Автор: Воронина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школы № 1944
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация:
Когнитивная
активность
ребенка
является
основой
всестороннего развития его личности. В старшем дошкольном возрасте этот вид
активности
становится
наиболее
значимым,
так
как
интенсифицируются
процессы познания, мышления, а также происходит многогранная подготовка к
переходу
из
детского
сада
в
школу.
Поколению,
родившемуся
и
развивающемуся
в
мире
новых
цифровых
технологий,
безусловно,
легче
интегрироваться, адаптироваться и активно использовать новые возможности,
предоставляемые информационной средой. Тем не менее, задача сохранения и
наращивания
своего
интеллектуального
потенциала
на
протяжении
всего
периода взросления, предполагает освоение и развитие данных навыков. В
связи
с
этим
актуализируется
проблема
развития
когнитивной
активности
ребенка старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: когнитивное развитие, старший дошкольный возраст,
познание, адаптация, взросление.
COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE
Abstract: Cognitive activity of the child is the basis for the comprehensive
development of his personality. In the preschool years this kind of activity is
becoming the most significant since the intensification of processes of perceiving,
thinking, and multifaceted preparations for the transition from kindergarten to school.
Generation born in a world of new and developing digital technology, of course,
easier to integrate, adapt and make active use of the new opportunities provided by
the information Wednesday. However, the challenge of preserving and enhancing
their intellectual capacity throughout the period of maturation, involves exploration
and development data skills. In this regard, the development of cognitive activity
raises a child under school age.
Keywords: cognitive development, senior pre-school age, learning, adaptation,
maturation.
Когнитивную сферу личности ребенка старшего дошкольного возраста
можно охарактеризовать как «определяющую поведение и сознание с точки
зрения
взаимодействия
субъекта
с
объективным
миром»,
а
познание
как
«совокупность познавательных процессов или функций», позволяющую создать
картину мира, ее идеальную модель и действовать исходя из нее. Когнитивная
(познавательная) активность с точки зрения - это «активность, связанная с
приобретением, организацией, использованием знания»
1
.
Сенсорно-перцептивные процессы
Начнем краткий обзор с первой ступени чувственного познания, с его
элементарной
единицы,
на
которой
строятся
все
наши
знания
о
мире
-ощущений.
Ощущения
представляют
собой
отражение
отдельных
свойств
предметов
окружающей
действительности,
воздействующих
на
нас
через
органы чувств, позволяющее нам взаимодействовать с объективным миром,
получая разнообразную информацию и давая возможность ориентироваться в
своем теле и внешнем мире.
Согласованная работа рецепторов, нервного пути и участка нервной коры,
обрабатывающей
поступившую
информацию,
выступают
физиологической
основой ощущений.
К
наиболее
значимым
характеристикам
ощущений,
определяющим
полноту и качество передаваемой в мозг информации, относят: 1) минимальный
и
максимальный
порог
ощущений,
свидетельствующие
о
степени
чувствительности
анализаторов;
2)
диапазон
ощущений,
определяемый
разностью
между
верхним
и
нижним
порогом,
связанный
с
объемом
1
Высоков И. Е. Психология познания: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. -
399 с.
воспринимаемых
раздражителей;
3)
разностный
порог,
определяющий
дифференциальную
чувствительность
при
различении
почти
идентичных
раздражителей.
Восприятие представляет уже более сложный процесс, вторую ступень
чувственного
познания,
предполагающий
отражение
целостного
образа
предметов и явлений объективной реальности и интегрирующий информацию,
полученную от различных органов чувств в виде ощущений, в единое целое.
Полученный
информационный
поток
категоризируется
на
основе
нашего
опыта, планов, именно поэтому образ восприятия больше суммы ощущений, на
которых он базируется
2
.
Комплексная деятельность системы анализаторов в коре головного мозга,
обрабатывающих входящую информацию, является физиологической основой
восприятия.
Выделяют зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное и
др.
виды
восприятия,
в
зависимости
от
преобладания
работы
одного
из
анализаторов. А также более сложные виды восприятия такие, как восприятие
времени, пространства, глубины, формы и др., предполагающие комплексное
участие нескольких видов анализаторов.
Мышление
К третьей, высшей ступени, рациональному познанию относят мышление,
опосредованно
отражающее
скрытые,
неочевидные,
существенные
связи
и
отношения между объектами и феноменами окружающей действительности. В
процессе восприятия мы имеем дело с образами, основанными на информации,
полученной с помощью органов чувств, а в процессе мышления, требуется
выделение
причинно-следственных
связей,
глубоких
взаимных
связей
и
отношений, необходимых для решения мыслительной задачи и скрытых от
непосредственного
восприятия.
Практически
каждый
раз
в
мыслительном
процессе происходит переход от незнания к знанию, это всегда синтез нового на
2
Волошена
Е.А.
Диагностика
познавательной
активности
детей
старшего
дошкольного
возраста
/
Е.А.Волошена, О.Н.Истратова // Приволжский научный вестник. Психологические науки. 2014. № 9 (37). С. 93-
97.
основе имеющегося опыта и информации, поступающей из окружающей среды,
мышление - это «способность искать, находить, открывать и создавать нечто
существенно новое, принципиально неизвестное».
Физиологической основой мышления является взаимодействие первой и
второй сигнальной системы в коре головного мозга, при ведущей роли второй,
задействующей отражение образов действительности в понятиях и категориях.
К
основным
особенностям
мышления
можно
отнести
следующие:
1)
решение
задач
опосредованным
путем,
с
помощью
дополнительных,
вспомогательных
приемов
и
способов,
с
опорой
на
имеющийся
у
ребенка
старшего дошкольного возраста опыт; 2) обобщенное отражение реальности,
выделение главного, сущностного в связях и свойствах, возможность открывать
закономерные
связи
между
явлениями;
3)
использование
преимущественно
словесной формы выражения и взаимосвязь с речью
3
.
К
основным
мыслительным
операциям
относят:
анализ,
синтез,
классификацию, сравнение, уточнение (конкретизацию), обобщение, сравнение,
абстрагирование
(абстракцию).
Мышление
проявляется
как
с
помощью
индуктивных, так и дедуктивных способов в форме понятий, рассуждений и
умозаключений.
Среди
наиболее
важных
характеристик
мышления
выделяют:
продуктивность,
глубину,
оригинальность,
скорость,
широту,
гибкость,
критичность и логичность.
Память
К сквозным познавательным процессам относится память, позволяющая
структурировать опыт ребенка старшего дошкольного возраста, фиксирующая
образы
воспринимаемой
действительности
для
возможности
сравнения,
создания эталонного образца. Именно благодаря мнемическим процессам мы
можем
воспринимать
мир
тождественным,
стабильным,
выстраивать
временную
перспективу
в
контексте
жизненного
пути,
ощущая
преемственность себя-прошедшего, настоящего и будущего.
3
Григорьева, В.А. Формирование исследовательских способностей детей дошкольного возраста в условиях
проектной деятельности / В.А. Григорьева // Концепт. 2016. Т. 11. - С. 1836-1840.
В
структуре
памяти
можно
выделить
четыре
процесса:
запечатление,
сохранение, воспроизведение и забывание воспринятой от органов чувств и
усвоенной информации.
Внимание
Выделяют
следующие
виды
внимания:
непроизвольное,
произвольное
(его развитие обусловлено социальными факторами, ролью речи в регуляции
собственного
поведения),
послепроизвольное
(изначально
возникающее
как
произвольное, для решения конкретной задачи, а затем при положительной
мотивации, заинтересованности переходящее в как бы непроизвольное, когда
интересен процесс, а не только результат).
Воображение
Воображение,
как
универсальный
познавательный
процесс,
играет
огромную роль в жизни каждого, позволяя моделировать будущие события, их
представлять, визуализировать, предвосхищать, создавать ментальные образы
явлений
и
предметов,
на
основе
имеющихся
знаний
и
опыта,
но
не
воспринимаемые ранее и преобразующие объективную реальность.
Таким
образом,
каждый
из
рассмотренных
выше
познавательных
процессов
вносит
свой
уникальный
вклад
в
приобретение
знаний
о
мире,
структурирование
и
систематизацию
личного
опыта,
конструирование
целостного представления о мире и своем месте в нем
4
.
Рассматривая индивидуальные различия в мыслительных процессах, уже
была затронута тема интеллектуальных способностей, которые играют важную
роль
в
когнитивном
функционировании
личности
ребенка
старшего
дошкольного возраста, обеспечивая адаптацию и обучение в изменяющейся
среде.
И
в
завершении
краткого
обзора
составляющих
когнитивной
сферы
личности ребенка старшего дошкольного возраста необходимо остановиться
еще на индивидуально-стилевых особенностях переработки информации.
«Когнитивные
стили -
это
индивидуально-своеобразные
способы
переработки
информации,
которые
характеризуют
специфику
склада
ума
4
Евсеева, Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Т.О. Евсеева // Воспитание и
обучение детей младшего возраста. 2015. № 5. С. 583-586.
конкретного
ребенка
старшего
дошкольного
возраста
и
отличительные
особенности его интеллектуального поведения», функцией которых является
отражение
константных
характеристик
(пространственных
и
временных)
в
изменяющейся среде.
Напрямую
результативность
интеллектуальной
деятельности
не
определяется когнитивными стилями (по критерию «правильность и быстрота
решения задач»), поэтому они не являются способностям, но организационный
аспект, то каким образом будет протекать процесс переработки информации
ими
задается,
именно
это
позволяет
их
отнести
к
метакогнитивным
способностям, регулирующим деятельность субъекта, оказывающим влияние на
продуктивность и личностные особенности
5
.
Выделено
значительное
количество
различных
когнитивных
стилей,
однако остановимся на характеристике некоторых из них. Когнитивный стиль
«полезависимость
-
поленезависимость»
характеризует
разную
степень
аналитичности, дифференциации восприятия. Полезависимые дети старшего
дошкольного возраста с трудом выделяют фигуру из фона, находят детали в
сложном изображении, а во взаимодействии проявляется ориентацию на мнение
других
людей.
Поленезависимые
дети
старшего
дошкольного
возраста,
напротив, быстро вычленяют нужную деталь в фигуре, склонны опираться на
собственные внутренние критерии при принятии решений.
Когнитивный
стиль
«ригидный
-
гибкий
познавательный
контроль»
определяет
степень
легкости
переключения
с
одного
способа
переработки
информации
на
другой.
Ребенок
старшего
дошкольного
возраста
с
гибким
контролем
легко
переключается
с
сенсорно-перцептивного
на
вербальный
способ
переработки
информации
в
ситуации
познавательного
конфликта,
ребенку же с ригидным контролем это дается с трудом.
Таким
образом,
когнитивно-стилевые
особенности
переработки
информации
являются
стабильными
характеристиками,
относящимися
не
к
5
Кружилина, Т.В. Понимание текста как деятельности в свете зрелости когнитивных структур ребенка-
дошкольника / Т.В. Кружилина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика
и педагогика. 2016. № 3. С. 72-78.
содержанию
и
результативности
деятельности,
а
к
характеристикам
ее
регуляции,
индивидуальному
предпочтению
определенного
способа
интеллектуального поведения.
Отдельно несколько слов нужно сказать еще об одной из составляющих
когнитивной
сферы
личности
ребенка
старшего
дошкольного
возраста
-
временной
перспективе, которая
вскользь
упоминалась
в
контексте
рассмотрения автобиографической памяти. Временная перспектива является
системой координат, точкой отсчета, относительно которой и с позиции которой
ребенок
старшего
дошкольного
возраста
воспринимает
и
оценивает
свое
прошлое, настоящее и будущее. Временная перспектива представляет собой
процесс
соотнесения
индивидуального
опыта
с
временными
категориями,
позволяя придать смысл и связанность жизненному пути
6
.
Представление о самом себе, о мире, о взаимоотношениях с другими
находятся
под
влиянием
когнитивных
процессов,
связанных
с
временной
перспективой.
Ребенок
старшего
дошкольного
возраста
учится
относить
личный и социальный опыт к прошлому, настоящему или будущему, и именно
это помогает ему устанавливать порядок, связь и смысл явлений. Три времени:
прошедшее, настоящее, будущее используется для целей кодирования, хранения
и
воспроизведения
опыта,
а
также
для
формирования
ожиданий,
целей,
прогнозирования случайных событий и построения возможных сценариев.
Таким
образом,
были
кратко
рассмотрены
отдельные
компоненты
когнитивной
сферы
личности
ребенка
старшего
дошкольного
возраста
(познавательные
проце ссы,
когнитивно-стилевые
о с о б е н н о с т и ,
интеллектуальные
способности,
временная
перспектива),
позволяющие
структурировать субъективный опыт ребенка старшего дошкольного возраста и
обеспечивающие преемственность в отражении внешней реальности
7
.
6
Шурупова Е.Ю. Особенности временной перспективы личности на этапе взросления. / Н.Б. Карабущенко,
Е.Ю. Шурупова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология». - 2019.
- № 1. - С. 35.
7
Стернберг Р. Дж. За пределами IQ: Триархическая теория интеллекта // пер. с англ. А. А. Алексеев. - Интернет-
издание, 2016. - 335 с
В
старшем
дошкольном
возрасте
когнитивная
активность
имеет
свои
особенности,
что
важно
учитывать.
В
частности
основным
видом
мышления
выступает наглядно-образное, что влияет на особенности познавательной активности.
Формируется
понятийное
мышление.
Ребенок-дошкольник
старшего
возраста
формируется
как
«рефлексирующий
субъект».
Именно
в
старшем
дошкольном
возрасте
речь
становится
средством
мышления,
участвует
в
целеполагании
и
планировании деятельности, а значит также влияет на особенности познавательной
активности
8
.
Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте предполагает:
-
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-
формирование познавательных действий, становление сознания;
-
развитие воображения и творческой активности;
-
формирование первичных представлений.
Познавательное развитие дошкольника может реализовываться в различных
видах деятельности, в том числе: общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности.
Проведено
эмпирическое
исследование
когнитивной
активности
в
старшем
дошкольном возрасте. Период исследования - февраль-апрель 2018г.
В экспериментальную группу вошли дети обеих (старшей и подготовительной)
групп, которые посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Всего
таких детей - 31 человек (большинство из них -из подготовительной группы ДОУ), из
них 14 мальчиков и 17 девочек.
В контрольную группу вошли дети обеих (старшей и подготовительной) групп,
которые не посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Всего таких
детей - 21 человек (большинство из них -из старшей группы ДОУ), из них 10
мальчиков и 11 девочек.
Была выстроена следующая логика исследования:
1.
определить комплекс методик диагностики уровня когнитивной активности
детей в старшем дошкольном возрасте;
8
Левшина
Н.И.
Современные
подходы
к
организации
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольников / Н.И. Левшина, М.Е.Абричкина // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. – С.
9.
2.
сформировать
группы
детей
(экспериментальную
и
контрольную),
участвующих в опытно-экспериментальном исследовании;
3.
провести первичную диагностику уровня когнитивной активности детей в
старшем дошкольном возрасте;
4.
реализовать
комплекс
мероприятий
по
повышению
у р о в н я
когнитивной активности детей старшего дошкольного возраста;
5.
провести
повторную
диагностику
уровня
когнитивной
активности
детей
в
старшем
дошкольном
возрасте
(после
реализации
комплекса
мероприятий);
6.
проанализировать
результаты
динамики
уровня
когнитивной
активности
детей
в
старшем
дошкольном
возрасте,
в
том
числе
сравнить
экспериментальную и контрольную группы;
7.
разработать
рекомендации
по
развитию
когнитивной
активности
детей в старшем дошкольном возрасте.
Эмпирическое
исследование
включало
в
себя
прохождение
трех
основных
этапов: 1) констатирующий, 2) формирующий, 3) контрольный.
В
рамках
констатирующего
этапа
эмпиричекого
исследования
когнитивной
активности в старшем дошкольном возрасте были отобраны методики «Спросить и
угадать» (П. Торренс), «Беседа» (М В. Марусинец) и анкетирование родителей.
Результаты
диагностики
уровня
когнитивной
активности
показали,
что
в
экспериментальной группе большинство детей имеют средний уровень когнитивной
активности и 11 детей - высокий; в контрольной группе большинство детей имеют
средний уровень когнитивной активности и 1 ребенок - высокий.
С
помощью
расчета
коэффициента
ассоциации
мы
выявили
наличие
корреляции между посещением дополнительных занятий и уровнем когнитивной
активности детей.
В
рамках
формирующего
этапа
мы
разработали
и
реализовали
программу
мероприятий по повышению когнитивной активности детей в старшем дошкольном
возрасте (НОД, игры, встречи с родителями, консультирование педагогов ДОО и др.).
Мы проводили разработанные мероприятия в экспериментальной группе
9
.
9
Никулина, Т.И. Взаимосвязь этимологических представлений и успешного когнитивного развития у детей
дошкольного возраста / Т.И.Никулина, М.А.Ощелкова // Наука и мир. 2016. Т.2. № 10. С. 126-128.
В рамках контрольного этапа эмпирического исследования (после реализации
комплекса мероприятий по повышению когнитивной активности детей в старшем
дошкольном
возрасте)
проведена
повторная
диагностика
уровня
когнитивной
активности.
Практически
у
всех
детей
в
экспериментальной
группе
повысился
уровень когнитивной активности (до высокого). Это демонстрирует эффективность
проведенных
мероприятий.
А
также
получила
подтверждение
сформулированная
гипотеза о том, что реализация комплекса дополнительных мероприятий (НОД, игры,
консультации специалистов ДОО и др.) повышает уровень когнитивной активности
детей-дошкольников.
На
основе
теоретического
анализа
особенностей
когнитивной
активности
ребенка старшего дошкольного возраста и эмпирического исследования когнитивной
активности детей сформулированы следующие рекомендации:
1.
В
дошкольном
образовательном
учреждении
необходимо
систематично
проводить мониторинг уровня когнитивной активности детей.
2.
Для диагностики уровня когнитивной активности детей-дошкольников нужно
применять комплекс методик.
3.
При
выборе
методик
диагностики
уровня
когнитивной
активности
детей-
дошкольников нужно учитывать возрастной фактор.
4.
В работе с детьми по развитию когнитивной активности важно учитывать их
индивидуальные особенности.
5.
В старшем дошкольном возрасте есть свои особенности развития когнитивной
активности, что необходимо учесть в работе по повышению ее уровня.
6.
Важным условием развития когнитивной активности ребенка-дошкольника в
рамках
дошкольного
образовательного
учреждения
является
организация
развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
7.
Фактор возраста не является ведущим для развития когнитивной активности
ребенка-дошкольника.
8.
Важным
фактором
развития
когнитивной
активности
ребенка-дошкольника
являются
систематичные
занятия,
стимулирующие
именно
данный
вид
активности.
9.
Совокупность фактора возраста и непосещения дополнительных занятий дает
отрицательное
влияние
на
уровень
когнитивной
активности
ребенка-
дошкольника.
10.
Оптимальной
формой
деятельности
для
развития
когнитивной
активности
ребенка-дошкольника является игра.
11.
Для повышения эффективности работы с детьми-дошкольниками по развитию
их когнитивной активности необходимо больше привлекать родителей.
12.
Для
восполнения
дефицита
знаний
и
умений
специалистов
ДОО
в
сфере
развития
их
когнитивной
активности
детей-дошкольников
необходимо
проводить систематичные тематические консультации на базе ДОО.
13.
Для
работы
по
развитию
когнитивной
активности
детей-дошкольников
в
рамках
ДОО
необходимо
более
часто
и
в
более
разнообразных
форматах
привлекать психолога ДОО.
14.
Развитие когнитивной активности ребенка-дошкольника в рамках дошкольного
образовательного учреждения может реализовываться в рамках разнообразных
мероприятий (начиная от НОД и заканчивая игровой деятельностью).
Таким образом, в настоящей стать, на теоретико-эмпирическом уровне изучен
процесс развития когнитивной активности ребенка старшего дошкольного возраста.
В
старшем
дошкольном
возрасте
когнитивная
активность
имеет
свои
особенности,
что
важно
учитывать.
В
частности
основным
видом
мышления
выступает наглядно-образное, что влияет на особенности познавательной активности.
Формируется
понятийное
мышление.
Ребенок-дошкольник
старшего
возраста
формируется
как
«рефлексирующий
субъект».
Именно
в
старшем
дошкольном
возрасте
речь
становится
средством
мышления,
участвует
в
целеполагании
и
планировании деятельности, а значит также влияет на особенности познавательной
активности.
Деятельностный
подход
является
одним
из
путей
развития
когнитивной
активности в старшем дошкольном возрасте.
Одним
из
важных
условий
реализации
познавательно-исследовательской
деятельности
детей
дошкольного
возраста
является
организация
развивающей
предметно-пространственной образовательной среды.
Эмпирическое
исследование
когнитивной
активности
детей
старшего
дошкольного
возраста
подтвердило
гипотезу
о
том,
что
реализация
комплекса
дополнительных мероприятий (НОД, игры, консультации специалистов ДОО и др.)
повышает уровень когнитивной активности детей-дошкольников, подтвердилась.
На
основе
результатов
теоретического
анализа
и
эмпирического
исследования разработаны рекомендации по развитию когнитивной активности
детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Волошена Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста / Е.А.Волошена, О.Н.Истратова // Приволжский
научный вестник. Психологические науки. 2014. № 9 (37). С. 93-97.
2.
Высоков
И.Е.
Психология
познания:
учебник
для
бакалавриата
и
магистратуры. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 399 с.
3.
Григорьева В.А. Формирование исследовательских способностей детей
дошкольного
возраста
в
условиях
проектной
деятельности
/
В.А.
Григорьева // Концепт. 2016. Т. 11. - С. 1836-1840.
4.
Евсеева
Т.О.
Развитие
интеллекта
и
творческого
воображения
у
дошкольников / Т.О. Евсеева // Воспитание и обучение детей младшего
возраста. 2015. № 5. С. 583-586.
5.
Кружилина Т.В. Понимание текста как деятельности в свете зрелости
когнитивных структур ребенка-дошкольника / Т.В. Кружилина // Известия
Юго-Западного
государственного
университета.
Серия:
Лингвистика
и
педагогика. 2016. № 3. С. 72-78.
6.
Левшина
Н.И.
Современные
подходы
к
организации
познавательно-
исследовательской
деятельности
дошкольников
/
Н.И.
Левшина,
М.Е.Абричкина // Современные проблемы науки и образования. 2015. №
4. – С. 9.
7.
Никулина,
Т.И.
Взаимосвязь
этимологических
представлений
и
успешного
когнитивного
развития
у
детей
дошкольного
возраста
/
Т.И.Никулина, М.А.Ощелкова // Наука и мир. 2016. Т.2. № 10. С. 126-128.
8.
Стернберг Р. Дж. За пределами IQ: Триархическая теория интеллекта //
пер. с англ. А. А. Алексеев. - Интернет-издание, 2016. - 335 с
9.
Шурупова Е.Ю. Особенности временной перспективы личности на этапе
взросления. / Н.Б. Карабущенко, Е.Ю. Шурупова // Вестник Тверского
государственного университета. Серия: Педагогика и психология». - 2019.
- № 1. - С. 35.