Автор: Сайфуллина Айгуль Рифовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воздух-фокусник
Раздел: дошкольное образование
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-фокусник»
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема проекта: воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может
поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и
стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык
встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем
раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В настоящее время в связи с
пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают
именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения,
абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Цель проекта: формировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и
использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
1.
Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе;
2.
Научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства,
устанавливать связи, изменения;
3.
Рассказать
об
основных
причинах
загрязнения
воздуха,
мероприятиях
по
защите
его
от
загрязнения.
4.
Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на
жизнь живых организмов и человека.
5.
Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с
детьми и взрослыми.
6.
Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям.
7.
Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
8.
Развивать
творческую
активность
в
создании
художественных
образов
с
использованием
свойств воздуха.
Для педагогов:
1.
Создавать
условия
для
формирования
у
детей
интереса
к
опытнической
и
исследовательской деятельности.
2.
Способствовать творческой активности детей.
3.
Вовлекать родителей в образовательный процесс.
4.
Формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми, родителями.
Для родителей:
1.
Привлечь родителей к оформлению альбомов творческих работ детей «Где работает воздух?»,
«Воздушные герои из сказок»;
2.
Оформление в группе музея «Мир воздуха»;
3.
Принимать активное участие в образовательном процессе.
Проектная
идея:
развивать
познавательную
активность,
применяя
полученные
знания
в
повседневной жизни;
Принципы проекта:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в
соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип
проблематизации
заключается
в
создании
условий
для
постановки
и
решения
проблем,
введения
в
мир
человеческой
культуры
через
ее
открытые
проблемы
путем
повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими
специфически
детскими
видами
деятельности
(изобразительной,
конструктивной,
музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как
равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность
взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на
доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более
высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного,
уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Предполагаемые результаты по проекту:
1.
Дети будут иметь представления о свойствах воздуха;
2.
Смогут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животным, человеку;
3.
С помощью исследовательской работы дети определят свойства воздуха, установят связи,
изменения;
4.
Дети познакомятся с природным явлением «ветер», причинами его появления, влиянием
его на жизнь живых организмов и человека;
5.
Формирование у детей бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
6.
Создание альбома творческих работ «Где работает воздух?», «Воздушные герои из сказок»
7.
Развитие
у
детей
творческой
активности
в
создании
художественных
образов
с
использованием свойств воздуха;
8.
Оформление выставки «Не загрязняйте воздух!»
9.
Организация в группе музея «Мир воздуха»;
10. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
1.
Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала,
создание
условий
для
исследовательской
работы,
составление
плана
мероприятий
по
организации детской деятельности – 1-я неделя.
2.
Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для
реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание
иллюстраций, чтение) – 2-я,3-я,4-я недели.
3.
Заключительный:
подводятся
итоги,
подготавливается
презентация,
итоговая
беседа,
оформляется выставка, альбомы с творческими работами, создается музей – 5-я,6-я недели.
Этапы реализации проекта.
№
Мероприятия
Цели
Ответственн
ые
Сроки
реализаци
и
1 этап – подготовительный.
1
Беседа
с
родителями
по
теме проекта
Обсудить
цели
и
задачи
про ект а.
Сформировать
интерес
у
родителей
к
исследовательской
деятельности
для
реализации проекта
Воспитатели
родители.
1-я неделя
2
Оформление родительского
уголка, размещение статей,
консультации,
рекомендации
по
те м е
проекта
Просвещать родителей по данной теме,
по реализации проекта
Воспитатели
1-я неделя
3
П о д б о р
н а г л я д н о
–
дидактических
пособий,
демонстрационного
материала, художественной
и
научной
литературы,
приобретение
необходимого
оборудования.
Создать
условия
для
исследовательской
работы
Воспитатели
,родители
1-я неделя
2 этап – основной.
4
Рассматривание
с
детьми
к н и г,
и л л ю с т р а ц и й ,
видеоматериала
по
данной
проблеме
Развивать
интерес
к
исследовательской
деятельности,
Воспитатели
2-я неделя
5
П одбор,
и з г о т о в л е н и е
дидактического
материала,
игр
Формировать
опытно-
п о и с ко ву ю
деятельность при решении задач в игре,
р а с ш и р я т ь
к р у г о з о р ,
р а з в и в а т ь
познавательный интерес
Воспитатели
2-я неделя
6
Исследовательская
деятельность
«Свойства
воздуха»
Учить
выделять
проблему,
высказывать
предположения,
гипотезы,
способы
их
решения, аргументировать и доказывать
Воспитатели
2-я неделя
7
Дидактическая игра «Узнай
по запаху»
Расширять
представления
детей
о
свойствах воздуха;
Воспитатели
3-я неделя
8
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
«Воздух,
земля,
вода»,
«Какой ветер?»
Закреплять
знания
детей
о
явлениях
н е ж и в о й
п р и р од ы ,
с в о й с т в а х
и
разновидностях ветра;
Воспитатели
3 - неделя
9
К о н с у л ь т а ц и и
д л я
родителей «Эксперимент в
детском
саду
и
дома»,
«Интересные эксперименты
с воздухом»
Продолжать
учить
детей
правильно
строить
суждения
и
делать
выводы
о
влиянии воды, света, тепла для жизни и
роста растений
Воспитатели
3-я,4-я
недели
10
Конструктивная
д е я т е л ь н о с т ь
« В е е р » ,
«Парусник», «Парашют»
Поддерживать
интерес
к
опытно-
исследовательской
д е я т е л ь н о с т и ,
развивать творческие умения
Воспитатели
, родители
3-я неделя
11
Рисование
«Где
работает
воздух?»,
«Воздушные
герои из сказок»
Учить
передавать
накопленные
знания
через выразительные средства искусства
Воспитатели
, родители
2 - я
, 3 - я
недели
12
Б е с е д ы
« Г д е
н а й т и
невидимку?»,
«Что
умеет
невидимка?»
Расширять
и
уточнять
знания
детей
о
воздухе;
Воспитатели
3-я неделя
13
Целевые прогулки
Дать
обобщенное
представление
о
свойствах воздуха;
Воспитатели
3-я неделя
14
Наблюдение за ветром
Познакомить
с
природным
явлением
«ветер»
Воспитатели
3-я неделя
15
Чтение:
рассказ
«Воздух»
Ю. Ефремова; «Ветер» М.
Исаковского; энциклопедии
Т . Н у ж д и н о й
« Ч у д о
повсюду»
Побуждать
и
поддерживать
интерес
к
опытно-экспериментальной деятельности
через
восприятие
художе ственной
литературы;
Воспитатели
4-я неделя
16
Ручной труд «Изготовление
вертушек»
Развивать творческие способности детей
Воспитатели
3-я неделя
17
П р о с м о т р
ф и л ь м а
«Источники
загрязнения
воздуха.
Мероприятия
по
его охране»
Дать
представления
об
о сновных
п р и ч и н а х
з а г р я з н е н и я
в о з д у х а ,
мероприятиях
по
защите
его
о т
загрязнения;
Воспитатели
4
– я
неделя
18
П о д б о р
п о г о в о р о к ,
стихотворений о воздухе
Способствовать
развитию
поисково-
исследовательской
д е я т е л ь н о с т и ,
сотрудничества педагогов с родителями;
Воспитатели
, родители
4-я неделя
19
ООД «Воздушный океан»
Обобщить
и
с и с т е м ат и з и р о ват ь
знания,полученные в результате работы
над проектом
Воспитатели
4-я неделя
3 этап – заключительный.
19
Создание
музея
«Мир
Привлечь внимание детей и родителей к
Воспитатели
5-я неделя
воздуха»
экспериментальной деятельности
20
Анализ результативности
Проверить знания детей, полученные в
ходе проекта
Воспитатели
6-я неделя
21
П р е з е н т а ц и я
п р о е к т а
«Воздух- фокусник»
Творческий отчет о накопленном опыте
6-я неделя
Обработка
и
оформление
материалов проекта
6-я неделя
По реализации проекта «Воздух- фокусник» были получены следующие результаты:
1.
У детей сформировалось представление о значении воздуха всего живого, о его
необходимости;
2.
Дети познакомились с природным явлением «ветер», причинами его появления, влиянием
его на жизнь живых организмов и человека;
3.
У детей появилось желание к исследовательской деятельности;
4.
В результате исследовательской деятельности дети узнали о свойствах воздуха, установили
связи, изменения;
5.
У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать
его всеми доступными методами;
6.
Дети стали бережнее относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
7.
В группе был создан музей «Мир воздуха».
8.
Оформлены альбомы творческих работ «Где работает воздух?», «Воздушные герои из
сказок»
9.
Была организована выставка рисунков «Не загрязняйте воздух!»
10. Родители приняли активное участие в проекте.
Работа с родителями:
1.
Беседа с родителями по теме проекта.
2.
Консультации для родителей «Эксперимент в детском саду и дома»,
«Интересные эксперименты с воздухом»;
3.
Помощь родителей в создании музея «Мир воздуха», альбома с творческими работами,
оформлении выставки рисунков «Не загрязняйте воздух!»
Продукты проекта:
Оформление музея «Мир воздуха»
Конспект ООД «Воздушный океан»
План исследовательской деятельности
«Свойства воздуха»
Консультации для родителей «Эксперимент в детском саду и дома»,
«Интересные эксперименты с воздухом»
Выставка работ: «Не загрязняйте воздух!»
Альбомы с творческими работами детей
Дидактические игры «Узнай по запаху»,
«Воздух, земля, вода», «Какой ветер?»
Список используемой литературы:
1. Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста
2. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
3. Марудова Е.В «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
4. Рыжова Н.А. «Воздух- невидимка»
5. Рыжова Н.А. «Пособие по экологическому образованию дошкольников»