Автор: Лапышова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №39 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Балаково Саратовская область"
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическая тропа
Раздел: дошкольное образование
Цель:
Знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников
способам охраны окружающей среды.
Задачи:
• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных
явлениях, о состоянии окружающей среды;
• Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) ;
• Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую
познавательно-исследовательскую деятельность;
• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу
экологической культуры
.
Выполнила
студентка группы 5Д
заочного отделения
Варанкина Наталья Вячеславовна
Станция № 1
ЕЛЬ
Рассматривание ели
Цель
– уточнить представление о строение
ели. Показать красоту дерева (стройность,
пирамидальной формы, зеленый наряд).
Закрепить знание о том, как размножается
ель, где растет, какие условия необходимые
для ее роста. Развивать наблюдательность,
умение задавать вопросы и отвечать на них.
Воспитывать любовь к природе, бережное
отношение к деревьям.
Что же это за девица-
Не швея, не мастерица,
Не чего сама не шьет а в
иголках круглый год
Вопросы для беседы
- У какого растения мы сегодня в гостях?(Ответы детей)
- Что вам нравиться у ели?(ответы детей)
- Чем она красива? (ответы детей)
Ель красива во все времена года, но особенно она хороша зимой.
Продолжаем рассматривать ель.
-Что можно сказать о строение ели, что у нее есть?(ответы детей)
- Что это у елки? ( показываю на ствол).
- Какой он по высоте? Толщине?(ответы детей)
- Какого цвета кора дерева? Какая она на ощупь? (Дети трогают пальчиками рук ствол дерева ели и определяют, какая она).
- Подумайте, что произойдет, если поранить кору ели? (ответы детей)
Дерево залечит рану с помощью смолы – живицы, дети отыскивают на стволе смолу живицу, рассматриваем, уточняем, что дерево нельзя без надобности царапать, делать надрубку и т.
д.) .
- Кто скажет, что растет на ветках ели?
-Что можно сказать о хвоинках? (ответы детей)
Они значительно короче сосновых, на ветках растут поодиночке, концы хвоинок очень колючие
- Как вы думаете, как долго живут иголки на ветвях ели? (ответы детей)
Обычно пять – шесть лет
- Что можно увидеть на верхних ветках дерева? (Шишки)
Иногда шишки бывают так много, что от их тяжести даже ломаются ветки.
- Какой формы у ели шишки? Цвета? Величины? (ответы детей)
Для более детального обследования шишки можно взять несколько в группу и рассмотреть их строение под лупой
- Какое значение имеют еловые шишки в жизни лесных зверей и птиц? (ответы детей)
- Кто хочет рассказать о том, как происходит рассеивание семян ели?
Выпав из шишки, семена долго кружиться в воздухе, очень быстро вращаются. Подхваченные ветром, они могут улететь очень далеко от материнского дерева.
- Какие условия нужны семенам, для того чтобы они проросли?
Влага, хорошая почва, земля. Ель никогда не вырастит на бедных питательными веществами болотах и почвах. Это дерево хорошо переносит затенение, поэтому не нуждается в
большом количестве солнечного света. Маленькие елочки очень чувствительные к весенним заморозкам, которые губят молодые неокрепшие веточки – побеги.
-Где растут ели?(ответы детей)
Станция № 2
Рябина
Рассматривание рябины
Цель
-узнавать рябину; называть характерные
особенности рябины, по которым её можно
выделить среди других деревьев,
- уточнить представлений детей о том, что ягоды
рябины не только красивы, но и очень полезны.
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И птицы к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется?
(Рябина.)
Вопросы для беседы
- Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите (ответы детей)
-Чем это дерево отличается от других? (ответы детей)
- Какого цвета и формы листья у рябины?
Лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы .
- Расскажите, какие у нее ягоды? Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
Ягоды у рябины мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке. На веточке много ягод.
- Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?
Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет,
компоты, витаминный чай.
Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.
Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу
рябины и стали использовать ее для лечения болезней. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто,
так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши. Еще ягоды рябины помогают и птицам зимой
. Зимой
птицам очень трудно найти корм, но рябина их поддерживает их силы, помогает пережить долгую, суровую зиму.
— Хорошо ли рябинке жить у нас на участке? (ответы детей)
— Почему? (ответы детей)
— Какое время года ей нравится больше всего? (ответы детей)
Станция № 3
Цветущая клумба
Наблюдение за цветами
Цель:
-познакомить детей с названиями цветов –
бархатцы, астры.
- уточнить их строение, особенности
размера,
окраски, формы листа
- обратить внимание на запах (аромат) цветов,
воспитывать желание ухаживать за цветами в
клумбе, цветнике.
-Воспитывать любовь к природе
Вопросы для беседы
-Какие цветы вы видите на этой клумбе? (астры)
-Какие еще вы знаете осенние цветы? ( бархатцы, астры)
Астры бывают разных цветов.
- Какого цвета астры на этой клумбе? ( Красные, белые)
-Какой формы у него листочки? (ответы детей)
-Какой имеют запах? (предложить понюхать)
Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести.
Астры бывают разного цвета, они не пахнут. Давайте рассмотрим цветок, у
него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить
новые растения.
-Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?
(Чтобы было красиво)
Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут цветы!
Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы
Вьется пчелка над цветком,
Вся в пыльце пушистой,
На тычинках хоботком
Пьет нектар душистый.
Вокруг чашечки цветка
Медленно кружится
И, трудом утомлена,
На лепестки ложится.
Но работа в путь зовет,
Дальше полетела.
Вопросы для беседы
-Что есть у цветка? (Цветок, листья, стебель.)
-Какого цвета листья? Цветы? (Листья - зеленые; цветы мелкие и
крупные, желтые и оранжевые)
Цветы - очень сильно пахнут, цветут до морозов; очень любят
солнышко.
Ребята в природе существует огромное количество цветов. И каждый
цветок красив по своему: он имеет определенный цвет, запах, строение.
Но, как и все окружающее нас, цветы нуждаются в уходе.
-А как мы с вами можем помочь цветам? (ответы детей).
Да, ребята, мы с вами тоже кушаем, а значит мы растем.
-Но, ведь цветы тоже растут, а как вы думаете, почему они растут?
Они кушают? (ответы детей)
Конечно, ребята, цветам нужна влага — вода. Но цветы, мало просто
поливать, им надо и землю рыхлить, и удобрять минералами. Все живое
нуждается в уходе, заботе.
Станция № 4
Береза
Цель:
- учить детей видеть красоту русской природы и
любоваться ею.
-знакомить с характерными особенностями
березы, по которым ее можно выделить среди
других деревьев;
-формировать у детей культуру общения с
природой и эстетическое отношение к ней;
-воспитывать любовь к Родине через познание
родной природы.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка)
Вопросы для беседы
-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (ответы детей)
Покажите ствол березы.
-Какой он - толстый или тонкий? (ответы детей)
-Где ствол у березы широкий, а где - узкий? (ответы детей)
-Погладьте ствол березы.
-Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)
-Какой по цвету? (Уточняю, что только у березы такой черно-белый ствол.)
У берёзы гладкий белый ствол с тёмными черточками. Через эти черточки берёза дышит, а называются они «чечевички».
-Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета? (ответы детей)
-А что есть на веточках? (ответы детей)
Весной листочки маленькие и клейкие; осенью – золотые. А ещё у берёзки есть серёжки.
-А кто ещё носит серёжки? (свободные ответы)
Весной сережки красиво распускаются, а осенью в них вызревают семена, которые высыпаются, когда дует ветер. При ветре семена летают, стихнет ветер и семена
упадут на землю.
-Как вы думаете, берёза любит солнце? (ответы)
Да, берёзы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Про берёзку написано много стихов и песен.
В лесу берёза много пользы приносит человеку, животным и другим растениям.
-А вы знаете, как люди могут использовать берёзу?
Люди заготавливают берёзовые дрова, чтобы топить печи; из коры – бересты – делают красивые изделия (туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и
посуду.
-А кто пробовал берёзовый сок? Какой он? (ответы детей)
очень вкусный, полезный; даже птицы и животные любят берёзовый сок. Много пользы приносит нам берёза. В детском саду берёза украшает наши участки.
Деревьев в саду немного, их нужно беречь.
Наблюдение за цветами
Цель:
-
дать знания о тюльпане, нарциссе,
особенностях их строения, произрастания,
отметить отличительные признаки.
Рассказать легенды о цветах.
Цветущая клумба
Вопросы для беседы
- Что есть у этого растения? (ответы детей)
- Какого цвета тюльпаны на этой клумбе? (красные).
- Есть ли запах у этих цветов? (Предлагаю понюхать).
Да, есть, но в отличие от нарцисса, он нежный, тонкий, пахнет весной, свежестью.
- Что это у тюльпана? (стебелёк).
- Какой стебель длинный или короткий? (длинный).
- Какого он цвета? (зеленого).
- Какие листья, предлагаю описать (зелёные, широкие, большие).
Листья у тюльпанов широкие, большие некоторые виды имеют волнистые края. В России тюльпаны
появились давно, современные сорта отличаются многообразием форм, окраски. Любят тюльпаны
солнечные места, защищённые от ветра. В разгар весны все сады и скверы города загораются ярким
пламенем тюльпанов. Торжественно – праздничным парадом выстраиваются ряды этих высоких,
стройных цветов. Кроме привычного красного цвета, тюльпаны могут быть белыми, чёрными,
малиновыми, лиловыми, жёлтыми
.
- Дети, скажите, когда цветут тюльпаны и нарциссы? (весной).
- Эти цветы зацветают одними из первых, поэтому их называют первоцветами (закрепить).
Рано, рано, по утру, У нас
расцвёл тюльпан в саду. Мы
долго умилялись, И в него
влюблялись! Сражен такою
красотой, Нарцисс обиженный
такой, Стоял с поникшей
головой, На бледно-жёлтой
ножке. Взгляните хоть
немножко! Тюльпаны цветом
разные, И жёлтые и красные.
Оранжевые есть у нас, Но
красных больше в десять раз
Вопросы для беседы
Предлагаю рассмотреть нарцисс.
- Что есть у нарцисса? (корень, стебель, листья, цветы).
- Какого цвета цветы у нарцисса? (жёлтые, белые)
- Дети, пахнут ли эти цветы? (предлагаю всем понюхать).
- Нравится ли вам запах этих цветов?
- На чём располагаются цветы, что это? (показываю на стебелёк).
- Длинный стебелёк или короткий?
Да, цветы у нарцисса располагаются на длинном стебельке.
- Какого цвета стебель? (зелёного).
- Есть ли листья у этого растения?
- Какие они длинные или короткие? (длинные)
- Какого они цвета? (зелёные).
- Как называется это растение? (закрепляю).
- Где растёт нарцисс в огороде или на клумбе? (на клумбе, закрепить).
Станция № 5
Загадка
Вот так ромашки:
Цветные рубашки,
Листочки - как нитки,
Ростом очень прытки.
(космея)
Вопросы для беседы
-Ребята, а вот и муравей который строит дом. Посмотрите какое тяжёлое брёвнышко он несёт.
-А как вы думаете: муравей сильный? (ответы детей)
Самый сильный на земле - это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Как вы считаете
сможете ли вы унести на себе 10 детей? (Нет). А муравей может поднять груз в 10 раз тяжелей себя и нести. Он хоть и маленький, а
настоящий силач.
-Ребята, а вы бы хотели узнать больше о муравьях? (ответы детей)
-Ребята муравьи кто они такие? Птицы? Животные? А может быть они рыбки? (это насекомые)
-Ребята, а как вы думаете почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей)
Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.
-На какие части насечки разделяют тело муравья?( Голова, грудь, брюшко)
-Что на голове у муравьёв? (Глаза, усики)
Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет.
-Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей)
У муравья как и у всех насекомых шесть лапок.
Муравьи живут семьёй. Они очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:
Муравьи – няньки (как вы думаете что они делают),
Муравьи – строители (что делают)
Муравьи – уборщики (что делают)
Муравьи – солдаты (что делают)
Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу.
-Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей)
Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами -
которые объедают листву; пилильщиками и короедами - жуками, которые портят деревья.
-Ребята, кто знает как называют лесных муравьёв? (Ответы детей)
Муравьи – санитары леса.
-Почему их так называют? (Ответы детей)
Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей. Некоторые птицы специально прилетают к ним за помощью, они очищают
птицу от мелких паразитов, смазывают им перья муравьиной кислотой. А ещё они рыхлят почву, перемешивают землю с
перегнившими листочками, травинками. Поэтому растения около муравейников растут очень быстро.
Наблюдение за жизнью муравейника
Цель:
- углубить знания детей о муравьях, их образе
жизни;
- сформировать представление о роли муравьёв в
жизни леса;
-воспитывать бережное отношение к муравьям
Муравейник
Станция № 6
Стих
В нежный бархат все цветы
Солнышком одеты,
Капли утренней росы
Словно самоцветы,
На листочках их горят,
Радужно сверкая,
Изумрудный свой наряд
Долго не теряя.
Сильный очень аромат
Бархатцы имеют,
И на клумбах их наряд
До зимы алеет.
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет ...
(Клён)
Вопросы для беседы
Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков.
-Знакомо вам это дерево? (Это клен).
Кроме красоты у клена еще много достоинств. Клен морозостойкий.
-Что это значит? (Стойко держится на морозе, не боится его.)
Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый.
-А это как понимать? (Клен устойчив к засухе.)
- Что такое засуха? (Отсутствие влаги, воды.)
А еще клен – дерево быстрорастущее.
-Как вы понимаете слово «быстрорастущий»? (Тот, кто быстро растет .)
А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год вырастает выше меня (до двух метров).
Рассматривание клена
-Какие части клена вы знаете? (дети показывают)
-Какой формы и цвета у него листья? (ответы детей)
Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы. Листьями клёна питаются
личинки многих видов бабочек.
-Ребята как вы думаете а что это на веточках? (показываю на плод)(ответы детей)
Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на
значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят
подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время
полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола.
Некоторые из них весной прорастут и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен.
-Как вы думаете какую пользу клен приносит животным? (ответы детей)
Пыльцу клена с удовольствием поедают не только насекомые, но и белки. Кленовый сок распробовали птицы и
звери: дятлы, сойки, длиннохвостые синицы, белки. Дятел дырявит клювом кору клена, а белка прокусывает. Но
вреда дереву от этого нет: ранки маленькие и быстро затягиваются.
-А вы знаете как люди могут использовать клен? (ответы детей)
Древесина клёна использовалась для изготовления мебели, линеек, лыж, музыкальных инструментов (барабаны,
гитары, духовые инструменты
)
Рассматривание клена
Цель:
-расширять знания детей об особенностях клёна
-Учить детей видеть красоту природы.
-Воспитывать интерес к растениям.
Станция № 7
Клен