Автор: Окишева Ольга Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ пгт Кумены
Населённый пункт: пгт Кумены Кировской области
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: "Главные и второстепенные члены предложения"
Раздел: среднее образование
Окишева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы,
КОГОБУ СШ пгт. Кумены
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
«Главные и второстепенные члены предложения».
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Обучающая цель (предметный результат): закрепить полученные обучающимися
сведения о главных и второстепенных членах предложения, уметь находить главные и
второстепенные члены предложения и определять способы выражения главных и
второстепенных членов предложения, объяснять языковые явления.
Развивающая цель (метапредметный результат): развивать познавательную активность
обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности
анализировать,
обобщать,
делать
выводы;
развивать
речь
(
строить
монологическое
высказывание на лингвистическую тему), учить
анализировать ответы одноклассников,
понимать свои ошибки.
Воспитывающая цель (личностный результат): Воспитывать уважительное отношение
к своей родине, русскому языку, прививать любовь к спорту, обогащать словарный запас
учащихся.
П л а н и р у е м ы е
р е з у л ь т а т ы :
Предметные: Ученик будет знать: синтаксические признаки главных и второстепенных
ч л е н о в
п р е д л о ж е н и я
Ученик будет уметь: анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки
препинания
при
письме,
выполнять
синтаксический
и
пунктуационный
разборы,
анализировать текст.
Ученик получит возможность научиться: учащиеся научатся различать главные и
второстепенные
члены
предложения;
определять
способы
выражения
второстепенных
ч л е н о в
п р е д л о ж е н и я ;
о б ъ я с н я т ь
я з ы к о в ы е
я в л е н и я .
Метапредметные:
У
ученика
будут
сформированы
следующие
универсальные
учебные
действия:
Познавательные:
осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая
информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких
шагов;
читает
и
слушает,
извлекая
нужную
информацию,
систематизировать
материал,
полученный на предыдущих уроках.
Регулятивные
умение
ставить
и
формулировать
цель
деятельности,
планировать
последовательность
действий,
осуществлять
контроль,
самокоррекцию,
оформлять
свои
мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать
собственное
мнение
и
позицию,
строить
логическую
цепь
рассуждения,
извлекать
необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке
знания в жизни.
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует
собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости
отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.
уметь
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
Личностные:
оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;
положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать
новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
Методы обучения: репродуктивный, эвристический,
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная
Средства обучения: у учителя: учебник «Русский язык» 5 кл. под ред. Т.А.Ладыженской,
проектор, компьютер презентация, текст для работы
у обучающихся: учебник «Русский язык» 5 кл. под ред.
Т.А.Ладыженской, карточки с таблицей,
текст для работы
Ход урока
№
п/п
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение) к
учебно
й
деятел
ьности.
Вырабо
тка на
личнос
тно
значим
ом
уровне
внутре
нней
готовн
ости к
выполн
ению
нормат
ивных
требов
аний
учебной
деятел
ьности
Цель:
подгото
вка
ребят к
Приветствует обучающихся, проверяет готовность
к уроку.
Приветствуют
учителя,
проверяют
свою
готовность к
уроку.
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
(К). Действие
смыслообразова
ния (Л)
работе
на
личност
но
значимо
м
уровне
2.
Актуал
изация
знаний.
Цель:
подгото
вка
мышле
ния
обучаю
щихся и
организ
ация
осознан
ия ими
внутрен
ней
потребн
ости к
построе
нию
нового
способа
действи
й..
Проводит словарную работу.
Каждая загадка сопровождается картинкой.
(Слайды № 2-10)
Подводит их к формулированию темы, цели,
постановки задач урока Предлагает
проанализировать тему словарного диктанта.
Организует фронтальный опрос. Предлагает
отгадать название праздника. Оно и будет
содержательной темой нашего урока.
( Слайд № 11).
Какие ассоциации вас с этим словосочетание?
Помните ли вы девиз олимпиады?
Я желаю вам воплотить этот девиз сегодня на
уроке. А для этого вспомним основные понятия
синтаксиса.
Дается понятие, задача: написать термин
Слушают и
отгадывают
загадки, а
загадки
записывают в
тетрадь,
Фронтальная
работа.
Отвечают на
вопросы.
Праздник этот
– олимпиада,
олимпийские
игры.
Вспоминают:
«Быстрее,
выше,
сильнее»
Записывают
словарные
слова-
термины в
тетрадь,
подчёркивают
орфограммы.
Работа в
парах: обмен
тетрадями,
проверка по
слайду, оценка
Целеполагание,
планирование
учебной
деятельности,
осуществляют
контроль,
коррекцию,
оценку, волевую
саморегуляцию
(Р).
Формулирование
проблемы,
анализ объектов
с целью
выделения
признаков;
подведение под
понятия;сравнен
ие. Умение
находить ответы
на вопросы,
используя свои
знания и
информацию,
полученную на
других уроках.
устанавливают
причинно-
следственные
связи, делают
выводы (П).
Умение
оформлять свои
мысли в устной
и письменной
форме, слушать
и понимать речь
других,
осуществляют
совместную
деятельность в
парах с учетом
конкретных
учебно-
познавательных
деятельности
товарища.
задач,
координируют в
сотрудничестве
разные позиции. (
К)
3.
Постан
овка
цели и
задач
урока.
мотива
ция
учебно
й
деятель
ности
обучаю
щихся.
Цель:
-
включе
ние
обучаю
щихся в
деятель
ность;
-постан
овка
целей
учебно
й
деятель
ности; -
обсужд
ение
затрудн
ений
Что является символом олимпийских игр? Какая
эмблема?
Предлагает послушать небольшое выступление
одноклассника об истории олимпийской эмблемы.
(Слайд 11-12-13)
Лексическая работа со словом «эмблема», работа со
словарём С.И.Ожегова.
Посмотрите внимательно ещё раз на эмблему,
вспомните, какие темы мы изучили и подумайте, а
не напоминает ли вам данная эмблема ещё кое-что?
Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и
подумайте над целями нашего занятия.( Слайд 14 –
15)
Слушают,
отвечают на
вопрос
учителя: пять
сплетенных
колец
Оценивают
выступление
товарища .
Индивидуальн
ая работа со
словарём.
Ассоциация с
главными и
второстепенны
ми членами
предложения:
нижний ряд
колец –
главные,
верхний ряд –
второстепенны
е.
Записывают
тему урока и
по слайду
формулируют
цели:
Обобщить и
система
тизиров
ать ….
по …. и
способа
х их …..
уметь
находит
ь …….
в…..
Умение
оформлять свои
мысли и
излагать в
устной
письменной
форме
Слушать и
слышать других,
быть готовым
корректировать
свою точку
зрения,
оценивать
товарища.
( К). Умение
находить ответы
на вопросы,
используя свои
знания и
информацию,
практические
навыки,получен
ные на
предыдущих
уроках, анализ,
синтез,
обобщение (П).
Волевая
саморегуляция в
ситуации
затруднения,
контроль,
коррекция ( Р)
4.
Обобще
ние и
Как называется предложение, состоящее только из
главных членов предложения? Из главных и
второстепенных?
Ребята
выполняют
задание
Структуировать
знания, контроль
и оценка
система
тизация
знаний.
Цель:
усвоени
е
обучаю
щимися
правиль
ной
постано
вки
знаков
препин
ания.
Перед вами предложение СПОРТСМЕН БЕЖИТ.
(Слайд 16 Проанализируйте предложение,
достаточно ли информации, чтобы дать полный
ответ, о ком идёт речь?
Подберите подходящие по смыслу слова, чтобы
добавить информацию, и запишите получившееся
предложение.
Организует групповую работу. «Эстафета» (Слайд
17-22)
Работа с таблицей: заставьте её заговорить. Кто
быстрее?
Виды
второстепенных
членов
предложения и
их признаки
Определение
Что обозначает? Признак
предмета
Место,
время,
причину,
образ
действия
Вопросы
косвенных
падежей
Наречие,
существител
ьное с
предлогом
От каких частей
речи зависит?
От глагола
Как
подчёркивается?
Индивидуальная работа. Ученик разбирает
предложение СПОРТСМЕНЫ ПОРАЖАЮТ НАС
СВОИМИ ПОБЕДАМИ.
учителя,
получившееся
предложение
(н-р,
Российский
спортсмен
упорно бежит
к финишу.)
разбирают по
членам
предложения.
После
выполнения
задания
слушаем
рассказ о
второстепенны
х членах
предложения.
Сильный
ученик-
помощник
проверяет
работу
одноклассника
и задает два
теоретических
вопроса по
теме.
процесса
результатов
деятельности;
анализ, синтез,
сравнение,
обобщение,
смысловое
чтение ( П) ).
осуществлять
взаимный
контроль..
Договариваться
и приходить к
общему
решению в
совместной
деятельности.
Оказывать
взаимопомощь,
Умение
оценивать
действие
одноклассников
(К)
Волевая
саморегуляция в
ситуации
затруднения,
контроль,
коррекция ( Р)
5.
Примен
ений
знаний
и
умений
в новой
ситуаци
и.
Цель:
отрабат
ывать
навык
работы
с
текстом
,
находит
ь
главные
и
второст
епенны
е члены
предло
жения.
Физмин
утка.
Организует работу с текстом на систематизацию и
обобщение. (Слайд 23)
Прочитайте текст. Какова тема текста? Основная
мысль текста?
Как бы вы озаглавили этот текст?
1.Олимпийские игры – это самые крупные и
главные состязания. 2.На них встречаются
спортсмены пяти континентов. 3.Символом
Олимпиады стали пять сплетенных разноцветных
колец, которые обозначают дружбу между
народами.
4.Древние Олимпийские игры связывают с
именем народного героя Геракла. 5.Во время их
проведения атлеты давали клятву о честной и
справедливой борьбе за победу.
6.Олимпийские игры – это единственный
праздник, в котором участвует весь мир. 7.Они
способствуют укреплению спортивного духа,
национальной гордости и упрочению мира на
земле.
8. 22 зимние Олимпийские игры и 11
Паралимпийские игры 2014 года в Сочи станут
первыми зимними играми в истории России.
Задания:
Найдите в тексте предложение,
соответствующее схеме, объясните свой
выбор. [ __ --- = ]
Объясните знак препинания в 6
предложениях. Какие второстепенные
члены поясняют сказуемое?
В 5 предложении найдите обстоятельство,
обозначающее время, дополнения,
определения.
Продолжите текст 1-2 предложениями,
выразив свое отношение к спорту и
Олимпийским играм.
Проверяет умение обучающихся слушать
интонацию при чтении, применять правила
постановки знаков препинания, соотносить с
соответствующей схемой предложения
Выполняют
физминутку.
Прочитывают
текст,
соблюдая
интонацию;
определяют
тему, идею
текста,
подбирают
заголовок.
Сравнивают
предложения
структуре,
дают
характеристик
у; расставляют
знаки
препинания и
объясняют их
постановку.
Составляют и
записывают в
тетрадь схему
первого
предложения.
1. Выделяют
грамматическу
ю основу,
строят схемы,
объясняют
выделенные
орфограммы.
2. Работает над
постановкой
знаков
препинания
при
однородных
членах, между
главными
членами.
Читают
продолжение
текста и
оценивают
работу
Контроль,
самоконтроль,
самооценка,
коррекция,
волевая
саморегуляция
в
ситуации затруд-
н е н и я
(Р).
логические:
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,;
– поиск и
выделение
необходимой
информации;
– планирование -
определение
способов
действий в
рамках
предложенных
условий и
требований;
–
структурировани
е знаний;
– использование
знаково-
символических
средств;
– осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания;
(П).
К. – осознанное
использование
речевых средств
в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих мыслей,
чувств и
потребностей;
– владение
устной и
письменной
речью,
монологической
однокласснико
в.
контекстной
речью;
–
формулирование
и аргументация
своего мнения в
коммуникации;
– учет разных
мнений,
– использование
критериев для
обоснования
своего суждения;
– достижение
договоренностей
и согласование
общего решения;
– постановка
вопросов;
– адекватное
использование
речевых средств
для решения
коммуникационн
ых задач;
– управление
поведением
партнера;
6.
Домаш
нее
задание
( записа
но на
доске).
Комментирует ДЗ по группам. Слайд 24-25
Записывают
ДЗ в
дневники.
8.
Рефлекс
ия
учебно
й
деятель
ности.
Цель:
осознан
ие
обучаю
щимися
своей
учебно
й
деятель
Организует рефлексию, самооценку учебной
деятельности. Акцентирует внимание на
результатах учебной деятельности обучающихся на
уроке. (Слайд № 26)
Вернемся к целям нашего урока. Чему научились?
Удивились?
Как воплотили девиз урока?
Подберите существительное в И.п. к моему
подлежащему: МЫ ----- …… Чемпионы!
Оценивает работу на уроке.
Отвечают на
вопросы
учителя.
Рассказывают
по ключевым
словам, что
повторили и
закрепили на
уроке.
Формулируют
конечный
результат
своей работы
на уроке.
П. – умение
структурировать
знания; оценка
процесса и
результатов
деятельности
Р. – волевая
саморегуляция;
– контроль
процесса и
результатов
деятельности;
– оценка –
выделение и
осознание того,
что уже
ности,
самооце
нка
результ
атов
деятель
ности
своей и
всего
класса.
усвоении и что
подлежит
усвоению;
– самооценка на
основе критерия
успешности;
–
прогнозирование
;
К. – осознанное
использование
речевых средств
в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих мыслей,
чувств и
потребностей;
–
формулирование
и аргументация
своего мнения,
учет разных
мнений;
Л. – самооценка
на основе
критерия
успешности
(для себя);
– адекватное
понимание
причин успеха /
неуспеха в
учебной
деятельности;
– следование в
поведении
моральным
нормам и
этическим
требованиям.