Автор: Иванова Елена Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Необходимые условия формирования опорно-двигательной системы организма дошкольников в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование
"Необходимые условия формирования опорно-двигательной системы
организма дошкольников в ДОУ".
Коррекционная работа с детьми, педагогами и родителями ведётся в
тесной взаимосвязи со специалистами: врачом ЛФК и инструктором ЛФК.
Мебель
в
ортопедических
группах
соответствует
росту
ребенка,
жёсткая
постель, специальные подушки, ношение ортопедической обуви. В группах
есть
физкультурный
и
ортопедический
уголки
(массажные
дорожки,
гимнастические палки, мячи, обручи, стенка для коррекции осанки). Чтобы
удовлетворить
двигательную
потребность
в
течение
дня,
утро
у
нас
начинается с утренней зарядки.
Утренняя
гимнастика
-
комплекс
специально
подобранных
упражнений, разносторонне воздействующих на организм ребёнка. Утренняя
гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день.
Проводится гимнастика до завтрака воспитателем. Выполнение физических
упражнений
с
утра
помогает
решить
несколько
важных
задач:
-
в
краткосрочной перспективе – будит организм ребёнка, переключает внимание
на
коллективный
вид
деятельности;
-
в
долгосрочной
перспективе
–
предотвращает
появление
плоскостопия,
способствует
формированию
правильной
осанки,
укреплению
мышц
и
прочее.
Комплекс
упражнений
построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы
мышц.
Гимнастика
завершается
спокойным
видом
деятельности:
непродолжительной
ходьбой,
релаксацией,
пальчиковой
игрой,
упражнениями на восстановление дыхания.
Во
время
образовательной
деятельности
необходимо
постоянно
изменять условия организации детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата,
проводить
физкультминутки,
которые
способствуют
снятию
локального
утомления.
По
содержанию
физкультминутки
различны
и
предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц
или систему организма в зависимости от ощущения усталости.
Физкультминутки – это кратковременные упражнения, проводимые с
целью
предупреждения
утомления,
восстановления
умственной
работоспособности.
Задачи
физкультминуток:
помогают
отдохнуть,
развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки,
улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы,
активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают
интерес к занятиям. Физические упражнения улучшают кровообращение,
работу
сердца,
легких,
способствуют
восстановлению
положительного
эмоционального
состояния.
В
работе
так
же
используем
“массажные”
коврики и дорожки, что помогает снять мышечное напряжение со стоп и
благотворно
влияет
на
весь
организм
в
целом.
Ежедневно
в
группе
проводится так называемый "ортопедический час". Он состоит из комплексов
оздоровительных занятий и состоит из трёх частей: - подготовительная, она
включает в себя разные виды ходьбы, оздоровительный бег, упражнения на
формирование правильной осанки, дыхательные упражнения, позволяющие
подготовить
организм
ребёнка
к
нагрузке;
-
основная,
в
неё
входят
упражнения,
обеспечивающие
развитие
общей
и
силовой
выносливости
мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки, для создания мышечного
корсета,
корригирующие
упражнения
в
сочетании
с
общеразвивающими,
затем
идут
упражнения
с
массажными
мячиками
для
профилактики
плоскостопия;
-
заключительная,
она
строится
из
упражнений
на
расслабление,
выполняемых
в
исходных
положениях
лёжа
на
спине,
дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки; в
конце
части
-
эмоциональная
разгрузка
-
подвижные
игры.
С
целью
закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных
занятий дети занимаются босиком. Основной задачей "ортопедического часа"
является профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Гимнастика
после
дневного
сна
–
это
комплекс
мероприятий,
облегчающих
переход
от
сна
к
бодрствованию.
Бодрящая
гимнастика
помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает
мышечный
тонус.
После
хорошей
гимнастики
у
детей
исчезает
чувство
сонливости,
вялости,
слабости,
повышается
умственная
и
физическая
работоспособность,
активность,
улучшается
настроение
и
самочувствие
ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Основными
задачами
гимнастики
после
сна
являются
пробуждение
организма,
нормализация
сердечно
-
сосудистой,
дыхательной
системы,
снятие сонливости, вялости, укрепление здоровья детей. В течение всего дня,
во время образовательной и самостоятельной деятельности детей, следим за
тем, как ребёнок стоит и ходит (с опорой на обе ноги, не «заваливаясь» на
одну сторону, плечи расправлены, живот подтянут, при ходьбе сохраняет
осанку, не «приседает» на ногу при каждом шаге); следим, как ребёнок сидит,
упорно
формируем
правильную
осанку
возле
коррекционной
стенки.
Правильная
организация
физического
воспитания
детей
в
повседневной
жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для
здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.
Соблюдать
ортопедический
режим
—
значит
обеспечить
наиболее
благоприятные условия для сохранения здоровья: - разгрузка позвоночника; -
выполнение защитных для позвоночника мер; - профилактики плоскостопия
и нарушений свода стопы; - укрепление общего состояния здоровья ребёнка.
Коррекционная
работа
по
исправлению
нарушений
ОДА
проводится
систематически и длительно (до окончания роста ребёнка), поэтому полного
исправления нарушений осанки и плоскостопия в условиях ДОУ мы не
ожидаем.
Главным
показателем
эффективности
коррекционной
работы
является замедление или полное прекращение прогрессирования нарушения
осанки и свода стопы.
Анализируя результаты диагностики, мы совместно с врачом приходим
к выводу, что постоянное и целенаправленное соблюдение ортопедического
режима
способствует
улучшению
самочувствия,
снижению
общей
утомляемости, дети окрепли и стали более выносливыми и активными. У
большинства
детей
отмечается
положительная
динамика
клинических
симптомов:
уменьшение
степени
выраженности
угла
отклонения
позвоночника, значительное увеличение показателей степени выносливости
мышц
спины
и
живота,
выявлена
положительная
динамика
состояния
показателей дыхательной системы.
Таким образом, обосновали, что соблюдение ортопедического режима в
детском саду имеет не только профилактический характер, но и позволяет
устранить
причины
нарушений
осанки
и
свода
стопы
на
ранних
этапах
формирования.