Автор: Нездайминова Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: ЛИЧНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ
Раздел: среднее образование
ЛИЧНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ
Нездайминова Елена Анатольевна, педагог-психолог
ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Понятие
личности
начало
складываться
уже
в
древности.
Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр
древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Термин
«личность»
впоследствии
стал
обозначать
реальную
роль
человека
в
общественной жизни.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению
личности человека издавна интересовала философов. Изучение личности как
условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не
«отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из
самых
сложных.
Серьёзные
трудности
возникают
уже
при
попытках
выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином
«личность».
Личность является не только предметом психологии, но и предметом
философского, общественно – исторического познания.
Охарактеризуем
кратко
особенности
понимания
лично сти
А.Н.Леонтьевым[1].
Личность, по его мнению - это психологическое образование особого
типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности,
формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно
отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности,
прежде
всего
генотипически
обусловленные
особенности
человека:
физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические
силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а
также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе
профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.[2]
При этом различают филогенез - как процесс становления психических
структур
в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории
человечества в целом, и онтогенез - как процесс индивидуального развития
человека.
Областью
(сферой)
психического
развития
выступает
психическое
пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного
качества и свойств: психо-физические свойства - свойства, характеризующие
деятельность
сенсорных
(ощущение)
и перцептивных (восприятие) систем
человека; психосоциальные свойства - свойства, характеризующие деятельность
эмоциональной и личностной сферы человека; когнитивные свойства - свойства,
характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей
человека;
Я-концепция
-
целостный
образ
собственного
Я
человека,
представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей
степени
осознаваемую систему
представлений
человека
о
самом
себе;
самосознание личности - совокупность представлений человека о самом себе (Я-
концепция) и отношение к ней (самооценка) [3].
В
психологии
обычно
выделяют
такие
составляющие
процесса
изучения личности как:
- структура личности;
- направленность личности;
- соотношения биологического и социального в личности.
В
истории
науки
были
перебраны
практически
все
возможные
формально – логические связи между понятиями психическое, социальное,
биологическое.
Видный
отечественный
психолог
Б.Ф.Ломов
развивая
системный
подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и
неодназначность
решения
проблемы
соотношения
социального
и
биологического в личности.
Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается
анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде
всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи
проблема
соотношений
биологического
и
социального
выступает
преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий
сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и
то
и
другое
относится
к
индивиду
как
представителю
вида
«человек
разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий
фиксируются
разные
системы
свойств
человека:
в
понятии
организм
–
структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии
личность
–
его
включённость
в
жизнь
общества.
Как
уже
отмечалось,
исследуя
формирование
и
развитие
личности,
отечественная
психология
исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве
индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне
анализа
отношений
индивид
–
общество
не
может
быть
и
понято.
Объективным
же
основанием
личностных
свойств
индивида
является
система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.
В
глобальном
плане
формирование
и
развитие
личности
можно
рассматривать
как
усвоение
ею
социальных
программ,
сложившихся
в
данном обществе на данной исторической ступени.
Будучи
биосоциальным
существом,
человек
испытывает
на
себе
взаимодействие
генетической
и
социальной
программ.
Носителем
генетических
свойств
служат
молекулы
ДНК,
носителем
же
социальной
программы
является
опыт
человечества,
который
передаётся
новым
поколениям путём обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не
имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство
погасило для них биологическую эволюцию в виде расо- и видообразования.
Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека
неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же
время
социальные
условия
существования
людей
стали
все
больше
определять их развитие и развитие общества.
Человек
представляет
собой
целостное
единство
биологического
(организменного),
психического
и
социального
уровней,
которые
формируются
из
двух:
природного
и
социального,
наследственного
и
прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид ¾ это не
простая арифметическая сумма биологического, психического и социального,
а
их
интегральное
единство,
приводящее
к
возникновению
новой
качественной ступени – человеческой личности.
На
основе
критерия
соотношения
социального
и
биологического
в
качествах
личности
в
её
структуре
выделены
четыре
иерархически
соотносящиеся подструктуры:
1) - направленность личности;
2) - опыт;
3) - индивидуальные особенности психических процессов;
4) - включает биопсихические свойства.
Ведущим компонентом структуры личности является направленность –
совокупность
устойчивых
мотивов,
ориентирующих
поведение
и
деятельность личности относительно независимо от конкретных условий,
характеризуется
доминирующими
потребностями,
инт ере с ам и;
склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность –
это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая
избирательность
отношений
и
активности
человека.
Таким
образом,
направленность
выступает
как
системообразующее
свойство
личности,
определяющее её психологический склад.
Направленность
личности
всегда
социально
обусловлена
и
формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие
свойствами личности. Все формы направленности личности вместе с тем
являются мотивами её деятельности
Процесс
формирования
и
развития
личности наиболее
понятен
при
рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности.
Детерминанты
личности –
это
группы
факторов,
предопределяющие
формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты
– это биологические, социальные и культурные.
Стадии
развития
личности. Этот
подход
рассматривает
каждую
человеческую личность как развивающуюся по определенным стадиям во
взаимодействии со средой. Подход к формированию личности, основанный
на выделении ее черт, определяет такое их сочетание, которое лучше всего
отражает личность. Принято считать, что черты личности организованы в
иерархию,
начиная
с
конкретных
реакций
и
кончая
общими
стилями
психологического функционирования.
Черта личности является базовой единицей личности и представляет
широкую обобщенную диспозицию (склонность) вести себя определенным
образом,
которая
проявляется
в
поведении
человека
в
широком
спектре
ситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами –
частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.
Таким
образом, личность
-
это
социальный
индивид,
субъект
общественных
отношений,
деятельности
и
общения.
В
несколько
упрощенном
виде
можно
сказать,
что
термином
«индивид»
обозначают
биологическую
сущность
человека,
а
термином
«личность»
—
его
социальную
сущность.
Индивидом
рождаются,
а
личностью
становятся.
Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало
включено в личность и проявляется в личностном.
Список литературы:
1.Федоренко
Е.Ю.
Психологические
механизмы
отчуждения
ребенка
от
учебного процесса: Дис. канд. психол. наук, Красноярск, 2000. - 152с.
2. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и
обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем
развития образования . VI Конференция Вестник образования№1(26) январь
—март 2011 с.50-51
3.
Фельдштейн
Д.И.
Человек
в
современном
мире:
тенденции
и
потенциальные
возможности
развития/Д.И.Фельдштейн.
-
М.:
изд.
Московского
психолого-социального
института;
Воронеж:
изд.
НПО
«МОДЭК», 2008,- 16с.