Автор: Феофилактова Татьяна Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Раздел: полное образование
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс, базовый уровень (68 часов, 2 часа в неделю)
№
урок
а
Тема урока
Кол-
во
часов
Характеристика деятельности обучающихся
Общество как сложная динамическая система (10ч.)
1.
Системное
строение
о б щ е с т ва :
элементы и подсистемы.
1
Характеризовать понятие «общество». Называть основные институты, элементы и
подсистемы общества. Объяснять взаимодействие человека и общества,
важнейших социальных институтов.
2.
Социальные
взаимодействия
и
общественные отношения.
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
Самостоятельная работа: Анализ источников СМИ.
3.
Основные институты общества.
1
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
Характеризовать основные институты общества.
4.
Многовариантность общественного
развития.
Выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
Составлять схему «Многовариантность общественного развития».
5.
Эволюция
и
революция
как
формы
социального изменения.
1
Характеризовать эволюцию и революцию как формы социального изменения.
Входной контроль.
6.
Основные направления общественного
развития: общественный прогресс,
общественный регресс.
Приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы.
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
7.
Формы социального прогресса:
реформа, революция.
1
Характеризовать различные типы обществ.
Подготовка проектов: Формы социального прогресса.
8.
Процессы глобализации.
1
Формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Анализ материалов СМИ.
9.
Основные направления глобализации.
1
Круглый стол по теме: «Процессы глобализации».
Практикум: Работа с источниками социальной информации. Подготовка
материалов к эссе на выбранную тему.
10.
Общество и человек перед лицом
угроз и вызовов XXI века.
1
Иллюстрировать примеры угроз и вызовов XXI века.
Контрольное тестирование по разделу.
Человек. Человек в системе общественных отношений (20ч.)
11.
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции.
1
Объяснять соотношение духовного и телесного, биологического и социального в
человеке. Называть основные этапы социализации личности. Характеризовать
роль и место человека в системе общественных отношений.
12.
Социализация индивида, агенты
(институты) социализации.
1
Называть основные этапы социализации личности.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
13.
М ы ш л е н и е ,
ф о р м ы
и
м е т о д ы
мышления.
1
Составлять таблицу: «Мышление, формы и методы мышления».
14.
Мышление и деятельность.
Характеризовать мышление и деятельность.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
15.
Мотивация деятельности. Потребности
и интересы.
1
Характеризовать мотивацию деятельности, потребности и интересы.
Знать понятия и термины, характеризовать человеческие потребности и интересы.
Готовить устное выступление.
16.
С в о б о д а
и
н е о б х о д и м о с т ь
в
человеческой деятельности.
Свобода и ответственность.
1
Приводить различные толкования понятия «свобода». Аргументировать вывод о
невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в
обществе. Анализировать различные высказывания о соотношении свободы и
необходимости. Формулировать собственное оценочное суждение.
17.
М и р о в о з з р е н и е ,
е г о
т и п ы .
Самосознание индивида и социальное
поведение
Социальные
ценности.
Мотивы
и
предпочтения..
1
Характеризовать понятие «мировоззрение». Давать качественную характеристику
типам мировоззрения. Анализировать высказывания философов, формулировать
собственные суждения.
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
18.
Понятие
культуры.
Материальная
и
духовная культура, их взаимосвязь.
1
Составлять схему «Материальная и духовная культура», сравнить различные точки
зрения на перспективы духовного развития современной России.
Практикум: Анализ высказываний философов, формулирование собственных
суждений по проблемным вопросам.
19.
Формы
и
виды
культуры:
народная,
массовая,
элитарная;
молодежная
субкультура, контркультура.
1
Характеризовать многообразие видов познания. Сравнивать чувственное и
рациональное познание. Приводить примеры чувственного и рационального
познания. Объяснять смысл понятий и терминов. Формулировать собственные
суждения по проблемным вопросам.
Самостоятельная работа: Анализировать высказывания философов,
формулировать собственные суждения по проблемным вопросам.
20.
Многообразие
и
диалог
культур.
Мораль. Нравственная культура.
1
Групповые письменные задания по карточкам. Тест, составление таблицы
«Отношение философов к проблеме познаваемости мира», составление схемы
«Истина и её критерии».
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
21.
Искусство, его основные функции.
1
Характеризовать функции искусства. Проводить дискуссию о роли современного
искусства.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
22.
Религия. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества.
Характеризовать роль религии в жизни общества. Анализировать инфографику.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
23.
Познание
мира.
Формы
познания.
Виды человеческих знаний.
1
Характеризовать многообразие видов познания. Сравнивать чувственное и
рациональное познание. Приводить примеры чувственного и рационального
познания. Объяснять смысл понятий и терминов. Формулировать собственные
суждения по проблемным вопросам. Анализ высказываний философов,
формулирование собственных суждений по проблемным вопросам.
24.
Понятие истины, ее критерии.
Абсолютная, относительная истина.
1
Составлять схему «Истина и её критерии»
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
25.
Е с т е с т в е н н ы е
и
с о ц и а л ь н о -
гуманитарные науки.
1
Составлять таблицу: «Естественные и социально-гуманитарные науки».
26.
Особенности
научного
познания.
Уровни научного познания. Способы и
методы научного познания.
1
Характеризовать научное познание. Перечислять формы и методы научного
познания. Выполнять задания проблемного характера.
Подготовка проектов: «Научное познание – вчера, сегодня, завтра».
27.
Особенности
социального
познания.
Духовная
жизнь
и
духовный
мир
ч е л о в е к а .
О б щ е с т в е н н о е
и
индивидуальное сознание.
1
Характеризовать особенности социального познания. Духовнуя жизнь и духовный
мир человека.
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
28.
Основные
направления
развития
образования.
Функции
образования
как социального института.
1
Характеризовать направления образования. Аргументировать вывод о
возможности непрерывного образования человека в обществе.
Контрольное тестирование по разделу.
29.
Общественная значимость и
личностный смысл образования.
Знания, умения и навыки людей в
условиях информационного общества.
1
Участвовать в диспуте « Образование в XXI веке, какое оно?».
Характеризовать знания, умения и навыки людей в условиях информационного
общества.
30.
Ч е л о в е к .
Ч е л о в е к
в
с и с т е м е
о б щ е с т в е н н ы х
о т н о ш е н и й
(Повторительно-обобщающий урок).
1
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Проведение комплексной проверочной работы.
Экономика (38ч.)
31.
Экономика,
экономическая
наука.
Уровни
экономики:
микроэкономика,
макроэкономика.
1
Характеризовать уровни экономики.
Готовить сообщения. Аргументировать собственное оценочное суждение.
32.
Факторы производства и факторные
доходы.
1
Конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы. Анализировать инфографику. Делать выводы.
33.
Практикум по теме: «Факторы
производства и факторные доходы».
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
34.
Спрос,
закон
спроса,
факто р ы,
влияющие на формирование спроса.
1
Объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса.
Составить таблицу «Виды экономической деятельности», «Общественное
благосостояние»».
35.
Предложение, закон предложения.
1
Объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов предложения.
Создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого
и поискового характера.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
36.
Практикум по теме: Спрос и
предложение.
1
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
37.
Рыночные отношения в современной
экономике. Формирование рыночных
цен. Равновесная цена.
1
Характеризовать рыночные отношения в современной экономике, выполнять
дифференцированные задания.
Практикум: Работать с источниками СМИ, осуществлять поиск необходимой
информации.
38.
Виды и функции рынков.
1
Характеризовать функции рынков. Называть виды рынков. Объяснять
взаимодействие человека и рыночных институтов.
39.
Рынок совершенной и несовершенной
конкуренции.
1
Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики.
Проводить беседу по теме, составлять сравнительную таблицу, выполнять
дифференцированные задания.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
40.
Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство.
1
Извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики.
Работать с источниками социальной информации с использованием современных
средств коммуникации. Работать с нормативными документами.
Контрольное тестирование по разделу.
41.
Фирма в экономике.
1
Различать формы бизнеса.
Объяснять роль фирмы в современном обществе и приводить примеры
деятельности фирм. Давать оценку их деятельности.
42.
Фондовый рынок, его инструменты.
Акции, облигации и другие ценные
бумаги.
1
Перечислять виды ценных бумаг.
Практикум: работать с нормативными актами (ГК гл.7)
43.
Предприятие. Экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты
(издержки).
1
Различать экономические и бухгалтерские издержки.
Приводить примеры постоянных и переменных издержек производства.
Составить схему «Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты.
44.
Практикум
по
теме: Постоянные
и
переменные затраты (издержки).
1
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
45.
Основные источники финансирования
бизнеса.
1
Раскрывать на примерах основные источники финансирования бизнеса.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
46.
Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга. Финансовый
рынок.
1
Объяснять основные принципы менеджмента.
Анализировать документы, работать с источниками СМИ.
47.
Банковская система. Центральный
банк Российской Федерации, его
задачи, функции и роль в банковской
системе России.
1
Различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе
РФ. Характеризовать банковскую систему. Сравнивать функции ЦБ и
коммерческих банков.
48.
Практикум по теме: «Банковская
система».
1
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
49.
Банковская система.
Электронные деньги.
1
Объяснять роль электронных денег в современном мире, выявлять плюсы и
минусы электронных денег, приводить примеры фактов, социальных явлений.
50.
Финансовые институты.
1
Раскрывать на примерах роль финансовых институтов, работать с источниками
СМИ.
51.
Виды, причины и последствия
инфляции
1
Различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных социальных групп;
Составлять схему: Виды, причины и последствия инфляции.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
52.
Рынок труда. Занятость и безработица,
виды безработицы.
1
Определять причины безработицы, различать ее виды.
Характеризовать современный рынок труда. Выявлять причины безработицы,
виды безработицы.
53.
Государственная политика в области
занятости.
1
Высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости.
Анализировать документы, работать с источниками СМИ.
54.
Практикум по теме: «Рынок труда».
1
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
55.
Рациональное экономическое
поведение собственника, работника,
потребителя, семьянина.
1
Объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
поведение.
Участвовать в диспуте: «Какое оно - рациональное экономическое поведение
собственника, работника, потребителя, семьянина?».
56.
Роль государства в экономике.
Общественные блага.
1
Приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики.
Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества.
Объяснять роль государства в экономике. Раскрывать на примерах общественные
блага.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
57.
Налоговая
система
в
РФ.
Виды
налогов.
Функции
налогов.
Налоги,
уплачиваемые предприятиями
1
Составлять схему: «Функции налогов». Характеризовать виды и функции налогов.
Контрольное тестирование по разделу.
58.
Основы денежной и бюджетной
политики государства. Денежно-
кредитная (монетарная) политика.
1
Приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики.
Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества.
Объяснять основы денежной и бюджетной политики государства, денежно-
кредитной (монетарной) политики.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
59.
Государственный бюджет. Бюджетная
система Российской Федерации.
Доходы и расходы: навыки
планирования», «Формирование
государственного бюджета в
Российской федерации и его
исполнение.
1
Работать с источниками социальной информации с использованием современных
средств коммуникации. Работать с нормативными документами
Приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики.
Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества.
60.
Государственный долг.
1
Выявлять причины и особенности государственного долга. Работать с
источниками СМИ.
Самостоятельная работа: решение заданий-задач.
61.
Практикум по теме: «Государственный
1
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
бюджет».
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
62.
Экономическая деятельность и ее
измерители. ВВП и ВНП – основные
макроэкономические показатели.
Экономический рост.
1
Различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт)
Объяснять значение понятий ВВП ВНП. Анализировать диаграмм и таблицы.
Делать выводы.
Различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Раскрывать сущность экономического роста. Анализировать схемы и диаграммы
63.
Практикум по теме: Экономический
рост.
1
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Проведение комплексной проверочной работы.
64.
Экономические циклы.
1
Анализировать диаграммы и таблицы.
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Итоговый контроль.
65.
Мировая экономика. Международная
специализация, международное
разделение труда, международная
торговля, экономическая интеграция,
мировой рынок.
1
Анализировать инфографику. Объяснять роль международной специализации.
Подготовка проектов: «Международная специализация, международное
разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция,
мировой рынок».
66.
Государственная политика в области
международной торговли.
1
Практикум: Работать с документами, осуществлять поиск социальной
информации, формулировать собственные суждения и выводы.
67.
Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития
России.
1
Участвовать в работе круглого стола: «Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития России».
68.
Экономика (Повторительно-
обобщающий урок).
1
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук.