено тем, что подросток находится на «…

«распутье» в выборе своей жизненной стратегии и опасается выбрать не тот,

по его мнению, путь…»

1

. Особенно актуальным в этом возрасте является

проблема

конфликтности

-

по

причине

не

сформированности

системы

жизненных ценностей и норм, и желания самоутвердиться в окружающем его

обществе.

В начале нашей работы была выдвинута гипотеза о том, что от уровня

сформированности личностных и межличностных отношений подростка с

окружающим миром, а также от его умения разрешать межличностыне

конфликты в сфере дружбы будет зависеть то, какие качества и черты

характера разовьются в нем. Эти качества, заложенные в подростковом

возрасте, будут являться основополагающими в его взрослой жизни в сфере

дружбы.

Подтверждение

гипотезы

стало

возможным

в

ходе

анализа

теоретических аспектов особенностей межличностных конфликтов в сфере

дружбы

в

подростковом

возрасте

и

исследования

уровня

конфликтности

подростков в сфере дружбы. Исходя из данного анализа и изучив психолого-

педагогическую

литературу,

описывающую

основные

теоретических

положения процесса межличностных отношений в конфликтах, рассмотрев

более

подробно

их

на

примере

подросткового

возраста

и

обобщив

полученные результаты исследования можно сделать следующие выводы:

Межличностное общение между людьми – важнейший признак именно

человеческого

существования.

Без

него

невозможны

деятельность,

1

формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие

личности.

Оно

сопровождает

все

эти

процессы,

способствует

их

осуществлению. Человек отличается от животных наличием у него особой,

жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего

времени он проводит в общении с другими людьми.

В межличностном общении выделяются следующие аспекты: содержание,

цель, средства и функции. От сочетания данных аспектов определяется вид

общения, который использует личность в процессе межличностных отношений.

В

жизни

человека

межличностное

общение

не

существует

как

обособленный односторонний

процесс

или

самостоятельная

форма

активности. Оно включено в межличностные отношения, которые не могут ни

возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Процесс развития межличностных отношений может происходить нормально

лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и

поддерживается система

взаимной

поддержки,

доверия,

открытости,

обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей

бескорыстно помогать друг другу

Общение

с

близким

товарищем

выделяется

в

совершенно

особую

деятельность подростка. Она существует как самостоятельная деятельность,

которая

может

быть

названа

деятельностью

общения.

Предметом

этой

деятельности является другой человек – друг-сверстник как человек. Эта

деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по

отношению друг к другу, с другой, – в форме размышлений о поступках

товарища

и

взаимоотношениях

с

ним.

Таким

образом,

сфера

личных

взаимоотношений

имеет

огромное

значение

для

формирования

личности

подростка.

Подросток

вступает

в

определённые

личные

отношения

со

сверстниками.

Эти

отношения

основываются

на

чувстве

симпатии

и

антипатии,

на

дружбе,

товариществе

и

так

далее.

Кроме

того,

личные

отношения могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов.

Личные

взаимоотношения,

которые

«как

бы

пронизывают

коллектив

невидимыми

нитями

симпатий,

привязанностей,

антипатий»

оказывают

сильнейшее воздействие и на жизнь каждого школьника и на деятельность

группы в целом. Эти отношения в подростковом возрасте влияют на развитие

личности, поведение и учёбу.

В

подростковом

возрасте

меняется

сам

характер

взаимоотношений

детей.

Для

подростка

важными

становятся

такие

качества,

как

сообразительность, смелость, отважность, умение владеть собой. Требование

уважения личности и человеческого достоинства каждого человека играет

первостепенное значение во взаимоотношениях подростков между собой.

В

подростковом

возрасте

происходит

резкий

перелом,

связанный

с

обострением потребности в общении со сверстниками. Именно общение

становится ведущим типом деятельности. Сфера личных взаимоотношений

имеет огромное значение для формирования личности подростка. В общении

со сверстниками происходит усвоение моральных норм, осваивается система

моральных ценностей.

Межличностное общение является ключевым для подростка и от того,

как

он

строит

в

ней

межличностные

отношения,

зачастую

зависит

его

комфортность пребывания в окружающем его социуме. Каждая личность в

процессе

взросления

постепенно

приходит

к

той

или

иной

жизненной

стратегии

поведения

в

возникающих

межличностных

конфликтах.

Если

подростку в этот период помочь и научить его конструктивному разрешению

конфликтов, то и дальнейшей своей жизни он будет придерживаться этой

стратегии.



В раздел образования