Автор: Зволинская Анна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Москва, посёлок Знамя Октября, микрорайон
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного
возраста.
Термин
«эмоциональный
интеллект»,
в
кругах
академического
психологического сообщества появился сравнительно недавно. Последние
десятилетия в зарубежной и отечественной психологии большое внимание
психологи и педагоги стали уделять эмоциональной сфере человека. Человек
уже давно не рассматривается только с физиологической, интеллектуальной,
духовно-нравственной и социальной позиций. Развитие всего лишь одной из
этих
структур
приведёт
к
дисгармоничному
развитию
и
нарушению
функционирования.
Для
гармоничного
развития
личности
важно
сбалансирование всех этих сфер.
Исследователи установили, что около
80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно
уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% -всем
известный IQ
-
коэффициент
интеллекта,
измеряющий
степень
умственных способностей человека.
Термин «эмоциональный интеллект»
возник из понятия социального интеллекта, изучением которого, занимались
такие авторы как E. Thorndike (1920), J. Guilford (1967), H. Eysenck (1995) [7].
При
изучении
социального
интеллекта
наиболее
ближе
к
понятию
эмоционального
интеллекта подошёл J. Guilford, и в рамках собственной
концепции множественных интеллектов автор описал внутриличностный и
межличностный интеллект. Способности, включенные им в данные понятия,
обладают
непосредственным
отношением
к
эмоциональному
интеллекту.
Позднее, понятие «эмоциональный интеллект» ввели P. Salovey и J.D. Mayer
(1990),
авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать
и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и
мысли,
регулировать
собственные
эмоции
и
эмоции
других
людей»[7].
Исследование данного понятие находит свое отражение и в нынешнее время.
Изучением
эмоционального
интеллекта
занимаются
такие
психологи,
как
Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, А.И. Савенков, Андреева И.Н., D. Caruso, , G.
Matthews, R. Roberts, M. Zeidner.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта
приобретает
в
дошкольном
возрасте,
ведь
именно
в
этот
период
идет
активное
эмоциональное
становление
детей,
совершенствование
их
самосознания,
способности
к
рефлексии
и
умению
встать
на
позицию
социального
партнера,
учитывать
его
потребности,
чувства
и
эмоции
Ведущая
роль
в
становлении
личности
ребенка,
в
формировании
его
духовного
мира
принадлежит
эмоциональной
сфере.
Существует
база
диагностик для исследования уровня эмоционального интеллекта. Определив
уровень
эмоционального
интеллекта,
далее
можно
заниматься
его
непосредственным
развитием.
Эмоциональный
интеллект
дошкольников,
можно
развивать,
используя
такие
средства,
как
сюжетно-ролевая
игра,
трудовая
деятельность,
произведения
художественной
литературы,
художественно-эстетическая деятельность.
Вопросами развития художественной деятельности детей дошкольного
возраста занимались такие
педагоги и психологи, как Е.А. Флерина, Н.П.
Саккулинова, А.П.Усова, Е.И. Васильева, Т.С. Комарова, Т.Т. Казакова, Т.Н.
Доронова.
Развивая
эмоциональный
интеллект
ребёнка
по
средствам
художественно-эстетической деятельности объединяет в себе на исходе не
только развитие эмоций, способности понимать чувства и эмоции другого, а
также
креативность,
мелкую
моторику,
связанную
речь,
творческие
способности.
Список источников
1.
Алфереова М.А. Связь стратегий поведения в конфликте с тенденциями
образа
я
и
эмоциональным
интеллектом
//
Международный
научно-
исследовательский журнал №6. 2018- С. 76-79.
2.
Андреева
И.Н.
Азбука
эмоционального
интеллекта.
–
СПб.:
БХВ-
Петербург, 2012. – 212 с.
3.
Афонькина
Ю.А.
Диагностика
эмоционального
интеллекта
у
дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2014. – № 4. – С. 7-8.
4.
Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен
лидерства/ Под ред. Д.В.Люсин, Д.В.Ушаков– М.: Институт психологии
РАН, 2009. С. 60-79.
5.
Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью
и эмоциональным интеллектом // Проблемы практической психологии.
2016.- № 5.-С. 80-87.
6.
Дегтярев
А.В.
Эмоциональный
интеллект:
становление
понятия
в
психологии//Психологическая наука и образование. 2012.- №2.- С. 1-13.
7.
Житная
И.В.
Развитие
эмоционального
интеллекта
в
дошкольном
возрасте как предпосылка позитивной социализации ребёнка. // Сборник
материалов Международной конференции «Воспитание и обучение детей
младшего возраста» 12-14 мая, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. 2016.
- С. 600-601.
8.
Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях
семейного воспитания // Психологическая практика. 2008.- № 3.- С. 97-
102.