Напоминание

"Театр нулевого класса"


Автор: Трейзе Анна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г.о. Октябрьск
Наименование материала: проект программы
Тема: "Театр нулевого класса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Театр нулевого класса».

Автор: Трейзе Анна Владимировна

Срок исполнения программы 1 год.

Пояснительная записка

1.1.НАПРАВЛЕНИЕ ОП

Данная программа художественно-эстетической направленности.

Рассчитана, на 1 год обучения и является базовой подготовкой детей к

основному предмету «Основы актерского мастерства».

1.2.АКТУАЛЬНОСТЬ

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые

помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для

детей можно рассматривать как импровизированные театральные

постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки,

мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли

актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет

по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях

можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского

театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в

современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с

детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами

этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким

воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со

сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия

творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности

личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи,

воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них

развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение

видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена

на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение,

вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него

возможности на самостоятельное творчество. Способствует самопознанию,

самовыражению личности, создает условия для социализации ребенка,

усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует

коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства радости,

значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают

психические функции личности ребенка, художественные способности, но и

общечеловеческую универсальную способность к межличностному

взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка

театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы

ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни

аплодисменты.

1.3.ИНТЕГРИРУЕТ

Широкий круг занятий по специальным предметам (сценическая речь,

сценическое движение, техника сцены, грим), а так же связана с занятиями по

другим предметам.

1.4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель - развить артистические способности детей через театрализованные

игры, тренинги. Реализовать индивидуальные возможности и потребности

ребёнка в самовыражении.

В конце года предусмотрен показ сказки.

Задачи:

- Пробудить у детей интерес к театральной деятельности;

- Развить личностные качества детей (память, внимание, воображение,

активная личностная позиция);

- Развить творческий потенциал детей;

- Формировать навыки публичного выступления и умения держаться на

сцене;

- Расширять словарный запас, закреплять правильное произношение всех

звуков, отрабатывать дикцию. Воспитывать культуру речевого общения;

- Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц, в хорошо

знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые;

- Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные

средства для создания персонажа, используя движение, позу, мимику, жест,

речевую интонацию.

1.5 ФОРМЫ, РЕЖИМ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Формой занятий по программе «Театр нулевого класса», является игра

(групповая).

Режим - урок, продолжительностью 35 мин.

Методы:

- Метод использования различных игровых форм в организации деятельности

детей;

- Метод наглядности в учебной деятельности, используя разнообразные

иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,

образных текстов, музыкального сопровождения;

-Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень, т.е. введение в

хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов:

дополнительного правила, задания с творческим компонентом, нового

обстоятельства или других условий.

1.6 ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ:

-специальная типология игр-упражнений для детей, предполагающая

развитие основополагающих для театральной деятельности процессов

(внимание, память, воображение);

- комплекс музыкальных способностей (вокально-слуховых, музыкально-

двигательных координаций, дифференциация слуховых ощущений);

-развитие связной, выразительной и логической речи.

Ребенок овладевает следующими умениями и навыками:

Знает:

- Основные понятия в рамках театрального искусства; (театр, сцена,

спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и

т.д.)

- Этические и эстетические нормы (соответственно с возрастными

требованиями)

- Способы контроля своего эмоционального состояния и его конструктивного

выражения;

Умеет:

-Управлять своим вниманием;

- Активизировать свою фантазию;

- Применить полученные знания и умения в конкретной деятельности

(спектакле, инсценировке, этюде);

- Применить полученные навыки работы в коллективе (бесконфликтное

взаимодействие с остальными участниками группы);

Может:

- Применить полученные знания в социальной и игровой деятельности;

- Объяснить свои потребности и не боится высказать своё мнение;

В результате комплексного эстетического развития ребенок формирует

навыки понимания (соответственно возрасту) произведений искусства и

развивает общие культурно-этические качества личности.

1.7.ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, два раза в неделю, детей в

возрасте 5-6 лет.

1.8.СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО

КОНТРОЛЯ

Контроль над развитием творческих способностей осуществляется

непосредственно на каждом занятии и на итоговых занятиях через серию

заданий творческого типа.

Он заключается в вынесении творческих работ на

суд зрителей в виде открытых занятий (Приложение №1) для родителей .

Форма итогового прохождения программы — учебная работа в виде

спектакля, театрализованного представления или показа самостоятельных

работ.

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Наименование раздела

Количество часов

всего

практически

х

теоретически

х

1

«Театральные игры,

творческие упражнения»

3

2

1

2

«Игры превращения»

Я- животное;

Я- растение;

Я- предмет.

4

4

-

3

«Развитие речи»:

-Артикуляционная

гимнастика

-Скороговорки

3

2

1

4

Подготовка открытого

урока

4

4

-

5

«Развитие воображения,

мышления, памяти»

3

3

-

6

«Развитие интонационной

выразительности»

4

3

1

7

«Развитие пластической

выразительности при

создании образа»

4

3

1

8

«Театральные этюды»

«Разыгрывание сказки»

5

4

1

9

«Подготовка к творческому

показу»

4

4

-

10

Всего:

34 часа

III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

1.

«Театральные игры, творческие упражнения»

Теория – расшифровка понятий театр, сцена, артист, зритель, декорации,

строение сцены и др. Понятие игра и театральная игра.

Практика - комплекс упражнений на снятие мышечного напряжения. Игры на

сплочение

группы,

игры

на

раскрепощённость,

фантазирование,

«превращение». (Приложение №2, п.1.1)

2.

«Игры превращения» Я - животное; Я - растение; Я - предмет

Теория – что такое наблюдение? Для чего оно нужно артисту.

Практика – по проделанным наблюдениям передать образы – животных,

предметов, растений и др. (Приложение №2, п.1.2)

3. «Развитие речи»: (Приложение №2, п.1.3)

-Артикуляционная гимнастика

-Скороговорки (Приложение №2, п.1.4)

Теория – Зачем артисту нужно хорошо говорить?

Практика – гимнастика губ, гимнастика языка. Работа над правильным

произношением всех звуков. Отработка дикции, совершенствование

диалогической и монологической формы речи.

4.Подготовка открытого урока (Приложение №1)

5.«Развитие воображения, мышления, памяти»

Практика – игры превращения, творческие упражнения на развитие

воображения, мышления, памяти

(Приложение №3)

6.«Развитие интонационной выразительности»

Практика – творческие упражнения по предлагаемым обстоятельствам,

например, произнести скороговорку то радостно, то грустно, то удивлённо,

плача и др.

(Приложение №4)

7. «Развитие пластической выразительности при создании образа»

Практика: Игры на пластику, пантомима, мимика. (Приложение №5)

8.«Театральные этюды», «Разыгрывание сказки» (Приложение №6 п.1.1,

п.1.2.)

Практика – развитие детского воображения. Обучение детей выражению

различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера героя.

9. «Подготовка к творческому показу»

Практика – постановка сказки (см. «Примерные репертуарные списки»)

ПРИМЕРНЫЕ РАПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

1.Маршак С.Я. пьесы - сказки: «Терем-теремок», «Кошкин дом», «Сказка о

глупом мышонке», «Сказка о умном мышонке» и др., стихотворения «Мяч»,

«Весёлый счёт» и т.п.

2.Агния Барто

инсценирование стихотворений: «Как Вовка бабушек выручал», «Если буду я

усат» и другие.

3.Русские народные сказки: «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух»,

«Лисичка сестричка- и серый волк», «Колобок», «Репка».

4. К. Чуковский, стихи «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит» и др.

V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ

Рекомендации для преподавателей.

При использовании методов театральной педагогики необходимо учитывать

опасность театральной игры, заключающейся в раннем развитии у детей

тщеславия, неестественности, затаенной зависти и т.д. В связи с этим

рекомендуется освоение обучающимися предусмотренных программой

навыков и умений, проверять путем наблюдения за характером их поведения

в соответствующих ситуациях.

Возможно проведение диагностики развития артистических способностей у

детей (Приложение № 7)

Почти все программы по театральному искусству направлены на начальные

этапы освоения актерской профессии. Занятия актерского мастерства

используются как наиболее эффективная форма общего эстетического

развития ребенка, без учета развития и воспитания его нравственных качеств.

Н.В. Гоголь сказал: «Театр — ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь...

это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра».

При помощи театральной педагогики можно развить не только природные

способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества.

Процесс воспитания — основание любой педагогики.

Если воспитание — это процесс, то он эффективнее достигается средствами

театрального искусства в системе дополнительного образования.

Процесс воспитания методами театральной педагогики позволяет глубже

проникнуть в личность ребенка, способствует формированию его

мировоззрения и ориентирует детей в культурно-социальном пространстве

общества.

Театральными средствами успешно решается и другая задача

образовательного процесса — обучение.

В процессе занятий дети получают систему профессиональных знаний,

овладевают практическими навыками техники актерского мастерства,

приобретают умение мыслить и сопоставлять, умение двигаться на сцене,

правильно и четко говорить, умение владеть своим голосом, умение решать

различные сценические задачи, и самое главное умение — это умение

учиться, т.е. желание приобретать новые и новые полезные знания и навыки,

применяя их на практике.

Описание приёмов и методов

В методике работы по программе основное внимание педагога сосредоточено

на создание коллектива, развитии театрально-художественного кругозора,

выявлении характерологических особенностей обучающихся,

образовательный процесс направлен на практическое знакомство и

применение элементов сценической грамоты. Для выработки у детей

необходимых умений и навыков необходимо делать акцент на проверочных

открытых занятиях, а так же на постановке спектакля.

Усвоение содержания программы подводятся на открытых контрольных

занятиях после каждого полугодия. На итоговом занятии в конце каждого

учебного года перед педагогами и родителями обучающиеся демонстрируют

полученные умения и навыки на драматургическом материале.

V.МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

- кабинет, соответствующий СГН

- стол

- стулья

- музыкальный центр, видео аппаратура

- диски с театральными шумами

- спортивная форма

- раздаточный материал

VI.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста.

Система работы по развитию речи детей 3-7 лет. М., «ТЦ Сфера»

2.

Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.,:

Просвящение, 1991г.

3.

Синицын Е. Умные сказки. М.,6 Аист, 1998

4.

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.,: «ТЦ

Сфера», 2003г.

5.

Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в

детском саду. М., 2000.

6.

Поляк Л. Театр сказок. СПб, 2001.

7.

Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском

саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

Приложение

Автор-составитель: Трейзе Анна Владимировна

Приложение №1

Примерный план открытого урока.

Тема:

«Театральные превращения»

Цель урока:

вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать

чувство успешности для каждого отдельного ребёнка

Задачи:

закреплять знакомство с видами театров (драматический, кукольный),

продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр,

драмтеатр);

воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное

отношение друг к другу;

активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа,

игра, игра-драматизация), скороговорки.

Словарь: драматический театр, жесты, актёр, режиссёр, спектакль.

Материал: музыка, книга, мешок с игрушками: волк, заяц, лягушка, лиса,

мышь, медведь.

Ход занятия:

(дети входят в зал под музыку)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в

круг и давайте посмотрим друг на друга.

- Думаю, пришла пора нам с вами вспомнить наши имена.

- Я знаю игру, которая так и называется “Знакомство ”. Поиграем? Мы будем

хлопать с вами в ладоши, и называть своё имя. Свои хлопки мы будем

передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

- Вот мы и познакомились! А теперь проходите на стульчики, усаживайтесь

поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься.

Раз, два, три, четыре, пять —

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма,

грима, прически, головного убора и т.д.)

Бывает, без сомнения,

Разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

Дети выполняют этюд «Что я делаю»

…мне грустно»;

…я радуюсь»;

…мне страшно»;

…я злюсь»;

…я думаю»;

…я удивлён»;

…мне спокойно»

…я в ужасе».

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

Преподаватель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи»,

«здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня»,

«нельзя», «отстань», «давай помиримся», «я тебя люблю», «нет», «да».

Я разминку продолжаю

В круг ребят всех приглашаю!

Дети встают в круг, воспитатель берёт в руки книгу.

Воспитатель: - Что у меня в руках? (книга). Сейчас вы будете передавать

книгу друг другу так, как будто это:

Кирпич

Кусок торта

Фарфоровая статуэтка

Горячая картошка

Ребята, а давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие

волшебные превращения?!

- Ну, что согласны? Вот и замечательно!

- Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в

сказке).

- А вы любите сказки?

- А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

- А где их можно увидеть? (в театре).

- Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)

- Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в

драматическом театре? (люди)

- А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

- Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого

угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут

превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

- А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне,

встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами

драматического театра, встанем на сцену, а вот и зрители. Итак, зазвучала

музыка и мы уже не ребятки, а - котятки! Котята выбрались из теплого дома

на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег!

Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки,

хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние

лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.

Этюд: “Котята”.

- Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!

- А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на

прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот

стало пригревать солнышко, снеговики стали таять! Сначала подтаяла голова,

потом - руки, потом - туловище и снеговики превратились в чистые,

прозрачные лужицы.

Этюд: “Снеговики”.

- Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

2 часть.

Ребята, а вы знаете, что актёры должны не только хорошо играть на сцене, но

и правильно, четко говорить. Поэтому мы с вами сейчас присядем на

стульчики и проведём разминку для нашего язычка и губ. А поможет нам в

этом сказка «Зоопарк». (см приложение № 2 , п.1.3.)

- Молодцы, справились с заданием садитесь на стульчики. Ребята, будущие

артисты должны много наблюдать, фантазировать, правильно говорить,

вслушиваться в звуки, которые нас окружают. Я уже, кажется, слышу вдалеке

топот копыт, это скачут кони, они приближаются к нам!

Дети произносят скороговорку «Под топотом копыт пыль по полю летит»

чётко, быстро, при этом меняют силу голоса от тихого до громкого и

наоборот.

- Прямо мимо нас промчались кони. Ой, кажется, они нам мешок оставили:

А мешок-то не простой,

Он волшебный – вот какой!

- Сейчас я его развяжу, что-то не получается. Видно он, правда, с сюрпризом.

Мешок развяжется только для того, кто отгадает загадку, заглянет в него, но

остальным ребятам не скажет, а изобразит то, что он увидит. Слушайте

загадки:

Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали... (Чебурашка — Колобок)

Угадавший ребёнок заглядывает в мешок и находит игрушку (волка),

выполняет загадку-пантомиму

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали песика... (Тотошка — Шарик)

Угадавший ребёнок заглядывает в мешок и находит игрушку (мышки),

выполняет загадку-пантомиму

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал.

Весь пропах болотной тиной.

Его звали... (Буратино — Дуремар)

Угадавший ребёнок заглядывает в мешок и находит игрушку (зайца),

выполняет загадку-пантомиму

Все узнает, подглядит.

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыска дорога,

А зовут ее... (Яга — Шапокляк)

Угадавший ребёнок заглядывает в мешок и находит игрушку (лягушки),

выполняет загадку-пантомиму

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок.

Этот грустный... (Пятачок — Ослик Иа)

Угадавший ребёнок заглядывает в мешок и находит игрушку (лисы),

выполняет загадку-пантомиму

С голубыми волосами

И огромными глазами.

Эта куколка — актриса,

И зовут ее... (Алиса — Мальвина)

Угадавший ребёнок заглядывает в мешок и находит игрушку (медведя),

выполняет загадку-пантомиму

Артистами ребята побывали?

Все были очень хороши

Ну а сейчас давайте-ка

Похлопаем друг другу от души!

Приложение №2

1.1 Снятие мышечного напряжения.

Упражнения:

а) Дети стоят в кругу с закрытыми глазами.

Задание: поздоровайтесь поочерёдно за две руки, с одной стороны и с другой

стороны.

б) Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу под музыку.

Задание: при прекращении музыки построиться в цепочку по диагонали

(круг, линия, и др.)

в) Дети стоят в кругу.

Задание: не перепутайте движение.

На слово «земля»- руки вниз

На слово «вода»- руки перед собой

На слово «воздух» - руки вверх

На слово «огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

г) Дети сидят в кругу. На счёт от одного до десяти все начинают

пересаживаться по цвету волос (глаз, обуви и т.п.), договорившись заранее:

здесь - светлые, здесь - тёмные.

д) «Магазин игрушек»

1.2.Игры превращения (мышечное напряжение и расслабление)

Упражнения:

а) «Деревянные и тряпичные куклы»

Задание:

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса,

опущенных вдоль корпуса рук, делаются резкие повороты всего тела вправо и

влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч. Ступни крепко и не

подвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в

плечах и корпусе. Руки висят пассивно. В этом положении нужно короткими

толчками, поворачивать тело то вправо, то влево, при этом руки взлетают и

обвиваются вокруг корпуса. Голова поворачивается, ноги тоже

поворачиваются, хотя ступни остаются не подвижными.

б) «Волшебник».

в) «Иголка и нитка»

Задание: педагог выступает в роли иголки, дети- нитка, Нитка точно

повторяет все действия иголки.

г) «Незнайка»

Задание: поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься

в нормальное положение (сбросить их)

1.3.Развитие речи

Артикуляциолнная гимнастика

Упражнения:

а) Сказка зоопарк.

Жил-был на свете язычок. И захотел он пойти в зоопарк. А вместе с язычком

отправимся в зоопарк и мы : будем изображать всех животных, которых

язычок встретить.

«Бегемотики»

Вот пришёл язычок в зоопарк и видит что в пруду сидит кто-то огромный, как

гора, и рот широкр открывает. Это был…бегемот.

Задание: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до

счёта «5», потом закрыть рот. Повтор. 3-4раза.

Рот пошире открывает

В бегемотиков играем,

Широко раскроем ротик

Как голодный бегемотик

Закрывать его нельзя

До пяти считаю я,

А потом закроем рот,

Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

Посмотрел Язычок на бегемотиков, и только хотел дальше отправиться, как

слышит ква-ква. Это были…Правильно, лягушки.

Задание:

Улыбнуться показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении

до счёта «5».Повтор. 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

«Слон»

Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой с длинным носом? Да это же

слон!

Задание:

Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта

«5».

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Змея»

Полюбовался язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет,

только длинный резиновый шланг валяется посередине.

Но вдруг шланг зашевелился и язычок увидел, что это… змея.

Задание:

Улыбнуться, открыть рот высунуть язык изо рта, затем спрятать.

Подражаем мы змее

С ней мы будем наравне,

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

«Лошадка»

Понаблюдал язычок за змеёй и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает.

Захотел и сам прокатится

Задание:

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать язычком громко и энергично.

Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и прыгал только язык.

Я весёлая лошадка.

Тёмная как шоколадка

Язычком пощёлкай громко

Стук копыт услышишь звонкий.

«Расчёска»

Покатался Язычок слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: Ах, какой я

стал лохматый! Надо причесаться! Достал Язычок расчёску и начал

расчесываться

Задание:

Улыбнуться закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами

вперёд-назад, как- бы причёсывая его.

С волосами я дружу

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска

А зовут меня расчёса.

«Часики»

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти

домой? Надо узнать который час?

Задание:

Улыбнуться открыть рот, тянуться язычком попеременно, то к левому углу

рта, то к правому.

Тик – так, тик - так,

Язычок качался так.

Словно маятник часов, Ты в часы играть готов?

«Шарики»

Узнал Язычок который час, к сожалению было уже поздно , пора

возвращаться домой. А подарок маме?

Купил язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к

сожалению некоторые из них лопались.

Задание:

Надуть одну щёку - затем сдуть, потом другую.

Я надул воздушный шарик,

Укусил его комарик,

Лопнул шарик не беда.

Новый шар надую я.

1.4.Скороговорки на развитие дикции.

-Проворонила ворона воронёнка.

-От топота копыт пыль по полю летит.

-Шесть мышат в камыше шуршат.

- Кошка крошка на окошке, кашу кушала по крошке.

- Волки рыщут - пищу ищут.

- Утром присев на зелёном пригорке учат сороки скороговорки

Картошка, картонка, карета, картуз. Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

Приложение №3

Развитие воображения, мышления, памяти

1.Воображение, память

(работа в предлагаемых обстоятельствах)

а) «Художники»

б) «Цветочная поляна»

в) «Угадай, что я ем?» (можно использовать карточки, с картинками)

г) «Кто во что одет?»

д) «Фотограф» - расставить моделей, запомнить, выйти. В это время модели

меняются местами, задача вернуть их на свои места.

2.Мышление

Упр. «Короткие истории»

Педагог рассказывает короткую историю, например: Жила-была праздничная

свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнётся праздник. И вот он

наступил. Свечу зажгли и поставили на стол.

Вопрос: Что было дальше?

Приложение №4

Развитие интонационной выразительности

а) произнести стихи или скороговорку то удивлённо, то насмешливо, то

недоумевая.

-Кумушка, послушай, вправду кроме шуток,

Открывают школу для утят малюток!

-От топота копыт пыль по полю летит.

б)Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица козы,

то от лица волка.

в) Предложить ребёнку задать вопросы от лица персонажей.

Например: от Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и мишутки, из сказки

«Три медведя», и др. сказок.

Приложение №5

Развитие пластической выразительности при создании образа

Игры на пластику:

а) предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого

персонажа по их выбору;

б) Предложить ребёнку от лица любого персонажа подкрасться к спящему

зверю (зайцу, медведю, волку)

в) Ловить бабочку или муху, от лица любого персонажа

г) «Ритмическая гимнастика» - развивает двигательную способность,

моторику разных частей тела, координацию движений.

Два притопа, два прихлопа, ёжики, ёжики.(вращение кистями)

Наковальни, наковальни (удары кулачком по кулачку)

Ножницы, ножницы. (перекрещивание рук)

Бег на месте, бег на месте, зайчики, зайчики (прыжки)

Ну-ка, дружно, ну-ка вместе,(пружинка)

Девочки, мальчики!

д) Изобрази пластикой:

«удивляемся» - ноги на ширине плеч руки в стороны-вниз, пальцы разжаты.

Поднять плечи, голову направо, опустить. Так же влево.

«кукла» - ноги вместе, руки чуть согнуты в локтях перед собой. Наклон

прогнувшись, руки в стороны, взгляд вперёд – кукла упала.

Исходное положение кукла встала.

«Мальвина пришла!» - ноги вместе, руки опущены, поворот на носках вокруг

себя, руки в стороны вниз, реверанс.

Ролевая гимнастика у зеркала:

- Нахмуриться как:

а) король

б) ребёнок, у которого отняли игрушку

в) человек, скрывающий улыбку

- Сесть как:

а) пчела

б) наказанный Буратино

в) обиженная собака

г) обезьяна изображавшая вас

«Игра с платком»

Предложить ребёнку с помощью платка, движениями, и мимикой изобразить:

Бабочку, лису, принцессу, волшебника, бабушку, и др.

«Пантомимы»

-Одеваемся на улицу, Раздеваемся

- Много снега - топчем тропинку

- Моем посуду. Вытираем

- Как падает снежинка

- Как ходит тишина

- Лепим снежки

- Расцвели как цветы, завяли

- Поросёнок в луже

- Бабушка старенькая хромает и т.д.

«Развитие выразительной мимики»

- Солёный чай

- Сердитый дедушка

- Тепло - холодно

- Обиделись

- Удивились

- Мне грустно

- Две обезьяны – одна гримасничает, другая повторяет.

- Получили подарок

Приложение №6

1.1. Театральные этюды

Задача: развивать детское воображение. Обучать детей выражению

различных эмоций и воспроизведению отдельных чёрт характера.

Этюды по названиям (сочиняем вместе)

а) «Собачка»

б) «Угощение»

в) «Пропажа» и т.п.

(У ребёнка в руках воображаемый кулёк конфет. Он угощает товарищей,

которые берут, благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот,

жуют, вкусно.)

г) Мама сердито отчитывает своего сына промочившего ноги

д) Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор

е) игра «Умываемся» (память физических действий)

1.2.Разыгрывание сказок

План работы над сказкой:

1.Чтение сказки

(Беседа, обсуждение)

2.Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

(Чтение по ролям.)

3.Работа с ведущим ребёнком.

4. Работа с артистами:

а) выразительное чтение

б) игровые движения

в) мимика

5.Индивидуальная работа по ролям

(Разучивание танцев)

6.Объединённая репетиция для всех участников спектакля

7.Закрепление

8.Генеральная репетиция

9.Премьера

Приложение №7

Диагностика развития артистических способностей у детей

Основные принципы драматизации:

1.Устойчивый интерес (любовь) к театральному искусству

2.Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле

3.Владение выразительностью речи

4.Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и

адекватно выражать своё

Основные навыки театрального мастерства:

1.Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на

поступки действующих лиц

2.Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его,

находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику,

жесты, движения

3. Желание выступать перед зрителем (детьми, родителями)

4.Способности импровизировать под заданную мелодию

Характеристика уровней

Высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность,

инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его

выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность

Средний уровень – Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание

включиться в деятельность. Но ребёнок затрудняется выполнять задания.

Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень – малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без

интереса относится к театральной деятельности. Не способен к

самостоятельности.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

(угадай кто я?)

(Угадай что я ем?)



В раздел образования