Авторы: Андреева Елена Владимировна, Труль Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 100
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Пушкинский вечер"
Раздел: дошкольное образование
Конспект совместной деятельности педагогов, детей и
родителей по образовательной области «Речевое развитие» с
элементами игровой технологии.
Воспитатели: Андреева Елена Владимировна и Труль Татьяна
Анатольевна.
Дата: 06.06. 2019г.
Возрастная группа: Средний дошкольный возраст.
Тема:
«Пушкинский вечер».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Цель: показать удивительный мир сказок А.С.Пушкина, их
мудрость, красоту; развивать интерес детей и родителей к чтению
художественной литературы; прививать у детей интерес к сказкам
А.С.Пушкина, которые способствуют формированию
положительных качеств.
Программные задачи:
«Речевое развитие» - формировать умение читать по ролям,
продолжать учить детей читать выразительно отрывки из
произведений. Воспитывать интерес к художественным
произведениям автора и желание инсценировать некоторые
отрывки. Развивать у детей речевую активность, расширять
словарный запас, развивать внимание и память.
«Социально-коммуникативное развитие»
-
формировать у детей
с помощью сказок нравственные качества личности. Вызвать
чувство радости от прослушивания сказок.
«Физическое развитие» - Учить согласовывать действия и
сопровождающих их речи, совершенствовать координацию
движений, формировать ловкость у детей.
1
Используемые элементы технологий:
«Здоровьесберегающая технология», «Игровая технология».
Оборудование:
Костюмы для рыбака и царевны;
Удочка;
Шкатулка с зеркальцем;
Замочек с ключиками;
Два мольберта;
Заготовки корабликов.
Предварительная работа:
Чтение стихов и сказок А.С.Пушкина;
Рассматривание иллюстраций к этим произведениям;
Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок;
Слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка
о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ход мероприятия:
Звучит песня «Приходите к нам в дом».
Воспитатель - Ребята, посмотрите на этот портрет, кто на нем
изображен? (Это портрет А.С.Пушкина)
А какой сегодня день?
Этот выдающийся поэт жил и работал около двухсот лет назад.
Он писал стихотворения, сказки.
Скажите, какие сказки знаете вы?
(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике
его Балде», «Сказка о золотом петушке»).
- Когда А.С.Пушкин был маленький, в его воспитании принимала
участие няня. Может кто-то знает, как её звали?
2
- Правильно, сегодня день рождения гениального русского поэта -
А.С. Пушкина, имя которого известно во всем мире.
(Няню звали Арина Родионовна)
- Каждый вечер Арина Родионовна, рассказывала ему сказки,
интересные, захватывающие истории, в которых передавалась
мудрость русского народа, собираемая веками, познакомила с
богатырями и злыми колдунами, с Бабой-Ягой и Кощеем.
Поэтому Пушкина считают русским народным поэтом!
Слышится стук, входит кот под музыку.
Кот - Здравствуйте ребята, позвольте представиться, я Кот да не
простой, а ученый. Живу я в сказочной стране Лукоморье, на
зеленом дубе. Про мою волшебную страну есть стихотворение,
которое написал А. С. Пушкин, а вы его знает ?
Дёма - У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка, там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
3
Став взрослым, Александр Сергеевич написал много сказок. В них
отражается его любовь к традициям и творчеству русского народа.
Воспитатель - Ребята, хотелось бы вам побывать в такой сказочной
стране?
Тогда кот и я приглашаем вас - совершить путешествие по сказкам
А. С. Пушкина. А что нужно взять с собой в дорогу, чтобы не
сбиться с пути?
Кот - (В дорогу берут компас, волшебный клубочек, карту)
Воспитатель - Правильно, а мы возьмем карту! Эта карта не
простая, а загадочная, чтобы понять, куда нам идти, нужно отгадать
загадки:
Настя - Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Он жил в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Игра «Собери картинку».
(Входит ребенок в костюме рыбака с удочкой)
Боря - Каждый день хожу я к морю
И рыбачу на просторе
Люблю я с рыбками играть
Их не стану обижать.
-Ребята я предлагаю, вам со мной поиграть.
Игра «Рыбалка».
Боря - Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами играть, до
свидания!
Песня «Во саду ли, в огороде…»
Воспитатель – Кто поёт эту песенку?
Воспитатель - Продолжим наше путешествие. А для этого
отгадайте следующую загадку:
Лера - Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Варя - Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
4
Воспитатель - Правильно ребята, нам надо попасть в «Сказку о
рыбаке и рыбке».
Скажите, какую рыбку выловил неводом старик?
(Старик выловил неводом Золотую рыбку)
-Хотите ее увидеть? Тогда нам нужно собрать рыбку на ковролине.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
(Сказка о царе Салтане)
Воспитатель – На каком острове жил князь Гвидон? (Буяне)
Какие чудеса были на острове Буяне?
Петя и мама Катя - В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Воспитатель – От кого спас царевну лебедь князь Гвидон?
Как она его отблагодарила?
Римма - За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Воспитатель – В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона?
Кот - Ребята, а на чем добрался царь Салтан до острова Буяна?
Правильно, на корабле. Давайте посмотрим на нашу карту, какой
красивый корабль у царя Салтана. Давайте и мы с вами построим
корабль на ковролине.
5
Под музыку «Полёт шмеля».
Воспитатель – Саид нам сейчас расскажет стихотворение про
кораблик, который перевозил карабельщиков.
Саид - Ветер на море гуляет,
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Воспитатель – Давайте посмотрим на карту, какой следующий
герой нас ждёт? (Елисей).
У кого он просил о помощи найти царевну? (Солнце, месяц, ветер)
Кто знал, где искать царевну?
Кот – Давайте, послушаем отрывки из «Сказки о мёртвой царевны
и семи богатырях».
Миша и мама Оля - «Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Лёша Ш. - Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
6
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Федя - Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты, гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Воспитатель – Кто же следующий изображён на карте?
(Входит царевна) Маша - Здравствуйте ребята. Вы, наверное,
сказки любите, раз к нам в гости пожаловали? У меня есть сундук,
в котором хранится один волшебный предмет из сказки. Хотите,
покажу?
Маша - Ой, а сундучок мне не открыть, ключей много, а какой от
этого замочка я не знаю. Вы мне поможете открыть?
(дети подбирают ключи к замку: д/и «Подбери ключик к замочку»)
Маша - Спасибо большое, без вас бы я не справилась!
(Царевна достает из сундука волшебное зеркальце)
Воспитатель - Ребята, скажите, кому из героев принадлежит
волшебное говорящее зеркальце?
Дети - Волшебное говорящее зеркальце принадлежит царице, злой
мачехе царевны.
Кот – Послушайте, как поэт описал это волшебное зеркальце.
София - Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила….
Воспитатель – Что говорила царица зеркальцу?
7
Настя - «Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Царевна - Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Зеркало».
Сейчас вы все превратитесь в зеркала, а что должно делать
зеркало? Правильно, отражать все, что «видит».
Кот - Изобразите, как старик тянет невод из моря.
Кот - Изобразите, Гвидона, натягивающего, стрелу.
Кот - Изобразите, как Баба-Яга варит своё зелье.
Кот - Изобразите, как царевна расчёсывает волосы.
Кот - Изобразите, как царевна смотрится в зеркальце.
Кот - Изобразите, как мама читает книжку.
(Дети играют с царевной в игру и прощаются)
Выступление, чтение родителей со стихотворениями
А.С.Пушкина.
Воспитатель - Ребята, наше путешествие подходит к концу,
спасибо всем сказочным героям, с которыми мы сегодня
встретились. Они оставили нам подарок в чудесном мешочке,
посмотрим, что в нем?
(Конечно, посмотрим, очень хочется узнать, что в нем)
- Это книга «Сказки А.С.Пушкина», мы с удовольствием будем ее
вам читать!
Ребята, вам понравилось наше путешествие по сказкам?
Арина - Читайте Пушкина друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Максим - Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка.
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
8
9