Напоминание

"Главные и второстепенные члены предложения"


Автор: Окишева Ольга Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ пгт Кумены
Населённый пункт: пгт Кумены Кировской области
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: "Главные и второстепенные члены предложения"
Раздел: среднее образование





Назад




Окишева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы,

КОГОБУ СШ пгт. Кумены

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

«Главные и второстепенные члены предложения».

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Обучающая цель (предметный результат): закрепить полученные обучающимися

сведения о главных и второстепенных членах предложения, уметь находить главные и

второстепенные члены предложения и определять способы выражения главных и

второстепенных членов предложения, объяснять языковые явления.

Развивающая цель (метапредметный результат): развивать познавательную активность

обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности

анализировать,

обобщать,

делать

выводы;

развивать

речь

(

строить

монологическое

высказывание на лингвистическую тему), учить

анализировать ответы одноклассников,

понимать свои ошибки.

Воспитывающая цель (личностный результат): Воспитывать уважительное отношение

к своей родине, русскому языку, прививать любовь к спорту, обогащать словарный запас

учащихся.

П л а н и р у е м ы е

р е з у л ь т а т ы :

Предметные: Ученик будет знать: синтаксические признаки главных и второстепенных

ч л е н о в

п р е д л о ж е н и я

Ученик будет уметь: анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки

препинания

при

письме,

выполнять

синтаксический

и

пунктуационный

разборы,

анализировать текст.

Ученик получит возможность научиться: учащиеся научатся различать главные и

второстепенные

члены

предложения;

определять

способы

выражения

второстепенных

ч л е н о в

п р е д л о ж е н и я ;

о б ъ я с н я т ь

я з ы к о в ы е

я в л е н и я .

Метапредметные:

У

ученика

будут

сформированы

следующие

универсальные

учебные

действия:

Познавательные:

осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая

информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких

шагов;

читает

и

слушает,

извлекая

нужную

информацию,

систематизировать

материал,

полученный на предыдущих уроках.

Регулятивные

умение

ставить

и

формулировать

цель

деятельности,

планировать

последовательность

действий,

осуществлять

контроль,

самокоррекцию,

оформлять

свои

мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать

собственное

мнение

и

позицию,

строить

логическую

цепь

рассуждения,

извлекать

необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке

знания в жизни.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует

собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости

отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

уметь

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь

Личностные:

оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать

новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Методы обучения: репродуктивный, эвристический,

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная

Средства обучения: у учителя: учебник «Русский язык» 5 кл. под ред. Т.А.Ладыженской,

проектор, компьютер презентация, текст для работы

у обучающихся: учебник «Русский язык» 5 кл. под ред.

Т.А.Ладыженской, карточки с таблицей,

текст для работы

Ход урока

п/п

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1.

Мотив

ация

(самоо

предел

ение) к

учебно

й

деятел

ьности.

Вырабо

тка на

личнос

тно

значим

ом

уровне

внутре

нней

готовн

ости к

выполн

ению

нормат

ивных

требов

аний

учебной

деятел

ьности

Цель:

подгото

вка

ребят к

Приветствует обучающихся, проверяет готовность

к уроку.

Приветствуют

учителя,

проверяют

свою

готовность к

уроку.

Планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками

(К). Действие

смыслообразова

ния (Л)

работе

на

личност

но

значимо

м

уровне

2.

Актуал

изация

знаний.

Цель:

подгото

вка

мышле

ния

обучаю

щихся и

организ

ация

осознан

ия ими

внутрен

ней

потребн

ости к

построе

нию

нового

способа

действи

й..

Проводит словарную работу.

Каждая загадка сопровождается картинкой.

(Слайды № 2-10)

Подводит их к формулированию темы, цели,

постановки задач урока Предлагает

проанализировать тему словарного диктанта.

Организует фронтальный опрос. Предлагает

отгадать название праздника. Оно и будет

содержательной темой нашего урока.

( Слайд № 11).

Какие ассоциации вас с этим словосочетание?

Помните ли вы девиз олимпиады?

Я желаю вам воплотить этот девиз сегодня на

уроке. А для этого вспомним основные понятия

синтаксиса.

Дается понятие, задача: написать термин

Слушают и

отгадывают

загадки, а

загадки

записывают в

тетрадь,

Фронтальная

работа.

Отвечают на

вопросы.

Праздник этот

– олимпиада,

олимпийские

игры.

Вспоминают:

«Быстрее,

выше,

сильнее»

Записывают

словарные

слова-

термины в

тетрадь,

подчёркивают

орфограммы.

Работа в

парах: обмен

тетрадями,

проверка по

слайду, оценка

Целеполагание,

планирование

учебной

деятельности,

осуществляют

контроль,

коррекцию,

оценку, волевую

саморегуляцию

(Р).

Формулирование

проблемы,

анализ объектов

с целью

выделения

признаков;

подведение под

понятия;сравнен

ие. Умение

находить ответы

на вопросы,

используя свои

знания и

информацию,

полученную на

других уроках.

устанавливают

причинно-

следственные

связи, делают

выводы (П).

Умение

оформлять свои

мысли в устной

и письменной

форме, слушать

и понимать речь

других,

осуществляют

совместную

деятельность в

парах с учетом

конкретных

учебно-

познавательных

деятельности

товарища.

задач,

координируют в

сотрудничестве

разные позиции. (

К)

3.

Постан

овка

цели и

задач

урока.

мотива

ция

учебно

й

деятель

ности

обучаю

щихся.

Цель:

-

включе

ние

обучаю

щихся в

деятель

ность;

-постан

овка

целей

учебно

й

деятель

ности; -

обсужд

ение

затрудн

ений

Что является символом олимпийских игр? Какая

эмблема?

Предлагает послушать небольшое выступление

одноклассника об истории олимпийской эмблемы.

(Слайд 11-12-13)

Лексическая работа со словом «эмблема», работа со

словарём С.И.Ожегова.

Посмотрите внимательно ещё раз на эмблему,

вспомните, какие темы мы изучили и подумайте, а

не напоминает ли вам данная эмблема ещё кое-что?

Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и

подумайте над целями нашего занятия.( Слайд 14 –

15)

Слушают,

отвечают на

вопрос

учителя: пять

сплетенных

колец

Оценивают

выступление

товарища .

Индивидуальн

ая работа со

словарём.

Ассоциация с

главными и

второстепенны

ми членами

предложения:

нижний ряд

колец –

главные,

верхний ряд –

второстепенны

е.

Записывают

тему урока и

по слайду

формулируют

цели:

Обобщить и

система

тизиров

ать ….

по …. и

способа

х их …..

уметь

находит

ь …….

в…..

Умение

оформлять свои

мысли и

излагать в

устной

письменной

форме

Слушать и

слышать других,

быть готовым

корректировать

свою точку

зрения,

оценивать

товарища.

( К). Умение

находить ответы

на вопросы,

используя свои

знания и

информацию,

практические

навыки,получен

ные на

предыдущих

уроках, анализ,

синтез,

обобщение (П).

Волевая

саморегуляция в

ситуации

затруднения,

контроль,

коррекция ( Р)

4.

Обобще

ние и

Как называется предложение, состоящее только из

главных членов предложения? Из главных и

второстепенных?

Ребята

выполняют

задание

Структуировать

знания, контроль

и оценка

система

тизация

знаний.

Цель:

усвоени

е

обучаю

щимися

правиль

ной

постано

вки

знаков

препин

ания.

Перед вами предложение СПОРТСМЕН БЕЖИТ.

(Слайд 16 Проанализируйте предложение,

достаточно ли информации, чтобы дать полный

ответ, о ком идёт речь?

Подберите подходящие по смыслу слова, чтобы

добавить информацию, и запишите получившееся

предложение.

Организует групповую работу. «Эстафета» (Слайд

17-22)

Работа с таблицей: заставьте её заговорить. Кто

быстрее?

Виды

второстепенных

членов

предложения и

их признаки

Определение

Что обозначает? Признак

предмета

Место,

время,

причину,

образ

действия

Вопросы

косвенных

падежей

Наречие,

существител

ьное с

предлогом

От каких частей

речи зависит?

От глагола

Как

подчёркивается?

Индивидуальная работа. Ученик разбирает

предложение СПОРТСМЕНЫ ПОРАЖАЮТ НАС

СВОИМИ ПОБЕДАМИ.

учителя,

получившееся

предложение

(н-р,

Российский

спортсмен

упорно бежит

к финишу.)

разбирают по

членам

предложения.

После

выполнения

задания

слушаем

рассказ о

второстепенны

х членах

предложения.

Сильный

ученик-

помощник

проверяет

работу

одноклассника

и задает два

теоретических

вопроса по

теме.

процесса

результатов

деятельности;

анализ, синтез,

сравнение,

обобщение,

смысловое

чтение ( П) ).

осуществлять

взаимный

контроль..

Договариваться

и приходить к

общему

решению в

совместной

деятельности.

Оказывать

взаимопомощь,

Умение

оценивать

действие

одноклассников

(К)

Волевая

саморегуляция в

ситуации

затруднения,

контроль,

коррекция ( Р)

5.

Примен

ений

знаний

и

умений

в новой

ситуаци

и.

Цель:

отрабат

ывать

навык

работы

с

текстом

,

находит

ь

главные

и

второст

епенны

е члены

предло

жения.

Физмин

утка.

Организует работу с текстом на систематизацию и

обобщение. (Слайд 23)

Прочитайте текст. Какова тема текста? Основная

мысль текста?

Как бы вы озаглавили этот текст?

1.Олимпийские игры – это самые крупные и

главные состязания. 2.На них встречаются

спортсмены пяти континентов. 3.Символом

Олимпиады стали пять сплетенных разноцветных

колец, которые обозначают дружбу между

народами.

4.Древние Олимпийские игры связывают с

именем народного героя Геракла. 5.Во время их

проведения атлеты давали клятву о честной и

справедливой борьбе за победу.

6.Олимпийские игры – это единственный

праздник, в котором участвует весь мир. 7.Они

способствуют укреплению спортивного духа,

национальной гордости и упрочению мира на

земле.

8. 22 зимние Олимпийские игры и 11

Паралимпийские игры 2014 года в Сочи станут

первыми зимними играми в истории России.

Задания:

Найдите в тексте предложение,

соответствующее схеме, объясните свой

выбор. [ __ --- = ]

Объясните знак препинания в 6

предложениях. Какие второстепенные

члены поясняют сказуемое?

В 5 предложении найдите обстоятельство,

обозначающее время, дополнения,

определения.

Продолжите текст 1-2 предложениями,

выразив свое отношение к спорту и

Олимпийским играм.

Проверяет умение обучающихся слушать

интонацию при чтении, применять правила

постановки знаков препинания, соотносить с

соответствующей схемой предложения

Выполняют

физминутку.

Прочитывают

текст,

соблюдая

интонацию;

определяют

тему, идею

текста,

подбирают

заголовок.

Сравнивают

предложения

структуре,

дают

характеристик

у; расставляют

знаки

препинания и

объясняют их

постановку.

Составляют и

записывают в

тетрадь схему

первого

предложения.

1. Выделяют

грамматическу

ю основу,

строят схемы,

объясняют

выделенные

орфограммы.

2. Работает над

постановкой

знаков

препинания

при

однородных

членах, между

главными

членами.

Читают

продолжение

текста и

оценивают

работу

Контроль,

самоконтроль,

самооценка,

коррекция,

волевая

саморегуляция

в

ситуации затруд-

н е н и я

(Р).

логические:

анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,;

– поиск и

выделение

необходимой

информации;

– планирование -

определение

способов

действий в

рамках

предложенных

условий и

требований;

структурировани

е знаний;

– использование

знаково-

символических

средств;

– осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания;

(П).

К. – осознанное

использование

речевых средств

в соответствии с

задачей

коммуникации

для выражения

своих мыслей,

чувств и

потребностей;

– владение

устной и

письменной

речью,

монологической

однокласснико

в.

контекстной

речью;

формулирование

и аргументация

своего мнения в

коммуникации;

– учет разных

мнений,

– использование

критериев для

обоснования

своего суждения;

– достижение

договоренностей

и согласование

общего решения;

– постановка

вопросов;

– адекватное

использование

речевых средств

для решения

коммуникационн

ых задач;

– управление

поведением

партнера;

6.

Домаш

нее

задание

( записа

но на

доске).

Комментирует ДЗ по группам. Слайд 24-25

Записывают

ДЗ в

дневники.

8.

Рефлекс

ия

учебно

й

деятель

ности.

Цель:

осознан

ие

обучаю

щимися

своей

учебно

й

деятель

Организует рефлексию, самооценку учебной

деятельности. Акцентирует внимание на

результатах учебной деятельности обучающихся на

уроке. (Слайд № 26)

Вернемся к целям нашего урока. Чему научились?

Удивились?

Как воплотили девиз урока?

Подберите существительное в И.п. к моему

подлежащему: МЫ ----- …… Чемпионы!

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на

вопросы

учителя.

Рассказывают

по ключевым

словам, что

повторили и

закрепили на

уроке.

Формулируют

конечный

результат

своей работы

на уроке.

П. – умение

структурировать

знания; оценка

процесса и

результатов

деятельности

Р. – волевая

саморегуляция;

– контроль

процесса и

результатов

деятельности;

– оценка –

выделение и

осознание того,

что уже

ности,

самооце

нка

результ

атов

деятель

ности

своей и

всего

класса.

усвоении и что

подлежит

усвоению;

– самооценка на

основе критерия

успешности;

прогнозирование

;

К. – осознанное

использование

речевых средств

в соответствии с

задачей

коммуникации

для выражения

своих мыслей,

чувств и

потребностей;

формулирование

и аргументация

своего мнения,

учет разных

мнений;

Л. – самооценка

на основе

критерия

успешности

(для себя);

– адекватное

понимание

причин успеха /

неуспеха в

учебной

деятельности;

– следование в

поведении

моральным

нормам и

этическим

требованиям.



В раздел образования