Автор: Носкова Ирина Владимировна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №65
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: рабочая программа внеурочной деятельности " Моя экологическая грамотность"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 6 классе «Школа географа –
следопыта. Направление Я – фенолог» составлена на основе ФГОС ООО, авторской
программы по внеурочной деятельности по географии (5-6 классы): учебно-методическое
пособие ./ М.Ю.Аксёнова, Е.В.Храмова.-Ульяновск:ОГБУ УИПКПРО,2013.
УМК:
учебно-методическое пособие « Школа географа-следопыта. Я -фенолог» ./
М.Ю.Аксёнова, Е.В.Храмова.- Ульяновск:ОГБУ УИПКПРО,2013.
Курс рассчитан на 35 учебных часов ( 1час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курс:
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные
признаки
географических
объектов и явлений.
- картографическая грамотность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами,
процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных
и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
- умение составлять географический прогноз.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная
география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм
поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
Ученик научится и получит возможность научится:
Проводить наблюдения за природой и погодой. Пользоваться необходимыми
метеорологическими приборами. Представлять результаты измерений в виде графиков,
диаграмм, розы ветров. Обсуждать результаты измерений.
Овладеют приёмами ведения календаря погоды, в результате фенологических наблюдений.
Правилами пользования барометром, термометром, флюгером.
Научатся измерять высоту Солнца над горизонтом. Анализировать погоду своей
местности. Пользоваться земледельческим календарём. Устанавливать причинно-
следственные связи в биоклимате. Обрабатывать данные погоды в виде схем, таблиц,
графиков.
Содержание программы.
Раздел 1. Введение в фенологию
Что
изучает
фенология?
Организация
и
ведение
календаря
погоды.
Организация
наблюдений в природе. Моделирование прибора для определения высоты. Солнца над
горизонтом.
Основные виды учебной деятельности. Работа с разными источниками географической
информации.
Овладение
практическими
умениями
по
ведению
календаря
погоды
.Осваиваем метод наблюдения. Моделирование прибора
Раздел 2. Русский земледельческий календарь.
Характеристика народных примет. Наблюдение за народными приметами по временам
года. Составим календарь народных примет. Приметы о погоде по повадкам животных.
Приметы
о
погоде
по
растениям.
Составление
календаря
предсказания
погоды
по
растениям. Строим « фенологическое дерево».
Основные виды учебной деятельности.
Сравнивать народные приметы с наблюдаемыми признаками погоды. Осваиваем метод
наблюдения. Работа со справочной литературой. Составление календаря народных примет.
Составление календаря предсказаний погоды по повадкам животных. Осваиваем метод
наблюдения,
исследования
Организация
самостоятельной
деятельности.
Полевое
исследование. На основе наблюдений строим фенологическое дерево.
Раздел 3.Наблюдаем за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов.
Оформление стенда « Погода сегодня».Измерение температуры воздуха и составление
графика
хода
температуры
воздуха.
Работа
с
барометром-анероидом.
Определение
направление ветра по флюгеру. Составление графика « роза ветров».Определение румбы
ветров. Влажность воздуха по метеоприборам. Диаграмма влажности воздуха. Экскурсия
по изучению видов облаков. Предсказание погоды по облакам. Создание альбома «виды
облаков». Зависимость облачности от ветра. Световые явления в природе. Описание
погоды за сутки, месяц. Изображение признаков устойчивости погоды в рисунках стихах,
рассказах. Экскурсия « Весенние наблюдения за погодой».
Основные виды учебной деятельности.
Оформление
стенда
«погода
в
доме»
Овладение
практическими
навыками
работы
с
термометром. Умение обрабатывать данные в виде графиков. Умение работать с прибором
барометром-анероидом
Умение
работать
с
прибором
флюгером
и
обрабатывать
полученные
данные.
Овладение
практическими
умениями
по
использованию
метеоприборов.
Учится
определять
румбы
ветров
Изготовление
гигрометра.
Использование прибора для измерения влажности воздуха. Использовать приобретённые
знания
для
определения
видов
облаков.
Фотофиксация
облаков.
Проводить
самостоятельный поиск географической информации Использовать приобретённые знания
и умения для составления диаграммы зависимости облачности от направления ветра.
Работа с различными источниками информации. Систематизировать полученные знания и
на
их
основе
строить
атлас.
Организовывать
свою
деятельность
по
обработке
фенологических наблюдений и умение обрабатывать фенологические наблюдения. Умение
использовать
различные
источники
географической
информации
с
целью
изучения
световых явлений в природе. Научится изображать признаки ненастной погоды в рисунках
Тематическое планирование.
№/П
Тема раздела
Количество часов
1.
Введение в фенологию.
5 часов
2.
Русский земледельческий календарь
5 часов
3.
Наблюдение за отдельными элементами погоды
и изучение метеоприборов.
25 часов