Напоминание

Современные образовательные технологии в ДОУ


Автор: Кукарцева Ксения Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 43
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Современные образовательные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные образовательные технологии в ДОУ

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в

работу

инновационные

технологии. Поэтому

основная

задача

педагогов

дошкольного

учреждения –

выбрать

методы

и

формы

организации

работы

с

детьми,

инновационные

педагогические

технологии,

которые

оптимально

соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является

позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку

со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения:

«Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка

как личности.

Сегодня

мы

поговорим

о

педагогических

технологиях

и

их

эффективном

использовании

в

дошкольном

учреждении.

Вначале

давайте

вспомним,

что

же

означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая

технология

-

это

совокупность

психолого-педагогических

установок,

определяющих

специальный

набор

и

компоновку

форм,

методов,

способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно -

методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость.

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую

философское,

психологическое,

дидактическое

и

социально-педагогическое

обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования,

проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и

методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в

конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными

по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)

образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как

педагогический

инструмент

должна

быть

гарантированно

эффективна

в

руках

любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и

личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная

часть –

это

научная

база

технологии,

т.е.

психолого-

педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного

материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности

детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению

процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она

должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие

всех

субъектов

открытого

образовательного

пространства

(дети,

сотрудники,

родители)

ДОУ

осуществляется

на

основе

современных

образовательных технологий.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством

включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги,

активно

использующие

проектную

технологию

в

воспитании

и

обучении

дошкольников,

единодушно

отмечают,

что

организованная

по

ней

жизнедеятельность

в

детском

саду

позволяет

лучше

узнать

воспитанников,

проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые»

детские

занятия,

участие

в

групповой

деятельности

(игры,

народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные»,

направленные

на

изучение

проблем,

связанных

с

окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои

впечатления

и

чувства

в

устной,

письменной,

вокальной

художественной

(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные»,

нацеленные

на

создание

конкретного

полезного

продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1.

по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

2.

по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

3.

по характеру участия ребенка в проекте:

заказчик,

эксперт,

исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

4.

по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

5.

по количеству участников:

индивидуальный,

парный,

групповой,

фронтальный.

6.

по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

долгосрочный.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у

дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому

типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать

без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).

Поэтому

при

организации

работы

над

творческим

проектом

воспитанникам

предлагается

проблемная

задача,

которую

можно

решить,

что-то

исследуя

или

проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

-

фиксация

результатов:

наблюдений,

опытов,

экспериментов,

трудовой

деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.

Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2.

Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3.

Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее

человечества (историческое время) в «метках»

материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные

технологии

ставят

в

центр

всей

системы

дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в

семье

и

дошкольном

учреждении,

бесконфликтных

и

безопасных

условий

ее

развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде,

отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются

попытки

создания

условий

личностно-ориентированных

взаимодействий

с

детьми

в

развивающем

пространстве,

позволяющей

ребенку

проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако,

сегодняшняя

ситуация

в

дошкольных

учреждениях

не

всегда

позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей

личностно-ориентированных

технологий,

именно

предоставление

возможности

детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями,

на игру остается мало времени.

В

рамках

личностно-ориентированных

технологий

самостоятельными

направлениями выделяются:

гуманно-личностные

технологии,

отличающиеся

своей

гуманистической

сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи

ребенку

с

ослабленным

здоровьем,

в

период

адаптации

к

условиям

дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где

имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений,

украшающих

помещение,

игрушки,

способствующие

индивидуальным

играм,

оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы,

кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию

дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по

интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в

творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных

учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного

образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в

системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают

условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к

праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность

(игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические

технологии

на

основе

гуманизации

и

демократизации

педагогических

отношений

с

процессуальной

ориентацией,

приоритетом

личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и

яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают

новые

образовательные

программы

«Радуга»,

«Из

детства

-

в

отрочество»,

«Детство», «От рождения до школы».

Сущность

технологического

воспитательно-образовательного

процесса

конструируется

на

основе

заданных

исходных

установок:

социальный

заказ

(родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования.

Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке

достижений

дошкольников,

а

также

создавать

условия

для

индивидуальных

и

дифференцированных заданий.

Выявление

темпов

развития

позволяет

воспитателю

поддерживать

каждого

ребенка на его уровне развития.

Таким

образом,

специфика

технологического

подхода

состоит

в

том,

чтобы

воспитательно-образовательный

процесс

должен

гарантировать

достижение

поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению

выделяются:

постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с

ориентацией на достижение результата;

подготовка

методических

пособий

(демонстрационный

и

раздаточный)

в

соответствии с учебными целями и задачами;

оценка

актуального

развития

дошкольника,

коррекция

отклонений,

направленная на достижение целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные

технологии

противопоставляют

авторитарному,

обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии –

атмосферу

любви,

заботы,

сотрудничества,

создают

условия

для

творчества

личности.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ

(теория

решения

изобретательских

задач),

которая

создана

ученым-

изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель

использует

нетрадиционные

формы

работы,

которые

ставят

ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту

ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество

во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова

будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия

творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с

одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,

диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и

творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это

привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче

материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать

внедрение

ТРИЗ

без

понимания

детьми

основных

положений

на

простейших

примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок

научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере

нахождения

противоречий,

он

сам

будет

стремиться

к

идеальному

результату,

используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий),

если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств

качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких

ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств

предмета или явления в целом.

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые,

следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих

стойкие ассоциации.

Каждый

педагог

творец

технологии,

даже

если

имеет

дело

с

заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога,

научившегося

работать

на

технологическом

уровне,

всегда

будет

главным

ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших

руках, поэтому их нельзя опускать.



В раздел образования