Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: учитель-логопед, дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ № 19
Населённый пункт: МО, г. Реутов
Наименование материала: Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте
Тема: «Звуки [Л] и [Л`]»
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной
группе с детьми с ЗПР (в роли детей – родители),
проведено на родительском собрании.
Тема «Звуки [Л] и [Л`]».
Цели:
- закрепить навык четкого произношения звуков [Л] и [Л`];
- научить определять позицию звуков [Л] и [Л`] в словах;
- закрепить навык четкого различения звуков [Л] и [Л`];
- учить звуковому анализу слов;
1. Организационный момент.
-Какой звук вы чаще всего слышится в стихотворении?
Лена искала булавку,
Булавка упала под лавку.
Под лавкой искать было лень,
Искала булавку весь день.
Верно, это звук [ Л ].
2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Т.А.Куликовская «Массаж лицевых мышц» комплекс 5
И.А.Волошина «Артикуляционная гимнастика для девочек».
3. Знакомство со звуками.
Логопед объясняет:
-Звук [Л]- согласный, звонкий. При произношении звука [Л] кончик языка упирается в верхние зубы.
«Слушай внимательно».
Дети поднимают руку, услышав звук [Л]: к-л-д-с-п-р-л-т-ш… Ро, са, лы, ка, ду, ло, ны, фо, су, ла...
Проводится работа с картинками. Дети отбирают те картинки, в названии которых есть звук [Л]:
лук, пила, лыжи, стол, лошадь, дятел, белка, елочка, голубь, пенал, палатка.
«Веселый поезд».
Дети расставляют отобранные картинки в вагончики в зависимости от места звука [Л] в слове
(начало, середина, конец).
Проводится звуковой анализ слов лампа, лук.
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [Л] и [Л`]: звук [Л] – согласный, твердый,
звонкий; звук [Л`] – согласный, звонкий, мягкий.
«Наоборот».
Дети произносят (по рядам) слоги:
1-й ряд со звуком [Л], а 2-й ряд – со звуком [Л`]: ла-ля, лу-лю, лы-ли, ло-лё, лэ-ле (и наоборот).
«Синий – зеленый».
Дети должны разложить одежду и обувь, головные уборы в два шкафчика (синий и
зеленый): со звуком [Л] – в синий, со звуком [Л] – в зеленый в словах: халат, пальто,
плащ, туфли, платье, платок, жилет.
«Подушка – камень».
Дети показывают «подушку» (мягкий звук) или «камень» (твердый звук), выделяя звуки [Л] и
[Л`] в стихотворении:
Львята лазить по лианам
Не могли, как обезьяны.
Но зато они умели
Ловко мастерить качели.
Ю.Раевский
Дети рассматривают сюжетную картинку и называют слова со звуками [Л] и [Л`].
Звуковой анализ слов лимон, лиса.
4. Итог.
Отзывы родителей.