Напоминание

Развитие самостоятельности младших школьников в учебном процессе


Автор: Чикирева Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа№64
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие самостоятельности младших школьников в учебном процессе
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие самостоятельности младших школьников в учебном процессе

С введением Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования в школе, установлены требования,

предъявляемые к результатам обучающихся. Личностные результаты

освоения образовательной программы начального общего образования

включают развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки. Современный социальный заказ на формирование личности

выпускника современной школы предполагает формирование личности,

способной быстро адаптироваться к быстро меняющимся социально-

экономическим условиям, самостоятельную в выборе и несущую в полной

мере ответственность за свои поступки, способную к самообразованию и

саморазвитию.

Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в

современной педагогике, все еще остается одной из наиболее актуальных

задач воспитания. Развитие самостоятельности в начальном школе, является

наиболее плодотворным и своевременным, когда ведущую роль мотивов

ребенка занимает учебная деятельность.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, появляющееся в

инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной

ответственности за свою деятельность. [3]

Самостоятельность – очень многоаспектный и психологически

непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная

характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая

собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика

деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой

постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без

посторонней помощи. [4]

Теоретическая часть исследования представляет собой анализа

освоения основной образовательной программы начального общего

образования по предмету «Окружающий мир», рассомтрение современного

требования к уроку, условий самостоятельной дейтельности детей, методов

развития самостотельности, а так же требований, предъявляемых к

выполнению заданий на уроках окружающего мира:

- задания, требующие понимания, применения знаний, умений и навыков;

- задания на решение практических вопросов;

- задания на активный поиск решения проблемы, требующие применения

знаний по всем предметам;

- задания, направленные на развитие творческих способностей, знаний,

применяемых для решения подобных задач;

Формирование самостоятельности подчинено определенным

закономерностям и происходит в определенных ситуациях. Для развития

таких качеств, как самостоятельность, важнейшим фактором является

создание условий, а также, предпосылки для их проявления. Главным

аспектом является создание ситуации, в которой обучающийся может

проявить самостоятельность.

В учебной деятельности должны преобладать проблемно-поисковые

методы, дающие возможность самовыражения не только успешных, но и

обучающихся со средним и низким уровнем обучения. В настоящее время в

школе широко применяется проектная деятельность, суть которой

заключается в направлении учебно-познавательной деятельности на

результат. Наиболее подходящим уроком для такой деятельности в начальной

школе является урок окружающего мира. Проектная деятельность направлена

на результат учебно-познавательной деятельности обучающихся, то есть на

создание конечного продукта – проекта. Основная идея такой деятельности,

дать ребенку максимальную самостоятельность, возможность для

самовыражения.

Критериями самостоятельности являются характеристики и

личностные особенности развития, самоорганизации и саморегуляции.

Исследователи различают репродуктивную самостоятельность – выполнение

заданий на основе представленного образца и продуктивную

самостоятельность – внесение изменений в представленный образец и,

представляет собой несколько ступеней.

Рассмотрев научную литературу,с нами были выявлены ряд

педагогических условий, предполагающих развитие самостоятельности детей

младшего школьного возраста:

- учебную деятельность необходимо строить по принципу постепенного

разваития от совместной деятельности с учителем к самостоятельной

деятельности обучающегося;

- деятельность обучающегося должна постепенно переходить от подражания

к самостоятельному творческому труду;

- деятельность обучающего должна быть построена на предметно-поисковых

методах обучения, направленных на развитие навков самостоятельной

деятельности;

- в учебной деятельности должны быть использованы сюжетно-ролевые

игры, загадки, уроки-путшествия, в которых обучающиеся могут проявить и

развить навыки самостоятельности;

- необходимо разработать и применить творческие задания, требующие

самостоятельной деятельности обучающиегося.

На этапе констатирующего эксперимента нами были выбраны и

опробированы методики, позволяющие оценить уровень самостоятельности

младших школьников в учебном процессе. Первой методикой была выбрана

анкета, позволяющая оценить уровень организации самостоятельной работы

обучающихся на уроках окружающего мира.

Второй методикой выбрана оценка творческой работы, позволяющая

оценить уровень творческой самостоятельности на уроках окружающего

мира (выполнение задания по образцу, выполнение задания с внесением

изменений, самостоятельная творческая работа).

Беседа с родителями позволила выявить уровень развития

самостоятенльности младших школьников не только в учебном процессе, но

в и в домашних условия. Выяснилось, что некоторые обучающиеся довольно

часто просят о помощи родителей, не пытаются выполнить работу

самостоятельно, не проявляют инициативу, не имеют домашних

обязанностей.

В ходе работы по развитию самостоятельности обучающихся мы

предложили обучающимся вести «Дневник достижений», в котором они

записывали самостоятельно выпоненные задания за день.

Для повышения мотивации к самостоятельной деятельности и

инициативе педагогу было предложено ввести знаки отличия в виде

впециальных значков, выдаваемых обучающимся за проявление инициативы

и самостоятельного выполнения поручений.

Это позволило не только побудить учащихся к выполнению ряда

заданий дома и в классе, но и повысило интерес обучающихся к

самостоятельному труду. Обучающиеся с удовольствием выполняли

поручения, предлагали свою помощь, стали положительно относится к

самостоятельной работе.

На контрольном этапе исследования мы провели замеры уровня

самостоятельности экспериментального и контрольного классов.

Применялись те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

В результате исследования нами замечены изменения, отраженные в

таблицах 1, 2.

Анализ анкетирования отношения к самостоятельной работе

Класс

Количес

тво

обучаю

щихся

Несамостоя

тельны

%

Иногда

самостоятельны

%

Самостоятельны

%

2 «А»

(экспер.)

22

23

19

48

43

29

38

2 «Д»

(контр.)

34

22

21

29

29

49

50

Уровни творческой самостоятельности

Класс

Работа по образцу

%

С внесением

изменений

%

Самостоятельная

творческая работа

%

2 «А»

(экспер.)

До

После

До

После

До

После

55

41

32

41

13

18

2 «Д»

(контр.)

63

60

29

28

8

12

На основании исследования можно сделать выводы, что процент

положительного отношения отношения к самостоятельному труду возрос,

обучающиеся экспериментального класса чаще проявляли активную

самостоятельность.

Данные исследования говорят о том, что процесс развития

самостоятельности детей на уроках окружающего мира с применением

вышеописанных методик идет быстрее.

Педагогические условия, описанные в статье плодотворно влияют на

развитие самостоятельности обучающихся младшего школьного возраста на

уроках окружающего мира.

Список литературы

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06

октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от

22 сентября 2011 г. № 2357)

2.

Зимняя, И. А.Педагогическая психология [Текст] : учебник для

студ.вузов / Зимняя И.А. – 2-е изд., доп, испр. и перераб. – М. : Логос,

2000. – 384с.

3.

Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие

детей и подростков. –– Харьков: Райдер, 2013. – 460 с.

4.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск :

Харвест ; Москва : АСТ, 2001. – 800 с. – ISBN 985-13-0374-7 . – ISBN 5-

17-007175-2.

5.

Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И.

Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1992. - 267 с.

6.

Бережнова Л.Р. О формировании учебной самостоятельности //

Воспитание в современной России: проблемы, опыт, тенденции:

Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23

ноября 2007 года / Л.Р. Бережнова - Мурманск: МГПУ, 2008.

7.



В раздел образования