Напоминание

Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста


Автор: Клочко Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 39 "Тополек" г. Юрги
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста
Дата публикации: 11.06.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Клочко Ольга Николаевна

МБДОУ № 39 «Тополек» г.Юрга

Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому

человеку.

Тот

факт,

что

двигательная

активность

полезна

для

организма

человека,

бесспорен.

Но

далеко

не

все

понимают,

как

важна

она

для

формирования физического и психического здоровья человека и насколько

необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ

жизни. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в

лучшем случае рисование, интеллектуальными или другими настольными

играми,

в

худшем

просмотром

телепередач,

видеофильмов

или

компьютерные игры. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после

напряжённого рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а

«ребёнок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть

лучше посидит – спокойнее будет». Роль физического воспитания в развитии

ребенка

раннего

возраста

имеет

огромное

значение.

Ребенок

крепнет

и

развивается

не

как

отдельное,

изолированное

существо,

а

как

будущая

социальная личность, так как именно познание своих сил и степень веры в

них,

приобретаемые

в

процессе

действования,

в

большой

степени

определяют социальные черты личности и положение её в окружающей

среде.

При

той

роли,

которую

в

жизни

ребенка

играет

двигательная

деятельность, культура правильных движений составляет одну из основных

задач

физического

воспитания.

Твердая,

правильная

походка,

стройное

и

устойчивое положение тела, сильный и смелый прыжок, правильный размах

руки, быстрый бег и т. п.- все это моменты, которые играют чрезвычайно

важную роль в возникновении и укреплении того чувства здоровья, бодрости

и веры в свои силы, которое, является чрезвычайно важным и ценным в

формирующейся личности ребенка.

1. Особенности физического развития детей раннего возраста.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача

каждого дошкольного учреждения. С этой целью предусмотрены занятия по

физической культуре. Их следует строить в соответствии с психологическими

особенностями

конкретного

возраста,

доступности

и

целесообразности

упражнений.

Комплексы

упражнений

должны

предусмат ривать

физиологически

и

педагогически

необходимую

и

оправданную

нагрузку,

удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

Правильная

организация

физического

воспитания

является

одним

из

наиболее

существенных

разделов

воспитания

ребенка

раннего

возраста.

Физическое

воспитание

детей

включает

следующие

задачи:

1.

Охрану

и

укрепление здоровья ребенка, нормальное функционирование всех органов и

систем организма;

2. Обеспечение своевременного и полноценного физического развития;

3. Развитие движений;

4. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Основными средствами физического воспитания являются:

- правильное питание;

- правильный режим;

- правильное проведение кормления, сна, туалета и ряда оздоровительно-

закаливающих процедур;

- создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и прежде

всего для движений ребенка.

Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и

развитие

органов

и

систем,

деятельность

их

еще

несовершенна,

слабо

выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются

неблагоприятным

влияниям

внешней

среды.

Поэтому

необходимо

содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и

связочно - суставного аппарата, формированию физиологических изгибов

позвоночника,

развитию

сводов

стопы,

укреплять

все

группы

мышц,

способствовать

развитию

сердечно-сосудистой

системы,

увеличивать

возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам,

укреплять

дыхательную

мускулатуру,

способствовать

4

углублению

и

ритмичности

дыхания,

развитию

умения

согласовывать

дыхание

с

движением, содействовать развитию нервной системы и органов чувств. В

раннем

возрасте

должны

быть

созданы

условия

для

разнообразного

бодрствования, для двигательной активности и развития основных движений

детей.

Для

этого

в

группе

должно

быть

соответствующее

оборудование,

пособия

и

игрушки.

Так,

дети

второго

и

третьего

года

с

большим

удовольствием и пользой лежат на животе, катая по ковру машинку; ползают

под арку, чтобы поставить ее в гараж; многократно нагибаются, приседают во

время

постройки

дорожки

из

крупных,

но

легких

(полых)

кирпичиков,

катаются с горки.

Потребность детей в движениях и их смене естественна. Но сами они, в

силу недостаточно развитой деятельности (игровой и др.), редко используют

или вовсе не используют лазание, подпрыгивание, перешагивание, редко

играют

с

мячом,

обручами.

Поэтому

детям

следует

давать

задания,

побуждающие

детей

к

разнообразным

движениям,

но

при

этом

следить,

чтобы дети не переутомлялись, могли и хотели наблюдать за окружающим,

заниматься

с

игрушками

и

строительным

материалом.

Растить

детей

здоровыми,

сильными,

жизнерадостными

помогают

специально

организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить,

учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и

целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны

предусматривать

педагогически

необходимую

и

физиологически

оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении,

и быть увлекательными. Мышечная система у маленьких детей формируется

на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на

втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому очень

полезно, упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по

наклонной плоскости и ребристой доске. Подвижные игры и занятия по

физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении.

Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребёнка. Принимая

во внимание психофизиологические особенности детей 2-3- летнего возраста

(быстрая

утомляемость,

неуравновешенность

и

непоследовательность

поведения

и

т.д.),

взрослый

во

время

занятий

следит

за

правильным

чередованием

процесса

возбуждения

и

торможения,

не

перегружает

их

однообразными движениями, обеспечивая, таким образом активный отдых

после перегрузок и быстрое восстановление сил. Положительные эмоции,

эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при

обучении

детей

движениям.

Подражание

рождает

эмоции,

которые

активизируют, сосредоточивают ребенка и при необходимости, например, в

увлекательной, интересной игре даже заставляют сдерживаться в нужный

момент.

Кроме

того,

заинтересованность

положительно

действует

на

двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. В

этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия

(словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться

показом действия, соответствующего этому слову. Частое индивидуальное

общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так

как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные

эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов

жизни.

Физическое

воспитание

в

дошкольных

учреждениях

строится

на

систематичности

занятий,

предусмотренных

«Программой

воспитания

и

обучения в детском саду», и их последовательности (от легкого к более

трудному

материалу).

Малыша

постепенно

приучают

к

правильному

восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а

также

к

самостоятельности.

Выполнение

нового

упражнения,

которому

обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть

доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование

достигаются

путем

методичного

повторения

движений

с

обязательным

усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение

содержания).

2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания

К формам организации физического воспитания детей относятся:

- физкультурные занятия;

-

физкультурно-оздоровительные

мероприятия

(утренняя

гимнастика,

физкультминутки, закаливающие процедуры)

- повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры,

прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей

различными видами физических упражнений, прогулки).

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и

всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них

имеет

свои

специальные

задачи,

определяющее

её

место

в

режиме

дня

дошкольного

возраста.

Физкультурные

занятия:

Физкультурные

занятия

разнообразны

по

содержанию.

Структура

занятия

заключается

в

последовательном

выполнении

детьми

физических

упражнений.

Она

определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности

нервной системы и всего организма ребёнка на каждом отдельном этапе

возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребёнка и

его психики на занятии - одно из основных обязанностей воспитания, от

этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания. Чтобы

физкультурные

занятия

отвечали

поставленным

во спит ательно

образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны,

вызывать

у

детей

определённый

эмоциональный

подъём.

Интерес

на

занятиях в любой возрастной труппе обеспечивается определённой новизной

упражнений

и

игр,

постепенным

усложнением

задач,

которые

вызывают

работу

мысли,

активность

действий,

положительные

эмоции,

желание

достичь результата.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся:

утренняя

гимнастика,

физкультминутки,

закаливающие

процедуры

в

сочетании

с

физическими

упражнениями.

Утренняя

гимнастика

является

обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском

саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений,

оказывающих

разностороннее

воздействие

на

организм

занимающихся

в

целях

укрепления

здоровья,

развитие

двигательных

умений

и

качеств,

совершенствование

двигательных

способностей

с

учётом

физической

нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма,

растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от

сна

к

бодрствованию.

Утренняя

гимнастика,

влияя

на

формирование

правильной

осанки,

углубляет

дыхание,

усиливает

кровообращения,

содействует обмену веществ.

Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями

также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

В

дошкольных

учреждений

в

целях

закаливания

детей

используется

воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны. Закаливающие

процедуры наиболее эффективны в сочетание с физическими упражнениями.

Активная

мышечная

работа

содействует

совершенствованию

процесса

теплорегуляции

и

тем

самым

приспособлению

организма

к

окружающей

внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка

организма,

а

если

ребёнок

активен,

она

осуществляется

естественно

и

просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка

физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышают

функции

нервных

центров,

благотворно

воздействует

на

вегетативную

нервную систему.

3. Формы организации детей раннего дошкольного возраста

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы

физического

воспитания

детей

осуществляется

в

различных

формах:

подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с

небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей

дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в

соответствие

с

режимом

каждой

возрастной

группы.

Подвижные

игры

способствуют

всестороннему

развитию

детей,

содействуют

оздоровления

организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их

чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и

творческую

инициативу.

Физкультурные

праздники

в

детском

саду

представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния

детей

и

их

достижений

в

формировании

двигательных

навыков.

Основу

программы

физкультурного

праздника

должны

составлять

весёлые

подвижные игры и разнообразные физические упражнения, усвоенные на

регулярных

физкультурных

занятиях,

они

не

требуют

специальной

подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя

детям большое удовольствие.

4. Средства физического воспитания

Для решения задач физического воспитания детей младшего

дошкольного возраста используются различные средства:

гигиенические

факторы,

естественные

силы

природы,

физические

упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения,

входящие

в

различные

виды

деятельности

(труд,

лепка,

рисование,

конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания,

умывания).

Указанные

средства

имеют

разное

значение

и

занимают

определенное место в системе физического воспитании на разных этапах

возрастного

развития

человека.

Гигиенические

факторы

являются

своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований

личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и так

далее. Вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь

улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.

Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для

более

эффективного

воздействия

физических

упражнений

на

организм

занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного

оборудования,

инвентаря,

игрушек,

одежды,

обуви

может

привести

к

различным

заболеваниям

детей

и

снизить

положительное

влияние

физических

упражнений

на

их

физическое

развитие.

Естественные

силы

природы

солнце,

воздух,

вода

являются

важным

средством

укрепления

здоровья, а также повышения работоспособности. Вода очищает кожу от

загрязнения;

солнечные

лучи

убивают

различные

м и к р о б ы ,

благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от

заболеваний;

воздух

садов,

парков,

лесов,

содержащий

особое

вещества

(фитонциды),

способствует

уничтожению

микробов,

обогащает

кровь

кислородом.

Использование

естественных

сил

природы

в

сочетании

с

физическими упражнениями наиболее благоприятно для детского организма.

5.

Содержание

работы

по

физическому

воспитанию

детей

раннего

возраста

В процессе физического воспитания происходит знакомство с наиболее

рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих

на работу всех органов и систем. Правильно организованное физическое

воспитание

способствует

формированию

хорошего

телосложения,

профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и

систем детского организма. В связи с этим во главу физического воспитания

детей раннего возраста поставлен индивидуальный подход к ребенку и игра,

где

происходит

сохранение

само

ценности

дошкольного

детства

и

где

сохраняется

сама

природа

дошкольника.

Положительные

эмоции,

эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при

обучении

детей

движениям.

Подражание

рождает

эмоции,

которые

активизируют ребенка. Освоение движений хорошо влияет и на развитие

речи

детей.

Совершенствуется

понимание

речи

взрослого,

расширяется

словарь

активной

речи.

Так

же

кроме

традиционных

в

совместной

деятельности с детьми использую игровые, оздоровительные и ролевые виды

физкультурных

занятий.

Игра

является

одним

из

важнейших

средств

физического

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Она

способствует

физическому,

умственному,

нравственному

и

эстетическому

развитию

ребенка.

Разнообразные

движения

и

действия

детей

во

время

игры

при

умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно -

сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и

способствуют

крепкому

сну.

С

помощью

подвижных

игр

обеспечивается

всестороннее физическое развитие ребенка. Во время игр у дошкольников

формируются

и

совершенствуются

разнообразные

навыки

в

основных

движениях

(беге,

прыжках,

метании,

лазаний

и

др.)

Быстрая

смена

обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему

движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно

сказывается

на

совершенствовании

двигательных

навыков.

На

свежем

воздухе

можно

проводить

игры

любой

подвижности

с

бегом

в

разных

направлениях,

с

метанием

мяча

на

дальность

и

в

цель,

с

прыжками.

Двигательная

активность

ребенка

поднимается

на

протяжении

всего

дня

путем

создания

соответствующей

обстановки,

подбора

физкультурных

пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию. В физическом

воспитании соблюдается строгий дифференцированный подход: при подборе

игр

и

физических

упражнений,

в

их

дозировке

учитывается

возраст,

состояние

здоровья,

физическое

развитие

и

подготовленность,

а

также

индивидуальные особенности ребенка. У детей раннего возраста, развивать и

совершенствовать

двигательные

навыки

в

основных

видах

движения:

в

ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках. Активный отдых

(физкультурные

праздники

и

развлечения,

Дни

здоровья).

Красочность

внешнего

оформления,

доступность,

отсутствие

строгой

регламентации

деятельности

участников,

возможности

широкого

проявления

эмоций

и

индивидуальных

способностей

делает

подобные

мероприятия

весьма

популярными среди детей дошкольного возраста и их родителей.

Заключение

Наше государство уделяет большое внимание физическому воспитанию

детей всех возрастов. В программе поставлена одна из важнейших задач —

физическое

воспитание

крепкого

молодого

поколения,

начиная

с

самого

раннего

возраста.

Поэтому

следует

уделять

развитию

детей

с

раннего

возраста и начинать физическое воспитание с раннего детства, вводя все это в

норму.

Ранний

возраст

это

период

быстрого

формирования

всех

свойственных

человеку

психофизиологических

процессов.

Своевременно

начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста

является

важным

условием

их

полноценного

развития,

а

правильно

организованное

физическое

воспитание

способствует

формированию

хорошего

телосложения,

профилактике

заболеваний,

улучшению

деятельности внутренних органов и систем детского организма. Учитывая,

что необходимый эффект, в правильном физическом воспитании ребенка даёт

непосредственное

воздействий

на

него

взрослых,

в

проце сс е

самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, идущей

из окружающей среды невозможно не сказать об огромной роли воспитателя

в

данном

процессе

т.к.

дети

большее

время

проводят

в

дошкольном

учреждении. Задача воспитателя при проведении работы по физическому

воспитанию

детей

заключается

в

систематическом

осуществлении

взаимосвязанных

оздоровительных,

образовательных

и

воспитательных

задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление

здоровья

ребенка,

приобретение

им

правильных

двигательных

навыков,

воспитание

эмоционально

положительного

отношения

к

физкультуре

и

спорту,

всестороннее

развитие

его

личности.

Особенности

физического

развития детей раннего возраста требуют от воспитателя глубоких знаний и

творческого

подхода,

а

также

строгой

регламентации

двигательной

деятельности детей в организации подвижных игр, физкультурных занятий,

утренней

гимнастики.

Потому

воспитателю

во

время

планирования

и

проведения

работы

по

физической

культуре,

необходимо

учитывать

возрастные

анатомо-физиологические

особенности

развития

ребенка

и

особенности

развития

движений,

создать

все

условия

для

нормального

физического развития детей. Таким образом, физическое воспитание детей

данного возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и

цель его - это создание всех необходимых и благоприятных условий для

будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.



В раздел образования