Напоминание

Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства в практике работы ДОО


Автор: Литвинова Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста

средствами декоративно-прикладного искусства в практике работы ДОО

Литвинова Наталья Дмитриевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Михаил Ломоносов

Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная

энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали

многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В.

Максимов, Р. Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие,

образные

представления

о

Родине,

ее

культуре,

способствует

воспитанию

чувства

прекрасного, развивает творческие способности детей.

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том,

что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они

памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного

искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и

красоту.

Они

все

больше

входят

в

наш

быт

не

как

предметы

утилитарные,

а

как

художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие

историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные

художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти,

мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания

мира.

Свойственный

дошкольнику

этап

чувственного

познания

окружающего

мира

способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях.

Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более

полными и яркими.

Исследователь русского прикладного искусства М. Н. Каменская отмечает, что в

1

декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида

изображений :

сюжетные

орнаментальные

Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения

животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел

символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображения

молодой девушки олицетворяли весну и т. д. Помимо символических образов, большое

распространение получили и сказочные образы: птица сирин, кентавр – получеловек-

полузверь, единорог – конь с рогом во лбу, крылатый зверь – гриф, и т. д. Созданные

народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении

многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения, в то же время,

сохраняли черты народной условности.

Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент

это

преднамеренно

созданный

узор,

элементы

которого

ритмично

повторяются.

Основным свойством орнамента является ритм. Ритм–это определенная упорядоченность

однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм

рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые

нередко

включаются

изображения

животных

и

птиц.

Растительные

орнаменты

декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент

почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и

геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов,

ромбов,

розеток,

звезд,

переплетающиеся

между

собой

в

разнообразных

вариантах,

распространяются во всех видах ДПИ. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы

геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное

искусство от славян – язычников. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои

языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга,

розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, эти

традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое

распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские

фигуры и фигуры всадников. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и

охраняющих

ее

всадников.

Потеряв

свое

культурное

значение,

эти

образы

вошли

в

2

народный орнамент как привычные элементы.

Существенным

в

орнаменте

является

цвет.

Народные

мастера

хорошо

знали

о

воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в

сознании

человека

нередко

ассоциируются

определенные

явления,

конкретные

настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение

красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве

и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего

живого на Земле.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента,

разнообразие

фактур

материалов

вот

характерные

особенности

работ

народного

прикладного

искусства,

которые

созвучны

эстетическому

чувству,

восприятию

и

пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах

все

радостно

и

красочно.

И

там,

и

здесь

жизнь

воспринимается

и

изображается

в

приподнятых, мажорных нотах.

Образы фантастических птиц, животных и растений, изображенные на предметах ДПИ

воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные, и вместе с тем, они узнают в них

знакомых им в жизни птиц и растений, потому что даже зрительное воплощение вещей,

птицы сирена, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа, мастер строил из

сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, животных, рыб.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным

конем,

разметавшим

по

ветру

свою

гриву,

с

узорчатостью

орнамента

на

ткани,

со

сверкающей

полевой

керамикой

может

явиться

для

детей

благодатным

материалом,

развивающим их фантазию.

ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства

произведений,

тщательная

выверенность

форм

и

содержания

орнаментальных

композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные

образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования

личности дошкольника.

Отбирая мотивы народных росписей и орнаментов для воспроизведения их в детских

работах, учитывается доступность техники изображения и степень выразительности

образов в узорах.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать:

принципы художественного обобщения

3

познают приемы творческих импровизированных декоративных образов,

учатся видеть в орнаментах комбинации цветов

сопоставлять формы, величины

положение элементов на плоскости предмета.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с разными видами народного искусства,

учатся различать их по содержанию материала, средствам выразительности, характерным

признакам.

В течение года воспитатель отбирает несколько видов народного орнамента, чтобы

показать

детям

геометрические

орнаменты,

учитывая

наличие

предметов

ДПИ

в

дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды,

видеофильмы. Начинает с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в

предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей.

Кроме того, восприятие знакомых предметов проходит на новом уровне, выделяя общее,

дети замечают то, на что раньше не обращали внимание.

В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения.

Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности,

построению симметричного узора. Важно показать геометрические элементы, которые

входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев. Соединяя круги,

овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом

окружающую природу.

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в

сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие,

учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.

На занятиях дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции,

открытки. Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения

о нем – название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и

назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов

сопровождается художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами,

которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например:

«Коровушки не простые – глиняные, расписные»(Филимоновская игрушка), «Барыни

красивы, да беда – спесивы» (Каргопольская игрушка),и т. д.

Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного

слова, музыки, сделают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и

4

встреча с разными видами искусства.

На занятиях продолжается обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости

от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства

выделяют некоторые приемы, доступные детям 5-6 лет: обобщенные способы лепки,

быстрое выполнение отдельных элементов и

скоропись, заполнение пространства листа в

определенной последовательности,

выполняя сначала одинаковые

элементы, затем остальные, потом

украшения и т. д. Ритмичное

заполнение формы одним цветом

позволяет ребенку более четко

выполнять элементы, при этом

вырабатываются навыки и темп

рисования без пауз.

Таким образом, знакомство детей с

ДПИ позволяет показать особенности и

традиции каждого вида, вариативность узоров,

некоторые приемы мастеров и

побуждает желание и навыки в

создании композиции, развить

творческие способности.

Это дало нам основание

определить следующие ведущие

факторы для построения

системы учебно-творческих

заданий:

системное и комплексное

планирование учебно-

воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;

системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства,

объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы

детей;

дифференцирование методов, приемов педагогического руководства, методов

5

6



В раздел образования