Автор: Кулакова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №118
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению
Тема: "Маленький принц"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема: Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
Цели деятельности учителя:
- организовать деятельность по восприятию, осмыслению фантастической сказки
«Маленький принц»;
- создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы,
предлагать пути их решения;
- помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного
материала.
Цели урока, направленные на достижение учащимися предметных результатов:
- знакомство детей с фантастической сказкой на примере произведения А.де Сент –
Экзюпери «Маленький принц»;
- развитие умения осмысливать заглавие произведения, объяснять его связь с
содержанием, главной мыслью;
- развитие умения находить ключевые слова в тексте;
- развитие умения аргументировать свою точку зрения, выражать отношение к герою,
событиям, языку произведения;
Метапредметных результатов:
1. Регулятивные:
- уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать
последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей, вносить необходимые коррективы, оценивать правильность
выполнения действий.
2. Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с
помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
3. Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать
речь других, учиться работать в паре, в группах.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационны
й момент
«Если звёзды зажигаются, значит это кому –
то нужно…» Этой фразой мы начнём наш
урок.
Помогите зажечь звёзды нашего класса.
Напоминаю: каждая звезда определяет ваше
настроение, желание участвовать в работе,
познавать новое.
- Я очень рада, что многие из вас пришли с
хорошим настроением и готовы
плодотворно работать.
Приветствуют
учителя, определяют
с каким настроением
пришли на урок.
1
(Слайд 1)
В течение урока вы будете работать в
группах.
Вспомним правила работы в группах.
(Слайд 2)
1.Работать сообща.
2.Уметь выслушать друг друга.
3. Слушать других, не перебивая.
Внимательно.
4. Уметь договариваться, помогать друг
другу.
Вспоминают правила
работы в группах.
2.Актуализация
опорных знаний
- Вспомните последнее изученное
произведение.
-К какому жанру оно относится?
- Назовите признаки данного жанра.
- При помощи какого заклинания Нильс
превратился в человека?
- Когда же началось это превращение?
- Прочитайте вопросы в учебнике.
- Какой из них наиболее трудный?
(Слайд 3)
«Трудно ли человеку стать человеком?»
- Кто из вас хочет отправиться в новое
путешествие, чтобы точнее ответить на этот
сложный вопрос?
(Слайды 4, 5)
« Где – то в Галактике, среди тысячи
мерцающих звёзд, существует планета.
Планета одинокого сердца».
Познакомьтесь с жителем этой планеты.
Знакомство с началом произведения по
индивидуальным карточкам.
« Чтение вдогонку».
- Сопоставьте результаты своей работы.
(Проверка техники чтения и понимания
текста).
2
«Чудесное
путешествие Нильса
с дикими гусями».
Это сказка.
Превращения,
чудеса, волшебные
предметы.
Когда он стал
совершать добрые
поступки, спасая
людей и животных.
Ответы учащихся.
Чтение по вариантам
начала
произведения.
3. Постановка
учебной задачи.
- О ком пойдёт речь на нашем уроке?
- К какому жанру относится это
произведение? Докажите.
- Назовите фамилию автора, создавшего эту
сказку.
- Кто знаком с другими произведениями
этого автора?
- Что известно о нём самом?
- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи мы ставим перед собой?
-Прочитайте аннотацию к этому
произведению.
Постановка проблемных вопросов.
- С какой целью Маленький принц
отправился в путешествие?
(Слайд 6)
- Как можно приобрести друга?
- Что сделать для того, чтобы его не
потерять?
- Прочитайте текст на стр.70 -71
Подтвердите свою догадку словами текста
(жужжащее чтение).
- Решил ли Принц свою проблему?
Работа в группах по вопросам на стр. 73
О Маленьком
принце.
Сказка.
Антуан де Сент –
Экзюпери.
Сообщение
биографии А. де
Сент –Экзюпери.
Познакомимся с
произведением,
ответим на
проблемные
вопросы.
Чтение по догадке.
Да, он познакомился
с розой.
Учащиеся читают
вопросы, отвечают
на них.
4.Открытие
нового знания.
- Найдите слова на голубом фоне.
Относится ли это описание к одному
предмету?
(Слайд 7)
с крохотного ростка
кустик
неведомая гостья
ужасная кокетка
красавица
удивительная гостья
цветок
растение
зёрнышко
прекрасный цветок
Это описание одного
предмета –розы.
3
- Какое новое слово встретилось в описании?
- Дайте толкование этого слова. Чем для
этого можно воспользоваться?
- Сколько значений у этого слова, в каком
оно употреблено в тексте?
- Найдите описание того, как бутон
готовился стать цветком.
- Какие средства художественной
выразительности использовал автор?
Докажите это словами текста.
(Слайд 8)
- Сравните описание с тем, как это
происходит в природе.
(Просмотр видеофильма).
- Прочитайте по ролям описание встречи
Маленького принца с розой.
- Что можно сказать о характере цветка?
- Как менялось отношение Принца к своему
другу? Почему?
(Слайд 9)
- К какому важному выводу пришёл
Маленький принц?
Поработайте в парах, расшифруйте
предложение, сделайте вывод.
1
17
5
21
8
3
26
13
12
28
24
16
23
20
2
30
14
19
15
7
18
6
27
9
4
25
11
29
10
22
н
о
с
,
и
д
е
п
е
а
о
л
п
м
а
.
о
а
Кокетка.
Работа со словарём
Ожегова.
Ученица зачитывает
Толкование слова
«кокетка». Учащиеся
определяют: слово
многозначное, в
данном тексте
употреблено в
первом значении.
Чтение учащегося.
- Олицетворение;
- сравнение;
- повтор.
Первичное чтение
по ролям.
Работа в парах по
таблицам.
с
д
в
у
л
т
о
д
н
м
ь
а
- Соотнесите цифры и буквы. Расположите
буквы по порядку.
4
- Кого Маленький принц обвинял в своих
неудачах?
- Найдите в сказке объяснения самого
Принца, прочитайте.
Чтение учащихся по
учебнику.
5.Закрепление
знаний.
6.Рефлексия
деятельности
учащихся.
7. Домашнее
задание.
Ответьте на главные проблемные вопросы
нашего урока.
- Верны ли эти выводы?
Оцените ответы звёздами.
(Слайд 10)
- Сможет ли Принц вернуть дружбу или
захочет встретить новых друзей?
« На планете Земля Принц познакомится с
мудрым Лисом, который откроет ему
секреты человеческого общения. Главный
секрет вы узнаете, когда возьмёте в руки
ваши розы».
- Что же это за секрет?
(Слайд 11)
- Какое открытие для себя вы сегодня
сделали?
- Какую ставили учебную задачу?
-Удалось её решить?
- Каким способом?
Давайте оценим качество своего успеха.
Продолжите знакомство с произведением
самостоятельно.
Ответы детей.
Стать человеком
очень трудно,
нужно уметь
прощать, быть
терпимым к
ошибкам других,
помнить о
ближних.
Оценивание
звёздами.
Предположения
учащихся.
Дети берут в руки
розы, сделанные на
уроке технологии.
Девиз следующего
урока: «Ты навсегда
в ответе за всех,
кого приручил».
5
4 класс
Индивидуальная карточка для работы по чтению. Метод «Чтение вдогонку».
( Начало произведения «Маленький принц»)
Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей –то тоненький
голосок. Он сказал:
- Пожалуйста… нарисуй мне барашка!
- А?..
- Нарисуй мне барашка…
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Стал осматриваться. И вижу –
стоит необыкновенный какой –то малыш и серьёзно меня разглядывает.
Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, нокогда
я спрашивал о чём – нибудь, он будто и не слышал. Лишь понемногу, из случайных,
мимоходом оброненных слов мне всё открылось.
Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся –то величиной с дом!
Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как
Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют ещё сотни других и среди них такие
маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую
планетку, он даёт ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.
Каждый день я узнавал что –нибудь новое о его планете, о том, как он её покинул и
странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову.
О, Маленький принц! Понемногу я понял так же, как печальна и однообразна была твоя
жизнь.
6