Напоминание

Урок по Основам православной культуры. Теме: «Россия – наша Родина»


Автор: Горбашкова Ольга Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Гусь - Хрустальный Владимирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по Основам православной культуры. Теме: «Россия – наша Родина»
Раздел: начальное образование





Назад




1

Методическая разработка урока по Основам православной культуры.

Теме: «Россия – наша Родина»

Цель: формирование гражданской идентичности личности.

Задачи:

познакомить

учащихся

с

понятиями

Отечество, Духовный

мир,

Культурные

традиции, государственными

символами

страны;

воспитать

чувства

гордости за свою Родину; развить интерес к истории страны,

Оборудование: аудиозаписи и видеозаписи песен, слайды по содержанию песен

и стихов; физическая карта России, герб и флаг России;

Ход урока.

1.

Организационный момент:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый предмет «Основы

православной культуры». Посмотрите на учебник , только не открывайте его и

скажите, что обозначают слова в названии, а найти их можно в словарях , которые

лежат у Вас на партах.

- Основа - главное, на чём строится то, что является сущностью чего либо.

- Православие, одно из основных направлений в христианстве, в христианской вере..

- Культура - образовано от латинского слова и обозначает возделывание, воспитание,

образование, учение. Под культурой понимают почитание света, культ света как

просветление с точки зрения образования.

Так что же мы будем изучать на наших уроках?

Главное, что является сущностью Православной веры, её культуры т. е. мы будим

говорить на наших уроках о том:

Что такое добро и зло, совесть и раскаяние, милосердие и сострадание?

Что такое подвиг и кто такой герой?

Что такое религия и чем она отличается от культуры?

Узнаем,

что

такое

храм,

монастырь,

познакомимся

с

православными

иконами,

праздниками и много-много чего интересного будет на наших уроках.

2.

Введение в тему урока.

Ну а тему сегодняшнего урока вы определите сами, прослушав стихотворение В.

Духанина. Выходит подготовленный ученик и читает стихотворение «Русь» на экране

слайды.

Россия.

Что такое Россия? Это жаркое лето,

Когда много цветов на зелёном лугу,

Когда брызги на море жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,

Когда в небе, курлыча, летят журавли,

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

2

Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна.

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю.

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно

Люблю!

3. Работа над новым материалом.

- Так какая же тема нашего урока?

- Россия – наша родина. (слайд)

Слайд на котором написано – Россия.

-

А

как

по

другому

называют

нашу

страну?

(Российская

Федерация),

на

слайде

появляется «Российская Федерация».

У каждого человека кроме имени есть ещё и ……. (отчество).

- А зачем человеку отчество? (называют имя и отчество когда хотят обратиться с

уважением)

Вот и мы уважительно нашу родину называем «ОТЕЧЕСТВО» (термин на слайде)

- А как ласково мы называем Россию, если хотим показать, что мы её очень любим,

любим то место, где мы родились, живём, учимся, где живут наши родственники и

друзья? (Родина) на слайде новое слово.

Прочитайте

слова

которые

появились

на

нашем

слайде

(Россия

Российская

Федерация – Отечество – Родина).

Появляется на экране карта России.

– Посмотрите на карту. Наша страна очень велика. Она так велика, что над её

просторами почти никогда не заходит солнце.

Послушайте как пишет Иван Никитин в своём стихотворении «РУСЬ»

3

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную...

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

4

По

данным

последней

переписи

населения,

проведённой

в

2010

году,

население

России составляет более 142 миллионов человек.

В России проживает 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Всех людей, населяющих нашу страну, называют россиянами. Столица Нашей Родины

город Москва.

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башня Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

У каждого государства есть свои символы.

Что такое символ государства? (работа со словарями).

Символы - условные знаки или изображения. Символы отражают историю государства

и его народа.

Какие государственные символы вы знаете?

К государственным символам любой страны относятся герб, флаг, гимн.

Герб России.

Стихотворение В. Степанова наизусть читает ученик.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный

Флаг.

Что символизируют 3цвета флага?

Белый – воздух

Синий – вода

Красный – огонь

Белый цвет – берёзка

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Гимн.

Что это такое? (работа со словарями)

Гимн

слово

греческого

происхождения.

Оно

означает

торжественную,

хвалебную песню. Гимн России написал С.В.Михалков, музыку – А.В.Александров.

Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости

за свою Родину.

Послушайте Государственный гимн России.

Какие чувства вызывает у вас исполнение гимна?

Опять на слайде Карта России.

Посмотрите, сколько рек протекает на территории России. Сколько лесов произрастает

на территории нашей Родины. А сколько городов, сёл, деревень? Сколько построил

человек заводов, фабрик домов? Сколько создал вещей необходимых для жизни? Это

5

материальный мир – мир, который мы можем ощутить, потрогать, увидеть, услышать.

Но

есть

ещё

один

мир.

Мир,

который

вы

изучаете

на

уроках

русского

языка

и

литературы, иностранного языка, математики, ИЗО, музыки, технологии – это знания,

содержащиеся в книгах, произведениях искусства. Это мир культуры, а по-другому

можно сказать ДУХОВНЫЙ МИР.

4.

Работа с текстом.

Дети читают текст с. 4 – 5 со слов Духовный мир…

Вопросы после прочтения текста:

- Что такое духовный мир человека?

- Где в школе мы изучаем этот мир?

- Как ещё можно назвать духовный мир?

- Что такое внутренний мир человека?

- Как по - другому называется внутренний мир человека?

В зависимости от состояния своего внутреннего мира человек может радоваться,

грустить, смеяться, плакать, создавать что-то новое или разрушать, выбрать добро или

зло, любовь или ненависть, милосердие или жестокость, правду или ложь. А это

зависит

от

того

как

ты

сам

наполнишь

свой

внутренний

мир,

к

чему

будешь

стремиться.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм: «Диалог о внутреннем мире».

Я думаю, что этот фильм вы запомните и будите вспоминать, когда у вас на душе будет

тоскливо или захочется совершить недобрый поступок.

В

духовном

мире

есть

свои

дороги

культурные

традиции

эти

традиции

накапливались многими поколениями наших предков. Особое место среди культурных

традиций занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они

основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

И если мы будем следовать этим традициям, то всегда сможем отличить хорошее от

дурного.

Песня: Анатолий Днепров «Россия»

5.

Рефлексия.

А сейчас я порошу вас заполнить тест, а я посмотрю, какие внимательные вы

были на уроке:

1.

Почему каждый Россиянин должен любить свою Родину?

А) Недра земли таят большие богатства и человек может обогатиться;

Б) Родина у человека, как мать - одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных,

как свою маму;

В) Это позволяет комфортно жить.

2. Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

А) В обогащении страны материальными благами;

Б) В освоении духовных богатств своего народа;

В) В завоевании других территорий.

3. В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

А) В духовной традиции народов, которые проживают на её территории.

Б) В большой территории и природных ресурсах;

6

В) В богатых и влиятельных людях.

4. Зачем народу традиции?

А) Помогают сохранять связь с прошлым;

Б) Традиции не нужны народу;

В) Традиции – это прежде всего праздники, а они нужны , что бы веселиться.

6.

Д/З

Стр. 4-5 читать, термины наиз., задание №2 в тетради.



В раздел образования