Напоминание

Влияние самооценки на уровень притязаний старшеклассников


Автор: Малышенко Аполлинария Валерьевна
Должность: Педагог– психолог
Учебное заведение: МБОУ "Черкизовская СОШ"
Населённый пункт: Московская область, г. Пушкино
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние самооценки на уровень притязаний старшеклассников
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние самооценки на уровень притязаний старшеклассников

Актуальность:

На

сегодняшний

день

исследования

самооценки

старшеклассников представляют большой интерес для психологии, как в

теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются факторы влияния на

самооценку

и

её

формирование. Значимость проблемы самосознания и, в

частности, образа «Я», самооценки и уровня притязаний переоценить трудно.

Знание

особенностей

образования

данных

структур

и

возможность

воздействия на формирование нужно педагогу.

Знание о самооценке человека весьма существенно, для того чтобы

установить отношений с ним, а также для нормального общения, в котором

люди,

как

социальные

существа,

неизбежно

включаются.

В

особенности

значимо учитывать самооценку школьника. Как и все в нем, она еще только

вырабатывается и поэтому в значительной мере, чем у взрослого, поддается

влиянию и изменению.

Самооценка

как

система

характеризуется:

коммуникативностью

(взаимодействие

с

внешней

средой

и

другими

с и с т е м а м и ) ;

целеориентированностью (функции ее компонентов соответствуют цели всей

системы

-

достижению

адекватной

самооценки);

управляемостью

(самоуправляемостью);

преемственностью

(связи

прошлого,

настоящего,

будущего в элементах самооценки, что отражается в смене ее форм) [3].

Понятие «самооценка» в психологии выработалось не сразу. Ученые

постепенно расширяли и углубляли это понятие.

В

психологических

исследованиях,

как

отечественных,

так

и

зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную

разработку ее теоретические аспекты нашли в психологии в трудах Л.И.

Божович,

Б.Г.

Ананьева,

М.И.

Лисиной,

И.С.

Кона,

В.В.

Столина,

А.И.

Липкиной, Е.В. Шороховой, в зарубежной – Ч. Кули, У. Джемса, Э. Эриксона,

Дж.

Мида,

К.

Роджерса

и

других.

Этими

учеными

обсуждаются

такие

вопросы, как онтогенез самооценки, ее функции, структура, закономерности

и возможности формирования.

Самооценка

связана

со

всеми

проявлениями

психической

жизни

человека.

Главными

средствами

самооценки

являются:

самоанализ,

самонаблюдение,

сравнение,

самоотчет.

На

этой

основе

личность

сама

оценивает себя, собственные качества, возможности, место среди других

людей, достигнутые результаты в разнообразных сферах жизнедеятельности,

взаимоотношения с людьми.

Самооценка зависит и от сформированности у человека критичности,

рефлексии, требовательности к себе и окружающим людям.

Проблема появления и вырабатывания самооценки проявляется одной

из

главных

проблем

становления

личности.

Самооценка

-

это

нужный

компонент формирования самосознания, т.е. постижение человеком самого

себя, своих умственных способностей, физических сил, мотивов, поступков и

целей собственного поведения, личного отношения к окружающим людям и к

самому себе.

О

проблеме

представлений

индивида

о

себе

и

самооценки

рассматривали также в зарубежной психологии, такие исследователи как С.

Куперсмит, Р. Бёрнс, М. Розеберг и многие другие. В данных работах принят

термин «Я-концепция», который означает совокупность всех представлений

индивида о себе. Причем, Я-концепция устанавливает «не просто то, что

собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на

свое деятельностное начало и возможность развития в будущем».

Самооценка – это компонент развития самосознания, т.е. осознание

человеком

своего

здоровья,

умственных

способностей,

физических

сил,

мотивов и целей поведения, отношения к другим людям и себе. [3]

Самооценка

спутник

нашего

«Я».

Она

выявляется

в

отношении

человека

к

успехам

других

людей,

благодаря

самооценке

совершается

регуляция поведения личности.

На

вырабатывание

самооценки

воздействуют

объективные

и

субъективные факторы, при этом существенным объектным фактором играет

процесс

формирования

самооценки

в

учебной

деятельности,

в

качестве

субъективных

особенностей

школьника

и

принятые

им

ценности.

Объективные

факторы

делятся

на

макросоциальные

(культурные,

экономические, идеологические, духовные, политические условия жизни в

обществе, особенности исторического времени, доминирующие ценности) и

микрофакторы

(особенности

ценностного

сознания

группы,

характер

обучения

и

оценочной

деятельности,

атмосфера

в

классном

коллективе,

особенности

профессиональной

деятельности

педагога).

К

субъективным

факторам

относятся

физические

(пол,

возраст,

здоровье,

внешность);

психологические

(интеллект,

нравственность,

самокритичность,

чувство

собственной значимости, способности); индивидуальный опыт.

основе самопознания.

Вырабатывание и развитие адекватной самооценки – это главное, на

котором

должна

основываться

вся

жизнь

человека.

Позволяя

же

отрицательным

схемам

мышления

господствовать

в

вашей

жизни,

мы

вырабатываем

у

себя

привычку

ожидания

отрицательных

факторов.

Собственную жизнь можно улучшить только тогда, когда мы сами, а не

случай программируем мышление и подсознание. [1]

Итак, вырабатывание адекватной самооценки – основная жизненная

установка для каждого из нас.

Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя

способами:

1)

путем

сопоставления

уровней

притязаний

с

объективными

результатами собственной деятельности;

2)

путем сопоставления себя с другими людьми.

Чем значительнее уровень притязаний, тем труднее его удовлетворить.

Удачи

и

неудачи

иной

деятельности

сказываются

на

оценку

индивидом

собственных способностей в этом виде деятельности: неудачи уменьшают

притязания, а успех увеличивает их. [2]

Уровень

притязаний

уровень

образа

«Я»,

обнаруживающийся

в

степени сложности цели, поставленной человеком перед собой. Психолог

Джеймс У. ввел формулу, показывающую зависимость самооценки человека

от его притязаний: Самооценка = Успех/Притязания.

В

соответствии

формуле,

стремление

к

увеличению

самооценки

исполняется

двумя

способами:

человек

увеличивает

притязания,

чтобы

испытать наибольший успех, или уменьшает их, чтобы избежать неудачи. В

случае

успеха

увеличивается

уровень

притязаний,

человек

готов

решать

более сложные задач, при неуспехе – уровень притязаний уменьшается.

Важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид сопоставляет себя

с

другими

людьми,

учитывая

не

только

личные

достижения,

но

и

всю

общественную

ситуацию

в

целом.

На

общую

самооценку

личности

чрезвычайно воздействуют также ее личные особенности и то, насколько

значимо

для

нее

оцениваемое

деятельность

или

качество.

Частных

самооценок

много.

Судить

по

ним

о

человеке,

не

зная

системы

его

индивидуальных

ценностей,

того

какие

именно

сферы

деятельности

или

качества являются для него главными, невозможно. [4]

Подводя

итоги

теоретическому

анализу

взглядов

на

формирование

самооценки,

можем

предположить,

что

самооценка

компонент

самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы

как: образ «Я – реального», «Я – идеального», результат сопоставления этих

образов и само отношение к результату сопоставления. Самооценка является

рефлексивным

компонентом

самосознания,

которые

выполняет

регулирующую

функцию;

она

есть

отношение

личности

к

результатам

сопоставления своих образов реального и идеального «Я». Несмотря на то,

что самооценка носит субъективный характер, подавляющее большинство

педагогов

и

психологов

в

своих

личных

работах

об

основах

обучения

школьников

всегда

упоминают

самооценку

как

главный

фактор,

который

влияет не только на взаимоотношения школьника с окружающим миром и

осознании себя в этом мире, но и на качество обучения учащихся.

Школьный

возраст

является

периодом

интенсивного

складывания

самооценки, что определено включением школьника в новую общественно

оцениваемую

и

значимую

деятельность.

Вырабатывание

самооценки

помогает

учащимся

верно

оценить

собственные

учебные

достижения,

возможности,

способности,

достоинства

и

недостатки,

способствует

саморегуляции

учебной

деятельности.

Школьник

по-разному

производит

самооценку своей учебной деятельности в зависимости от использования

учителем различных форм, средств и методов контроля.

Список литературы

1.

Зинько

Е.В.

Соотношение

характеристик

самооценки

и

уровня

притязаний. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006.

том 27, № 3. – С. 18

2.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -

СПб.: Питер, 2000. – С.231

3.

Burns R. Development of the I-concept and education. 1986, - P. 128

4.

JamesWilliamPsychology.1991, -P.14



В раздел образования