Напоминание

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми образовательными потребностями.


Автор: Сбродова Оксана Сергеевна
Должность: Магистрант
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми образовательными потребностями.
Раздел: начальное образование





Назад




В настоящее время, большое количество детей имеет нарушения в

психической познавательной

деятельности. Эти дети не могут полноценно усваивать информацию, что

крайне негативно сказывается на их дальнейшем развитии.

В отношении к ученикам, у которых есть проблемы с развитием активно

используется терминология, как «индивидуальная потребность»

ребенка. Под этим термином понимаются особенности разных сфер

(познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая) индивида,

которые имеют определенную специфику, имеющую характерный

дефект в развитии, при котором ученик нуждается в особых условиях

процесса обучения и воспитания.

Эти условия обуславливаются определенными организационными

формами обучения, определенной системой коррекционного

развивающего обучения, индивидуальным коррекционно-развивающим

маршрутом, специальной подготовкой педагогических кадров.

Исходя из того, что каждый ребенок является уникальным и

неповторимым явлением, подход к образовательной деятельности,

также, должен быть уникальным, особенно в случае отставания

ребенка в развитии. Для ребенка должен быть подобран

индивидуальный и комфортный темп развития, который сможет

подвести ученика к уровню развития своих сверстников.

Существует три основных понятия относящихся к данной теме:

индивидуальная образовательная программа, индивидуальный

образовательный маршрут и маршрутный лист. Дадим определение каждому

из них. Под индивидуальной образовательной программой понимается метод

персонального изучения образовательной программы. Рассматривая

индивидуальный образовательный маршрут мы понимаем, что это высоко

организованная программа действий школьника на определенном

фиксированном этапе его обучения .(С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П.

Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) В маршрутном листе описывается

содержание образования отдельного обучающегося, описывается его уровень

и направленность, виды его деятельности и результаты (планируемые,

фактические).

Целью создания таких маршрутов является разработка комплексной

технологии персонального сопровождения детей при поддержке педагогов и

психологов, для помощи в достижении целей в развитии, обучении и

социализации учеников.

Отталкиваясь от этих определений, можно сделать вывод, что

индивидуальные образовательные маршруты составляются не для обычных

детей с так называемой нормой, а для одаренных детей или же, для учеников

с ограниченными возможностями здоровья.

Лица с ограниченными возможности здоровья – это люди, имеющие

недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие,

слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи,

нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-

инвалиды. [4]

Чтобы повысить качество образовательных услуг и оказать комплексную

психолого- педагогическую помощь ребенку с ограниченными

возможностями здоровья необходимо психолого-педагогическое

сопровождение по индивидуальному образовательному маршруту, для того,

чтобы устранить физические или психические недостатки конкретного

ребенка.

Задержка психического развития (зпр) – это нарушение нормального темпа

психического развития, когда отдельные психические функции (память,

внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём

развитии от принятых психологических норм для данного возраста. [2]

Составляя индивидуальный образовательный маршрут ребенку с зпр

необходимо учитывать принципы и подходы по обеспечению взаимосвязи

коррекционно-развивающей работы по всем разделам основной

общеобразовательной программы. Наиболее важные принципы, - это

принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений, в

основе которого стоят взаимная связь всех специалистов учебной

организации и родителей; принцип коррекционно-компенсирующей

направленности образования, при условии, что педагоги, выполняя свою

работу смогут предупредить и скорректировать нарушения с помощью

сохранных анализаторов, систем и функций организма, при использовании

специальных и современных технологий ИКТ и особой организации

обучения.

Список литературы

1.Вераксы Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. От рождения до школы.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2.Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С.

Выготский. — М., 1956

3.Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие

осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с

проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008

4.Калинина, С. В. Психологическое сопровождение семьи ребенка с

ограниченными возможностями здоровья : метод. рек. / С. В. Калинина. —

Великий Новгород, 2011.



В раздел образования