Авторы: Редозубова Наталия Михайловна, Редозубова Наталия Михайлона
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Школа № 2 г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола, РМЭ
Наименование материала: статья
Тема: " Влияние семейных ценностей на формирование личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование
Влияние
семейных
ценностей
на
формирование
личности
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация:
в
статье
рассмотрены
вопросы
ценностного
отношения
семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями
здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на
формирование
личности
детей.
Предложены
рекомендации
педагогам
в
построении
конструктивного
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации, основанного на гуманности и толерантности.
Ключевые
слова:
семья,
семейные
ценности,
родительский
стиль
воспитания,
ребенок
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
развитие
личности,
гуманность,
толерантность, психолого-педагогическое образование
родителей.
Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и
социальной
действительности
человека.
Согласно
С.А.Улановой,
семья
является
ближайшей
средой
формирования
личности,
влияющей
на
потребности, социальную активность и психологическое состояние детей, с
которой они соотносит себя как с эталоном [6]. Как отмечает Н.В. Гибадуллин,
семейные
ценности,
будучи
совокупностью
устойчивых
социальных
представлений,
мировоззренческих
и
нравственных
установок,
определяют
характер
межличностных
отношений
членов
семьи [3].
З.М.
Бритаева
рассматривает
семейные
ценности
как
способность
сочувствовать,
сопереживать, терпение и снисходительность, великодушие и доброту, родовые
связи поколений, послушание, уважительное отношение младших к старшим
[2].
Поэтому,
разделяя
позиции
ученых,
можно
сказать,
что
формирование
ценностей
современной
семьи
происходит
в
ходе
передачи
и
усвоения
положительного семейного опыта, семейных отношений и традиций.
Обзор
литературы
по
вопросам
влияния
семейных
ценностей
на
формирование
личности
обучающегося
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
показал,
что
по
типу
реакции
на
проблему
семьи
можно
условно
подразделить
на
две
группы.
Родители
первой
группы
приняли
особенности
своего
ребенка
и
эмоционально
адаптировались
к
этому.
Отношение к трудностям носит конструктивный характер, что позволяет им
формировать
у
ребенка
навыки,
необходимые
для
успешного
освоения
образовательных
программ.
В
большей
части
семей
отношение
носит
деструктивный
характер,
проблемы
игнорируются,
свойственно
жесткое
отношение и эмоциональное отвержение ребенка. Практики отмечают частые
ошибки,
которые
связаны
с
неправильным
представлением
родителей
о
воспитании,
а
также
влияние
на
ребенка
образа
жизни
с е м ь и .
Неконструктивные родительские стили воспитания ребенка с ОВЗ могут стать
причиной возникновения вторичных отклонений. Поэтому адекватная оценка
ребенка со стороны родителей способствует компенсации первичного дефекта и
позитивному становлению личности [5].
Проблема толерантного отношения общества к ребенку с ОВЗ является
общей
для
учителей
и
родителей.
Маловероятно,
что
учитель
сможет
перевоспитать родителей, но вполне возможно повлиять на характер отношений
между родителями и детьми, чтобы улучшить их отношение к особому ребенку
и к другим людям. Поэтому родительское образование должно занимать важное
место в работе учителя и должно проводиться через лекционный курс «Помоги
ребенку» для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и
групповые
консультации,
учебные
занятия,
распространение
заметок,
оформление
стендов,
публикация
в
СМИ,
в
Интернете.
Подобные
формы
психолого-педагогического образования способствуют гармоничному развитию
детей
с
ограниченными
возможностями
и
правильному
общению
с
ними.
Основой
для
взаимодействия
педагогов
и
родителей
являются
принципы
взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, гуманности
терпимости друг к другу [7].
Работа учителей с родителями должна учитывать особенности каждой
семьи,
уровня
образования
родителей
и,
прежде
всего,
характер
семейных
отношений. Учитель может начать знакомство с семьей ученика в различных
формах, например, с небольшой анкеты для родителей. По результатам опроса
устанавливаются
темы
консультаций
родителей.
В
школе
можно
провести
конкурс эссе для родителей «Мой ребенок», участие в котором покажет интерес
взрослых к своему ребенку, а содержание эссе - как родители воспринимают то,
что для них важно. Полезно сравнить результаты опроса родителей с мнениями
и ответами детей на аналогичные вопросы. Обучающимся начальных классов
можно предложить нарисовать рисунок или написать сочинение на тему «Моя
семья» или «Свободный день в нашей семье» [1].
Проведение целевой работы с родителями детей с ОВЗ может дать
положительные результаты, если учитель сам является примером толерантного
и
уважительного
подхода
к
родителям
и
детям,
демонстрирует
образец
гуманного
взаимодействия
с
семьей.
Сегодня
дети
с
о собыми
образовательными
потребностями
не
обязательно
учатся
в
специальных
учреждениях,
напротив,
они
могут
получить
образование
и
лучше
приспособиться к жизни в обычных школах при соблюдении определенных
условий. И главное, качественно меняется отношение общества к обучению и
развитию детей с ОВЗ [4].
Мы
считаем,
что
именно
благодаря
активной
и
демократической
позиции классного руководителя возможно сгладить острые углы в общении
родителей здоровых учеников и обучающихся с особыми образовательными
потребностями.
Открытый
конструктивный
диалог
заложит
основы
для
сотрудничества детей и взрослых на дальнейшую перспективу; способствует
расширению
контактов
между
одноклассниками
независимо
от
имеющихся
отклонений в развитии; вовлечению нормально развивающихся школьников и
их сверстников с ОВЗ в совместную творческую деятельность; разрушению
негативных установок о людях с особыми потребностями.
Список литературы
1.
Адаптивные
ресурсы
детей
с
ограниченными
возможностями:
теория и практика / Л. Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. - 2016. - № 5. - С. 4-10.
2.
Бритаева, З.М. Сопровождение детей с особыми образовательными
потребностями в общеобразовательной школе / З.М. Бритаева // Сибирский
педагогический журнал. – 2017. - №2. – С. 243-246.
3.
Гибадуллин, Н. В. Формирование семейных традиций у детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи /
Н. В. Гибадуллин //
Вестник Костромского государственного университета,
2014. № 6.- С. 268-271
4.
Степанова,
М.С.,
Макарова,
Т.С.
Особенности
инклюзивного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М.С.
Степанова, Т.С. Макарова // Интернаука. – 2017. – 2017. - №2-1 (6). – С. 48-51.
5.
Ткачёва,
В.В.
Семья
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачёва. - М.: Национальный
книжный центр, 2017.- 114 с.
6.
Уланова, С.А., Карманова, Н.В., Шарафуллина, Ж.В. Психолого-
педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья / С.А.Уланова, Н.В. Карманова, Ж.В. Шарафуллина //
Формирование
семейных
ценностей
как
основа
социального
благополучия
детей и подростков / сост.: Н.Г. Торлопова.‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017 ‒ С. 150-
155
7.
Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного
возраста
средствами
образовательной
деятельности:
Методическое
пособие/
под ред.С.В. Васильевой. - СПб.: ВВМ, 2015. - 128 с.