Напоминание

" Влияние семейных ценностей на формирование личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья"


Авторы: Редозубова Наталия Михайловна, Редозубова Наталия Михайлона
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Школа № 2 г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола, РМЭ
Наименование материала: статья
Тема: " Влияние семейных ценностей на формирование личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование





Назад




Влияние

семейных

ценностей

на

формирование

личности

обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация:

в

статье

рассмотрены

вопросы

ценностного

отношения

семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями

здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на

формирование

личности

детей.

Предложены

рекомендации

педагогам

в

построении

конструктивного

взаимодействия

семьи

и

образовательной

организации, основанного на гуманности и толерантности.

Ключевые

слова:

семья,

семейные

ценности,

родительский

стиль

воспитания,

ребенок

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

развитие

личности,

гуманность,

толерантность, психолого-педагогическое образование

родителей.

Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и

социальной

действительности

человека.

Согласно

С.А.Улановой,

семья

является

ближайшей

средой

формирования

личности,

влияющей

на

потребности, социальную активность и психологическое состояние детей, с

которой они соотносит себя как с эталоном [6]. Как отмечает Н.В. Гибадуллин,

семейные

ценности,

будучи

совокупностью

устойчивых

социальных

представлений,

мировоззренческих

и

нравственных

установок,

определяют

характер

межличностных

отношений

членов

семьи [3].

З.М.

Бритаева

рассматривает

семейные

ценности

как

способность

сочувствовать,

сопереживать, терпение и снисходительность, великодушие и доброту, родовые

связи поколений, послушание, уважительное отношение младших к старшим

[2].

Поэтому,

разделяя

позиции

ученых,

можно

сказать,

что

формирование

ценностей

современной

семьи

происходит

в

ходе

передачи

и

усвоения

положительного семейного опыта, семейных отношений и традиций.

Обзор

литературы

по

вопросам

влияния

семейных

ценностей

на

формирование

личности

обучающегося

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

показал,

что

по

типу

реакции

на

проблему

семьи

можно

условно

подразделить

на

две

группы.

Родители

первой

группы

приняли

особенности

своего

ребенка

и

эмоционально

адаптировались

к

этому.

Отношение к трудностям носит конструктивный характер, что позволяет им

формировать

у

ребенка

навыки,

необходимые

для

успешного

освоения

образовательных

программ.

В

большей

части

семей

отношение

носит

деструктивный

характер,

проблемы

игнорируются,

свойственно

жесткое

отношение и эмоциональное отвержение ребенка. Практики отмечают частые

ошибки,

которые

связаны

с

неправильным

представлением

родителей

о

воспитании,

а

также

влияние

на

ребенка

образа

жизни

с е м ь и .

Неконструктивные родительские стили воспитания ребенка с ОВЗ могут стать

причиной возникновения вторичных отклонений. Поэтому адекватная оценка

ребенка со стороны родителей способствует компенсации первичного дефекта и

позитивному становлению личности [5].

Проблема толерантного отношения общества к ребенку с ОВЗ является

общей

для

учителей

и

родителей.

Маловероятно,

что

учитель

сможет

перевоспитать родителей, но вполне возможно повлиять на характер отношений

между родителями и детьми, чтобы улучшить их отношение к особому ребенку

и к другим людям. Поэтому родительское образование должно занимать важное

место в работе учителя и должно проводиться через лекционный курс «Помоги

ребенку» для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и

групповые

консультации,

учебные

занятия,

распространение

заметок,

оформление

стендов,

публикация

в

СМИ,

в

Интернете.

Подобные

формы

психолого-педагогического образования способствуют гармоничному развитию

детей

с

ограниченными

возможностями

и

правильному

общению

с

ними.

Основой

для

взаимодействия

педагогов

и

родителей

являются

принципы

взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, гуманности

терпимости друг к другу [7].

Работа учителей с родителями должна учитывать особенности каждой

семьи,

уровня

образования

родителей

и,

прежде

всего,

характер

семейных

отношений. Учитель может начать знакомство с семьей ученика в различных

формах, например, с небольшой анкеты для родителей. По результатам опроса

устанавливаются

темы

консультаций

родителей.

В

школе

можно

провести

конкурс эссе для родителей «Мой ребенок», участие в котором покажет интерес

взрослых к своему ребенку, а содержание эссе - как родители воспринимают то,

что для них важно. Полезно сравнить результаты опроса родителей с мнениями

и ответами детей на аналогичные вопросы. Обучающимся начальных классов

можно предложить нарисовать рисунок или написать сочинение на тему «Моя

семья» или «Свободный день в нашей семье» [1].

Проведение целевой работы с родителями детей с ОВЗ может дать

положительные результаты, если учитель сам является примером толерантного

и

уважительного

подхода

к

родителям

и

детям,

демонстрирует

образец

гуманного

взаимодействия

с

семьей.

Сегодня

дети

с

о собыми

образовательными

потребностями

не

обязательно

учатся

в

специальных

учреждениях,

напротив,

они

могут

получить

образование

и

лучше

приспособиться к жизни в обычных школах при соблюдении определенных

условий. И главное, качественно меняется отношение общества к обучению и

развитию детей с ОВЗ [4].

Мы

считаем,

что

именно

благодаря

активной

и

демократической

позиции классного руководителя возможно сгладить острые углы в общении

родителей здоровых учеников и обучающихся с особыми образовательными

потребностями.

Открытый

конструктивный

диалог

заложит

основы

для

сотрудничества детей и взрослых на дальнейшую перспективу; способствует

расширению

контактов

между

одноклассниками

независимо

от

имеющихся

отклонений в развитии; вовлечению нормально развивающихся школьников и

их сверстников с ОВЗ в совместную творческую деятельность; разрушению

негативных установок о людях с особыми потребностями.

Список литературы

1.

Адаптивные

ресурсы

детей

с

ограниченными

возможностями:

теория и практика / Л. Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с

нарушениями развития. - 2016. - № 5. - С. 4-10.

2.

Бритаева, З.М. Сопровождение детей с особыми образовательными

потребностями в общеобразовательной школе / З.М. Бритаева // Сибирский

педагогический журнал. – 2017. - №2. – С. 243-246.

3.

Гибадуллин, Н. В. Формирование семейных традиций у детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи /

Н. В. Гибадуллин //

Вестник Костромского государственного университета,

2014. № 6.- С. 268-271

4.

Степанова,

М.С.,

Макарова,

Т.С.

Особенности

инклюзивного

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М.С.

Степанова, Т.С. Макарова // Интернаука. – 2017. – 2017. - №2-1 (6). – С. 48-51.

5.

Ткачёва,

В.В.

Семья

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачёва. - М.: Национальный

книжный центр, 2017.- 114 с.

6.

Уланова, С.А., Карманова, Н.В., Шарафуллина, Ж.В. Психолого-

педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными

возможностями здоровья / С.А.Уланова, Н.В. Карманова, Ж.В. Шарафуллина //

Формирование

семейных

ценностей

как

основа

социального

благополучия

детей и подростков / сост.: Н.Г. Торлопова.‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017 ‒ С. 150-

155

7.

Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного

возраста

средствами

образовательной

деятельности:

Методическое

пособие/

под ред.С.В. Васильевой. - СПб.: ВВМ, 2015. - 128 с.



В раздел образования