Напоминание

"Математика в астрономии"


Автор: Медяков Юрий Витальевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Буньковская СОШ
Населённый пункт: с. Буньково Упоровский район Тюменская область
Наименование материала: Программа элективного курса "Математика в астрономии"
Тема: "Математика в астрономии"
Раздел: полное образование





Назад




Рабочая программа

элективного курса

«Математика в

астрономии»

Основная

задача

обучения

математике

в

школе

обеспечить

прочное

и

сознательное

овладение

учащимися

системой

математических

знаний

и

умений,

необходимых

в

повседневной

жизни

и

трудовой

деятельности

каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных

дисциплин и продолжения образования. Данный элективный курс связан с

основным

курсом

математики.

Материал,

связанный

с

уравнениями

и

неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики.

Это объясняется тем, что уравнения и неравенства широко используются в

различных разделах математики, в решении важных прикладных задач. Есть

много уравнений и неравенств, которые считаются для школьников задачами

повышенной

трудности.

Для

решения

таких

задач

лучше

применять

не

традиционные

методы,

а

приёмы,

которые

не

совсем

привычны

для

учащихся.

В

данном

элективном

курсе

рассматривается

метод

решения

уравнений

и

неравенств,

основанный

на

применении

свойств

функций

(монотонность,

ограниченность,

четность

и

др.).

Целесообразность

этого

метода состоит в том, что он дает более рациональное решение уравнений

или

неравенств.

Учебный

материал,

касающийся

нестандартных

методов

решения

уравнений

и

неравенств,

содержится

в

учебных

пособиях

для

подготовки

к

ЕГЭ

по

математике,

к

конкурсным

экзаменам

в

вузы.

Во

временных рамках уроков полностью этот материал рассмотреть невозможно,

поэтому есть смысл вынести его на курсы по выбору.

Цели

изучения

курса:

Познакомить

учащихся

с

некоторыми

приёмами

решения уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них

функций, показать применение производной при решении уравнений или

неравенств;

обеспечить

прочное

и

сознательное

овладение

учащимися

системой

математических знаний и умений;

углубление и расширение знаний учащихся;

привить

ученику

навыки

употребления

нестандартных

методов

рассуждения при решении задач;

формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

выявление и развитие их математических способностей, ориентация на

профессии, существенным образом связанных с математикой;

подготовка

учащихся

к

итоговой

аттестации

и

к

обучению

в

вузе.

Требования к подготовке учащихся.

Тематика

и

содержание

данного

элективного

курса

отвечает

следующим

требованиям:

поддержание изучения базового курса алгебры;

социальная и личностная значимость: повышается уровень образованности

учащихся,

расширяется

их

кругозор,

удовлетворяются

познавательные

интересы в области математики;

обладание

значительным

развивающим

потенциалом

(развитие

математического

мышления,

умения

систематизировать,

обобщать,

делать

выводы). Ожидаемый результат изучения курса:

знание

учащимися

методов

решения

уравнений

и

неравенств

с

использованием свойств, входящих в них функций;

умение самостоятельно добывать информацию и осознанно ее использовать

при выполнении заданий;

приобретение опыта в нахождении правильного и рационального пути

решения

уравнений

и

неравенств;

Система

форм

контроля

уровня

достижений учащихся и критерии оценки. Уровень достижений учащихся

определяется в результате:

наблюдения активности на практикумах;

беседы с учащимися;

проверки домашнего задания;

выполнения письменных работ;

Итоговая аттестация проводится в виде зачетной работы в форме теста,

состоящего из трех блоков: А - задания с выбором вариантов ответа; В -

задания с краткой записью ответа; С - задания, предполагающие развернутый

ответ.

В результате изучения данного элективного курса ученик должен знать:

основные свойства функций, которые применяются при решении

уравнений и неравенств;

о применении производной при решении уравнений и неравенств; уметь:

объяснять, на основе какого свойства функции решаются уравнение или

неравенство;

применять производную для доказательства свойства функции, входящей в

уравнение или неравенство;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

при подготовке к ЕГЭ.

Тематическое планирование элективного курса «Математика в

астрономии» для учащихся профильной школы

Элективный курс рассчитан на 16 часов из расчета 1 час в неделю

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Математические методы обработки астрономических

наблюдений

1

2

Астрономические величины, связь между ними.

1

3

Расстояния в Солнечной системе. Горизонтальный

параллакс.

1

4

Расстояния за пределами Солнечной системы.

Годичный параллакс.

1

5

Звездные величины и расстояния до небесных светил.

1

6

Движение космических объектов в Солнечной

2

системе. Законы Кеплера.

7

Астрономические системы координат.

Горизонтальная система координат.

1

8

Теорема о полюсе мира. Видимое движение светил.

1

9

Астрономические системы координат.

Экваториальная система координат.

1

10

Связь астрономических координат.

1

11

Астрономические системы координат. Решение задач.

1

12

Время и календарь.

2

13

Итоговое тестирование.

2



В раздел образования