Автор: Логовская Екатерина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ДО АНО
Населённый пункт: Московская область, г.Красногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу"
Раздел: среднее образование
Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
В период школьной жизни, существуют три этапа связанных с
адаптацией. Это период перехода из дошкольной организации в начальную
школу, переход из начальной школы в среднюю и из средней школы в
старшую. Адаптация детей к средней школе является одной из самой
сложной. Например, дошкольник в школу приходит с положительным
настроем, потому что, дошкольная образовательная организация
способствует положительному настрою будущего первоклассника.
А вот что касается перехода из начальной школы в среднюю, то в
данной ситуации, ребенок переходит в новую, незнакомую для себя
социальную среду, и на смену одному учителю, приходят учителя -
предметники, новый классный руководитель, появляется необходимость на
каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу преподавания
дисциплин, также появляется более высокое требование к учебной
деятельности.
Особое внимание в научной литературе, уделяется социальной
адаптации, которая является составной частью понятий «адаптация» и
«дезадаптация»
В большом психологическом словаре В.П Зинченко и Б.Г. Мещерякова
термин «адаптация» в широком смысле слова описывается, как
приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Также
дана характеристика социальной адаптации, которая является процессом
активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Под «дезадаптацией» понимают какое-либо нарушение адаптации,
приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или
внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым
организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического
функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических
процессов.
Г.А. Цукерман называет этот период «ничьёй землей» в возрастной
психологии. Этот период в жизни детей связан с обретением чувства
взрослости.
По мнению М.Г.Битяновой, адаптированный ребенок, это ребенок
приспособленный к полноценному развитию своих личностных, физических,
интеллектуальных и других возможностей в новой для него педагогической
среде.
Е.В. Новиков считает, что причиной возникновения риска школьной
дезадаптации является не сама по себе неуспеваемость в учебной
деятельности школьников, а их переживания по поводу этой неуспеваемости.
В психолого – педагогической литературе выделяют 4 уровня
приспособления ребенка к школы:
Первый уровень – адаптивность. Туда входят дети с высоким уровнем
развития мотивации и произвольности при отличной, хорошей,
удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценкой.
Второй уровень – средний. Это дети с высоким уровнем развития
произвольности, недостаточной мотивацией, при отличной, хорошей,
удовлетворительной успеваемости и при адекватной самооценкой.
Третий уровень – низкий. Характерен для детей имеющих внешне
сформированную учебно деятельность, при хорошей или отличной
успеваемости, отсутвие интереса к школе, недостаточный уровень регуляции
собственного поведения (произвольности), высокий уровень тревожности,
связанный с неудовлетворенностью своим образом – Я, неадекватная
самооценка, трудности в общении с окружающими.
Четвертый уровень – дезадаптированность. Дети с явными признаками
сформированной школьной дезадаптацией, с очень низким уровнем развития
произвольности, отсутствие мотивации и с неадекватной самооценкой.
В работах Б.Г.Ананьева, Ф.Б.Березина, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского,
Ю.З.Гильбуха, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.В.Петровского,
Н.Г.Лускановой, М.Г.Ярошевского была описана проблема адаптации
человека к изменяющимся условиям.
Закономерности адаптации или дезадаптации исследовали О.Р.Боделан,
Л.В.Дзюбко, Л.И.Закутская, М.В.Левченко, О.Г.Мороз, Л.П.Пономаренко,
В.И.Розов, О.В.Скрипченко, Г.М.Чуткина, Т.С.Яценко.
В статье Я.С. Шляхто, было описано исследование социальной
психологической адаптации детей на начальном этапе обучения в средней
школе. Целью исследования было изучить особенности адаптации учащихся
при переходе из начальной школы в среднюю.
Для изучения условий социально – психологической адаптации был
проведен комплекс методик. Проективная методика исследования личности
«Завершение предложения» для детей В. Михала) и «Шкала явной
тревожности для детей CMASS» (адаптация А0.М. Прихожан).
На первом этапе была проведена комплексная психолого –
педагогическая диагностика детей 5 классов, а также анализ документов
специалистов школы, для выявления детей входящих в экспериментальную
группу.
На втором этапе была проведена диагностика, которая направлена на
определение уровня адаптивности учащихся 5 классов.
Анализ результатов исследования 5-го «А» и «Б» класса (37 человек)
по проективной методике «Завершение предложения» показал, что
преобладание отрицательных установок выявлено в следующих сферах:
Отношение к отцу (у 4 детей, что составляет 11%); отношение к братьям,
сестрам (у 2-х детей (5%)); отношение к ровесникам (у 3-х детей (8%));
отношение к учителям и школе (у 8 детей (22%)); отношение к собственным
способностям (у 2-х детей (5%)); негативные переживания, страхи (у 11 детей
(30%)); отношение к болезни (у 1-го ребенка (3%)); мечты и планы на
будущее (3 человека (8%)).
Обработка результатов по методике «Шкала явной тревожности для
детей CMAS» (адаптация А.М. Прихожан) осуществлялась путем подсчета
суммы по каждой субшкале, затем вычислялась общая сумма баллов по
субшкале тревожность и на основании полученных результатов
высчитываются низкие, средние и высокие показатели.
Таким образом, в ходе анализа полученных результатов на этапе
констатирующего эксперимента, была выявлена группа учащихся, у которых
наблюдаются определенные трудности в адаптации к средней школе. В
данную группу вошли 11 учеников (5 учеников 5 «А» класса и 6 учеников 5
«Б» класса), которые непосредственно нуждались в помощи по повышению
уровня школьной адаптации. Исходя из анализа полученных результатов, был
разработан комплекс мероприятий, направленный на оказание
психологической помощи по повышению уровня школьной адаптации
пятиклассников.
Итак, важнейшей задачей для педагога и психолога, является помощь
детям на этапе перехода из начальной школы в среднюю, так как без
психолого – педагогического сопровождения у детей может возникнуть
дезадаптация.
Список источников:
1.
Журавлев, Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в
среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - № 8. -
С. 99-105.
2.
Зинченко, В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В.
Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816 c.
3.
Мачехина, О.П. Проблемы адаптации в школе как источник конфликтов
// Современные проблемы науки и образования. 2013. №3
4.
Цукерман, Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как
психологическая проблема / Г.И. Цукерман // Вопросы психологии. –
2001. – № 5. – С. 19–35.
5.
Шляхто Я.С. Исследование социально-психологической адаптации
детей на начальном этапе обучения в средней школе// Вестник
Магистратуры. 2013 № 7.с 89-92.