Напоминание

"Маленький принц"


Автор: Кулакова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №118
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению
Тема: "Маленький принц"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

Тема: Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

Цели деятельности учителя:

- организовать деятельность по восприятию, осмыслению фантастической сказки

«Маленький принц»;

- создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы,

предлагать пути их решения;

- помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного

материала.

Цели урока, направленные на достижение учащимися предметных результатов:

- знакомство детей с фантастической сказкой на примере произведения А.де Сент –

Экзюпери «Маленький принц»;

- развитие умения осмысливать заглавие произведения, объяснять его связь с

содержанием, главной мыслью;

- развитие умения находить ключевые слова в тексте;

- развитие умения аргументировать свою точку зрения, выражать отношение к герою,

событиям, языку произведения;

Метапредметных результатов:

1. Регулятивные:

- уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать

последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей, вносить необходимые коррективы, оценивать правильность

выполнения действий.

2. Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с

помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный

опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать

речь других, учиться работать в паре, в группах.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Организационны

й момент

«Если звёзды зажигаются, значит это кому –

то нужно…» Этой фразой мы начнём наш

урок.

Помогите зажечь звёзды нашего класса.

Напоминаю: каждая звезда определяет ваше

настроение, желание участвовать в работе,

познавать новое.

- Я очень рада, что многие из вас пришли с

хорошим настроением и готовы

плодотворно работать.

Приветствуют

учителя, определяют

с каким настроением

пришли на урок.

1

(Слайд 1)

В течение урока вы будете работать в

группах.

Вспомним правила работы в группах.

(Слайд 2)

1.Работать сообща.

2.Уметь выслушать друг друга.

3. Слушать других, не перебивая.

Внимательно.

4. Уметь договариваться, помогать друг

другу.

Вспоминают правила

работы в группах.

2.Актуализация

опорных знаний

- Вспомните последнее изученное

произведение.

-К какому жанру оно относится?

- Назовите признаки данного жанра.

- При помощи какого заклинания Нильс

превратился в человека?

- Когда же началось это превращение?

- Прочитайте вопросы в учебнике.

- Какой из них наиболее трудный?

(Слайд 3)

«Трудно ли человеку стать человеком?»

- Кто из вас хочет отправиться в новое

путешествие, чтобы точнее ответить на этот

сложный вопрос?

(Слайды 4, 5)

« Где – то в Галактике, среди тысячи

мерцающих звёзд, существует планета.

Планета одинокого сердца».

Познакомьтесь с жителем этой планеты.

Знакомство с началом произведения по

индивидуальным карточкам.

« Чтение вдогонку».

- Сопоставьте результаты своей работы.

(Проверка техники чтения и понимания

текста).

2

«Чудесное

путешествие Нильса

с дикими гусями».

Это сказка.

Превращения,

чудеса, волшебные

предметы.

Когда он стал

совершать добрые

поступки, спасая

людей и животных.

Ответы учащихся.

Чтение по вариантам

начала

произведения.

3. Постановка

учебной задачи.

- О ком пойдёт речь на нашем уроке?

- К какому жанру относится это

произведение? Докажите.

- Назовите фамилию автора, создавшего эту

сказку.

- Кто знаком с другими произведениями

этого автора?

- Что известно о нём самом?

- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи мы ставим перед собой?

-Прочитайте аннотацию к этому

произведению.

Постановка проблемных вопросов.

- С какой целью Маленький принц

отправился в путешествие?

(Слайд 6)

- Как можно приобрести друга?

- Что сделать для того, чтобы его не

потерять?

- Прочитайте текст на стр.70 -71

Подтвердите свою догадку словами текста

(жужжащее чтение).

- Решил ли Принц свою проблему?

Работа в группах по вопросам на стр. 73

О Маленьком

принце.

Сказка.

Антуан де Сент –

Экзюпери.

Сообщение

биографии А. де

Сент –Экзюпери.

Познакомимся с

произведением,

ответим на

проблемные

вопросы.

Чтение по догадке.

Да, он познакомился

с розой.

Учащиеся читают

вопросы, отвечают

на них.

4.Открытие

нового знания.

- Найдите слова на голубом фоне.

Относится ли это описание к одному

предмету?

(Слайд 7)

с крохотного ростка

кустик

неведомая гостья

ужасная кокетка

красавица

удивительная гостья

цветок

растение

зёрнышко

прекрасный цветок

Это описание одного

предмета –розы.

3

- Какое новое слово встретилось в описании?

- Дайте толкование этого слова. Чем для

этого можно воспользоваться?

- Сколько значений у этого слова, в каком

оно употреблено в тексте?

- Найдите описание того, как бутон

готовился стать цветком.

- Какие средства художественной

выразительности использовал автор?

Докажите это словами текста.

(Слайд 8)

- Сравните описание с тем, как это

происходит в природе.

(Просмотр видеофильма).

- Прочитайте по ролям описание встречи

Маленького принца с розой.

- Что можно сказать о характере цветка?

- Как менялось отношение Принца к своему

другу? Почему?

(Слайд 9)

- К какому важному выводу пришёл

Маленький принц?

Поработайте в парах, расшифруйте

предложение, сделайте вывод.

1

17

5

21

8

3

26

13

12

28

24

16

23

20

2

30

14

19

15

7

18

6

27

9

4

25

11

29

10

22

н

о

с

,

и

д

е

п

е

а

о

л

п

м

а

.

о

а

Кокетка.

Работа со словарём

Ожегова.

Ученица зачитывает

Толкование слова

«кокетка». Учащиеся

определяют: слово

многозначное, в

данном тексте

употреблено в

первом значении.

Чтение учащегося.

- Олицетворение;

- сравнение;

- повтор.

Первичное чтение

по ролям.

Работа в парах по

таблицам.

с

д

в

у

л

т

о

д

н

м

ь

а

- Соотнесите цифры и буквы. Расположите

буквы по порядку.

4

- Кого Маленький принц обвинял в своих

неудачах?

- Найдите в сказке объяснения самого

Принца, прочитайте.

Чтение учащихся по

учебнику.

5.Закрепление

знаний.

6.Рефлексия

деятельности

учащихся.

7. Домашнее

задание.

Ответьте на главные проблемные вопросы

нашего урока.

- Верны ли эти выводы?

Оцените ответы звёздами.

(Слайд 10)

- Сможет ли Принц вернуть дружбу или

захочет встретить новых друзей?

« На планете Земля Принц познакомится с

мудрым Лисом, который откроет ему

секреты человеческого общения. Главный

секрет вы узнаете, когда возьмёте в руки

ваши розы».

- Что же это за секрет?

(Слайд 11)

- Какое открытие для себя вы сегодня

сделали?

- Какую ставили учебную задачу?

-Удалось её решить?

- Каким способом?

Давайте оценим качество своего успеха.

Продолжите знакомство с произведением

самостоятельно.

Ответы детей.

Стать человеком

очень трудно,

нужно уметь

прощать, быть

терпимым к

ошибкам других,

помнить о

ближних.

Оценивание

звёздами.

Предположения

учащихся.

Дети берут в руки

розы, сделанные на

уроке технологии.

Девиз следующего

урока: «Ты навсегда

в ответе за всех,

кого приручил».

5

4 класс

Индивидуальная карточка для работы по чтению. Метод «Чтение вдогонку».

( Начало произведения «Маленький принц»)

Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей –то тоненький

голосок. Он сказал:

- Пожалуйста… нарисуй мне барашка!

- А?..

- Нарисуй мне барашка…

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Стал осматриваться. И вижу –

стоит необыкновенный какой –то малыш и серьёзно меня разглядывает.

Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, нокогда

я спрашивал о чём – нибудь, он будто и не слышал. Лишь понемногу, из случайных,

мимоходом оброненных слов мне всё открылось.

Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся –то величиной с дом!

Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как

Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют ещё сотни других и среди них такие

маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую

планетку, он даёт ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.

Каждый день я узнавал что –нибудь новое о его планете, о том, как он её покинул и

странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову.

О, Маленький принц! Понемногу я понял так же, как печальна и однообразна была твоя

жизнь.

6



В раздел образования