Автор: Литвинова Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование
Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста
средствами декоративно-прикладного искусства в практике работы ДОО
Литвинова Наталья Дмитриевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
Михаил Ломоносов
Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная
энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали
многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В.
Максимов, Р. Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие,
образные
представления
о
Родине,
ее
культуре,
способствует
воспитанию
чувства
прекрасного, развивает творческие способности детей.
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том,
что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они
памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного
искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и
красоту.
Они
все
больше
входят
в
наш
быт
не
как
предметы
утилитарные,
а
как
художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие
историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные
художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.
В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти,
мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания
мира.
Свойственный
дошкольнику
этап
чувственного
познания
окружающего
мира
способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях.
Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более
полными и яркими.
Исследователь русского прикладного искусства М. Н. Каменская отмечает, что в
1
декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида
изображений :
сюжетные
орнаментальные
Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения
животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел
символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображения
молодой девушки олицетворяли весну и т. д. Помимо символических образов, большое
распространение получили и сказочные образы: птица сирин, кентавр – получеловек-
полузверь, единорог – конь с рогом во лбу, крылатый зверь – гриф, и т. д. Созданные
народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении
многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения, в то же время,
сохраняли черты народной условности.
Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент
–
это
преднамеренно
созданный
узор,
элементы
которого
ритмично
повторяются.
Основным свойством орнамента является ритм. Ритм–это определенная упорядоченность
однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм
рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые
нередко
включаются
изображения
животных
и
птиц.
Растительные
орнаменты
декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент
почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и
геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов,
ромбов,
розеток,
звезд,
переплетающиеся
между
собой
в
разнообразных
вариантах,
распространяются во всех видах ДПИ. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы
геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное
искусство от славян – язычников. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои
языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга,
розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, эти
традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое
распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские
фигуры и фигуры всадников. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и
охраняющих
ее
всадников.
Потеряв
свое
культурное
значение,
эти
образы
вошли
в
2
народный орнамент как привычные элементы.
Существенным
в
орнаменте
является
цвет.
Народные
мастера
хорошо
знали
о
воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в
сознании
человека
нередко
ассоциируются
определенные
явления,
конкретные
настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение
красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве
и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего
живого на Земле.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента,
разнообразие
фактур
материалов
–
вот
характерные
особенности
работ
народного
прикладного
искусства,
которые
созвучны
эстетическому
чувству,
восприятию
и
пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах
все
радостно
и
красочно.
И
там,
и
здесь
жизнь
воспринимается
и
изображается
в
приподнятых, мажорных нотах.
Образы фантастических птиц, животных и растений, изображенные на предметах ДПИ
воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные, и вместе с тем, они узнают в них
знакомых им в жизни птиц и растений, потому что даже зрительное воплощение вещей,
птицы сирена, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа, мастер строил из
сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, животных, рыб.
Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным
конем,
разметавшим
по
ветру
свою
гриву,
с
узорчатостью
орнамента
на
ткани,
со
сверкающей
полевой
керамикой
может
явиться
для
детей
благодатным
материалом,
развивающим их фантазию.
ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства
произведений,
тщательная
выверенность
форм
и
содержания
орнаментальных
композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные
образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования
личности дошкольника.
Отбирая мотивы народных росписей и орнаментов для воспроизведения их в детских
работах, учитывается доступность техники изображения и степень выразительности
образов в узорах.
Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать:
принципы художественного обобщения
3
познают приемы творческих импровизированных декоративных образов,
учатся видеть в орнаментах комбинации цветов
сопоставлять формы, величины
положение элементов на плоскости предмета.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с разными видами народного искусства,
учатся различать их по содержанию материала, средствам выразительности, характерным
признакам.
В течение года воспитатель отбирает несколько видов народного орнамента, чтобы
показать
детям
геометрические
орнаменты,
учитывая
наличие
предметов
ДПИ
в
дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды,
видеофильмы. Начинает с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в
предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей.
Кроме того, восприятие знакомых предметов проходит на новом уровне, выделяя общее,
дети замечают то, на что раньше не обращали внимание.
В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения.
Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности,
построению симметричного узора. Важно показать геометрические элементы, которые
входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев. Соединяя круги,
овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом
окружающую природу.
На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в
сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие,
учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.
На занятиях дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции,
открытки. Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения
о нем – название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и
назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов
сопровождается художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами,
которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например:
«Коровушки не простые – глиняные, расписные»(Филимоновская игрушка), «Барыни
красивы, да беда – спесивы» (Каргопольская игрушка),и т. д.
Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного
слова, музыки, сделают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и
4
встреча с разными видами искусства.
На занятиях продолжается обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости
от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства
выделяют некоторые приемы, доступные детям 5-6 лет: обобщенные способы лепки,
быстрое выполнение отдельных элементов и
скоропись, заполнение пространства листа в
определенной последовательности,
выполняя сначала одинаковые
элементы, затем остальные, потом
украшения и т. д. Ритмичное
заполнение формы одним цветом
позволяет ребенку более четко
выполнять элементы, при этом
вырабатываются навыки и темп
рисования без пауз.
Таким образом, знакомство детей с
ДПИ позволяет показать особенности и
традиции каждого вида, вариативность узоров,
некоторые приемы мастеров и
побуждает желание и навыки в
создании композиции, развить
творческие способности.
Это дало нам основание
определить следующие ведущие
факторы для построения
системы учебно-творческих
заданий:
системное и комплексное
планирование учебно-
воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;
системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства,
объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы
детей;
дифференцирование методов, приемов педагогического руководства, методов
5
6