Напоминание

Концептуальная схема городского информационно–методического центра города Ставрополя»


Автор: Щипко Екатерина Николаевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ "Городской информационно–методический центр города Ставрополя"
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Концептуальная схема городского информационно–методического центра города Ставрополя»
Раздел: полное образование





Назад




Концептуальная схема городского информационно-методического центра

города Ставрополя»

Система образования постоянно находится в состоянии изменений –

меняется структура и содержание образования, в практику входят новые

формы и методы обучения, появляются новые педагогические технологии –

всё это побуждает педагогов повышать свои профессиональные качества.

Задача методической службы на данном этапе – сопровождение

и

повышение уровня модернизации, проводить точечную поддержку педагогов.

Системе образования, требует реформирования, обновления структуры,

содержания,

технологий,

в

том

числе,

и

в

деятельности

городского

информационно-методического центра. Закон об образовании дал право всем

образовательным организациям не только на самостоятельность, но и на

творческий

поиск,

на

создание

собственной

системы

работы

с

учетом

особенностей и реальных возможностей учреждения.

Количество

подведомственных комитету образования администрации

города Ставрополя муниципальных образовательных организаций

122. Из

них 45 общеобразовательных учреждений, в которых работает 2817 тысяч

учителей. 52 учителя географии из них 10 молодых специалистов со стажем

работы до 10 лет.

Проанализировав ситуацию в городе, можно сделать следующие выводы:

высокое число педагогов, имеющих первую и высшую категорию;

высокий возрастной уровень педагогов;

низкий

уровень

заинтересованности

некоторых

педагогов

в

профессиональном

росте

и

представлении

собственных

достижений в работе;

необходимость

быстрого

реагирования

на

нововведение

в

образование.

Перечисленные аспекты анализа акцентировали

включение в работу

методической службы по повышению профессиональной компетенции новых

подходов.

Целесообразно в методическую работу информационного центра города

Ставрополя

включать

творческие

организации,

педагогов

-

лидеров,

имеющих положительный опыт в решении тех или иных задач современного

образования,

которые

не

просто

будут

представлять

опыт

своей

инновационной деятельности, но и сами смогут организовать

работу по

данному направлению.

Первоочередной

задачей

методической

службы

является

развитие

профессиональной

компетентности

педагогических

кадров

как

системнообразующего

ресурса

образования.

Данное

направление

работы

нуждается в совершенствовании, одним из этапов которого является создание

инновационной открытой модели районной методической службы. Изучив

опыт

работы

по

модернизации

образования

в

других

городах,

на

методическом

объединении

учителей

географии

пришли

к

выводу,

что

наиболее

эффективным

будет

построение

деятельности

методической

службы «на принципах сетевой организации», субъектом взаимодействия в

которой будут методист информационно-методического центра, руководитель

городского

методического

объединения,

творческая

группа

учителей

географии и высшие учебные заведения.

Главным преимуществом поддержки методической службы является:

открытость работы организаций;

взаимодействие

общеобразовательных

учреждений

и

методического центра;

выстраивание

прочных

и

эффективных

связей

между

профессиональными командами;

действие творческих групп;

свободная связанность партнёрств;

Данная форма работы педагогов станет одним из основных механизмов

распространения передового педагогического опыта в городе, способствовать

системы образования.

Данная

форма

будет

способствовать

выработке

индивидуальной

траектории

профессионального

саморазвития,

позволит

осуществлять

личностно ориентированную информационную поддержку в соответствии с

приобретенным

педагогическим

опытом

каждого

учителя,

а

также

даст

возможность

развития

методической

темы

на

основе

сетевого

сотрудничества.

Структура и организация сетевого сотрудничества позволит учитывать

интересы

каждого

учителя,

каждый

участник

работы

в

коллективной

почувствует

свою

собственную

значимость

и

важность

своей

работы,

а

значит возможность самореализации.

Считаю, что на данный момент концептуальная схема

методической

поддержки должна строиться по принципу трехкомпонентной структуры, то

есть объединять:

1. Традиционную

«иерархическую» структуру

взаимосвязей

между

постоянными

субъектами

методического

пространства образовательной

системы (от институтов последипломного педагогического образования через

методические службы к школьным методическим объединениям).

Такая структура позволит сохранить управляемость, способность быстро

и

адекватно

реагировать

на

постоянно

меняющуюся

действительность,

необходимость

пересмотреть

профессиональную

подготовку

педагога,

обеспечить предметно-методологическую

компетентность

в

реализации

Республиканских государственных образовательных стандартов.

2.

Второй

составляющей

является сетевая («антииерархическая»)

структура

горизонтальных

взаимосвязей

(выступлений

на

творческих

п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

к о н к у р с а х )

м е ж д у

с у б ъ е к т а м и

Р Ф .

Особенностью структуры является возникновение, развитие, трансформация

новых – непостоянных – субъектов методического пространства (опорных,

базовых образовательных учреждений, ресурсных центров по подготовки

одарённых

детей

участием

лучших

учителей

географии),

учебно-

методических центров, инновационных площадок, опорных консультативных

пунктов на базах общеобразовательных организаций). Они создаются для

решения

конкретных

педагогических

или

методических

за дач .

Взаимодействие общеобразовательных учреждений в рамках данной схемы

не возможно без соблюдения следующих принципов:

Паритетность (взаимодействие на основе равенства),

Приоритетность (взаимодействие

по

приоритетным

направлениям

деятельности),

Коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения

каждого),

Проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности),

Научность (взаимодействия через взаимоотношения с наукой),

Целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями).

Основная

миссия

деятельности

методической

службы:

обеспечить

развитие системы непрерывного образования педагогов в соответствии с их

потребностями и приоритетными направлениями развития образования.

Сетевая

модель

корректирует

эту

цель

и

оформляет

её

следующим

образом:

Цели

новой

схемы сформировать

субъектную

позицию

педагогов

в

построении собственной образовательной траектории. Она дает возможность:

использовать

потенциал

образовательных организаций и

учителей

географии, получивших признание в рамках мероприятий и конкурсов

профессионального

мастерства,

достигших

высоких

результатов

в

профессиональной деятельности, для оказания адресной методической

поддержки учителя с низкими показателями по выпускным экзаменов;

Новизна нашей

сетевой

организации

городского

информационно-

методического

центра

состоит

в

адресной

методической

поддержке

тех

направлений деятельности, которые наиболее востребованы потребителями

услуг.

Поэтому я считаю, что именно сетевые взаимодействия являются одним

из главных ресурсов развития городской системы образования, поскольку они

позволяют

выявить

скрытый,

или

еще

не

востребованный,

или

не

реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал.

Организация

и

содержание

деятельности

центров

нацелено

на

реализацию приоритетных задач развития городской системы образования;

усовершенствования методической работы, рациональное использование:

- организации подготовки педагогических кадров к введению новых

государственных

образовательных

стандартов

основного

общего

образования;

-

разработки

и

внедрения

системы

оценки

качества

образования

на

городском уровне и уровне образовательных организаций;

-

развития

регионального

компонента

общего

образования,

обеспечивающего формирование компетентного выпускника;

- поддержки одарённых детей,

- развития сотрудничества с

высшими учебными заведениями города

Ставрополя.

Под

сетевой

деятельностью

мы

понимаем

совместную

деятельность

общеобразовательных организаций, совместного изучения, обмена опытом,

проектирования,

разработки,

апробирования

или

внедрения

учебно-

методических

комплексов,

методик

и

технологий

обучения,

воспитания,

новых механизмов управления в системе образования и т.д.

Таким

на базах образовательных учреждений формируются сетеые

опорные площадки.

Городской

информационно-методический

центр

о суще ствляет

в з а и м од е й с т в и е

с

ву з а м и ,

у ч р е ж д е н и я м и

д о п о л н и т е л ь н о г о

профессионального

образования

«Ставропольский

краевой

институт

развития

образования,

повышения

квалификации

и

переподготовки

работников образования».

К о н с у л ь т а ц и о н н ы е

п у н к т ы ф о р м и р у ю т с я

н а

б а з е

общеобразовательной организации – учреждения,

имеющие

высокий

уровень

профессионального

мастерства,

материально-техническое

обеспечение

для

реализации

плана

мероприятий

по

повышения

качества

географического образования в городе Ставрополе. (Приложение1.)

Творческая

группа рассматривается

как

модель

по

распространению

эффективного

педагогического

опыта учителей

географии

(победителей,

призёров конкурса педагогического мастерства).

Ожидаемые результаты:

1. Использование возможностей для повышения квалификации учителе

географии.

2.

Повышение

показателей

качества

работы

общеобразовательной

организаций.

3.

Анализ

работы

над

ошибками

по

уровню

усвоения

учебного

материала.

Повышение

квалификации

педагогов может

происходить

рамках

городских

методиче ских

объединений

проводимых

на

б а з а х

общеобразовательных организаций, в рамках конкурсных педагогических

мероприятий. Их результатом явится демонстрация полученного творческого

продукта.

Показатели

эффективности

новой

концептуальной

модели

методической службы.

Мониторинг профессионального уровня педагогов показывает, что такая

модель методической службы будет способствовать:

созданию условий для профессионального роста учителей географии;

позволяет учитывать и выстраивать разнообразные «образовательные

маршруты» с учетом специфики типа и вида общеобразовательной

организации;

развитию приоритетных направлений профессиональной компетенции

учителей географии.



В раздел образования