Напоминание

Здоровье школьника и контроль объёма, выполнения домашнего задания классным руководителем.


Автор: Огородникова Елена Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ школа № 601 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье школьника и контроль объёма, выполнения домашнего задания классным руководителем.
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровье школьника и контроль объёма, выполнения домашнего задания классным

руководителем.

Тема «Учебная нагрузка и здоровье школьников» всегда волновала педагогов, родителей

медиков. О перегрузке в школе говорили ещё в дореволюционной России. Уже тогда

учёные связывали рост заболеваемости детей с процессом обучения.

Сегодня сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной

важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал

страны. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей

национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа»,

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов.

Основной

целью

ФГОС

является личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения в школе

изменения.

Формирование

здорового

образа

жизни

должно

проходить

непрерывно

и

целенаправленно.

ФГОС

впервые

определяет

такую

составляющую,

как

здоровье

школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и

укрепление

здоровья

в

качестве

одного

из

направления

деятельности

школы.

С

внедрением

ФГОС

приоритетным

направлением

деятельности

педагога

становится

формирование

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни

детей.

Стандарт

определяет

требования

к

тому,

как

школа

выстраивает

свою

образовательную

деятельность

и

создаёт

материально-технические,

информационные

условия

его

реализации.

Самочувствие и здоровье ребенка зависит от совокупности социальных, экономических,

природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и

психического

здоровья,

поэтому

школа

должна

выбрать

оптимальные

пути

совершенствования

оздоровительной

работы

и

правильно

организовать

физическое

воспитание детей.

Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что влияние школы,

условий обучения, учебные перегрузки значимы потому, что они действуют непрерывно,

длительно, систематично и комплексно. Годы обучения для каждого ребенка – период

интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные

воздействия оказывают наибольшее влияние.

Исходя из данных медицинских осмотров школьников, за последние годы наблюдается

рост количества учащихся с заболеваниями опорно-двигательной системы, органов зрения

и нервной системы. Причинами, повлекшие такие показатели, являются наследственность,

экологический фон, условия жизни ребенка, школьная среда.

Среди

ряда

причин,

вызывающих

нарушение

здоровья

школьников,

выделяется

чрезмерная занятость; высокие учебные нагрузки; несоответствие между требованиями и

индивидуальными

возможностями

ребенка;

малоподвижный

образ

жизни

;

школьные

стрессы; гиподинамия; введение средств обучения, основанных на работе с компьютером;

чрезмерное увлечение интернетом.

Более 25% выпускников школы имеют нарушения в работе органов сердечно-сосудистой

системы,

более

65%

-

нарушение

зрения,

нарушение

осанки.

Последние

годы

у

школьников отмечается рост заболеваемости органов системы кровообращения, органов

пищеварения, опорно-двигательной системы, мочеполовой системы .

Существуют

разнообразные

формы

и

виды

деятельности,

призванные

изменить

сложившееся

положение.

Это

-

«здоровьесберегающие

технологии»,

при

которых

педагоги, родители, медики, психологи, школьники взаимодействуют с целью сохранения,

укрепления

и

развития

здоровья

обучающихся.Одним

из

главных

направлений

здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках,

которое включает: проведение физкультурных пауз на уроках, эмоциональные разрядки

на уроках, использование релаксационных упражнений,

дозированное домашнее задание,

личностно-ориентированный подход, проектную деятельность.

Роль классного руководителя в этих вопросах велика. Классный руководитель тесно

взаимодействует с родителями и школьниками, знает о состоянии здоровья, о личных

возможностях ученика, об интересах обучающихся.

Допустимые нормативы выполнения домашнего задания, согласно СанПиНа 2.4.2.2821-

10:

1 классы – домашнего задания нет

2-3 классы – 1,5 часа

4-5 классы – 2 часа

6-8 классы – 2,5 часа

9-11 классы – 3,5 часа

В случае выявления завышения объёма домашнего задания, классный руководитель

обязан обсудить с учителем проблему, при необходимости обратиться к заместителю

директора по учебной работе.

С другой стороны, помня о здоровье, классный руководитель должен контролировать

само выполнение

домашнего задания, т.к. недостаточная домашняя подготовка может

являться одной из причин неуспеваемости обучающихся. Об этом могут говорить записи в

дневнике

учителями,

неудовлетворительные

оценки

по

предмету,

общая

низкая

успеваемость.

В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания, классный

руководитель

обязан

провести

профилактическую

беседу

с

учеником,

сообщить

его

родителям, обратиться за помощью к специалистам службы сопровождения. Классный

руководитель информирует обучающих и родителей о необходимости самостоятельного

изучения учебного материала при отсутствии на уроках по каким-либо причинам, о

времени

консультаций

учителей.

Классный

руководитель

напоминает

родителям

об

обязанности родителей контролировать освоение пропущенного учебного материала.

В

работе

классному

руководителю

может

помочь

анкетирование

обучающихся,

родителей, учителей, а так же составление памяток «Как готовить домашнее задание».



В раздел образования