Автор: Масловская Ольга Александровна
Должность: магистрант 1 курса, профиль «Психологическое консультирование в образовании»
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «ОмГПУ»
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ СТРАТЕГИЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: высшее образование
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОДНОЙ ИЗ
СТРАТЕГИЙ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В XXI веке реалии современного мира постоянно предъявляют все новые
и новые требования к людям. И если взрослому человеку с уже сложившейся
психикой легко перестроиться, то подрастающему поколению это сделать
гораздо сложнее. Это обусловлено тем, что подросток находится на «…
«распутье» в выборе своей жизненной стратегии и опасается выбрать не тот,
по его мнению, путь…»
1
. Особенно актуальным в этом возрасте является
проблема
конфликтности
-
по
причине
не
сформированности
системы
жизненных ценностей и норм, и желания самоутвердиться в окружающем его
обществе.
В начале нашей работы была выдвинута гипотеза о том, что от уровня
сформированности личностных и межличностных отношений подростка с
окружающим миром, а также от его умения разрешать межличностыне
конфликты в сфере дружбы будет зависеть то, какие качества и черты
характера разовьются в нем. Эти качества, заложенные в подростковом
возрасте, будут являться основополагающими в его взрослой жизни в сфере
дружбы.
Подтверждение
гипотезы
стало
возможным
в
ходе
анализа
теоретических аспектов особенностей межличностных конфликтов в сфере
дружбы
в
подростковом
возрасте
и
исследования
уровня
конфликтности
подростков в сфере дружбы. Исходя из данного анализа и изучив психолого-
педагогическую
литературу,
описывающую
основные
теоретических
положения процесса межличностных отношений в конфликтах, рассмотрев
более
подробно
их
на
примере
подросткового
возраста
и
обобщив
полученные результаты исследования можно сделать следующие выводы:
Межличностное общение между людьми – важнейший признак именно
человеческого
существования.
Без
него
невозможны
деятельность,
1
формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие
личности.
Оно
сопровождает
все
эти
процессы,
способствует
их
осуществлению. Человек отличается от животных наличием у него особой,
жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего
времени он проводит в общении с другими людьми.
В межличностном общении выделяются следующие аспекты: содержание,
цель, средства и функции. От сочетания данных аспектов определяется вид
общения, который использует личность в процессе межличностных отношений.
В
жизни
человека
межличностное
общение
не
существует
как
обособленный односторонний
процесс
или
самостоятельная
форма
активности. Оно включено в межличностные отношения, которые не могут ни
возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Процесс развития межличностных отношений может происходить нормально
лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и
поддерживается система
взаимной
поддержки,
доверия,
открытости,
обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей
бескорыстно помогать друг другу
Общение
с
близким
товарищем
выделяется
в
совершенно
особую
деятельность подростка. Она существует как самостоятельная деятельность,
которая
может
быть
названа
деятельностью
общения.
Предметом
этой
деятельности является другой человек – друг-сверстник как человек. Эта
деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по
отношению друг к другу, с другой, – в форме размышлений о поступках
товарища
и
взаимоотношениях
с
ним.
Таким
образом,
сфера
личных
взаимоотношений
имеет
огромное
значение
для
формирования
личности
подростка.
Подросток
вступает
в
определённые
личные
отношения
со
сверстниками.
Эти
отношения
основываются
на
чувстве
симпатии
и
антипатии,
на
дружбе,
товариществе
и
так
далее.
Кроме
того,
личные
отношения могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов.
Личные
взаимоотношения,
которые
«как
бы
пронизывают
коллектив
невидимыми
нитями
симпатий,
привязанностей,
антипатий»
оказывают
сильнейшее воздействие и на жизнь каждого школьника и на деятельность
группы в целом. Эти отношения в подростковом возрасте влияют на развитие
личности, поведение и учёбу.
В
подростковом
возрасте
меняется
сам
характер
взаимоотношений
детей.
Для
подростка
важными
становятся
такие
качества,
как
сообразительность, смелость, отважность, умение владеть собой. Требование
уважения личности и человеческого достоинства каждого человека играет
первостепенное значение во взаимоотношениях подростков между собой.
В
подростковом
возрасте
происходит
резкий
перелом,
связанный
с
обострением потребности в общении со сверстниками. Именно общение
становится ведущим типом деятельности. Сфера личных взаимоотношений
имеет огромное значение для формирования личности подростка. В общении
со сверстниками происходит усвоение моральных норм, осваивается система
моральных ценностей.
Межличностное общение является ключевым для подростка и от того,
как
он
строит
в
ней
межличностные
отношения,
зачастую
зависит
его
комфортность пребывания в окружающем его социуме. Каждая личность в
процессе
взросления
постепенно
приходит
к
той
или
иной
жизненной
стратегии
поведения
в
возникающих
межличностных
конфликтах.
Если
подростку в этот период помочь и научить его конструктивному разрешению
конфликтов, то и дальнейшей своей жизни он будет придерживаться этой
стратегии.