Автор: Медяков Юрий Витальевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Буньковская СОШ
Населённый пункт: с. Буньково Упоровский район Тюменская область
Наименование материала: Программа элективного курса "Математика в астрономии"
Тема: "Математика в астрономии"
Раздел: полное образование
Рабочая программа
элективного курса
«Математика в
астрономии»
Основная
задача
обучения
математике
в
школе
–
обеспечить
прочное
и
сознательное
овладение
учащимися
системой
математических
знаний
и
умений,
необходимых
в
повседневной
жизни
и
трудовой
деятельности
каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных
дисциплин и продолжения образования. Данный элективный курс связан с
основным
курсом
математики.
Материал,
связанный
с
уравнениями
и
неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики.
Это объясняется тем, что уравнения и неравенства широко используются в
различных разделах математики, в решении важных прикладных задач. Есть
много уравнений и неравенств, которые считаются для школьников задачами
повышенной
трудности.
Для
решения
таких
задач
лучше
применять
не
традиционные
методы,
а
приёмы,
которые
не
совсем
привычны
для
учащихся.
В
данном
элективном
курсе
рассматривается
метод
решения
уравнений
и
неравенств,
основанный
на
применении
свойств
функций
(монотонность,
ограниченность,
четность
и
др.).
Целесообразность
этого
метода состоит в том, что он дает более рациональное решение уравнений
или
неравенств.
Учебный
материал,
касающийся
нестандартных
методов
решения
уравнений
и
неравенств,
содержится
в
учебных
пособиях
для
подготовки
к
ЕГЭ
по
математике,
к
конкурсным
экзаменам
в
вузы.
Во
временных рамках уроков полностью этот материал рассмотреть невозможно,
поэтому есть смысл вынести его на курсы по выбору.
Цели
изучения
курса:
Познакомить
учащихся
с
некоторыми
приёмами
решения уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них
функций, показать применение производной при решении уравнений или
неравенств;
обеспечить
прочное
и
сознательное
овладение
учащимися
системой
математических знаний и умений;
углубление и расширение знаний учащихся;
привить
ученику
навыки
употребления
нестандартных
методов
рассуждения при решении задач;
формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
выявление и развитие их математических способностей, ориентация на
профессии, существенным образом связанных с математикой;
подготовка
учащихся
к
итоговой
аттестации
и
к
обучению
в
вузе.
Требования к подготовке учащихся.
Тематика
и
содержание
данного
элективного
курса
отвечает
следующим
требованиям:
поддержание изучения базового курса алгебры;
социальная и личностная значимость: повышается уровень образованности
учащихся,
расширяется
их
кругозор,
удовлетворяются
познавательные
интересы в области математики;
обладание
значительным
развивающим
потенциалом
(развитие
математического
мышления,
умения
систематизировать,
обобщать,
делать
выводы). Ожидаемый результат изучения курса:
знание
учащимися
методов
решения
уравнений
и
неравенств
с
использованием свойств, входящих в них функций;
умение самостоятельно добывать информацию и осознанно ее использовать
при выполнении заданий;
приобретение опыта в нахождении правильного и рационального пути
решения
уравнений
и
неравенств;
Система
форм
контроля
уровня
достижений учащихся и критерии оценки. Уровень достижений учащихся
определяется в результате:
наблюдения активности на практикумах;
беседы с учащимися;
проверки домашнего задания;
выполнения письменных работ;
Итоговая аттестация проводится в виде зачетной работы в форме теста,
состоящего из трех блоков: А - задания с выбором вариантов ответа; В -
задания с краткой записью ответа; С - задания, предполагающие развернутый
ответ.
В результате изучения данного элективного курса ученик должен знать:
основные свойства функций, которые применяются при решении
уравнений и неравенств;
о применении производной при решении уравнений и неравенств; уметь:
объяснять, на основе какого свойства функции решаются уравнение или
неравенство;
применять производную для доказательства свойства функции, входящей в
уравнение или неравенство;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
при подготовке к ЕГЭ.
Тематическое планирование элективного курса «Математика в
астрономии» для учащихся профильной школы
Элективный курс рассчитан на 16 часов из расчета 1 час в неделю
№ п/п
Тема
Количество
часов
1
Математические методы обработки астрономических
наблюдений
1
2
Астрономические величины, связь между ними.
1
3
Расстояния в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс.
1
4
Расстояния за пределами Солнечной системы.
Годичный параллакс.
1
5
Звездные величины и расстояния до небесных светил.
1
6
Движение космических объектов в Солнечной
2
системе. Законы Кеплера.
7
Астрономические системы координат.
Горизонтальная система координат.
1
8
Теорема о полюсе мира. Видимое движение светил.
1
9
Астрономические системы координат.
Экваториальная система координат.
1
10
Связь астрономических координат.
1
11
Астрономические системы координат. Решение задач.
1
12
Время и календарь.
2
13
Итоговое тестирование.
2