Напоминание

Экологическая тропа


Автор: Лапышова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №39 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Балаково Саратовская область"
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическая тропа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цель:

Знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников

способам охраны окружающей среды.

Задачи:

• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных

явлениях, о состоянии окружающей среды;

• Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) ;

• Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую

познавательно-исследовательскую деятельность;

• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу

экологической культуры

.

Выполнила

студентка группы 5Д

заочного отделения

Варанкина Наталья Вячеславовна

Станция № 1

ЕЛЬ

Рассматривание ели

Цель

– уточнить представление о строение

ели. Показать красоту дерева (стройность,

пирамидальной формы, зеленый наряд).

Закрепить знание о том, как размножается

ель, где растет, какие условия необходимые

для ее роста. Развивать наблюдательность,

умение задавать вопросы и отвечать на них.

Воспитывать любовь к природе, бережное

отношение к деревьям.

Что же это за девица-

Не швея, не мастерица,

Не чего сама не шьет а в

иголках круглый год

Вопросы для беседы

- У какого растения мы сегодня в гостях?(Ответы детей)

- Что вам нравиться у ели?(ответы детей)

- Чем она красива? (ответы детей)

Ель красива во все времена года, но особенно она хороша зимой.

Продолжаем рассматривать ель.

-Что можно сказать о строение ели, что у нее есть?(ответы детей)

- Что это у елки? ( показываю на ствол).

- Какой он по высоте? Толщине?(ответы детей)

- Какого цвета кора дерева? Какая она на ощупь? (Дети трогают пальчиками рук ствол дерева ели и определяют, какая она).

- Подумайте, что произойдет, если поранить кору ели? (ответы детей)

Дерево залечит рану с помощью смолы – живицы, дети отыскивают на стволе смолу живицу, рассматриваем, уточняем, что дерево нельзя без надобности царапать, делать надрубку и т.

д.) .

- Кто скажет, что растет на ветках ели?

-Что можно сказать о хвоинках? (ответы детей)

Они значительно короче сосновых, на ветках растут поодиночке, концы хвоинок очень колючие

- Как вы думаете, как долго живут иголки на ветвях ели? (ответы детей)

Обычно пять – шесть лет

- Что можно увидеть на верхних ветках дерева? (Шишки)

Иногда шишки бывают так много, что от их тяжести даже ломаются ветки.

- Какой формы у ели шишки? Цвета? Величины? (ответы детей)

Для более детального обследования шишки можно взять несколько в группу и рассмотреть их строение под лупой

- Какое значение имеют еловые шишки в жизни лесных зверей и птиц? (ответы детей)

- Кто хочет рассказать о том, как происходит рассеивание семян ели?

Выпав из шишки, семена долго кружиться в воздухе, очень быстро вращаются. Подхваченные ветром, они могут улететь очень далеко от материнского дерева.

- Какие условия нужны семенам, для того чтобы они проросли?

Влага, хорошая почва, земля. Ель никогда не вырастит на бедных питательными веществами болотах и почвах. Это дерево хорошо переносит затенение, поэтому не нуждается в

большом количестве солнечного света. Маленькие елочки очень чувствительные к весенним заморозкам, которые губят молодые неокрепшие веточки – побеги.

-Где растут ели?(ответы детей)

Станция № 2

Рябина

Рассматривание рябины

Цель

-узнавать рябину; называть характерные

особенности рябины, по которым её можно

выделить среди других деревьев,

- уточнить представлений детей о том, что ягоды

рябины не только красивы, но и очень полезны.

Стоит в парке деревце,

Под ветром легко гнется,

Кисти ягод горят,

И птицы к ним летят.

Кто догадается,

Как деревце называется?

(Рябина.)

Вопросы для беседы

- Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите (ответы детей)

-Чем это дерево отличается от других? (ответы детей)

- Какого цвета и формы листья у рябины?

Лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы .

- Расскажите, какие у нее ягоды? Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?

Ягоды у рябины мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке. На веточке много ягод.

- Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?

Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет,

компоты, витаминный чай.

Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.

Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу

рябины и стали использовать ее для лечения болезней. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто,

так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши. Еще ягоды рябины помогают и птицам зимой

. Зимой

птицам очень трудно найти корм, но рябина их поддерживает их силы, помогает пережить долгую, суровую зиму.

Хорошо ли рябинке жить у нас на участке? (ответы детей)

— Почему? (ответы детей)

Какое время года ей нравится больше всего? (ответы детей)

Станция № 3

Цветущая клумба

Наблюдение за цветами

Цель:

-познакомить детей с названиями цветов –

бархатцы, астры.

- уточнить их строение, особенности

размера,

окраски, формы листа

- обратить внимание на запах (аромат) цветов,

воспитывать желание ухаживать за цветами в

клумбе, цветнике.

-Воспитывать любовь к природе

Вопросы для беседы

-Какие цветы вы видите на этой клумбе? (астры)

-Какие еще вы знаете осенние цветы? ( бархатцы, астры)

Астры бывают разных цветов.

- Какого цвета астры на этой клумбе? ( Красные, белые)

-Какой формы у него листочки? (ответы детей)

-Какой имеют запах? (предложить понюхать)

Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести.

Астры бывают разного цвета, они не пахнут. Давайте рассмотрим цветок, у

него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить

новые растения.

-Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?

(Чтобы было красиво)

Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут цветы!

Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы

Вьется пчелка над цветком,

Вся в пыльце пушистой,

На тычинках хоботком

Пьет нектар душистый.

Вокруг чашечки цветка

Медленно кружится

И, трудом утомлена,

На лепестки ложится.

Но работа в путь зовет,

Дальше полетела.

Вопросы для беседы

-Что есть у цветка? (Цветок, листья, стебель.)

-Какого цвета листья? Цветы? (Листья - зеленые; цветы мелкие и

крупные, желтые и оранжевые)

Цветы - очень сильно пахнут, цветут до морозов; очень любят

солнышко.

Ребята в природе существует огромное количество цветов. И каждый

цветок красив по своему: он имеет определенный цвет, запах, строение.

Но, как и все окружающее нас, цветы нуждаются в уходе.

-А как мы с вами можем помочь цветам? (ответы детей).

Да, ребята, мы с вами тоже кушаем, а значит мы растем.

-Но, ведь цветы тоже растут, а как вы думаете, почему они растут?

Они кушают? (ответы детей)

Конечно, ребята, цветам нужна влага — вода. Но цветы, мало просто

поливать, им надо и землю рыхлить, и удобрять минералами. Все живое

нуждается в уходе, заботе.

Станция № 4

Береза

Цель:

- учить детей видеть красоту русской природы и

любоваться ею.

-знакомить с характерными особенностями

березы, по которым ее можно выделить среди

других деревьев;

-формировать у детей культуру общения с

природой и эстетическое отношение к ней;

-воспитывать любовь к Родине через познание

родной природы.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёзка)

Вопросы для беседы

-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (ответы детей)

Покажите ствол березы.

-Какой он - толстый или тонкий? (ответы детей)

-Где ствол у березы широкий, а где - узкий? (ответы детей)

-Погладьте ствол березы.

-Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

-Какой по цвету? (Уточняю, что только у березы такой черно-белый ствол.)

У берёзы гладкий белый ствол с тёмными черточками. Через эти черточки берёза дышит, а называются они «чечевички».

-Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета? (ответы детей)

-А что есть на веточках? (ответы детей)

Весной листочки маленькие и клейкие; осенью – золотые. А ещё у берёзки есть серёжки.

-А кто ещё носит серёжки? (свободные ответы)

Весной сережки красиво распускаются, а осенью в них вызревают семена, которые высыпаются, когда дует ветер. При ветре семена летают, стихнет ветер и семена

упадут на землю.

-Как вы думаете, берёза любит солнце? (ответы)

Да, берёзы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Про берёзку написано много стихов и песен.

В лесу берёза много пользы приносит человеку, животным и другим растениям.

-А вы знаете, как люди могут использовать берёзу?

Люди заготавливают берёзовые дрова, чтобы топить печи; из коры – бересты – делают красивые изделия (туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и

посуду.

-А кто пробовал берёзовый сок? Какой он? (ответы детей)

очень вкусный, полезный; даже птицы и животные любят берёзовый сок. Много пользы приносит нам берёза. В детском саду берёза украшает наши участки.

Деревьев в саду немного, их нужно беречь.

Наблюдение за цветами

Цель:

-

дать знания о тюльпане, нарциссе,

особенностях их строения, произрастания,

отметить отличительные признаки.

Рассказать легенды о цветах.

Цветущая клумба

Вопросы для беседы

- Что есть у этого растения? (ответы детей)

- Какого цвета тюльпаны на этой клумбе? (красные).

- Есть ли запах у этих цветов? (Предлагаю понюхать).

Да, есть, но в отличие от нарцисса, он нежный, тонкий, пахнет весной, свежестью.

- Что это у тюльпана? (стебелёк).

- Какой стебель длинный или короткий? (длинный).

- Какого он цвета? (зеленого).

- Какие листья, предлагаю описать (зелёные, широкие, большие).

Листья у тюльпанов широкие, большие некоторые виды имеют волнистые края. В России тюльпаны

появились давно, современные сорта отличаются многообразием форм, окраски. Любят тюльпаны

солнечные места, защищённые от ветра. В разгар весны все сады и скверы города загораются ярким

пламенем тюльпанов. Торжественно – праздничным парадом выстраиваются ряды этих высоких,

стройных цветов. Кроме привычного красного цвета, тюльпаны могут быть белыми, чёрными,

малиновыми, лиловыми, жёлтыми

.

- Дети, скажите, когда цветут тюльпаны и нарциссы? (весной).

- Эти цветы зацветают одними из первых, поэтому их называют первоцветами (закрепить).

Рано, рано, по утру, У нас

расцвёл тюльпан в саду. Мы

долго умилялись, И в него

влюблялись! Сражен такою

красотой, Нарцисс обиженный

такой, Стоял с поникшей

головой, На бледно-жёлтой

ножке. Взгляните хоть

немножко! Тюльпаны цветом

разные, И жёлтые и красные.

Оранжевые есть у нас, Но

красных больше в десять раз

Вопросы для беседы

Предлагаю рассмотреть нарцисс.

- Что есть у нарцисса? (корень, стебель, листья, цветы).

- Какого цвета цветы у нарцисса? (жёлтые, белые)

- Дети, пахнут ли эти цветы? (предлагаю всем понюхать).

- Нравится ли вам запах этих цветов?

- На чём располагаются цветы, что это? (показываю на стебелёк).

- Длинный стебелёк или короткий?

Да, цветы у нарцисса располагаются на длинном стебельке.

- Какого цвета стебель? (зелёного).

- Есть ли листья у этого растения?

- Какие они длинные или короткие? (длинные)

- Какого они цвета? (зелёные).

- Как называется это растение? (закрепляю).

- Где растёт нарцисс в огороде или на клумбе? (на клумбе, закрепить).

Станция № 5

Загадка

Вот так ромашки:

Цветные рубашки,

Листочки - как нитки,

Ростом очень прытки.

(космея)

Вопросы для беседы

-Ребята, а вот и муравей который строит дом. Посмотрите какое тяжёлое брёвнышко он несёт.

-А как вы думаете: муравей сильный? (ответы детей)

Самый сильный на земле - это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Как вы считаете

сможете ли вы унести на себе 10 детей? (Нет). А муравей может поднять груз в 10 раз тяжелей себя и нести. Он хоть и маленький, а

настоящий силач.

-Ребята, а вы бы хотели узнать больше о муравьях? (ответы детей)

-Ребята муравьи кто они такие? Птицы? Животные? А может быть они рыбки? (это насекомые)

-Ребята, а как вы думаете почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей)

Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.

-На какие части насечки разделяют тело муравья?( Голова, грудь, брюшко)

-Что на голове у муравьёв? (Глаза, усики)

Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет.

-Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей)

У муравья как и у всех насекомых шесть лапок.

Муравьи живут семьёй. Они очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:

Муравьи – няньки (как вы думаете что они делают),

Муравьи – строители (что делают)

Муравьи – уборщики (что делают)

Муравьи – солдаты (что делают)

Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу.

-Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей)

Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами -

которые объедают листву; пилильщиками и короедами - жуками, которые портят деревья.

-Ребята, кто знает как называют лесных муравьёв? (Ответы детей)

Муравьи – санитары леса.

-Почему их так называют? (Ответы детей)

Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей. Некоторые птицы специально прилетают к ним за помощью, они очищают

птицу от мелких паразитов, смазывают им перья муравьиной кислотой. А ещё они рыхлят почву, перемешивают землю с

перегнившими листочками, травинками. Поэтому растения около муравейников растут очень быстро.

Наблюдение за жизнью муравейника

Цель:

- углубить знания детей о муравьях, их образе

жизни;

- сформировать представление о роли муравьёв в

жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям

Муравейник

Станция № 6

Стих

В нежный бархат все цветы

Солнышком одеты,

Капли утренней росы

Словно самоцветы,

На листочках их горят,

Радужно сверкая,

Изумрудный свой наряд

Долго не теряя.

Сильный очень аромат

Бархатцы имеют,

И на клумбах их наряд

До зимы алеет.

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки

И не знает почтальон

Для кого их пишет ...

(Клён)

Вопросы для беседы

Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков.

-Знакомо вам это дерево? (Это клен).

Кроме красоты у клена еще много достоинств. Клен морозостойкий.

-Что это значит? (Стойко держится на морозе, не боится его.)

Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый.

-А это как понимать? (Клен устойчив к засухе.)

- Что такое засуха? (Отсутствие влаги, воды.)

А еще клен – дерево быстрорастущее.

-Как вы понимаете слово «быстрорастущий»? (Тот, кто быстро растет .)

А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год вырастает выше меня (до двух метров).

Рассматривание клена

-Какие части клена вы знаете? (дети показывают)

-Какой формы и цвета у него листья? (ответы детей)

Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы. Листьями клёна питаются

личинки многих видов бабочек.

-Ребята как вы думаете а что это на веточках? (показываю на плод)(ответы детей)

Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на

значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят

подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время

полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола.

Некоторые из них весной прорастут и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен.

-Как вы думаете какую пользу клен приносит животным? (ответы детей)

Пыльцу клена с удовольствием поедают не только насекомые, но и белки. Кленовый сок распробовали птицы и

звери: дятлы, сойки, длиннохвостые синицы, белки. Дятел дырявит клювом кору клена, а белка прокусывает. Но

вреда дереву от этого нет: ранки маленькие и быстро затягиваются.

-А вы знаете как люди могут использовать клен? (ответы детей)

Древесина клёна использовалась для изготовления мебели, линеек, лыж, музыкальных инструментов (барабаны,

гитары, духовые инструменты

)

Рассматривание клена

Цель:

-расширять знания детей об особенностях клёна

-Учить детей видеть красоту природы.

-Воспитывать интерес к растениям.

Станция № 7

Клен



В раздел образования