Автор: Шабалина Инна Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
Населённый пункт: Кемеровская область город Прокопьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Обеспечение качества дополнительного образования в условиях Дома детского творчества
Раздел: дополнительное образование
Статья «Обеспечение качества дополнительного образования в
условиях Дома детского творчества»
Шабалина Инна Николаевна
методист
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Прокопьевск
Дополнительное
образование
–
это
образование,
которое
позволяет
детям
и
подросткам
приобрести
устойчивую
потребность
в
познании
и
творчестве,
максимально
реализовать
себя,
самоопределиться
предметно,
социально, профессионально, личностно. Именно полноценное качественное
дополнительное образование может решить эту проблему.
В современных условиях педагогический коллектив Дома детского
творчества
г.
Прокопьевска
стремится
найти
собственные
подходы
к
осуществлению образовательной и воспитательной деятельности. В нашем
понимании
качество
дополнительного
образования
–
это
степень
соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий
обеспечения
образовательного
процесса
нормативным
требованиям,
социальным и личностным ожиданиям, деятельность каждого педагога в
направлении обеспечения качества образовательных услуг. Данные аспекты
нашли
свое
отражение
в
Программе
мониторинга
качества
образования
МБОУ ДО «ДДТ».
Показателями качества образовательного процесса согласно Программе
мониторинга являются:
1.
Уровень
удовлетворенности
всех
участников
образовательного
процесса качеством дополнительного образования.
2.
Успешность
детей
(уровень
достижений
обучающихся
в
конкурсах,
конференциях, выставках).
3.
Уровень сохранности контингента обучающихся.
4.
Уровень соответствия полученных результатов целям дополнительных
образовательных программ.
5.
Социализация обучающихся в обществе.
Педагогическому коллективу удается решать важнейшую социально -
педагогическую
задачу
содержательной
организации
свободного
времени
детей и подростков, способствующую приобретению ребенком устойчивой
потребности
в
познании
и
творчестве,
максимальной
реализации
себя,
самоопределению социального, профессионального, личностного.
Обеспечить
удовлетворение
изменяющихся
потребностей
детей,
выявлять и в дальнейшем развивать талант и одаренность воспитанников в
совместном творчестве помогают комфортные условия, созданные в Доме
детского творчества. Ежегодно проводится изучение социального заказа на
образовательные
услуги,
которое
показывает,
что
услуги,
предлагаемые
Домом детского творчества, востребованы. Это объясняется: возможностью
удовлетворения
познавательных,
творческих
и
физических
потребностей;
доступностью
образовательных
услуг;
возможностью
самореализации
и
самоутверждения.
По
результатам
мониторинговых
исследований
удовлетворенность
качеством
дополнительного
образования
в
Доме
детского
творчества
составила 97%. Это высокий результат, который говорит о высоком рейтинге
нашего учреждения на уровне городского сообщества.
Особое
внимание
общества
и
государства
к
дополнительному
образованию
на
современном
этапе
связано
с
повышением
значимости
работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, необходимостью
решения
проблемы
неоднородного
охвата
детей
дополнительным
образованием. Для педагогического коллектива является аксиомой то, что все
дети обладают творческим началом к развитию своих способностей. Таким
образом, дети, занимающиеся в творческих объединениях, по сути своей
являются уже потенциально одаренными. Задача педагогов дополнительного
образования - выявить у обучающихся одаренность и помочь ей развиться.
Проанализировав пути развития нашего образовательного учреждения,
педагогический
коллектив
определил
миссию
Дома
детского
творчества:
"Через сотворчество к успеху" и главную идею всей деятельности: «Помочь
ребенку стать успешным».
Исходя из этого, вся воспитательно - образовательная деятельность
Дома
детского
творчества
направлена
на
формирование
постоянно
развивающейся творческой среды и создание ситуации успеха для каждого
субъекта
педагогического
процесса,
что
позволяет
каждому
осознать
и
зафиксировать процессы творческого самоопределения.
Обучающиеся МБОУ ДО «ДДТ» на протяжении многих лет являются
активными
участниками
конкурсов,
выставок,
фестивалей
различных
уровней.
За
последние
три
года
увеличивается
процент
победителей
и
призеров, процент успешного участия в конкурсах составляет - 57% от всех
участий.
Ведение
педагогами
дополнительного
образования
индивидуальных
карт развития обучающихся позволяет увидеть, насколько сформированы у
них
такие
психологические
характеристики,
как
мотивация,
самооценка,
коммуникабельность, творческая активность и как приоритетный показатель
– достижения обучающихся.
Одной
из
задач
Дома
детского
творчества
является
сохранение
контингента
обучающихся
путем
удовлетворения
изменяющихся
потребностей обучающихся и их родителей. Сохранность контингента на
протяжении пяти лет остается более 90%.
Мониторинг
качества
образовательного
процесса
в
творческих
объединениях
на
протяжении
нескольких
лет
показывает,
что
во
всех
объединениях обучающиеся успешно осваивают программный материал.
Уровень
выполнения
дополнительных
общеобразовательных
программ
составляет 99,2 %.
Диагностику результативности выполнения программного материала
педагоги проводят после каждого раздела программы с помощью тестов,
анкет, наблюдения за детьми на занятии, практических заданий, организации
персональных выставок, концертов. Во всех творческих объединениях на
протяжении 3 лет растет процент высокого и среднего уровней усвоения
программы: 87% - 93% - 99,2%.
О положительных результатах качественного обучения, воспитания и
развития говорит и тот факт, что выпускники Дома детского творчества
профессионально
самоопределяются
и
успешно
получают
профессию
по
профилю. Так, например два вновь прибывших педагога – выпускники ДДТ,
ежегодно выпускники объединений ДДТ поступают в Вузы по профилю
деятельности, выпускники городского совета старшеклассников продолжают
активную деятельность в студенческих советах Вузов, работают тьюторами
на областных профильных сменах.
Чтобы
достичь
данных
результатов
коллектив
руководствуется
ценностными
ориентирами:
принимая
ребенка
таким,
какой
он
есть,
раскрывать его возможности, творческий потенциал, позволяя выбрать путь
развития сообразно своим задаткам, интересам, склонностям, интеллекту,
состоянию здоровья.