Автор: Огородникова Елена Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ школа № 601 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье школьника и контроль объёма, выполнения домашнего задания классным руководителем.
Раздел: среднее образование
Здоровье школьника и контроль объёма, выполнения домашнего задания классным
руководителем.
Тема «Учебная нагрузка и здоровье школьников» всегда волновала педагогов, родителей
медиков. О перегрузке в школе говорили ещё в дореволюционной России. Уже тогда
учёные связывали рост заболеваемости детей с процессом обучения.
Сегодня сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной
важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал
страны. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей
национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа»,
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов.
Основной
целью
ФГОС
является личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения в школе
изменения.
Формирование
здорового
образа
жизни
должно
проходить
непрерывно
и
целенаправленно.
ФГОС
впервые
определяет
такую
составляющую,
как
здоровье
школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и
укрепление
здоровья
–
в
качестве
одного
из
направления
деятельности
школы.
С
внедрением
ФГОС
приоритетным
направлением
деятельности
педагога
становится
формирование
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни
детей.
Стандарт
определяет
требования
к
тому,
как
школа
выстраивает
свою
образовательную
деятельность
и
создаёт
материально-технические,
информационные
условия
его
реализации.
Самочувствие и здоровье ребенка зависит от совокупности социальных, экономических,
природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и
психического
здоровья,
поэтому
школа
должна
выбрать
оптимальные
пути
совершенствования
оздоровительной
работы
и
правильно
организовать
физическое
воспитание детей.
Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что влияние школы,
условий обучения, учебные перегрузки значимы потому, что они действуют непрерывно,
длительно, систематично и комплексно. Годы обучения для каждого ребенка – период
интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные
воздействия оказывают наибольшее влияние.
Исходя из данных медицинских осмотров школьников, за последние годы наблюдается
рост количества учащихся с заболеваниями опорно-двигательной системы, органов зрения
и нервной системы. Причинами, повлекшие такие показатели, являются наследственность,
экологический фон, условия жизни ребенка, школьная среда.
Среди
ряда
причин,
вызывающих
нарушение
здоровья
школьников,
выделяется
чрезмерная занятость; высокие учебные нагрузки; несоответствие между требованиями и
индивидуальными
возможностями
ребенка;
малоподвижный
образ
жизни
;
школьные
стрессы; гиподинамия; введение средств обучения, основанных на работе с компьютером;
чрезмерное увлечение интернетом.
Более 25% выпускников школы имеют нарушения в работе органов сердечно-сосудистой
системы,
более
65%
-
нарушение
зрения,
нарушение
осанки.
Последние
годы
у
школьников отмечается рост заболеваемости органов системы кровообращения, органов
пищеварения, опорно-двигательной системы, мочеполовой системы .
Существуют
разнообразные
формы
и
виды
деятельности,
призванные
изменить
сложившееся
положение.
Это
-
«здоровьесберегающие
технологии»,
при
которых
педагоги, родители, медики, психологи, школьники взаимодействуют с целью сохранения,
укрепления
и
развития
здоровья
обучающихся.Одним
из
главных
направлений
здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках,
которое включает: проведение физкультурных пауз на уроках, эмоциональные разрядки
на уроках, использование релаксационных упражнений,
дозированное домашнее задание,
личностно-ориентированный подход, проектную деятельность.
Роль классного руководителя в этих вопросах велика. Классный руководитель тесно
взаимодействует с родителями и школьниками, знает о состоянии здоровья, о личных
возможностях ученика, об интересах обучающихся.
Допустимые нормативы выполнения домашнего задания, согласно СанПиНа 2.4.2.2821-
10:
1 классы – домашнего задания нет
2-3 классы – 1,5 часа
4-5 классы – 2 часа
6-8 классы – 2,5 часа
9-11 классы – 3,5 часа
В случае выявления завышения объёма домашнего задания, классный руководитель
обязан обсудить с учителем проблему, при необходимости обратиться к заместителю
директора по учебной работе.
С другой стороны, помня о здоровье, классный руководитель должен контролировать
само выполнение
домашнего задания, т.к. недостаточная домашняя подготовка может
являться одной из причин неуспеваемости обучающихся. Об этом могут говорить записи в
дневнике
учителями,
неудовлетворительные
оценки
по
предмету,
общая
низкая
успеваемость.
В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания, классный
руководитель
обязан
провести
профилактическую
беседу
с
учеником,
сообщить
его
родителям, обратиться за помощью к специалистам службы сопровождения. Классный
руководитель информирует обучающих и родителей о необходимости самостоятельного
изучения учебного материала при отсутствии на уроках по каким-либо причинам, о
времени
консультаций
учителей.
Классный
руководитель
напоминает
родителям
об
обязанности родителей контролировать освоение пропущенного учебного материала.
В
работе
классному
руководителю
может
помочь
анкетирование
обучающихся,
родителей, учителей, а так же составление памяток «Как готовить домашнее задание».