Напоминание

"Проблемы изучения творчества А.И. Солженицына в школе"


Автор: Горская Юлия Александровна
Должность: студент 5 курса группы ИФ5Р
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: города Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы изучения творчества А.И. Солженицына в школе"
Раздел: высшее образование





Назад




Проблемы изучения творчества А.И. Солженицына в школе.

Александр Исаевич Солженицын уже давно удостоился титула «живого

классика». Вышедшие из-под его пера произведения воспринимаются как

явления первой величины, не только в русской, но и в мировой литературе.

Можно

по-разному

относится

к

его

творчеству,

однако,

вне

всякого

сомнения, его произведения читаются и будут читаться и поклонниками

его творчества и противниками. Объем произведений, созданных А.И.

Солженицыным

огромен,

а

написанное

о

нем

-

вовсе

не

поддается

исчислению, ведь его книги представляют собой колоссальный интерес

для литературоведения, для теории литературы, как в России, так и за ее

рубежами. Творчество А.И. Солженицына - художника с мировым именем

уже

оказало

и

продолжает

оказывать

значительное

влияние

на

современную не только русскую, но и мировую литературу.

И в замысле, и в структуре произведения, и в последующей его жизни для

Солженицына

первоочередное

значение

имеет жизненный

материал,

главенство

которого

является

стержневой

составляющей

не

только

композиции,

но

и

сюжета,

жанра,

шире

всего

творчества

писателя.

Материал и задача не разделимы. Наблюдения А.И. Солженицына над

текстами организуются триадой автор – произведение – читатель.

Российское

литературоведение

исходит

из

понимания

произведения

художественной литературы, как сложноорганизованного целого (особого

мира,

«вселенной»,

созданной

автором),

а

отсюда

уже

и

проистекает

необходимость познания его внутренней структуры, выявления отдельных

его составляющих и корреляционной зависимости между ними.

Современная система школьного литературного образования, построенная

в соответствии с новой концепцией, в качестве одной из насущных задач

выдвигает знакомство учащихся с новыми именами писателей и поэтов,

чьи

произведения

ранее

не

были

включены

в

программы

по

русской

литературе.

Одним

из

таких

писателей

является

А.И.

Солженицын,

творчество

которого

в

литературоведении

и

критике

определяется

как

выдающееся, его произведения - как высокохудожественные, наполненные

правдой жизни, а сам прозаик - как великий русский писатель. Изучение

произведений

А.И.

Солженицына

становится

важным

этапом

и

необходимым звеном в системе литературного образования как русских,

так и национальных школ.

Глеб Нержин, герой романа "В круге первом", думал, что со временем

люди,

прошедшие

через

лагерь,

"облегченно

затопчут

своё

тюремное

прошлое... и даже скажут, что это было разумно, а не безжалостно, - и,

может быть, никто из них не соберется напомнить сегодняшним палачам,

что они делали с человеческими сердцами! Но тем сильнее за всех за них

Нержин чувствовал свой долг и своё призвание. Он знал в себе дотошную

способность никогда не сбиться, никогда не остыть, никогда не забыть".

Таким человеком и написан "Один день Ивана Денисовича".

Выдающимся литераторам в нашей стране честь воздается, к сожалению,

посмертно. И нередко только после ухода из жизни осознается масштаб

личности

писателя

и

глубина

художественных

прозрений.

Александр

Исаевич Солженицын стал классиком русской литературы еще при жизни

и

занял

достойное

место

в

школьных

программах.

Однако

события

последних лет показывают, что его судьба в школе будет непростой.

Очевидно, что в настоящее время творчество А.И. Солженицына, как

выражаются кинокритики,-не формат для современной школы. Недаром

три десятка лет Солженицын не был «допущен» в школу. Но разве можно

утверждать,

что

содержание

учебных

программ,

учебно-методических

пособий

и

учебников

по

родной

литературе,

истории

и

культуре

уже

достигло совершенства? Разве современная школа закрыта для освоения

новых

исторических

источников,

для

изучения

новых

литературных

произведений? Разве уже утеряна надежда, что российская школа всё же

начнёт

заниматься

обновлением

содержания

образования,

а

не

только

внедрением новых технологий?

Что

же

нужно

делать,

чтобы

творчество

А.И.

Солженицына

заняло

достойное место в учебно-воспитательном процессе российской школы, а

не только в программах 9 и 11 классов по литературе?

Прежде

всего

необходимо

бережно-текстуальное,

а

не

обзорно-

поверхностное

изучение

творческого

наследия

А.И.

Солженицына.

Именно

такой

подход

поможет

российской

школе

подняться

на

более

высокий уровень преподавания и русской литературы, и родной истории, и

обществознания, и других предметов гуманитарного цикла.

Нужно также не бояться отступать от того догматизированного подхода в

преподавании в школе русской литературы, истории и культуры в целом,

который сложился в годы запрета и Достоевского, и Солженицына. Школа

должна учесть горькие уроки XX века. Как сказал сам Александр Исаевич

в своём видеообращении на вручении ему Российской Государственной

премии 12 июля 2007 года: «И этот наш горький отечественный опыт ещё

как

может

пригодиться

при

повторе

неустойчивых

общественных

состояний, предупредить нас от новых губительных срывов. Мы не можем

ещё когда-нибудь их себе позволить».

Список литературы:

1.

Сараскина Л. «Александр Солженицын». М.: Молодая гвардия, 2008.

Серия «Жизнь замечательных людей».

2.

Л.Я. Шнейберг. Начало конца Архипелага Гулаг// От Горького до

Солженицына. М: Высшая школа, 1997.



В раздел образования