Автор: Клочко Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 39 "Тополек" г. Юрги
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Клочко Ольга Николаевна
МБДОУ № 39 «Тополек» г.Юрга
Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому
человеку.
Тот
факт,
что
двигательная
активность
полезна
для
организма
человека,
бесспорен.
Но
далеко
не
все
понимают,
как
важна
она
для
формирования физического и психического здоровья человека и насколько
необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ
жизни. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в
лучшем случае рисование, интеллектуальными или другими настольными
играми,
в
худшем
–
просмотром
телепередач,
видеофильмов
или
компьютерные игры. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после
напряжённого рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а
«ребёнок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть
лучше посидит – спокойнее будет». Роль физического воспитания в развитии
ребенка
раннего
возраста
имеет
огромное
значение.
Ребенок
крепнет
и
развивается
не
как
отдельное,
изолированное
существо,
а
как
будущая
социальная личность, так как именно познание своих сил и степень веры в
них,
приобретаемые
в
процессе
действования,
в
большой
степени
определяют социальные черты личности и положение её в окружающей
среде.
При
той
роли,
которую
в
жизни
ребенка
играет
двигательная
деятельность, культура правильных движений составляет одну из основных
задач
физического
воспитания.
Твердая,
правильная
походка,
стройное
и
устойчивое положение тела, сильный и смелый прыжок, правильный размах
руки, быстрый бег и т. п.- все это моменты, которые играют чрезвычайно
важную роль в возникновении и укреплении того чувства здоровья, бодрости
и веры в свои силы, которое, является чрезвычайно важным и ценным в
формирующейся личности ребенка.
1. Особенности физического развития детей раннего возраста.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача
каждого дошкольного учреждения. С этой целью предусмотрены занятия по
физической культуре. Их следует строить в соответствии с психологическими
особенностями
конкретного
возраста,
доступности
и
целесообразности
упражнений.
Комплексы
упражнений
должны
предусмат ривать
физиологически
и
педагогически
необходимую
и
оправданную
нагрузку,
удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
Правильная
организация
физического
воспитания
является
одним
из
наиболее
существенных
разделов
воспитания
ребенка
раннего
возраста.
Физическое
воспитание
детей
включает
следующие
задачи:
1.
Охрану
и
укрепление здоровья ребенка, нормальное функционирование всех органов и
систем организма;
2. Обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
3. Развитие движений;
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Основными средствами физического воспитания являются:
- правильное питание;
- правильный режим;
- правильное проведение кормления, сна, туалета и ряда оздоровительно-
закаливающих процедур;
- создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и прежде
всего для движений ребенка.
Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и
развитие
органов
и
систем,
деятельность
их
еще
несовершенна,
слабо
выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются
неблагоприятным
влияниям
внешней
среды.
Поэтому
необходимо
содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и
связочно - суставного аппарата, формированию физиологических изгибов
позвоночника,
развитию
сводов
стопы,
укреплять
все
группы
мышц,
способствовать
развитию
сердечно-сосудистой
системы,
увеличивать
возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам,
укреплять
дыхательную
мускулатуру,
способствовать
4
углублению
и
ритмичности
дыхания,
развитию
умения
согласовывать
дыхание
с
движением, содействовать развитию нервной системы и органов чувств. В
раннем
возрасте
должны
быть
созданы
условия
для
разнообразного
бодрствования, для двигательной активности и развития основных движений
детей.
Для
этого
в
группе
должно
быть
соответствующее
оборудование,
пособия
и
игрушки.
Так,
дети
второго
и
третьего
года
с
большим
удовольствием и пользой лежат на животе, катая по ковру машинку; ползают
под арку, чтобы поставить ее в гараж; многократно нагибаются, приседают во
время
постройки
дорожки
из
крупных,
но
легких
(полых)
кирпичиков,
катаются с горки.
Потребность детей в движениях и их смене естественна. Но сами они, в
силу недостаточно развитой деятельности (игровой и др.), редко используют
или вовсе не используют лазание, подпрыгивание, перешагивание, редко
играют
с
мячом,
обручами.
Поэтому
детям
следует
давать
задания,
побуждающие
детей
к
разнообразным
движениям,
но
при
этом
следить,
чтобы дети не переутомлялись, могли и хотели наблюдать за окружающим,
заниматься
с
игрушками
и
строительным
материалом.
Растить
детей
здоровыми,
сильными,
жизнерадостными
помогают
специально
организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить,
учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и
целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны
предусматривать
педагогически
необходимую
и
физиологически
оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении,
и быть увлекательными. Мышечная система у маленьких детей формируется
на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на
втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому очень
полезно, упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по
наклонной плоскости и ребристой доске. Подвижные игры и занятия по
физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении.
Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребёнка. Принимая
во внимание психофизиологические особенности детей 2-3- летнего возраста
(быстрая
утомляемость,
неуравновешенность
и
непоследовательность
поведения
и
т.д.),
взрослый
во
время
занятий
следит
за
правильным
чередованием
процесса
возбуждения
и
торможения,
не
перегружает
их
однообразными движениями, обеспечивая, таким образом активный отдых
после перегрузок и быстрое восстановление сил. Положительные эмоции,
эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при
обучении
детей
движениям.
Подражание
рождает
эмоции,
которые
активизируют, сосредоточивают ребенка и при необходимости, например, в
увлекательной, интересной игре даже заставляют сдерживаться в нужный
момент.
Кроме
того,
заинтересованность
положительно
действует
на
двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. В
этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия
(словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться
показом действия, соответствующего этому слову. Частое индивидуальное
общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так
как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные
эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов
жизни.
Физическое
воспитание
в
дошкольных
учреждениях
строится
на
систематичности
занятий,
предусмотренных
«Программой
воспитания
и
обучения в детском саду», и их последовательности (от легкого к более
трудному
материалу).
Малыша
постепенно
приучают
к
правильному
восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а
также
к
самостоятельности.
Выполнение
нового
упражнения,
которому
обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть
доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование
достигаются
путем
методичного
повторения
движений
с
обязательным
усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение
содержания).
2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания
К формам организации физического воспитания детей относятся:
- физкультурные занятия;
-
физкультурно-оздоровительные
мероприятия
(утренняя
гимнастика,
физкультминутки, закаливающие процедуры)
- повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры,
прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей
различными видами физических упражнений, прогулки).
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и
всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них
имеет
свои
специальные
задачи,
определяющее
её
место
в
режиме
дня
дошкольного
возраста.
Физкультурные
занятия:
Физкультурные
занятия
разнообразны
по
содержанию.
Структура
занятия
заключается
в
последовательном
выполнении
детьми
физических
упражнений.
Она
определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности
нервной системы и всего организма ребёнка на каждом отдельном этапе
возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребёнка и
его психики на занятии - одно из основных обязанностей воспитания, от
этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания. Чтобы
физкультурные
занятия
отвечали
поставленным
во спит ательно
образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны,
вызывать
у
детей
определённый
эмоциональный
подъём.
Интерес
на
занятиях в любой возрастной труппе обеспечивается определённой новизной
упражнений
и
игр,
постепенным
усложнением
задач,
которые
вызывают
работу
мысли,
активность
действий,
положительные
эмоции,
желание
достичь результата.
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся:
утренняя
гимнастика,
физкультминутки,
закаливающие
процедуры
в
сочетании
с
физическими
упражнениями.
Утренняя
гимнастика
является
обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском
саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений,
оказывающих
разностороннее
воздействие
на
организм
занимающихся
в
целях
укрепления
здоровья,
развитие
двигательных
умений
и
качеств,
совершенствование
двигательных
способностей
с
учётом
физической
нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма,
растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от
сна
к
бодрствованию.
Утренняя
гимнастика,
влияя
на
формирование
правильной
осанки,
углубляет
дыхание,
усиливает
кровообращения,
содействует обмену веществ.
Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями
также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
В
дошкольных
учреждений
в
целях
закаливания
детей
используется
воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны. Закаливающие
процедуры наиболее эффективны в сочетание с физическими упражнениями.
Активная
мышечная
работа
содействует
совершенствованию
процесса
теплорегуляции
и
тем
самым
приспособлению
организма
к
окружающей
внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка
организма,
а
если
ребёнок
активен,
она
осуществляется
естественно
и
просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка
физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышают
функции
нервных
центров,
благотворно
воздействует
на
вегетативную
нервную систему.
3. Формы организации детей раннего дошкольного возраста
Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы
физического
воспитания
детей
осуществляется
в
различных
формах:
подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с
небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей
дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в
соответствие
с
режимом
каждой
возрастной
группы.
Подвижные
игры
способствуют
всестороннему
развитию
детей,
содействуют
оздоровления
организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их
чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и
творческую
инициативу.
Физкультурные
праздники
в
детском
саду
представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния
детей
и
их
достижений
в
формировании
двигательных
навыков.
Основу
программы
физкультурного
праздника
должны
составлять
весёлые
подвижные игры и разнообразные физические упражнения, усвоенные на
регулярных
физкультурных
занятиях,
они
не
требуют
специальной
подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя
детям большое удовольствие.
4. Средства физического воспитания
Для решения задач физического воспитания детей младшего
дошкольного возраста используются различные средства:
гигиенические
факторы,
естественные
силы
природы,
физические
упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения,
входящие
в
различные
виды
деятельности
(труд,
лепка,
рисование,
конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания,
умывания).
Указанные
средства
имеют
разное
значение
и
занимают
определенное место в системе физического воспитании на разных этапах
возрастного
развития
человека.
Гигиенические
факторы
являются
своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований
личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и так
далее. Вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь
улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.
Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для
более
эффективного
воздействия
физических
упражнений
на
организм
занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного
оборудования,
инвентаря,
игрушек,
одежды,
обуви
может
привести
к
различным
заболеваниям
детей
и
снизить
положительное
влияние
физических
упражнений
на
их
физическое
развитие.
Естественные
силы
природы
солнце,
воздух,
вода
являются
важным
средством
укрепления
здоровья, а также повышения работоспособности. Вода очищает кожу от
загрязнения;
солнечные
лучи
убивают
различные
м и к р о б ы ,
благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от
заболеваний;
воздух
садов,
парков,
лесов,
содержащий
особое
вещества
(фитонциды),
способствует
уничтожению
микробов,
обогащает
кровь
кислородом.
Использование
естественных
сил
природы
в
сочетании
с
физическими упражнениями наиболее благоприятно для детского организма.
5.
Содержание
работы
по
физическому
воспитанию
детей
раннего
возраста
В процессе физического воспитания происходит знакомство с наиболее
рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих
на работу всех органов и систем. Правильно организованное физическое
воспитание
способствует
формированию
хорошего
телосложения,
профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и
систем детского организма. В связи с этим во главу физического воспитания
детей раннего возраста поставлен индивидуальный подход к ребенку и игра,
где
происходит
сохранение
само
ценности
дошкольного
детства
и
где
сохраняется
сама
природа
дошкольника.
Положительные
эмоции,
эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при
обучении
детей
движениям.
Подражание
рождает
эмоции,
которые
активизируют ребенка. Освоение движений хорошо влияет и на развитие
речи
детей.
Совершенствуется
понимание
речи
взрослого,
расширяется
словарь
активной
речи.
Так
же
кроме
традиционных
в
совместной
деятельности с детьми использую игровые, оздоровительные и ролевые виды
физкультурных
занятий.
Игра
является
одним
из
важнейших
средств
физического
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Она
способствует
физическому,
умственному,
нравственному
и
эстетическому
развитию
ребенка.
Разнообразные
движения
и
действия
детей
во
время
игры
при
умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно -
сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и
способствуют
крепкому
сну.
С
помощью
подвижных
игр
обеспечивается
всестороннее физическое развитие ребенка. Во время игр у дошкольников
формируются
и
совершенствуются
разнообразные
навыки
в
основных
движениях
(беге,
прыжках,
метании,
лазаний
и
др.)
Быстрая
смена
обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему
движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно
сказывается
на
совершенствовании
двигательных
навыков.
На
свежем
воздухе
можно
проводить
игры
любой
подвижности
с
бегом
в
разных
направлениях,
с
метанием
мяча
на
дальность
и
в
цель,
с
прыжками.
Двигательная
активность
ребенка
поднимается
на
протяжении
всего
дня
путем
создания
соответствующей
обстановки,
подбора
физкультурных
пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию. В физическом
воспитании соблюдается строгий дифференцированный подход: при подборе
игр
и
физических
упражнений,
в
их
дозировке
учитывается
возраст,
состояние
здоровья,
физическое
развитие
и
подготовленность,
а
также
индивидуальные особенности ребенка. У детей раннего возраста, развивать и
совершенствовать
двигательные
навыки
в
основных
видах
движения:
в
ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках. Активный отдых
(физкультурные
праздники
и
развлечения,
Дни
здоровья).
Красочность
внешнего
оформления,
доступность,
отсутствие
строгой
регламентации
деятельности
участников,
возможности
широкого
проявления
эмоций
и
индивидуальных
способностей
делает
подобные
мероприятия
весьма
популярными среди детей дошкольного возраста и их родителей.
Заключение
Наше государство уделяет большое внимание физическому воспитанию
детей всех возрастов. В программе поставлена одна из важнейших задач —
физическое
воспитание
крепкого
молодого
поколения,
начиная
с
самого
раннего
возраста.
Поэтому
следует
уделять
развитию
детей
с
раннего
возраста и начинать физическое воспитание с раннего детства, вводя все это в
норму.
Ранний
возраст
это
период
быстрого
формирования
всех
свойственных
человеку
психофизиологических
процессов.
Своевременно
начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста
является
важным
условием
их
полноценного
развития,
а
правильно
организованное
физическое
воспитание
способствует
формированию
хорошего
телосложения,
профилактике
заболеваний,
улучшению
деятельности внутренних органов и систем детского организма. Учитывая,
что необходимый эффект, в правильном физическом воспитании ребенка даёт
непосредственное
воздействий
на
него
взрослых,
в
проце сс е
самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, идущей
из окружающей среды невозможно не сказать об огромной роли воспитателя
в
данном
процессе
т.к.
дети
большее
время
проводят
в
дошкольном
учреждении. Задача воспитателя при проведении работы по физическому
воспитанию
детей
заключается
в
систематическом
осуществлении
взаимосвязанных
оздоровительных,
образовательных
и
воспитательных
задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление
здоровья
ребенка,
приобретение
им
правильных
двигательных
навыков,
воспитание
эмоционально
положительного
отношения
к
физкультуре
и
спорту,
всестороннее
развитие
его
личности.
Особенности
физического
развития детей раннего возраста требуют от воспитателя глубоких знаний и
творческого
подхода,
а
также
строгой
регламентации
двигательной
деятельности детей в организации подвижных игр, физкультурных занятий,
утренней
гимнастики.
Потому
воспитателю
во
время
планирования
и
проведения
работы
по
физической
культуре,
необходимо
учитывать
возрастные
анатомо-физиологические
особенности
развития
ребенка
и
особенности
развития
движений,
создать
все
условия
для
нормального
физического развития детей. Таким образом, физическое воспитание детей
данного возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и
цель его - это создание всех необходимых и благоприятных условий для
будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.