Автор: Малышенко Аполлинария Валерьевна
Должность: Педагог– психолог
Учебное заведение: МБОУ "Черкизовская СОШ"
Населённый пункт: Московская область, г. Пушкино
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние самооценки на уровень притязаний старшеклассников
Раздел: среднее образование
Влияние самооценки на уровень притязаний старшеклассников
Актуальность:
На
сегодняшний
день
исследования
самооценки
старшеклассников представляют большой интерес для психологии, как в
теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются факторы влияния на
самооценку
и
её
формирование. Значимость проблемы самосознания и, в
частности, образа «Я», самооценки и уровня притязаний переоценить трудно.
Знание
особенностей
образования
данных
структур
и
возможность
воздействия на формирование нужно педагогу.
Знание о самооценке человека весьма существенно, для того чтобы
установить отношений с ним, а также для нормального общения, в котором
люди,
как
социальные
существа,
неизбежно
включаются.
В
особенности
значимо учитывать самооценку школьника. Как и все в нем, она еще только
вырабатывается и поэтому в значительной мере, чем у взрослого, поддается
влиянию и изменению.
Самооценка
как
система
характеризуется:
коммуникативностью
(взаимодействие
с
внешней
средой
и
другими
с и с т е м а м и ) ;
целеориентированностью (функции ее компонентов соответствуют цели всей
системы
-
достижению
адекватной
самооценки);
управляемостью
(самоуправляемостью);
преемственностью
(связи
прошлого,
настоящего,
будущего в элементах самооценки, что отражается в смене ее форм) [3].
Понятие «самооценка» в психологии выработалось не сразу. Ученые
постепенно расширяли и углубляли это понятие.
В
психологических
исследованиях,
как
отечественных,
так
и
зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную
разработку ее теоретические аспекты нашли в психологии в трудах Л.И.
Божович,
Б.Г.
Ананьева,
М.И.
Лисиной,
И.С.
Кона,
В.В.
Столина,
А.И.
Липкиной, Е.В. Шороховой, в зарубежной – Ч. Кули, У. Джемса, Э. Эриксона,
Дж.
Мида,
К.
Роджерса
и
других.
Этими
учеными
обсуждаются
такие
вопросы, как онтогенез самооценки, ее функции, структура, закономерности
и возможности формирования.
Самооценка
связана
со
всеми
проявлениями
психической
жизни
человека.
Главными
средствами
самооценки
являются:
самоанализ,
самонаблюдение,
сравнение,
самоотчет.
На
этой
основе
личность
сама
оценивает себя, собственные качества, возможности, место среди других
людей, достигнутые результаты в разнообразных сферах жизнедеятельности,
взаимоотношения с людьми.
Самооценка зависит и от сформированности у человека критичности,
рефлексии, требовательности к себе и окружающим людям.
Проблема появления и вырабатывания самооценки проявляется одной
из
главных
проблем
становления
личности.
Самооценка
-
это
нужный
компонент формирования самосознания, т.е. постижение человеком самого
себя, своих умственных способностей, физических сил, мотивов, поступков и
целей собственного поведения, личного отношения к окружающим людям и к
самому себе.
О
проблеме
представлений
индивида
о
себе
и
самооценки
рассматривали также в зарубежной психологии, такие исследователи как С.
Куперсмит, Р. Бёрнс, М. Розеберг и многие другие. В данных работах принят
термин «Я-концепция», который означает совокупность всех представлений
индивида о себе. Причем, Я-концепция устанавливает «не просто то, что
собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на
свое деятельностное начало и возможность развития в будущем».
Самооценка – это компонент развития самосознания, т.е. осознание
человеком
своего
здоровья,
умственных
способностей,
физических
сил,
мотивов и целей поведения, отношения к другим людям и себе. [3]
Самооценка
–
спутник
нашего
«Я».
Она
выявляется
в
отношении
человека
к
успехам
других
людей,
благодаря
самооценке
совершается
регуляция поведения личности.
На
вырабатывание
самооценки
воздействуют
объективные
и
субъективные факторы, при этом существенным объектным фактором играет
процесс
формирования
самооценки
в
учебной
деятельности,
в
качестве
субъективных
особенностей
школьника
и
принятые
им
ценности.
Объективные
факторы
делятся
на
макросоциальные
(культурные,
экономические, идеологические, духовные, политические условия жизни в
обществе, особенности исторического времени, доминирующие ценности) и
микрофакторы
(особенности
ценностного
сознания
группы,
характер
обучения
и
оценочной
деятельности,
атмосфера
в
классном
коллективе,
особенности
профессиональной
деятельности
педагога).
К
субъективным
факторам
относятся
физические
(пол,
возраст,
здоровье,
внешность);
психологические
(интеллект,
нравственность,
самокритичность,
чувство
собственной значимости, способности); индивидуальный опыт.
основе самопознания.
Вырабатывание и развитие адекватной самооценки – это главное, на
котором
должна
основываться
вся
жизнь
человека.
Позволяя
же
отрицательным
схемам
мышления
господствовать
в
вашей
жизни,
мы
вырабатываем
у
себя
привычку
ожидания
отрицательных
факторов.
Собственную жизнь можно улучшить только тогда, когда мы сами, а не
случай программируем мышление и подсознание. [1]
Итак, вырабатывание адекватной самооценки – основная жизненная
установка для каждого из нас.
Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя
способами:
1)
путем
сопоставления
уровней
притязаний
с
объективными
результатами собственной деятельности;
2)
путем сопоставления себя с другими людьми.
Чем значительнее уровень притязаний, тем труднее его удовлетворить.
Удачи
и
неудачи
иной
деятельности
сказываются
на
оценку
индивидом
собственных способностей в этом виде деятельности: неудачи уменьшают
притязания, а успех увеличивает их. [2]
Уровень
притязаний
–
уровень
образа
«Я»,
обнаруживающийся
в
степени сложности цели, поставленной человеком перед собой. Психолог
Джеймс У. ввел формулу, показывающую зависимость самооценки человека
от его притязаний: Самооценка = Успех/Притязания.
В
соответствии
формуле,
стремление
к
увеличению
самооценки
исполняется
двумя
способами:
человек
увеличивает
притязания,
чтобы
испытать наибольший успех, или уменьшает их, чтобы избежать неудачи. В
случае
успеха
увеличивается
уровень
притязаний,
человек
готов
решать
более сложные задач, при неуспехе – уровень притязаний уменьшается.
Важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид сопоставляет себя
с
другими
людьми,
учитывая
не
только
личные
достижения,
но
и
всю
общественную
ситуацию
в
целом.
На
общую
самооценку
личности
чрезвычайно воздействуют также ее личные особенности и то, насколько
значимо
для
нее
оцениваемое
деятельность
или
качество.
Частных
самооценок
много.
Судить
по
ним
о
человеке,
не
зная
системы
его
индивидуальных
ценностей,
того
какие
именно
сферы
деятельности
или
качества являются для него главными, невозможно. [4]
Подводя
итоги
теоретическому
анализу
взглядов
на
формирование
самооценки,
можем
предположить,
что
самооценка
–
компонент
самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы
как: образ «Я – реального», «Я – идеального», результат сопоставления этих
образов и само отношение к результату сопоставления. Самооценка является
рефлексивным
компонентом
самосознания,
которые
выполняет
регулирующую
функцию;
она
есть
отношение
личности
к
результатам
сопоставления своих образов реального и идеального «Я». Несмотря на то,
что самооценка носит субъективный характер, подавляющее большинство
педагогов
и
психологов
в
своих
личных
работах
об
основах
обучения
школьников
всегда
упоминают
самооценку
как
главный
фактор,
который
влияет не только на взаимоотношения школьника с окружающим миром и
осознании себя в этом мире, но и на качество обучения учащихся.
Школьный
возраст
является
периодом
интенсивного
складывания
самооценки, что определено включением школьника в новую общественно
оцениваемую
и
значимую
деятельность.
Вырабатывание
самооценки
помогает
учащимся
верно
оценить
собственные
учебные
достижения,
возможности,
способности,
достоинства
и
недостатки,
способствует
саморегуляции
учебной
деятельности.
Школьник
по-разному
производит
самооценку своей учебной деятельности в зависимости от использования
учителем различных форм, средств и методов контроля.
Список литературы
1.
Зинько
Е.В.
Соотношение
характеристик
самооценки
и
уровня
притязаний. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006.
том 27, № 3. – С. 18
2.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -
СПб.: Питер, 2000. – С.231
3.
Burns R. Development of the I-concept and education. 1986, - P. 128
4.
JamesWilliamPsychology.1991, -P.14