Напоминание

Использование элементов борьбы «Самбо» на уроках физкультуры в разделе «Гимнастика». Самостраховка при падении.


Автор: Бандурка Олег Николаевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: гбоу сош № 382
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование элементов борьбы «Самбо» на уроках физкультуры в разделе «Гимнастика». Самостраховка при падении.
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ СОШ №382 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Конспект урока физической культуры

По разделу программы «Гимнастика»

Для учащихся 3 б класса

Подготовил

учитель физической культуры

Бандурка Олег Николаевич

Санкт-Петербург

2019 г

Тема урока: Использование элементов борьбы «Самбо» на уроках физкультуры в разделе гимнастика.

Самостраховка при падении.

Задачи урока:

1. Совершенствовать навыки в выполнении техники страховки.

2. Содействовать развитию координационных способностей применительно к данным элементам акробатических

упражнений.

3. Способствовать воспитанию волевых качеств, трудолюбия, взаимопомощи.

4.Содействовать усвоению учащимися знаний о прикладном и оздоровительном аспекте гимнастических

упражнений.

Личностные результаты

- овладение знаниями и умениями в области организации и выполнению упражнений, обеспечивающих

функциональную готовность организма к выполнению самостраховок;

- воспитание личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность к выполнению элементов

акробатики.

- формирование культуры движений, посредством гимнастических упражнений;

- овладение коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве с учащимися и преподавателем в

процессе образовательной деятельности. Метопредметные результаты

- умение работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование первоначальных представлений о прикладном значении акробатических упражнений, возможности

использования их в различных ситуациях.

- приобретение опыта в организации занятий, выборе одежды и инвентаря, осуществлении контроля за выполнением

упражнений, обеспечении безопасности в рамках различных условий.

Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений об оздоровительном, развивающем и воспитательном значении

акробатических упражнений, и их влиянии на организм человека;

- овладение самостраховкой при падениях, основными знаниями и умениями для их выполнения.

Использование современных технологий

Здоровьесберегающие технологии: обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся их состояния

здоровья, использование упражнений оздоровительной направленности, направленных на улучшение осанки,

вестибулярного аппарата, укрепления сухожильно-мышечного каркаса.

Технология разноуровневой дифференциации: обеспечивает свободу в выборе средств обучения посредством

создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности, с учетом уровня обучаемого.

В контексте избранной темы, это поэтапное освоение самостраховки при падении. Первоначально правильное

положение тела изучается лежа, за тем сидя, и только потом, стоя. Использование упражнений спортивной борьбы

значительно расширяет арсенал технических действий, что дает возможность глубже овладеть методом самостраховки. В

процессе обучения могут быть использованы различные усложнения упражнений, например: группировка после толчка

или падение с наклонной поверхности. Это, в свою очередь, позволяет применять изученный материал, не только на уроках

гимнастики, но и в других ситуациях, где возможны падения, например во время подвижных игр, прыжков и т.д. Овладение

учащимися навыками самостраховки, позволяет снизить уровень травматизма на уроках физкультуры.

Технологии коллективного обучения: способствуют обучению в сотрудничестве. Учащиеся работают вместе над

выполнением задания, подготовкой инвентаря и его последующей уборкой. В процессе взаимодействия формируются

коммуникативные качества, взаимопомощь, толерантность.

Время проведения: 09.00 – 09.45

Место проведения: спортзал 24 на 12 м.

Инвентарь: маты гимнастические 8 шт., искусственное препятствие, веревка с мячиком (для игры).

Сводная таблица «Структура и содержание урока»

Части

урока и их

продолжите

льность

Частные задачи к

конкретным видам

упражнений

Содержание учебного материала

До

зиров

ка

Организационно-

методические указания

Вводно-

подготовите

льная часть

12-13 минут

Обеспечить начальную

организацию и

психологическую

готовность учащихся к

уроку

1.

Организованный вход в зал в

колонне по одному, с последующим

построение учащихся в одну шеренгу.

Выполнение команд: «ровняйсь»,

«смирно», приветсвие.

25-

30

сек.

Построение в боковую

шеренгу на левой боковой

стороне спортивного зала,

требование четкости

выполнения команд.

Создать целевую

установку на достижение

конкретных результатов на

предстоящем занятии.

Содействовать

профилактике травматизма

2.

Сообщение задач урока

учащимся с разъяснением правил

техники безопасности при выполнении

упражнении

25-

30

сек.

Огласить задачи,

выделить значимость

образовательной,

оздоровительной и

воспитательной задачи.

Акцентировать внимание на

необходимости соблюдений

правил ТБ

Организовать учащихся

для выполнений

упражнения в

передвижении. Создать

условия для общей

разминки, включения

организма в активную

двигательную деятельность

(упражнение № )

3.

Перестроение в колонну по

одному поворотом на месте и ходьба по

периметру зала с размыканием – на

дистанцию два шага.

15-

20

сек.

Соблюдать технику

безопасности при

выполнении разминки:

выполнении команды «в

обход на лево, дистанция

два шага, шагом марш!»

Организовать учащихся

для выполнений

упражнения в

передвижении.

4.

Движение по залу с выполнением

заданий.

1

мин.

Акцентировать внимание

учащихся на необходимость

поддержания дистанции, на

правильность положения

тела (осанки) во время

выполнения упражнения.

Обращать внимание

учащихся на

своевременность

выполнения команд

Упр. 1 Ходьба по залу с сохранением

правильной осанки

0,5

кр.

Упр. 2 Ходьба на носках с движением

прямых рук в стороны, вверх, вниз

0,5

кр.

Упр. 3 Ходьба на пятках, руки за

голову

0,5

кр.

Упр. 4 Ходьба в положении

«полуприсед»

0,5

кр.

Упр. 5 Ходьба в положении «присед»

0,5

кр.

Активизировать функции

сердечно-сосудистой и

дыхательной систем

организма

5.

Бег, беговые упражнения

1

мин.

Обратить внимание

учащихся на технику

выполнения беговых

упражнений. Упражнения

выполнять в умеренном

темпе, дистанция 2 шага.

Упр. 1 Бег по кругу в среднем темпе

0,5

кр

Упр. 2 Бег боком

0,5

кр

Упр. 3 Бег спиной вперед

0,5

кр

Упр. 4 Передвижение приставным

шагом

0,5

кр

Упр. 5 Бег с высоким подниманием

бедра

0,5

кр

Упр. 6 Бег с захлестом голени

0,5

кр

Содействовать

нормализации ритма

дыхания и ЧСС

6.

Упражнение на восстановление

дыхания во время передвижения

шагом

30-

40

сек.

По команде учителя: «По

ходу движения шагом,

восстанавливаем дыхание.

На два счета руки через

стороны вверх – вдох, на

два счета руки через

стороны вниз - выдох».

Обратить внимание

учащихся на ритм дыхания

Обеспечить

функциональную

готовность организма к

дальнейшим нагрузкам.

7.

Общеразвивающие упражнения

(в движении по кругу):

3

мин.

Упражнение выполнять

под счет учителя. ОРУ

строить с соблюдением

методических правил

разминки: Группы мышц

(шеи, рук, плечевого пояса,

туловища, ног)

Упр. 1 Вращение головой в правую и

левую стороны

5

раз*2

Упр. 2 Вращение кистей рук, пальцы

сцеплены в замок

8

раз

Упр. 3 Прямые руки над головой,

пальцы сцеплены в замок, движение

вперед-назад с малой амплитудой

8

раз

Упр. 4 Вращение прямыми руками

вперед и назад.

5

раз*2

Упр. 5 Развороты корпуса влево и

вправо под шаги разноименной ногой.

8

раз

Упр. 6 Вращение корпусом вправо и

влево, руки на поясе

5

раз*2

Организовать учащихся

для выполнения

общеразвивающх

упражнений с партнером

8.

Перестроение в колонну по два

человека

30-

40

сек.

Выполнить перестроение

по команде учителя.

Обратить внимание

учащихся на дистанцию и

размыкание

Содействовать

улучшению эластичности

мышц и подвижности

суставов.

9.

Упражнения с партнером

4

мин.

Обратить внимание

учащихся на

растягивающий эффект

упражнений, на

взаимодействие с

партнером, правильность

выполнения движений.

Упр. 1 И.П. Партнеры стоят лицом

друг к другу. По команде кладут руки

друг другу на плечи, Наклоняются

вперед и выполняют амплитудные

движение вверх-вниз.

4-6

раз

Упр2 И.П. Партнеры стоят лицом друг

к другу, взявшись за руки. По команде

разворачиваются сначала вправую, а

потом влевую стороны и выполняют

движения для растяжки боковых частей

корпуса

4-6

раз

Упр. 3 И.П. Партнеры стоят спина к

спине, подняв руки вверх, держась за

руки. По команде выполняют развороты

корпуса вправо и влево, одновременно

выполняя махи руками

4-6

раз

Упр. 4 И.П. Партнеры стоят спина к

спине, сцепившись руками в локтевых

суставах. По команде поочередно

наклоняясь вперед, взваливают партнера

на спину

4-6

раз

Упр. 5 И.П. Партнеры стоят спина к

спине. По команде наклоняются

пропуская руки между ног, тянут друг

друга поочередно.

4-6

раз

Основная

часть 25

мин.

Организовать учащихся

для прослушивания

инструкций учителя и

показа упражнений

10.

Упражнения для самостраховки

при падении: демонстрация учителем

упражнений и объяснения их назначения,

правильности выполнения.

3

мин

Предварительно

перестроить учащихся у

гимнастических матов,

обратить внимание на

технику безопасности.

Сформировать умение

при выполнении

самостраховки во время

падения на спину

11.

Самостраховка при падении на

спину

5-6

мин.

Обратить внимание

учащихся на правильное

выполнение группировки,

хлопка ладонями при

самостраховке, положением

головы при кувырке назад

через плечо. На правила ТБ

при выполнении

упражнений.

Упр. 1 И.П. Сидя на корточках, колени

прижаты к груди, локти к корпусу, голова

наклонена вперед (положение

группировки). По команде учителя

перекатится на спину, и выполнить

перекат вперед-назад.

4-6

раз

Упр. 2 И. П. Лежа на спине, руки

расположены под углом 45-50 градусов к

телу, ладонями вниз. По команде учителя

выполняются страховочные хлопки

ладонями по матам.

4-6

раз

Упр. 3 И.П. Сидя на корточках спиной

к мату. По команде учителя перекат на

спину, в положении группировки и

страховочный хлопок ладонями о мат.

4-6

раз

Упр. 4 И.П. Сидя на корточках спиной

к мату. По команде учителя выполняется

страховочный кувырок назад через

плечо.

4-6

раз

Упр. 5 И.П. Сидя на корточках спиной

к мату. По команде учителя выполняется

перекат на спину, страховочный хлопок

ладонями о мат, с последующим

кувырком назад через плечо

4-6

раз

Сформировать умение

при выполнении

самостраховки во время

падения на бок

12. Самостраховка при падении на

бок

5-6

мин.

Обратить внимание

учащихся на правильное

выполнение группировки

при падении на бок, хлопка

ладонью при

самостраховке, переката с

одного бока на другой. На

правила ТБ при выполнении

упражнений.

Упр. 1 И.П. Сидя на корточках боком к

мату. По команде учителя выполняется

падение перекатом на бок на левую и

правую сторону.

4-6

раз

Упр. 2 И.П. Лежа на правом (левом)

боку правая (левая) рука 45-50 градусов

по отношении к корпусу. Выполнить

хлопки ладонями по мату.

4-6

раз

Упр. 3. И.П. Сидя на корточках левым

(правым) боком к матам. По команде

учителя перекатится на правый (левый)

бок с одновременным страховочным

хлопком о мат.

4-6

раз

Упр. 4. И.П. Сидя на корточках левым

(правым) боком к матам. По команде

учителя перекатится через спину с

одного бока на другой.

4-6

раз

Сформировать умение

при выполнении

13. Самостраховка при падении

вперед

5-6

мин.

Обратить внимание

учащихся на правильное

выполнение конечной фазы

самостраховки во время

падения вперед

падения вперед,

(положение предплечий),

страховочного кувырка

вперед, через плече. На

правила ТБ при выполнении

упражнений.

Упр. 1 И.П. Лежа на животе тело

упирается на предплечья и пальцы ног.

Изучить конечную фазу падения вперед.

4-6

раз

Упр. 2 И.П. Сидя на корточках лицом к

мату. По команде учителя выполняется

падение вперед с разгибанием тела и

конечностей в исходное положение, см

упр. 1

4-6

раз

Упр. 3 И.П. Сидя на корточках лицом к

мату. По команде учителя выполняется

страховочный кувырок вперед, через

плече.

4-6

раз

Организовать учащихся

для выполнения

упражнений по

самостраховке при падении

через препятствие

14.

Перестроение в колонну по

одному, для последовательного

выполнения упражнений по

самостраховке при падении через

препятствие. Построить

искусственное препятствие.

30-

40

сек.

Предварительно

перестроить учащихся,

объяснить алгоритм

выполнения упражнений,

правила ТБ.

Сформировать умение

группироваться при

выполнении самостраховки

во время падений вперед,

назад и в бок, через

препятствие.

15. Совершенствование

самостраховки при падении, используя

искусственные препятствия (из матов

и скамейки)

5-6

мин.

Обратить внимание

учащихся на соблюдение

дистанции,

последовательность

выполнения упражнений,

действия по команде

учителя

Упр. 1 Боковой перекат через

препятствие

4-6

раз

Упр. 2 Падение на спину (из

положения сидя на припятствии) с

последующим страховочным кувырком

назад через плечо.

4-6

раз

Упр. 3 Переползание через

препятствие с последующим

страховочным кувырком вперед через

плечо.

4-6

раз

Заключит

ельная часть

7 – 8 мин

Снять напряжение,

создать позитивный

эмоциональный фон

16.

Игра «Веселая рыбалка»,

заключается в том, что бы быстро

присесть или подпрыгнуть, во

время вращения учителем

веревочки с мячиком на конце.

3

мин.

По команде учителя

встать в круг. Своевременно

выполнять правильные

действия. Тот кого заденет

мячик покидает игру.

Стимулировать учащихся

к самоанализу,

результативности

собственных действий на

уроке

17. Рефлексия.

2

мин.

Учитель предлагает

ответить на вопросы: «Кто

считает что он освоил

упражнения, а кто нет?»,

«Какие элементы заданий

вызвали затруднения при

выполнении?»

Самостоятельное

выполнение физических

упражнений для

укрепления здоровья и

повышение уровня

физических возможностей.

18 Подведение итогов урока

2

мин.

По сигналу учителя

выполняется построение в

одну шеренгу. Учитель

задает домашнее задание.

Обеспечить

организованное окончание

урока

19. Организованный уход из зала в

колонне по 2 человека

30

сек.

По команде учителя,

учащиеся организованно

выходят из зала



В раздел образования