Напоминание

Дополнительное и основное образование как целостное образовательное пространство.


Автор: Гадлевский Вячеслав Сергеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: УДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Кемеровская область, Промышленновский муниципальный район.
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительное и основное образование как целостное образовательное пространство.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Дополнительное и основное образование как целостное

образовательное пространство.
В данной статье я бы хотел обсудить вопрос необходимости непрерывной связи дополнительного и основного образования. В современной школе по новым федеральным государственным образовательным стандартам были выделены часы для проведения внеурочной(воспитательной) работы, кружковой деятельности. Из-за отсутствия узконаправленных специалистов вся работа ложится на классного руководителя, закрепленного за каким либо классом. Особенно в сельских школах находящихся далеко от райцентра, в котором находятся специализированные образовательные учреждения: дворцы и дома детского творчества, станции юных техников, спортивные и художественные школы. Деятельность данных учреждений, называют дополнительным образованием детей, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию занятности школьников. Основу современного дополнительного образования составляет огромный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты около 270 тыс. педагогических работников по всем направленностям: художественно-эстетическим, туристско-краеведческим, эколого– биологическим , военно-патриотическим и другим Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые основное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для создания разносторонне развитой личности. Но большую часть в педагогов интересует в условиях ли кризиса говорить о разностороннем развитии ребенка в школе, когда ей с трудом удается обеспечить подготовку по минимальным базовым стандартам? Ведь тяжелое положение, в котором оказалась современная школа, хорошо известно. Учебно-материальная база большинства российских школ не отвечает современным требованиям: менее 50% зданий имеют все виды благоустройства; треть школ не имеет центрального отопления, столовых и буфетов, а многие деревенские школы вообще закрыли. Обеспеченность
бюджетным финансированием составляет 25–40% от расчетной нормативной потребности школ. Вместе с тем хорошо известно и то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность (в 2013 году ее рост составил 10% по сравнению с прошлым годом, при этом 80,6% — это тяжкие и особо тяжкие преступления). Увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению. Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально- психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым рядом причин:  разрушение нравственных и семейных устоев,  ранняя алкоголизация несовершеннолетних,  рост в их среде наркомании,  ослабление воспитательной функции школы,  нерациональная организация досуговой деятельности школьников,  безнадзорность детей в каникулярное время. Стало просто необходимо снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом, в этом плане дополнительное образование детей может оказать огромную помощь, способную последовательно противостоять натиску всевозможных факторов, дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения. Действительно, школа дает лишь общее образование, важное и значимое; но гармоничному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определено государственным стандартом, то не стандартное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его
многообразия, разнонаправленности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает р а н н е м у самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более старшем возрасте. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно дополняет, и усиливают знания общего образования, а также способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, получают возможность полноценной организации свободного времени. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами великого педагога, А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть, заполнен образованием. Я и многие мои коллеги, точно также считают, что дополнительное образование и основное должны быть тесно связаны. Наше учреждение очень тесно связанно со школами всего района, и поддерживают друг друга во всех сферах. Так к примеру на базе нашего учреждения открыто объединение «Вырастай-ка»социально педагогической направленности, которое обеспечивает дошкольную подготовку детей на очень высоком уровне. Объединение Лингвист и Математик обеспечивают качественную подготовку детей к сдаче ГИА и ЕГЭ, учащиеся 9 и 11 классов с огромным удовольствием посещают эти объединения. Ребята, которые хотели бы связать свою жизнь с армией либо с МЧС активно посещают объединения военно-патриотической направленности и объединения связанные со спортивным туризмом, где они могут получить базовые знания будущего спасателя. Также наше учреждение заключило договор с институтом культуры искусств на подготовку будущих абитуриентов. Педагог художественно эстетической направленности подготавливает выпускников для успешной сдачи вступительных экзаменов. Объединения спортивно- технических направленностей позволяет детям получить спортивные разряды, которые пригодятся им в дальнейшей их жизни. И так можно приводить множество примеров. Школа в свою очередь должна поддерживать и при необходимости помогать УДО с набором детей для обучения, а УДО в свою очередь должно обеспечивать качественное обучение детей, для того чтобы полностью создать разносторонне развитую личность. Для этого необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы.
Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто преподает в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства, как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.


В раздел образования