Автор: Хрипунова Елена Геннадиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №93 Советского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 5 КЛАССЕ.
Раздел: среднее образование
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 5 КЛАССЕ.
Хрипунова Елена Геннадиевна,
учитель истории и обществознания
МОУ СШ №93, г. Волгоград
Важную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний
играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный
выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимым,
увлекательным?
Ответы
на
эти
вопросы
ищут
многие
педагоги,
учителя.
Особую актуальность эта проблема приобретает в 5 классе, припереходе от
начальной образовательной ступени обучения к средней. Учеба - труд, и труд
не легкий. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный
труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь
и
вновь
познавать
новое.
Значительное
место
в
это
периож
занимают
нетрадиционные уроки. Это связано с возрастными особенностями младших
школьников,
игровой
основой
данных
уроков,
оригинальностью
их
проведения.
Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не
относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая
вариативность
структуры,
он
основан
на
творчестве,
импровизации,
на
взаимодействии
ученика
и
учителя,
при
их
увлеченности
совместной
творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не
только объект, но и субъект учебной деятельности. Нетрадиционный урок –
это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему
назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и
обобщающим,
и
уроком
комбинированного
типа.
Данная
форма
является
всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты,
оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке
уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной
1
и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных
уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока,
и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.
Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. При
разработке
уроков
я
преследую
определённые
цели
и
реализую
их
в
конкретных формах. Например:
-уроки с измененными способами организации: урок-лекция, защита знаний,
защита идей, урок вдвоем, урок - встреча;
-уроки,
опирающиеся
на
фантазию:
урок-сказка,
урок
творчества:
урок-
сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, урок выставка, урок
-
«удивительное
рядом»,
урок
фантастического
проекта,
урок-рассказ
об
ученых: урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз;
-уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная
экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие
по
стране,
поездка
на
поезде,
урок-экспедиция,
защита
туристических
проектов;
-уроки с игровой состязательной основой: урок-игра, проверочный кроссворд,
урок в форме игры «Лото», урок «Следствие ведут знатоки», игра-обобщение,
урок КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра;
-уроки,
предусматривающие
трансформацию
стандартных
способов
организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация,
урок-практикум,
видеоурок,
урок-консультация,
итоговое
собеседование,
«круглый стол».
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока,
оживляют
мысль.
Однако
необходимо
отметить,
что
слишком
частое
обращение
к
подобным
формам
организации
учебного
процесса
нецелесообразно,
так
как
нетрадиционные
уроки
могут
быстро
стать
традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся
интереса к предмету.
2
В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для
новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя,
от того, как он будет понимать свою цель. Для меня важно, что бы мои уроки
запомнились
детям,
поэтому
я
пытаюсь
использовать
в
своей
работе
нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне сделать
урок более увлекательным. Главными принципами в своей работе считаю:
- отказ от шаблона, от рутины в проведении;
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность,
различные формы групповой работы;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа
эмоционального фона урока;
- развитие функции общения;
- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям,
способностям и склонностям
Грамотное использование на уроках нетрадиционных форм работы
приносит свои результаты:
-
у
учащихся
возрастает
глубина
понимания
учебного
материала,
познавательная активность и творческая самостоятельность;
- меняется характер взаимоотношения между учащимися;
- растёт самокритичность;
- формируются навыки учебного делового общения.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения
учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму
проведения
занятия.
Нетрадиционные
формы
проведения
уроков
дают
возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и
развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными
источниками знаний.
3