Автор: Синдюкова Валентина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Кармало-Аделяково муниципального района Сергиевский Самарской области
Населённый пункт: с. Кармало-Аделяково
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Юный исследователь"
Раздел: среднее образование
Внеурочная деятельность «Юный исследователь»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на
основе программы «Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность
обучающихся, кружковая работа, экологические практики» Составитель
И.П.Чередниченко. Издательство Волгоград «Учитель» 2016.
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» составлена для поддержки
практической части курса биологии 5-8 классов. Программа является одним из этапов
эколого-биологического образования, практикуемого в сельской школе. Основная идея
программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для
учащихся методов биологических наук. Занятия проводятся в разновозрастных группах.
Цели программы
: изучение методов биологических наук, освоение некоторых
из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.
Задачи:
актуализация биологических знаний о живых объектах и методах
познания; освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов,
мониторинговых исследований; развитие исследовательских навыков; формирование и
развитие у учащихся ключевых компетенций, удовлетворение интереса к изучению
природы.
Актуальность и новизна
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые
для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
реализации
учебно-исследовательских
проектов
в
среднем
и
старшем
звене
школы.
Программа
курса
позволяет
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и
возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных
умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать
свою точку зрения и др.;
работа
с
различными
источниками
информации
обеспечивает
формирование
информационной
компетентности,
связанной
с
поиском,
анализом,
оценкой
информации;
в
содержание
деятельности
заложено
основание
для
сотрудничества
детей
с
членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей
к различным видам деятельности.
Результаты освоения курса:
1.
получат возможность:
расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах
и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных
знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
познакомятся
с
некоторыми
способами
изучения
природы,
начнут
осваивать
умения
проводить
наблюдения
в
природе,
ставить
опыты,
научатся
видеть
и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
приобрести базовые умения работы с ИКТ
средствами, поиска информации в
электронных источниках и контролируемом Интернете;
научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,
включая
компьютерные)
и
детскую
литературу
о
природе
с
целью
поиска
познавательной
информации,
ответов
на
вопросы,
объяснений,
для
создания
собственных устных или письменных высказываний.
2. получат возможность для формирования:
внутренней
позиции
школьника
на
уровне
положительного
отношения
к
школе,
понимания
необходимости
учения,
выраженного
в
преобладании
учебно-
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как
значимую сферу человеческой жизни;
3. получат возможность для формирования УУД:
Личностных универсальных учебных действий:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация
на
понимание
причин
успеха
во
внеучебной
деятельности,
в
том
числе
на
самоанализ
и
самоконтроль
результата,
на
анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивных универсальных учебных действий:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
внеучебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы
и
в
открытом
информационном
пространстве,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
Коммуникативных универсальных учебных действий:
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной,
и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание с указанием форм организации деятельности
Название разделов
теория
практика
Введение
Экскурсия на пришкольном участке
Осеннее обследование окрестных водоемов (родник)
Изучение биоценоза водоема
Простейший мониторинг окружающей среды
Микроскопирование
Микроскопирование разных групп организма
Методика постановки биологических экспериментов
Гербаризация растений. Работа с определителями.
Монтировка и оформление коллекции насекомых. Определение
насекомых
Опытническая работа на пришкольном участке
Весеннее обследование биоценоза
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
4
8
4
2
2
2
Каледарно-тематический план
Название разделов
Количество
часов
Введение
Экскурсия на пришкольном участке
Осеннее обследование окрестных водоемов (родник)
Изучение биоценоза водоема
Простейший мониторинг окружающей среды
Микроскопирование
Микроскопирование разных групп организма
Методика постановки биологических экспериментов
Гербаризация растений. Работа с определителями.
1
1
1
3
2
5
8
1
4
Монтировка и оформление коллекции насекомых. Определение
насекомых
Опытническая работа на пришкольном участке
Весеннее обследование биоценоза
4
2
2
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Календарно-тематический план
№
п/п
№
за
ня
ти
я
Наименование тем раздела и
занятий
Кол-во часов
Форма
проведения
Использова
ние УЛО
теор
ия
практи
ка
1
2
3
4-6
7-8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
1
1
3
2
5
1
2
3
4
5
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Введение
Экскурсия на пришкольном
участке
Осеннее обследование
окрестных водоемов (родник)
Изучение биоценоза водоема
Простейший мониторинг
окружающей среды
Микроскопирование
Техника безопасности при работе
с микроскопом
Приготовление временного
микропрепарата
Способы окраски
микропрепаратов
Что можно увидеть в микроскоп
Оформление результатов
микроскопирования
Микроскопирование разных
групп организма
Микроскопирование грибов
Микроскопирование водорослей
Микроскопирование мхов
Микроскопирование папоротников
Микроскопирование органов
голосеменных растений
Микроскопирование органов
покрытосеменных растений
Элодея – это водоросль или
высшее растение
Микроскопирование тканей
животных
Методика постановки
биологических экспериментов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
4
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
беседа
экскурсия
экскурсия
практ.раб.
практ.раб.
беседа
практ.раб.
практ.раб.
практ.раб.
практ.раб.
лаб.раб.
лаб.раб.
лаб.раб.
лаб.раб.
лаб.раб.
лаб.раб.
лаб.раб.
лаб.раб.
беседа
сачок
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
микроскоп
23
24
25
26
27
28
29
30
31-
32
33-
34
4
1
2
3
4
4
1
2
3
4
2
2
1-
2
Гербаризация растений. Работа с
определителями.
Сбор растений
Составление гербарий
Определение растений
Оформление гербарий
Монтировка и оформление
коллекции насекомых.
Методика сбора и оформления
коллекций насекомых
Изучение насекомых своей
местности
Сбор насекомых
Оформление коллекций
Опытническая работа на
пришкольном участке
Весеннее обследование
биоценоза
Весеннее обследование биоценоза
2
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
практ.раб.
практ.раб.
практ.раб.
практ.раб.
беседа
беседа
практ.раб.
практ.раб.
практ.раб.
практ.раб.
л/о