Напоминание

«Дифференциация обучения как одно из условий повышения качества образования при реализации ФГОС НОО».


Автор: Пащенко Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ№10
Населённый пункт: п.Цимлянский Шпаковского района Ставропольсокго края
Наименование материала: стаья
Тема: «Дифференциация обучения как одно из условий повышения качества образования при реализации ФГОС НОО».
Раздел: начальное образование





Назад




«Дифференциация обучения как одно из условий повышения качества образования

при реализации ФГОС НОО».

Пащенко Л.И.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №10»

п.Цимлянский

«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного

выбора».

Ш.А. Амонашвили

Современный урок должен быть проблемным, развивающим, он должен активировать

деятельность учащихся начальной школы. Это значит, что при изучении содержания

любого предмета важно не формировать готовые факты, не навешивать новые знания, а

создавать условия, при которых ученик с помощью учителя разворачивал бы учебный

материал, прогнозировал направление своего развития. Ребенок должен научиться умению

самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать

гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Применяя в своей работе элементы современных педагогических технологий, учитель

начальных классов добивается того, чтобы школьник стал активным участником процесса

обучения. Одной из таких технологий является и технология уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация является эффективным средством повышения качества знаний

обучающихся,

способствует

развитию

их

мышления,

играет

определяющую

роль

в

осуществлении личностно – ориентированного подхода к учащимся, так как обеспечивает

сознательное осмысление всех элементов структуры выполняемой учебной деятельности.

Она оказывает положительное воздействие на личность школьника, позволяет ему стать

полноправным участником учебного процесса, получить, наконец, свободу выбора своего

поведения.

Существует ряд важных условий, которые необходимы для успешного осуществления

у р о в н е в о й

д и ф ф е р е н ц и а ц и и :

- Выделенные уровни усвоения материала должны быть открытыми для учащихся.

- Уровень обучения должен быть значительно выше, иначе и уровень обязательной

п о д г о т о в к и

н е

б у д е т

д о с т и г н у т .

- В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по

уровням.

- Добровольность в выборе уровня усвоения.

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с

разным

уровнем

способностей:

для

реабилитации

отстающих

и

для

(продуктивного)

п р од в и н у то го

о бу ч е н и я

т ех ,

кто

с п о с о бе н

у ч и т ь с я

с

о п е р е ж е н и е м .

Необходимо

хорошо

понимать,

что

разноуровневая

форма

обучения

не

может

дать

положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и

методикой преподавания. Приступая к изучению темы, необходимо соотнести количество

рекомендуемых

часов

с

трудностью

темы,

учитывая

посильность

ее

для

класса.

В

соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и

умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала.

Можно

и

нужно

использовать

дифференциацию

на

разных

этапах

урока.

Виды

дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель. Если учителя

волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет

осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на

различных планируемых трех уровнях:

1 уровень - минимальный (репродуктивный)

Выполнение

заданий

этого

уровня

основано

на

памяти

учащихся.

Если

учащиеся,

выбирают

задания

воспроизводящего

характера,

решают

шаблонные,

многократно

рассматриваемые ранее задачи, то за выполнение такого задания они получают отметку

«3».

2 уровень - понимания и творчества (частично-поисковый)

Здесь выполнение заданий требует мыслительных операций. Если учащиеся выбирают

задания, при выполнении которых они могут воспользоваться способом получения тех или

иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов,

и

приводя

соответствующий

анализ

этих

фактов,

решают

задачи,

которые

можно

расчленить на подзадачи с одним типом связи (явным), то они получают отметку «4».

3 уровень - продвинутый (творческий)

Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше

остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, путём даже

таких,

в

которых

кроме

явной

присутствует

ещё

и

скрытая

(латентная)

связь;

ориентируются на глобальные и межпредметные признаки, отличающие широкие классы

объектов и явлений, и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и

нестандартные ситуации. Выполнение заданий такого уровня оцениваются отметкой «5».

Перечислю приёмы преподавания, которые используются в слабых группах на уроках

математики, русского языка, окружающего мира: описание, работа с правилом, работа по

образцу, работа с карточками -подсказками, тренировка в применении алгоритмов и т.д.

И для сравнения приёмы работы в сильных группах: создание проблемных ситуаций,

побуждение к поисковой деятельности, задания творческого характера, анализ и синтез

учебных ситуаций, самостоятельное создание алгоритмов действий и другие. На уроках

русского языка на этапе актуализации знаний предлагаю такие задания:

1.Объяснить значение слов и определить количество слогов в словах: интеллектуальность,

легкомыслие,просвещение.

2.Найти лишнюю пару: ростовчанка-ростовчанин, машинист-машинистка,узбек-узбечка.

3.Подчеркнуть лишнее слово в каждой строчке: подлежащее,сказуемое,местоимение;

ураган,буря,вьюга;

кавалерия,лошадь,конница;

4.Дополнить фразеологизмы и объяснить их значение:

Зарубить …..

Работать спустя.....

Как снег …..

В час …...

Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе

разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей

детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе

может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без

затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него

материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, не будет

тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется чувство

неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае у учащихся угаснет интерес к

обучению.

Так,например, изучая новые темы по окружающему миру предложить школьникам можно

такие домашние задания:

составить план к тексту параграфа;

составить экологическую сказку, памятку или листовку;

заполнить таблицу или составить схему;

работа с иллюстрациями- рассмотреть рисунок учебника и составить задания на

сравнение;

составить кроссворд к параграфу или викторину, ребус и т. д.

изготовить макет солнечной системы;

подготовить проект «Мое домашнее животное», «Зелёные страницы» и т.д.

Необходимо

отметить

положительные

аспекты

технологии

дифференцированного

о б у ч е н и я ,

э т о :

1 . П о в ы ш е н и е

у р о в н я

м о т и в а ц и и

у ч е н и я

в

с и л ь н ы х

г р у п п а х .

2.В группе, где собраны дети с одинаковыми способностями, ребенку легче учиться.

3. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

4.Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня

преподавания; обоснование, открывающее перспективы творческого применения; этот

уровень

позволяет

ребенку

проявить

с ебя

в

с амо стоятельной

р а б о т е .

5.Варианты

заданий

обычно

отличаются

уровнем

трудности,

уровнем

творчества,

объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.

6.Применение

игровых

приемов,

с

помощью

которых

задаётся

уровень

сложности

задания.

Следует отметить, что использование данной технологии на уроках способствовало тому,

что ученики начальной школы с большим удовольствием стали участвовать в олимпиадах,

к о н к у р с а х

р а з л и ч н о г о

у р о в н я ,

г о т о в я т

и н т е р е с н ы е

проекты,кроссворды,викторины,презентации,

повысился

уровень

учебной

мотивации.



В раздел образования