Напоминание

ЛИЧНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ


Автор: Нездайминова Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: ЛИЧНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ЛИЧНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ

Нездайминова Елена Анатольевна, педагог-психолог

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»

Понятие

личности

начало

складываться

уже

в

древности.

Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр

древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Термин

«личность»

впоследствии

стал

обозначать

реальную

роль

человека

в

общественной жизни.

Направленность на целостный подход к психологическому изучению

личности человека издавна интересовала философов. Изучение личности как

условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не

«отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из

самых

сложных.

Серьёзные

трудности

возникают

уже

при

попытках

выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином

«личность».

Личность является не только предметом психологии, но и предметом

философского, общественно – исторического познания.

Охарактеризуем

кратко

особенности

понимания

лично сти

А.Н.Леонтьевым[1].

Личность, по его мнению - это психологическое образование особого

типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности,

формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно

отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности,

прежде

всего

генотипически

обусловленные

особенности

человека:

физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические

силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а

также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе

профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.[2]

При этом различают филогенез - как процесс становления психических

структур

в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории

человечества в целом, и онтогенез - как процесс индивидуального развития

человека.

Областью

(сферой)

психического

развития

выступает

психическое

пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного

качества и свойств: психо-физические свойства - свойства, характеризующие

деятельность

сенсорных

(ощущение)

и перцептивных (восприятие) систем

человека; психосоциальные свойства - свойства, характеризующие деятельность

эмоциональной и личностной сферы человека; когнитивные свойства - свойства,

характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей

человека;

Я-концепция

-

целостный

образ

собственного

Я

человека,

представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей

степени

осознаваемую систему

представлений

человека

о

самом

себе;

самосознание личности - совокупность представлений человека о самом себе (Я-

концепция) и отношение к ней (самооценка) [3].

В

психологии

обычно

выделяют

такие

составляющие

процесса

изучения личности как:

- структура личности;

- направленность личности;

- соотношения биологического и социального в личности.

В

истории

науки

были

перебраны

практически

все

возможные

формально – логические связи между понятиями психическое, социальное,

биологическое.

Видный

отечественный

психолог

Б.Ф.Ломов

развивая

системный

подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и

неодназначность

решения

проблемы

соотношения

социального

и

биологического в личности.

Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается

анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде

всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи

проблема

соотношений

биологического

и

социального

выступает

преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий

сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и

то

и

другое

относится

к

индивиду

как

представителю

вида

«человек

разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий

фиксируются

разные

системы

свойств

человека:

в

понятии

организм

структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии

личность

его

включённость

в

жизнь

общества.

Как

уже

отмечалось,

исследуя

формирование

и

развитие

личности,

отечественная

психология

исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве

индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне

анализа

отношений

индивид

общество

не

может

быть

и

понято.

Объективным

же

основанием

личностных

свойств

индивида

является

система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.

В

глобальном

плане

формирование

и

развитие

личности

можно

рассматривать

как

усвоение

ею

социальных

программ,

сложившихся

в

данном обществе на данной исторической ступени.

Будучи

биосоциальным

существом,

человек

испытывает

на

себе

взаимодействие

генетической

и

социальной

программ.

Носителем

генетических

свойств

служат

молекулы

ДНК,

носителем

же

социальной

программы

является

опыт

человечества,

который

передаётся

новым

поколениям путём обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не

имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство

погасило для них биологическую эволюцию в виде расо- и видообразования.

Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека

неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же

время

социальные

условия

существования

людей

стали

все

больше

определять их развитие и развитие общества.

Человек

представляет

собой

целостное

единство

биологического

(организменного),

психического

и

социального

уровней,

которые

формируются

из

двух:

природного

и

социального,

наследственного

и

прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид ¾ это не

простая арифметическая сумма биологического, психического и социального,

а

их

интегральное

единство,

приводящее

к

возникновению

новой

качественной ступени – человеческой личности.

На

основе

критерия

соотношения

социального

и

биологического

в

качествах

личности

в

её

структуре

выделены

четыре

иерархически

соотносящиеся подструктуры:

1) - направленность личности;

2) - опыт;

3) - индивидуальные особенности психических процессов;

4) - включает биопсихические свойства.

Ведущим компонентом структуры личности является направленность –

совокупность

устойчивых

мотивов,

ориентирующих

поведение

и

деятельность личности относительно независимо от конкретных условий,

характеризуется

доминирующими

потребностями,

инт ере с ам и;

склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность –

это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая

избирательность

отношений

и

активности

человека.

Таким

образом,

направленность

выступает

как

системообразующее

свойство

личности,

определяющее её психологический склад.

Направленность

личности

всегда

социально

обусловлена

и

формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие

свойствами личности. Все формы направленности личности вместе с тем

являются мотивами её деятельности

Процесс

формирования

и

развития

личности наиболее

понятен

при

рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности.

Детерминанты

личности

это

группы

факторов,

предопределяющие

формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты

– это биологические, социальные и культурные.

Стадии

развития

личности. Этот

подход

рассматривает

каждую

человеческую личность как развивающуюся по определенным стадиям во

взаимодействии со средой. Подход к формированию личности, основанный

на выделении ее черт, определяет такое их сочетание, которое лучше всего

отражает личность. Принято считать, что черты личности организованы в

иерархию,

начиная

с

конкретных

реакций

и

кончая

общими

стилями

психологического функционирования.

Черта личности является базовой единицей личности и представляет

широкую обобщенную диспозицию (склонность) вести себя определенным

образом,

которая

проявляется

в

поведении

человека

в

широком

спектре

ситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами –

частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.

Таким

образом, личность

-

это

социальный

индивид,

субъект

общественных

отношений,

деятельности

и

общения.

В

несколько

упрощенном

виде

можно

сказать,

что

термином

«индивид»

обозначают

биологическую

сущность

человека,

а

термином

«личность»

его

социальную

сущность.

Индивидом

рождаются,

а

личностью

становятся.

Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало

включено в личность и проявляется в личностном.

Список литературы:

1.Федоренко

Е.Ю.

Психологические

механизмы

отчуждения

ребенка

от

учебного процесса: Дис. канд. психол. наук, Красноярск, 2000. - 152с.

2. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и

обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем

развития образования . VI Конференция Вестник образования№1(26) январь

—март 2011 с.50-51

3.

Фельдштейн

Д.И.

Человек

в

современном

мире:

тенденции

и

потенциальные

возможности

развития/Д.И.Фельдштейн.

-

М.:

изд.

Московского

психолого-социального

института;

Воронеж:

изд.

НПО

«МОДЭК», 2008,- 16с.



В раздел образования