Автор: Бандурка Олег Николаевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: гбоу сош № 382
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование элементов борьбы «Самбо» на уроках физкультуры в разделе «Гимнастика». Самостраховка при падении.
Раздел: начальное образование
ГБОУ СОШ №382 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Конспект урока физической культуры
По разделу программы «Гимнастика»
Для учащихся 3 б класса
Подготовил
учитель физической культуры
Бандурка Олег Николаевич
Санкт-Петербург
2019 г
Тема урока: Использование элементов борьбы «Самбо» на уроках физкультуры в разделе гимнастика.
Самостраховка при падении.
Задачи урока:
1. Совершенствовать навыки в выполнении техники страховки.
2. Содействовать развитию координационных способностей применительно к данным элементам акробатических
упражнений.
3. Способствовать воспитанию волевых качеств, трудолюбия, взаимопомощи.
4.Содействовать усвоению учащимися знаний о прикладном и оздоровительном аспекте гимнастических
упражнений.
Личностные результаты
- овладение знаниями и умениями в области организации и выполнению упражнений, обеспечивающих
функциональную готовность организма к выполнению самостраховок;
- воспитание личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность к выполнению элементов
акробатики.
- формирование культуры движений, посредством гимнастических упражнений;
- овладение коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве с учащимися и преподавателем в
процессе образовательной деятельности. Метопредметные результаты
- умение работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование первоначальных представлений о прикладном значении акробатических упражнений, возможности
использования их в различных ситуациях.
- приобретение опыта в организации занятий, выборе одежды и инвентаря, осуществлении контроля за выполнением
упражнений, обеспечении безопасности в рамках различных условий.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений об оздоровительном, развивающем и воспитательном значении
акробатических упражнений, и их влиянии на организм человека;
- овладение самостраховкой при падениях, основными знаниями и умениями для их выполнения.
Использование современных технологий
Здоровьесберегающие технологии: обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся их состояния
здоровья, использование упражнений оздоровительной направленности, направленных на улучшение осанки,
вестибулярного аппарата, укрепления сухожильно-мышечного каркаса.
Технология разноуровневой дифференциации: обеспечивает свободу в выборе средств обучения посредством
создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности, с учетом уровня обучаемого.
В контексте избранной темы, это поэтапное освоение самостраховки при падении. Первоначально правильное
положение тела изучается лежа, за тем сидя, и только потом, стоя. Использование упражнений спортивной борьбы
значительно расширяет арсенал технических действий, что дает возможность глубже овладеть методом самостраховки. В
процессе обучения могут быть использованы различные усложнения упражнений, например: группировка после толчка
или падение с наклонной поверхности. Это, в свою очередь, позволяет применять изученный материал, не только на уроках
гимнастики, но и в других ситуациях, где возможны падения, например во время подвижных игр, прыжков и т.д. Овладение
учащимися навыками самостраховки, позволяет снизить уровень травматизма на уроках физкультуры.
Технологии коллективного обучения: способствуют обучению в сотрудничестве. Учащиеся работают вместе над
выполнением задания, подготовкой инвентаря и его последующей уборкой. В процессе взаимодействия формируются
коммуникативные качества, взаимопомощь, толерантность.
Время проведения: 09.00 – 09.45
Место проведения: спортзал 24 на 12 м.
Инвентарь: маты гимнастические 8 шт., искусственное препятствие, веревка с мячиком (для игры).
Сводная таблица «Структура и содержание урока»
Части
урока и их
продолжите
льность
Частные задачи к
конкретным видам
упражнений
Содержание учебного материала
До
зиров
ка
Организационно-
методические указания
Вводно-
подготовите
льная часть
12-13 минут
Обеспечить начальную
организацию и
психологическую
готовность учащихся к
уроку
1.
Организованный вход в зал в
колонне по одному, с последующим
построение учащихся в одну шеренгу.
Выполнение команд: «ровняйсь»,
«смирно», приветсвие.
25-
30
сек.
Построение в боковую
шеренгу на левой боковой
стороне спортивного зала,
требование четкости
выполнения команд.
Создать целевую
установку на достижение
конкретных результатов на
предстоящем занятии.
Содействовать
профилактике травматизма
2.
Сообщение задач урока
учащимся с разъяснением правил
техники безопасности при выполнении
упражнении
25-
30
сек.
Огласить задачи,
выделить значимость
образовательной,
оздоровительной и
воспитательной задачи.
Акцентировать внимание на
необходимости соблюдений
правил ТБ
Организовать учащихся
для выполнений
упражнения в
передвижении. Создать
условия для общей
разминки, включения
организма в активную
двигательную деятельность
(упражнение № )
3.
Перестроение в колонну по
одному поворотом на месте и ходьба по
периметру зала с размыканием – на
дистанцию два шага.
15-
20
сек.
Соблюдать технику
безопасности при
выполнении разминки:
выполнении команды «в
обход на лево, дистанция
два шага, шагом марш!»
Организовать учащихся
для выполнений
упражнения в
передвижении.
4.
Движение по залу с выполнением
заданий.
1
мин.
Акцентировать внимание
учащихся на необходимость
поддержания дистанции, на
правильность положения
тела (осанки) во время
выполнения упражнения.
Обращать внимание
учащихся на
своевременность
выполнения команд
Упр. 1 Ходьба по залу с сохранением
правильной осанки
0,5
кр.
Упр. 2 Ходьба на носках с движением
прямых рук в стороны, вверх, вниз
0,5
кр.
Упр. 3 Ходьба на пятках, руки за
голову
0,5
кр.
Упр. 4 Ходьба в положении
«полуприсед»
0,5
кр.
Упр. 5 Ходьба в положении «присед»
0,5
кр.
Активизировать функции
сердечно-сосудистой и
дыхательной систем
организма
5.
Бег, беговые упражнения
1
мин.
Обратить внимание
учащихся на технику
выполнения беговых
упражнений. Упражнения
выполнять в умеренном
темпе, дистанция 2 шага.
Упр. 1 Бег по кругу в среднем темпе
0,5
кр
Упр. 2 Бег боком
0,5
кр
Упр. 3 Бег спиной вперед
0,5
кр
Упр. 4 Передвижение приставным
шагом
0,5
кр
Упр. 5 Бег с высоким подниманием
бедра
0,5
кр
Упр. 6 Бег с захлестом голени
0,5
кр
Содействовать
нормализации ритма
дыхания и ЧСС
6.
Упражнение на восстановление
дыхания во время передвижения
шагом
30-
40
сек.
По команде учителя: «По
ходу движения шагом,
восстанавливаем дыхание.
На два счета руки через
стороны вверх – вдох, на
два счета руки через
стороны вниз - выдох».
Обратить внимание
учащихся на ритм дыхания
Обеспечить
функциональную
готовность организма к
дальнейшим нагрузкам.
7.
Общеразвивающие упражнения
(в движении по кругу):
3
мин.
Упражнение выполнять
под счет учителя. ОРУ
строить с соблюдением
методических правил
разминки: Группы мышц
(шеи, рук, плечевого пояса,
туловища, ног)
Упр. 1 Вращение головой в правую и
левую стороны
5
раз*2
Упр. 2 Вращение кистей рук, пальцы
сцеплены в замок
8
раз
Упр. 3 Прямые руки над головой,
пальцы сцеплены в замок, движение
вперед-назад с малой амплитудой
8
раз
Упр. 4 Вращение прямыми руками
вперед и назад.
5
раз*2
Упр. 5 Развороты корпуса влево и
вправо под шаги разноименной ногой.
8
раз
Упр. 6 Вращение корпусом вправо и
влево, руки на поясе
5
раз*2
Организовать учащихся
для выполнения
общеразвивающх
упражнений с партнером
8.
Перестроение в колонну по два
человека
30-
40
сек.
Выполнить перестроение
по команде учителя.
Обратить внимание
учащихся на дистанцию и
размыкание
Содействовать
улучшению эластичности
мышц и подвижности
суставов.
9.
Упражнения с партнером
4
мин.
Обратить внимание
учащихся на
растягивающий эффект
упражнений, на
взаимодействие с
партнером, правильность
выполнения движений.
Упр. 1 И.П. Партнеры стоят лицом
друг к другу. По команде кладут руки
друг другу на плечи, Наклоняются
вперед и выполняют амплитудные
движение вверх-вниз.
4-6
раз
Упр2 И.П. Партнеры стоят лицом друг
к другу, взявшись за руки. По команде
разворачиваются сначала вправую, а
потом влевую стороны и выполняют
движения для растяжки боковых частей
корпуса
4-6
раз
Упр. 3 И.П. Партнеры стоят спина к
спине, подняв руки вверх, держась за
руки. По команде выполняют развороты
корпуса вправо и влево, одновременно
выполняя махи руками
4-6
раз
Упр. 4 И.П. Партнеры стоят спина к
спине, сцепившись руками в локтевых
суставах. По команде поочередно
наклоняясь вперед, взваливают партнера
на спину
4-6
раз
Упр. 5 И.П. Партнеры стоят спина к
спине. По команде наклоняются
пропуская руки между ног, тянут друг
друга поочередно.
4-6
раз
Основная
часть 25
мин.
Организовать учащихся
для прослушивания
инструкций учителя и
показа упражнений
10.
Упражнения для самостраховки
при падении: демонстрация учителем
упражнений и объяснения их назначения,
правильности выполнения.
3
мин
Предварительно
перестроить учащихся у
гимнастических матов,
обратить внимание на
технику безопасности.
Сформировать умение
при выполнении
самостраховки во время
падения на спину
11.
Самостраховка при падении на
спину
5-6
мин.
Обратить внимание
учащихся на правильное
выполнение группировки,
хлопка ладонями при
самостраховке, положением
головы при кувырке назад
через плечо. На правила ТБ
при выполнении
упражнений.
Упр. 1 И.П. Сидя на корточках, колени
прижаты к груди, локти к корпусу, голова
наклонена вперед (положение
группировки). По команде учителя
перекатится на спину, и выполнить
перекат вперед-назад.
4-6
раз
Упр. 2 И. П. Лежа на спине, руки
расположены под углом 45-50 градусов к
телу, ладонями вниз. По команде учителя
выполняются страховочные хлопки
ладонями по матам.
4-6
раз
Упр. 3 И.П. Сидя на корточках спиной
к мату. По команде учителя перекат на
спину, в положении группировки и
страховочный хлопок ладонями о мат.
4-6
раз
Упр. 4 И.П. Сидя на корточках спиной
к мату. По команде учителя выполняется
страховочный кувырок назад через
плечо.
4-6
раз
Упр. 5 И.П. Сидя на корточках спиной
к мату. По команде учителя выполняется
перекат на спину, страховочный хлопок
ладонями о мат, с последующим
кувырком назад через плечо
4-6
раз
Сформировать умение
при выполнении
самостраховки во время
падения на бок
12. Самостраховка при падении на
бок
5-6
мин.
Обратить внимание
учащихся на правильное
выполнение группировки
при падении на бок, хлопка
ладонью при
самостраховке, переката с
одного бока на другой. На
правила ТБ при выполнении
упражнений.
Упр. 1 И.П. Сидя на корточках боком к
мату. По команде учителя выполняется
падение перекатом на бок на левую и
правую сторону.
4-6
раз
Упр. 2 И.П. Лежа на правом (левом)
боку правая (левая) рука 45-50 градусов
по отношении к корпусу. Выполнить
хлопки ладонями по мату.
4-6
раз
Упр. 3. И.П. Сидя на корточках левым
(правым) боком к матам. По команде
учителя перекатится на правый (левый)
бок с одновременным страховочным
хлопком о мат.
4-6
раз
Упр. 4. И.П. Сидя на корточках левым
(правым) боком к матам. По команде
учителя перекатится через спину с
одного бока на другой.
4-6
раз
Сформировать умение
при выполнении
13. Самостраховка при падении
вперед
5-6
мин.
Обратить внимание
учащихся на правильное
выполнение конечной фазы
самостраховки во время
падения вперед
падения вперед,
(положение предплечий),
страховочного кувырка
вперед, через плече. На
правила ТБ при выполнении
упражнений.
Упр. 1 И.П. Лежа на животе тело
упирается на предплечья и пальцы ног.
Изучить конечную фазу падения вперед.
4-6
раз
Упр. 2 И.П. Сидя на корточках лицом к
мату. По команде учителя выполняется
падение вперед с разгибанием тела и
конечностей в исходное положение, см
упр. 1
4-6
раз
Упр. 3 И.П. Сидя на корточках лицом к
мату. По команде учителя выполняется
страховочный кувырок вперед, через
плече.
4-6
раз
Организовать учащихся
для выполнения
упражнений по
самостраховке при падении
через препятствие
14.
Перестроение в колонну по
одному, для последовательного
выполнения упражнений по
самостраховке при падении через
препятствие. Построить
искусственное препятствие.
30-
40
сек.
Предварительно
перестроить учащихся,
объяснить алгоритм
выполнения упражнений,
правила ТБ.
Сформировать умение
группироваться при
выполнении самостраховки
во время падений вперед,
назад и в бок, через
препятствие.
15. Совершенствование
самостраховки при падении, используя
искусственные препятствия (из матов
и скамейки)
5-6
мин.
Обратить внимание
учащихся на соблюдение
дистанции,
последовательность
выполнения упражнений,
действия по команде
учителя
Упр. 1 Боковой перекат через
препятствие
4-6
раз
Упр. 2 Падение на спину (из
положения сидя на припятствии) с
последующим страховочным кувырком
назад через плечо.
4-6
раз
Упр. 3 Переползание через
препятствие с последующим
страховочным кувырком вперед через
плечо.
4-6
раз
Заключит
ельная часть
7 – 8 мин
Снять напряжение,
создать позитивный
эмоциональный фон
16.
Игра «Веселая рыбалка»,
заключается в том, что бы быстро
присесть или подпрыгнуть, во
время вращения учителем
веревочки с мячиком на конце.
3
мин.
По команде учителя
встать в круг. Своевременно
выполнять правильные
действия. Тот кого заденет
мячик покидает игру.
Стимулировать учащихся
к самоанализу,
результативности
собственных действий на
уроке
17. Рефлексия.
2
мин.
Учитель предлагает
ответить на вопросы: «Кто
считает что он освоил
упражнения, а кто нет?»,
«Какие элементы заданий
вызвали затруднения при
выполнении?»
Самостоятельное
выполнение физических
упражнений для
укрепления здоровья и
повышение уровня
физических возможностей.
18 Подведение итогов урока
2
мин.
По сигналу учителя
выполняется построение в
одну шеренгу. Учитель
задает домашнее задание.
Обеспечить
организованное окончание
урока
19. Организованный уход из зала в
колонне по 2 человека
30
сек.
По команде учителя,
учащиеся организованно
выходят из зала