Напоминание

Гражданские правоотношения


Автор: Саркисян Анаида Ваниковна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ФГКОУ СКСВУ
Населённый пункт: РСО–Алания гюВладикавказ
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Гражданские правоотношения
Раздел: полное образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Северо-Кавказское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

(Северо-Кавказское суворовское военное училище (СК СВУ))

«УТВЕРЖДАЮ»

руководитель МО

(истории, обществознания географии)

Хоменко Е.М

«13» февраля 2019 г.

ПЛАН - СХЕМА УРОКА

Класс 10 по обществознанию на «13» февраля 2019 г.

Преподаватель Саркисян И.

Тема урока

Гражданские правоотношения.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать представление о понятии «гражданские правоотношения».

Рассмотреть субъекты и объекты гражданского права;

Определить, что представляет собой гражданская правоспособность и дееспособность.

Воспитательные:

формирование гражданской позиции активного и ответственного за свои поступки члена российского общества, строящего своё

поведение в соответствии с правовыми нормами;

Развивающие:

способствовать развитию умения систематизировать информацию по теме; сравнивать, анализировать, рационально решать

познавательные и проблемные задания, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения;

развивать навыки устной коммуникации, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым

вопросам, объяснять их)

Тип урока комбинированный.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная

Методы работы: методы словесной передачи информации, наглядной передачи информации, зрительного восприятия, самостоятельной

работы (эвристическая беседа, объяснение , составление схемы, коллективные обсуждения)

Оснащение урока: учебник, презентация.

Основные понятия и термины: коммерческие и некоммерческие лица, публично-правовые организации.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Основные задачи

этапа

Вре

мя

Деятельность

преподавателя

Деятельность

Суворовцев

1

Организаци-

оный этап

Создать условия для

успешной работы на

уроке, поддержания

дисциплины

1

Организация взвода

Организация внимания.

подготовка к восприятию материала

Приветствуют преподавателя. Готовятся к

уроку

2

Проверка

выполнения

самоподготов

ки.

Выявить уровень

усвоения пройденного

материала

20

мин

Тестовые задания по теме «Гражданство» и

«Права и обязанности налогоплательщика»

Выполняют тестовые задания

3

Целеполага-

ние

Актуализа-

ция знаний

обучаю-

щихся

Заинтересовать,

поставить цель, и

объяснить методы ее

достижения.

Выделить ключевые

проблемы

2

Сообщает тему урока и ставит задачи.

Говорит

о

том,

ГП

одна

из

сложнейших

отраслей права, рассказывает о практической

значимости знаний ГП.

Что такое правоотношения?

Дееспособность и правоспособность?

Что такое отрасль права?

Какие отрасли относят к частному, а какие к

публичному праву?

Рассуждают и высказывают свою

точку зрения

Планируют свою деятельность в

соответствии с поставленными задачами

4

Усвоение

новых

знаний

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания, знаний

и способов действий,

связей и отношений в

объекте изучения

15

мин

1. Вводит определение понятия «Гражданские

правоотношения».

2.Источники ГП.

Задание.

Прочитайте ст. 1 и определите, ГП относится к

частному или публичному праву?

Какие элемента статьи позволили сделать

такой вывод?

3. Субъекты ГП.

Субъектами являются физические ,

юридические лица и публичные правовые

организации.

Беседа:

Кто относится к физическим лицам?

Когда возникает правоспособность и

дееспособность физических лиц?

Как меняется объем дееспособности с

изменением возраста физического лица?

Рассказывает о понятии эмансипация»

Задания. Работа с текстом учебника, стр 242 со

слов «..Юридические лица « - 2431-2 абзац. и

Слушают преподавателя.

Работают с текстом документа и

определяют, к какой группе отраслей

относится ГП

Слушают, отвечают га вопросы

преподавателя. а затем работают с

документом.

ст.48,50 ГК.

Вопросы:

Что такое «юридическое лицо»?

Что такое коммерческие и некоммерческие

организации?

В каких формах выступают юридические

лица?

Объекты правоотношений-рассказ

преподавателя.

Ст 128- на слайде

Содержание- права и обязанности субъектов.

Причем права и обязанности тесно

взаимосвязаны.

Практическое решение заданий.

Определить субъекты, объекты и содержание

правоотношений.

12-летний Костя Н. получил в подарок от деда

велосипед. Поскольку Косте срочно

понадобились коньки, он продал велосипед

знакомому подростку 16 лет, а на вырученные

деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об

этом, расценил поступок сына как неуважение

к деду, пошел

к подростку-покупателю с намерением вернуть

деньги и забрать велосипед. Однако купивший

велосипед подросток взять деньги и вернуть

велосипед отказался, завив, что цену он дал за

покупку нормальную, а Костя продал

велосипед, принадлежащий не отцу, а самому

Косте, что каждый может сам распоряжаться

принадлежащим ему имуществом, и

оснований для расторжения договора нет.

Вопросы к задаче:

Называют признаки юридического лица

Слушают

На основе полученных знаний решают

задачу, объяснить результаты.

1. Имеет ли юридическую силу договор

купли-продажи велосипеда между

упомянутыми подростками?

2. Каковы права отца Кости в этой ситуации

и как они могут быть реализованы?

3. Изменилась бы ситуация, если бы Косте

было 15 лет? 19 лет?

5

Контроль

уровня

усвоения,

самопровер-

ка и

взаимопро-

верка знаний

Выявить, насколько

глубоко усвоена тема,

решены ли

поставленные задачи.

5

Что такое гражданские правоотношени?

Назовите субъекты, объекты и содержание

гражданских правоотношений.

Отвечают на вопросы.

6

Задание на

самоподготов

ку,

инструктаж

по его

выполнению

Определить круг

вопросов для

закрепления на

самоподготовке.

2

§23, п.1 понятия выучить

Записывают задание.

Дата 12. 02.2019 Подпись педагога

Решение задачи 4.

1. Из ч.1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ следует, что способность гражданина своими действиями

приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и

исполнять

их

(гражданская

дееспособность)

возникает

в

полном

объеме

с

наступлением

совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В соответствии со ст.28 ГК

РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением

указанных

в

пункте

2

настоящей

статьи,

могут

совершать

от

их

имени

только

их

родители,

усыновители

или

опекуны.

К

сделкам

законных

представителей

несовершеннолетнего

с

его

имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:1) мелкие

бытовые

сделки;2)

сделки,

направленные

на

безвозмездное

получение

выгоды,

не

требующие

нотариального

удостоверения

либо

государственной

регистрации;3)

сделки

по

распоряжению

средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом

для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по

сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители,

усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти

лица

в

соответствии

с

законом

также

отвечают

за

вред,

причиненный

малолетними.

Так как сделка по продаже велосипеда не является мелкой бытовой, то она должна быть признана

недействительной.

2.

Ничтожна

сделка,

совершенная

несовершеннолетним,

не

достигшим

четырнадцати

лет

(малолетним). К такой сделке применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим

п у н к т а

1

с т а т ь и

1 7 1

Г К

Р Ф .

3 .

В

с л у ч а е ,

е с л и

б ы

К о с т е

б ы л о

1 5

л е т ,

т о

р е ш е н и е

б ы л о

б ы

и н ы м .

Общее

требование

п.

1

ст.

26

знает

ряд

исключений,

когда

несовершеннолетний

может

самостоятельно и без согласования совершать сделки, их исчерпывающий перечень содержит п. 2 ст.

26. Прежде всего это распоряжение несовершеннолетним своим доходом - заработком, стипендией,

гонораром, дивидендом, выигрышем и др. (далее - доход). Закон не дает ответа на вопрос, может ли

несовершеннолетний распоряжаться имуществом, приобретенным на этот доход (за рамками мелких

бытовых и иных сделок, которые самостоятельно могут совершать даже малолетние). В современных

экономико-правовых условиях положительное его решение сомнений не вызывает, учитывая в том

числе и то, что доход, о котором идет речь в подп. 1 п. 2 ст. 26, поступающий в самостоятельное

распоряжение несовершеннолетнего, может быть и денежным, и натуральным.

Таким образом, если считать, что подарок в виде велосипеда – это доход Кости, то 15 летний

подросток мог распоряжаться им по своему усмотрению. Если бы Косте было 19 лет, то он обладал бы

полной дееспособностью, сделка также считалась бы действительной.

Верны ли следующие суждения о праве налогоплательщика?

А. Налогоплательщик имеет право получать бесплатную информацию о действующих налогах и

сборах

Б. Налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

2. Какой пример иллюстрирует право налогоплательщика?

1) индивидуальный предприниматель Р. присутствовал при проведении выездной налоговой проверки

2) индивидуальный предприниматель К. составил отчёты об осуществляемой им финансово-

хозяйственной деятельности

3) индивидуальный предприниматель Г. письменно сообщил об изменении своего места жительства

4) индивидуальный предприниматель М. в течение четырёх лет хранил данные бухгалтерского учёта,

необходимые для исчисления и уплаты налогов.

3. Какой пример иллюстрирует право налогоплательщика?

1) индивидуальный предприниматель М. представил налоговую декларацию в налоговый орган

2) гражданин Б. уплатил налог за принадлежащий ему автомобиль «ФОРД»

3) индивидуальный предприниматель Н. потребовал возмещения в полном объёме убытков,

причинённых незаконными актами налогового органа

4) гражданин С. вёл в установленном порядке учёт своих доходов

4. Что из перечисленного относится к правам налогоплательщика?

1) уплачивать законно установленные налоги

2) требовать соблюдения налоговой тайны

3) вести в установленном порядке учёт своих доходов

4) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений

законодательства о налогах

1.Ниже приведён перечень требований. Все они, за исключением двух, относятся к требованиям,

предъявляемым для приёма в российское гражданство в общем порядке.

1) Наличие законного источника средств к существованию; 2) владение русским языком; 3) наличие

собственности на территории РФ; 4) проживание на территории РФ не менее пяти лет; 5) обязательство

соблюдать Конституцию и законы РФ; 6) заключение брака с гражданином РФ.

2.Найдите два требования, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

3. Умберто, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z обратился в полномочный орган

государства Z с заявлением об отказе от гражданства государства Z, так как решил стать гражданином России.

При каких условиях Умберто может подать заявление о приёме в гражданство РФ в общем порядке?

Запишите цифры, под которыми указаны эти условия. 1) наличие среднего общего образования

2) владение русским языком 3) постоянное проживание на территории РФ в течение 3 месяцев

4) наличие собственности в РФ 5) наличие законного источника средств к существованию

6) наличие родственных связей в РФ

4.«Гражданство – устойчивая правовая и политическая связь ______ (А) с государством. В юридическом

контексте эта связь проявляется в совокупности взаимных _______ (Б) и обязанностей. В Российской Федерации

гражданство определяет «принцип крови», т.е. гражданство новорожденного определяется гражданством его

_______ (В). Гражданство в Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с _______ (Г).

В ряде стран признан «признак почвы»: новорожденный приобретает гражданство того _______ (Д), на

территории которого он родился. _________ (Е) может получить российское гражданство после пяти лет

проживания на территории страны».

Список терминов: 1.Иностранец, 2.Общество, 3.Традиции, 4. Федеральный закон, 5) родители

6) права, 7) дети, 8) государство, 9) человек

5. В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя

обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три

возможных способа решения этого вопроса.

6.Руслан, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, постоянно проживает на территории РФ 7

лет. Он обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства этого государства,

так как решил стать гражданином РФ.

7.Назовите любые три принципа гражданства РФ и раскройте сущность каждого из них.

8.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого

курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения

гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской

Федерации.

===============================================================================

1. Верны ли следующие суждения о праве налогоплательщика?

А. Налогоплательщик имеет право получать бесплатную информацию о действующих налогах и

сборах

Б. Налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

2. Какой пример иллюстрирует право налогоплательщика?

1) индивидуальный предприниматель Р. присутствовал при проведении выездной налоговой проверки

2) индивидуальный предприниматель К. составил отчёты об осуществляемой им финансово-

хозяйственной деятельности

3) индивидуальный предприниматель Г. письменно сообщил об изменении своего места жительства

4) индивидуальный предприниматель М. в течение четырёх лет хранил данные бухгалтерского учёта,

необходимые для исчисления и уплаты налогов.

3. Какой пример иллюстрирует право налогоплательщика?

1) индивидуальный предприниматель М. представил налоговую декларацию в налоговый орган

2) гражданин Б. уплатил налог за принадлежащий ему автомобиль «ФОРД»

3) индивидуальный предприниматель Н. потребовал возмещения в полном объёме убытков,

причинённых незаконными актами налогового органа

4) гражданин С. вёл в установленном порядке учёт своих доходов

4. Что из перечисленного относится к правам налогоплательщика?

1) уплачивать законно установленные налоги

2) требовать соблюдения налоговой тайны

3) вести в установленном порядке учёт своих доходов

4) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений

законодательства о налогах

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Гражданство человека означает признание его государством в качестве полноправного субъекта

правовых отношений. (Б) Совершенно обоснованно общественность ряда стран высказывается за

ужесточение требований к претендентам на гражданство. (В) Уже сейчас в ряде стран необходимо

продемонстрировать знания языка. (Г) В некоторых государствах претендент на гражданство

должен отвечать критериям материально-финансового характера. (Д) Однако чрезмерное

ужесточение требований может негативно сказаться на свободе перемещения людей.

Определите, какие положения из текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных

суждений

3) характер теоретических утверждений

2.Ниже приведён перечень требований. Все они, за исключением двух, относятся к требованиям,

предъявляемым для приёма в российское гражданство в общем порядке. 1) Наличие законного

источника средств к существованию; 2) владение русским языком; 3) наличие собственности на

территории РФ; 4) проживание на территории РФ не менее пяти лет; 5) обязательство соблюдать

Конституцию и законы РФ; 6) заключение брака с гражданином РФ.

3.Найдите два требования, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z обратился в полномочный орган

государства Z с заявлением об отказе от гражданства, так как решил вступить в российское

гражданство. При каких условиях Джон может вступить в гражданство РФ в общем порядке?

Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.

1) наличие среднего общего образования 2) владение русским языком 3) наличие родственников в РФ

4) наличие собственности в РФ 5) наличие законного источника средств к существованию 6)

обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы

4.Укажите ситуацию, в которой действующие в ней лица могут быть приняты в российское

гражданство в упрощенном порядке. Запишите цифры, под которыми эти ситуации указаны.

1) Руслан Р., гражданин Узбекистана, живёт в России пять лет и работает строителем.

2) Гюльнара Д., окончившая в 2003 году Воронежский государственный университет, приехала в

России из Казахстана.

3) Михаил А., гражданин Франции, три года назад женился на россиянке Александре М. и переехал в

Российскую Федерацию.

4) Бронислава В., гражданка Словении, поступила учиться в Московский университет и желает

остаться жить и работать в России.

5) Ханна Ж., гражданка Польши, стала партнёром Артёма Б. в бальных танцах, живёт и тренируется в

России.

6) Луис Л., гражданин Кубы, приехал работать по контракту поваром в один из ресторанов Москвы.

5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания

обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию

об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведающих

делами о гражданстве Российской Федерации.

6. Назовите ещё три условия, при соблюдении которых Руслан может быть принят в гражданство РФ в

общем порядке.

7. Назовите любые три основания получения гражданства РФ в упрощенном порядке и

проиллюстрируйте примером каждое из них.

8.В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын.

Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына.

Приведите три возможных способа решения этого вопроса.



В раздел образования