Напоминание

"Необходимые условия формирования опорно-двигательной системы организма дошкольников в ДОУ".


Автор: Иванова Елена Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Необходимые условия формирования опорно-двигательной системы организма дошкольников в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Необходимые условия формирования опорно-двигательной системы

организма дошкольников в ДОУ".

Коррекционная работа с детьми, педагогами и родителями ведётся в

тесной взаимосвязи со специалистами: врачом ЛФК и инструктором ЛФК.

Мебель

в

ортопедических

группах

соответствует

росту

ребенка,

жёсткая

постель, специальные подушки, ношение ортопедической обуви. В группах

есть

физкультурный

и

ортопедический

уголки

(массажные

дорожки,

гимнастические палки, мячи, обручи, стенка для коррекции осанки). Чтобы

удовлетворить

двигательную

потребность

в

течение

дня,

утро

у

нас

начинается с утренней зарядки.

Утренняя

гимнастика

-

комплекс

специально

подобранных

упражнений, разносторонне воздействующих на организм ребёнка. Утренняя

гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день.

Проводится гимнастика до завтрака воспитателем. Выполнение физических

упражнений

с

утра

помогает

решить

несколько

важных

задач:

-

в

краткосрочной перспективе – будит организм ребёнка, переключает внимание

на

коллективный

вид

деятельности;

-

в

долгосрочной

перспективе

предотвращает

появление

плоскостопия,

способствует

формированию

правильной

осанки,

укреплению

мышц

и

прочее.

Комплекс

упражнений

построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы

мышц.

Гимнастика

завершается

спокойным

видом

деятельности:

непродолжительной

ходьбой,

релаксацией,

пальчиковой

игрой,

упражнениями на восстановление дыхания.

Во

время

образовательной

деятельности

необходимо

постоянно

изменять условия организации детей с нарушением опорно-двигательного

аппарата,

проводить

физкультминутки,

которые

способствуют

снятию

локального

утомления.

По

содержанию

физкультминутки

различны

и

предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц

или систему организма в зависимости от ощущения усталости.

Физкультминутки – это кратковременные упражнения, проводимые с

целью

предупреждения

утомления,

восстановления

умственной

работоспособности.

Задачи

физкультминуток:

помогают

отдохнуть,

развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки,

улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы,

активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают

интерес к занятиям. Физические упражнения улучшают кровообращение,

работу

сердца,

легких,

способствуют

восстановлению

положительного

эмоционального

состояния.

В

работе

так

же

используем

“массажные”

коврики и дорожки, что помогает снять мышечное напряжение со стоп и

благотворно

влияет

на

весь

организм

в

целом.

Ежедневно

в

группе

проводится так называемый "ортопедический час". Он состоит из комплексов

оздоровительных занятий и состоит из трёх частей: - подготовительная, она

включает в себя разные виды ходьбы, оздоровительный бег, упражнения на

формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, позволяющие

подготовить

организм

ребёнка

к

нагрузке;

-

основная,

в

неё

входят

упражнения,

обеспечивающие

развитие

общей

и

силовой

выносливости

мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки, для создания мышечного

корсета,

корригирующие

упражнения

в

сочетании

с

общеразвивающими,

затем

идут

упражнения

с

массажными

мячиками

для

профилактики

плоскостопия;

-

заключительная,

она

строится

из

упражнений

на

расслабление,

выполняемых

в

исходных

положениях

лёжа

на

спине,

дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки; в

конце

части

-

эмоциональная

разгрузка

-

подвижные

игры.

С

целью

закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных

занятий дети занимаются босиком. Основной задачей "ортопедического часа"

является профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Гимнастика

после

дневного

сна

это

комплекс

мероприятий,

облегчающих

переход

от

сна

к

бодрствованию.

Бодрящая

гимнастика

помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает

мышечный

тонус.

После

хорошей

гимнастики

у

детей

исчезает

чувство

сонливости,

вялости,

слабости,

повышается

умственная

и

физическая

работоспособность,

активность,

улучшается

настроение

и

самочувствие

ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Основными

задачами

гимнастики

после

сна

являются

пробуждение

организма,

нормализация

сердечно

-

сосудистой,

дыхательной

системы,

снятие сонливости, вялости, укрепление здоровья детей. В течение всего дня,

во время образовательной и самостоятельной деятельности детей, следим за

тем, как ребёнок стоит и ходит (с опорой на обе ноги, не «заваливаясь» на

одну сторону, плечи расправлены, живот подтянут, при ходьбе сохраняет

осанку, не «приседает» на ногу при каждом шаге); следим, как ребёнок сидит,

упорно

формируем

правильную

осанку

возле

коррекционной

стенки.

Правильная

организация

физического

воспитания

детей

в

повседневной

жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для

здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.

Соблюдать

ортопедический

режим

значит

обеспечить

наиболее

благоприятные условия для сохранения здоровья: - разгрузка позвоночника; -

выполнение защитных для позвоночника мер; - профилактики плоскостопия

и нарушений свода стопы; - укрепление общего состояния здоровья ребёнка.

Коррекционная

работа

по

исправлению

нарушений

ОДА

проводится

систематически и длительно (до окончания роста ребёнка), поэтому полного

исправления нарушений осанки и плоскостопия в условиях ДОУ мы не

ожидаем.

Главным

показателем

эффективности

коррекционной

работы

является замедление или полное прекращение прогрессирования нарушения

осанки и свода стопы.

Анализируя результаты диагностики, мы совместно с врачом приходим

к выводу, что постоянное и целенаправленное соблюдение ортопедического

режима

способствует

улучшению

самочувствия,

снижению

общей

утомляемости, дети окрепли и стали более выносливыми и активными. У

большинства

детей

отмечается

положительная

динамика

клинических

симптомов:

уменьшение

степени

выраженности

угла

отклонения

позвоночника, значительное увеличение показателей степени выносливости

мышц

спины

и

живота,

выявлена

положительная

динамика

состояния

показателей дыхательной системы.

Таким образом, обосновали, что соблюдение ортопедического режима в

детском саду имеет не только профилактический характер, но и позволяет

устранить

причины

нарушений

осанки

и

свода

стопы

на

ранних

этапах

формирования.



В раздел образования