Напоминание

Использование нетрадиционных форм проведения уроков биологии для развития ключевых компетенций школьников.


Автор: Киру Анна Владимировна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Черкизовская СОШ"
Населённый пункт: Пушкино
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных форм проведения уроков биологии для развития ключевых компетенций школьников.
Дата публикации: 11.06.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Использование нетрадиционных форм проведения уроков биологии для

развития ключевых компетенций школьников.

Глубокие

социальные,

духовные

и

экономические

сдвиги,

происходящие

в

системе

образования

на

данный

момент,

побуждают

к

реформированию

системы

образования,

которая

должна

способствовать

утверждению человека как высшей социальной ценности, наиболее полному

раскрытию

его

способностей,

удовлетворению

разнообразных

образовательных

потребностей,

обеспечении

приоритетности

общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей

среды, общества и природы. Практическая реализация поставленных задач

зависит,

прежде

всего,

от

совершенствования

учебного

процесса

и

формирования

активной

познавательной

деятельности

учащихся.

Но,

несмотря на многочисленные разработки в научной литературе по проблеме

организации

познавательной

активности

учащихся

остается

открытым

вопросом

о

конкретизации

практических

форм

и

методов

активизации

учебной деятельности учащихся на уроках биологии. Проблема развития

познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы

обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо

«разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности

познавательную

потребность,

которая

является

источником

его

познавательной

активности

и

лежит

в

основе

развития

познавательного

интереса человека.

Обобщение

данных

психолого-педагогических

исследований

по

проблеме

формирования

познавательных

интересов

дало

основания

рассматривать интерес как:

-

избирательное

эмоционально-познавательное

отношение

личности

к

людям, предметам, явлениям, событиям окружающей действительности, а

также

к

определенным

видам

деятельности,

которые

имеют

для

нее

жизненное значение;

-

как проявление эмоциональной и мыслительной активности,

-

как

своеобразный

сплав

эмоционально-волевых

и

интеллектуальных

процессов,

-

как структуру, состоящую из доминирующих потребностей,

-

как отношение человека к миру.

Таким образом, психологическое понятие «интерес» характеризуется

многогранностью

своего

содержания,

форм

проявления

и

роли

для

становления и жизнедеятельности личности.

Так, А.М. Леушина, О. В. Узорова и другие отмечают, что интерес –

это активное познавательное отношение человека к миру. Итак, интерес и

познание тесно связаны между собой, и если познание в какой-то степени

возможно без интереса, то интерес возникает, активизируется, развивается и

исчезает при условии способности человека к познанию и вследствие него.

Интерес к познанию является самоценной сущностью человека, без

которой он перестает быть личностью и реагировать на окружающий мир, в

котором живет. Во всех подходах утвердилось понятие «познавательный

интерес», которое употреблялось в значении интереса к овладению любой

новой информации, в том числе – к обучению. Поэтому правомерно назвать

познавательный интерес особым видом интересов, который, по выражению

Е. Ф Басько, является интересом, полным содержания.

В педагогике можно встретить термин «учебный интерес» как синоним

«познавательного

интереса».

В

зарубежных

источниках

используется

понятие «интеллектуальный интерес».

Педагогические аспекты формирования познавательных интересов у

детей

раскрывают

работы

Почебутова

О.С.,

Работяговой

Т.

А.

и

др.

В

исследованиях определены пути, методы, формы, средства, обеспечивающие

формирование познавательных интересов.

Педагогический

подход

к

проблеме

интереса

связан

с

изучением

условий его развития в воспитательной деятельности, а также с выявлением

методов и приемов формирования интереса как ценного качества личности и

основы успешной деятельности.

В. А. Сидорчук, исследуя процесс развития познавательных интересов,

указывает, что он определяется:

-

содержанием

учебно-игровой

среды

и

познавательной

деятельности

дошкольников, активностью ребенка в получении информации;

-

целесообразным сочетанием элементов известного и неизвестного;

-

в обеспечении оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных

форм и методов творческого направления;

-

выявлением ребенком инициативы, самостоятельности и творчества;

-

осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода к учебной

деятельности детей;

-

активизацией и стимулированием умственных и волевых усилий во время

решения

задач

и

предвидением

различных

вариантов

познавательного

поиска,

-

регламентацией детской деятельности демократическим подходом к

ее

организации,

что

достигается

методическим

руководством

со

стороны педагога.

Итак, можно сказать, что интерес – это психическое явление, которое

можно охарактеризовать как тяготение к объекту, своеобразное побуждение

(«жажда»,

«позыв»),

которое

необходимо

развивать

в

процессе

осуществления

образовательного

процесса.

Также

необходимо

выделить

такую важную характеристику познавательного интереса как эмоциональная

насыщенность. Особенно это важно для детей школьного возраста, когда их

восприятие напрямую зависит от того, какие эмоции они будут испытывать.

Другой

важной

особенностью

интереса

можно

назвать

его

«самоактивность», отсутствие каких-либо принудительных влияний извне

для его возникновения.

Одним из нетрадиционных форм проведения урока биологии, которым я

пользуюсь является урок-спектакль.

В условиях все большего усложнения программы по биологии и сокращения

часов обучения, внедрение нетрадиционных форм урока является

неотъемлемой частью учебного процесса. Особенно это важно в среднем

звене. Программа биологии 5 класса перенасыщена сложнейшей

информацией, которая сложна для восприятия.

Целью данного приема является развить биологическое мышление и через

творческую игру получить знания в долгосрочной памяти.

Игра-спектакль деление клетки.

Парты в классе расставляются по периметру. В центре класса устанавливаю

2 стула. Ученики 5 класса получают карточки-роли. (Органоиды клетки). На

стулья усаживаются две хроматиды, которые держатся за руки. Во время

постановки дети читают по карточкам задания и выполняют действия,

показывая процессы происходящие в клетке.

Как показала практика данная форма урока очень эффективна.

Урок-практикум на школьном опытном участке.

Зачастую уроки практикумы школьной программы мы упрощаем и все

больше работаем со схемами и таблицами но….. Ничто не может заменить

практический опыт.

В прошлом году на опытном участке учениками были посажены пшеница и

овес (9 класс),картофель(6 класс),клубника(5 класс),кукуруза, горох(7

класс),цветники из ирисов(8 класс),10-11 класс занимался компостными

ямами.

В процессе посадки, ухода и сбора урожая получая все новые знания.

Соревнуясь за больший урожай самостоятельно изучался материал и про

сами растения и про уход за ними. Итог- повышение интереса . Дети

повышая свой интерес способны добиться результатов вне зависимости от

объема часов школьной программы.

Урок-практикум 7 класса(отгадай чей череп)

Одной из сложнейшей проблемой в изучении зоологии станет меньше если

дети один раз сделают на практике интересную работу. Следуя указаниям на

карточках, рассмотрят скелеты насекомоядных, грызунов, зайцеобразных.

(которых так сложно отличить по черно-белым картинкам ОГЭ,ЕГЭ,ВПР и

олимпиадных заданий. В этом случае вероятность ошибки сводится к

минимуму.

Опыт работы позволяет сделать вывод, что нетрадиционные формы

проведения

уроков

предусматривают

индивидуальную

работу

со

всеми

категориями учащихся, конкретную помощь каждому для максимального

развития

его

умственных

способностей,

дают

возможность

работать

с

учащимися

разного

уровня

готовности

к

учебной

деятельности.

Использование таких методов помогает учителю преодолеть такой барьер,

как потеря учеником интереса к обучению, способствует решению одной из

основных

задач

– научить

учащихся

самостоятельно

овладеть

новыми

знаниями для достижения всестороннего развития личности, делает урок

динамичным, вырабатывает потребность в обучении в течение жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

Гибнущего А. Л. Диагностика формирования исследовательских умений //

Научный вестник. - 2010. – 142с.

2

Голицын В.Б. Познавательная активность школьников // Педагогика. – 2011.

- ?3. – С. 228.

3

Исакова

Н.В.

Развитие

познавательных

процессов

у

школьников

через

экспериментальную деятельность / Н.В. Исакова. – СПб.: Детство-Пресс,

2013. - 262 с.

4

Коновалова Т. А. Условия формулирования познавательного интереса у

школьников в процессе ознакомления с миром животных. Автореф. канд.

пед. наук. - Иркутск, 2012. - 67 с.

5

Орлова Ю. А. Развитие познавательного интереса у детей школьного

возраста [Текст] / Ю. А. Орлова, Н. Д. Середкина // Образование и наука в

современных

условиях:

материалы

VII

Междунар.

науч.–практ.

конф.

(Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. -

Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - ? 2 (7). - С. 167

6

Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного

интереса» в психолого-педагогической литературе

// Молодой

ученый. -

2012. - ?4. - С. 348.

7

Развитие познавательной и эмоциональной сфер школьников: методические

рекомендации / [авт.-сост. И.Д. Войтова и др.]; под ред. А.В. Можейко. – М.:

Творческий центр Сфера, 2010. - 128 с.



В раздел образования