Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 5 КЛАССЕ.


Автор: Хрипунова Елена Геннадиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №93 Советского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 5 КЛАССЕ.
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 5 КЛАССЕ.

Хрипунова Елена Геннадиевна,

учитель истории и обществознания

МОУ СШ №93, г. Волгоград

Важную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний

играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный

выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимым,

увлекательным?

Ответы

на

эти

вопросы

ищут

многие

педагоги,

учителя.

Особую актуальность эта проблема приобретает в 5 классе, припереходе от

начальной образовательной ступени обучения к средней. Учеба - труд, и труд

не легкий. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный

труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь

и

вновь

познавать

новое.

Значительное

место

в

это

периож

занимают

нетрадиционные уроки. Это связано с возрастными особенностями младших

школьников,

игровой

основой

данных

уроков,

оригинальностью

их

проведения.

Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не

относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая

вариативность

структуры,

он

основан

на

творчестве,

импровизации,

на

взаимодействии

ученика

и

учителя,

при

их

увлеченности

совместной

творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не

только объект, но и субъект учебной деятельности. Нетрадиционный урок –

это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему

назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и

обобщающим,

и

уроком

комбинированного

типа.

Данная

форма

является

всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты,

оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке

уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной

1

и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных

уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока,

и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. При

разработке

уроков

я

преследую

определённые

цели

и

реализую

их

в

конкретных формах. Например:

-уроки с измененными способами организации: урок-лекция, защита знаний,

защита идей, урок вдвоем, урок - встреча;

-уроки,

опирающиеся

на

фантазию:

урок-сказка,

урок

творчества:

урок-

сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, урок выставка, урок

-

«удивительное

рядом»,

урок

фантастического

проекта,

урок-рассказ

об

ученых: урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз;

-уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная

экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие

по

стране,

поездка

на

поезде,

урок-экспедиция,

защита

туристических

проектов;

-уроки с игровой состязательной основой: урок-игра, проверочный кроссворд,

урок в форме игры «Лото», урок «Следствие ведут знатоки», игра-обобщение,

урок КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра;

-уроки,

предусматривающие

трансформацию

стандартных

способов

организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация,

урок-практикум,

видеоурок,

урок-консультация,

итоговое

собеседование,

«круглый стол».

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока,

оживляют

мысль.

Однако

необходимо

отметить,

что

слишком

частое

обращение

к

подобным

формам

организации

учебного

процесса

нецелесообразно,

так

как

нетрадиционные

уроки

могут

быстро

стать

традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся

интереса к предмету.

2

В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для

новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя,

от того, как он будет понимать свою цель. Для меня важно, что бы мои уроки

запомнились

детям,

поэтому

я

пытаюсь

использовать

в

своей

работе

нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне сделать

урок более увлекательным. Главными принципами в своей работе считаю:

- отказ от шаблона, от рутины в проведении;

- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность,

различные формы групповой работы;

- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа

эмоционального фона урока;

- развитие функции общения;

- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям,

способностям и склонностям

Грамотное использование на уроках нетрадиционных форм работы

приносит свои результаты:

-

у

учащихся

возрастает

глубина

понимания

учебного

материала,

познавательная активность и творческая самостоятельность;

- меняется характер взаимоотношения между учащимися;

- растёт самокритичность;

- формируются навыки учебного делового общения.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения

учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму

проведения

занятия.

Нетрадиционные

формы

проведения

уроков

дают

возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и

развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными

источниками знаний.

3



В раздел образования