Автор: Михнёва Ирина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №47"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуально – дифференцированный подход в рамках модели методического сопровождения педагогов
Раздел: дошкольное образование
Михнёва И.Н.- старший
воспитатель
МБДОУ «ДСОВ №47»МО. г.Братска
«Индивидуально – дифференцированный подход в рамках модели
методического сопровождения педагогов»
Изменения
в
системе
реформирования
образования,
связанные
с
заменой
традиционных
ценностей
обучения
ребенка
на
ценности
развития
личности,
повышение
качества
его
образования,
предъявляют
высокие
требования
к
профессионализму
педагогов,
предполагающих
понимание
современных
реалий,
мотивов
и
способов
взаимодействия
с
ребенком. Объективные
и
субъективные
потребности
педагогов
в
реализации
целей
и
задач
для
достижения
результатов
образования, вызвали необходимость преобразований в методической работе.
Наиболее
оптимальным
способом,
обеспечивающим
непрерывное
профессиональное развитие педагога, выступает методическое сопровождение, через
оказание
своевременной
поддержки
в
реализации
основных
принципов
образовательного стандарта - индивидуализации и социализации, предусматривающих
изменение
содержания
и
форм
образовательной
деятельности,
создание
условий
обеспечивающих
эмоциональное
благополучие
и
поддержку
детской
инициативы,
личностное развитие ребенка с целью его дальнейшей адаптации в обществе.
Только методическое сопровождение позволяет индивидуализировано и гибко
осуществлять подход к каждому педагогу, учитывать динамику профессионального
развития, предоставляет возможность выбора направлений профессионального роста,
целей и задач учреждения (через орган самоуправления - педагогический совет)
В связи с этим, нами была разработана и апробирована модель «Методическое
сопровождение
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов
в
ДОУ»,
позволившая
проектировать
профессиональной
развитие
педагогов
с
учетом
дифференцированного подхода.
Согласно логике построения модели, системного подхода к данному процессу, мы
выделили
следующие
компоненты
модели:
целевой
компонент,
содержательный,
процессуально – технологический, аналитико – оценочный.
Целевой компонент отражает инновационные процессы, происходящие в ДОУ,
направленные
на
освоение
нового
содержания,
проектирование
образовательной
среды, изменение форм взаимодействия между всеми участниками образовательных
отношений в системе «педагог - ребенок – родитель» через решение задач:
1.
Создание
системы
непрерывного
профессионального
образования
для
каждого педагога через активные и интерактивные формы работы.
2.
Индивидуализация
форм
и
методов
работы
в
зависимости
от
профессионального мастерства педагогов.
3.
Создание
условий
для
разработки
педагогами
индивидуальных
образовательных маршрутов профессионального развития.
Решению
поставленных
задач,
лежащих
в
основе
модели,
способствуют:
индивидуализация
форм
работы
в
зависимости
от
уровня
профессионального
мастерства, создание системы непрерывного образования, разработка индивидуальных
карт
профессионального и
личностного
развития,
использование
нетрадиционных
методов работы с педагогами.
Содержательный
компонент
предполагает
отбор
содержания
методической
работы, с учетом педагогического анализа, методологических подходов, оценивания с
позиции
новых
образовательных
ориентиров,
структуируется
в
соответствии
с
профессиональными
запросами.
Особое
значение
уделяется
формированию
педагогической позиции педагога.
Процессуально
–
технологический
компонент.
В
данном
компоненте
рассматриваются
формы
и
условия
организации
и
осуществления
методического
сопровождения.
Аналитико
–
оценочный
компонент
отражает
результаты
методического
сопровождения,
через
динамику
развития
детей,
удовлетворенность
родителей
образовательными услугами, уровень квалификации педагогов.
Таким
образом,
модель
методического
сопровождения
представляет
собой
систему
непрерывного
профессионального
образования
каждого
педагога
через
удовлетворение актуальных профессиональных потребностей и обеспечение условий
для включения в творческий поиск.
Этот
процесс
осуществляется
на
основе
модульного
подхода,
основными
направлениями
которого
являются
мотивационно
-
ценностный,
когнитивный,
деятельностный
и
личностный
компонтенты,
позволивший
выявить
дефициты
компетенций педагогов, для того чтобы самостоятельно выстраивать индивидуальный
образовательный маршрут с учетом потребностей и запросов. В результате такого
подхода были охвачены все педагоги различными формами методической работы через
создание групп, которые помогли в моделировании новой образовательной среды:
1 ступень: педагоги, которые по разным причинам не имели навыки инновационной
деятельности, также, педагоги, не имеющие желание профессионально расти, по разным
причинам, одна из которых была непонимание идеологии ФГОС. Целью этой группы
являлось
стимулирование
педагогов,
работающих
ниже
своих
возможностей.
Хочу
оговориться, что в настоящее время эти педагоги находятся на другой ступени. В то
время,
основными
формами
работы
с
этой
группой
были:
консультации,
выставки
методической литературы, практические семинары, посещение мастер - классов опытных
педагогов. Избавиться от репродуктивных методов работы, проявляющиеся в пассивности
во
время
проведения
семинаров,
педсоветов
и
других
формах
и
перейти
к
исследовательским
помогли
активные
методы
обучения:
«мозговой
штурм»,
«КВН»,
«аукцион», «swot- анализ», «аквариум» и др., которые обеспечили обратную связь, обмен
мнениями,
формирование
положительных
отношений
между
коллегами,
повышение
самооценки.
Открытые
занятия,
позволили
педагогам
осваивать
новое
содержание,
формы и методы взаимодействия с детьми. Тренинги, проводимые психологом, помогли
приобрести
чувство
уверенности
и
своей
значимости.
Большой
практический
опыт
приобрели педагоги, участвуя в Школе современного педагога. Пополняя и осваивая
свой
педагогический
опыт,
овладевая
новыми
формами
и
методами,
педагоги
поднимались по ступенькам своей профессиональной деятельности. На сегодняшний день
я с полной уверенностью могу сказать, что педагоги этой категории присоединились к 3-й
группе, о которой я остановлюсь далее.
2 ступень: Школа становления молодого педагога. Ее задачей является оказание
помощи в восполнении дефицита компетенций. Методическая поддержка с педагогами
этой категории осуществляется через те формы, в ходе которых педагоги пополняют свой
теоретический
и
практический
опыт:
тренинги,
семинары,
мастер
–
классы
с
использованием
интерактивных
методов
обучения
(метод
«шесть
шляп»,
«квик
-
настройка», «дискуссия», «деловая игра», игровые методы и др.). Не секрет, что для
молодого
специалиста
вхождение
в
новую
деятельность
сопровождается
высоким
эмоциональным
напряжением,
требующим
мобилизации
всех
внутренних
ресурсов.
Оптимизировать
процесс
профессионального
становления
молодого
педагога,
сформировать
у
него
мотивацию
к
самосовершенствованию,
саморазвитию,
самореализации
помогает
гибкая
и
мобильная
система
наставничества,
которую
осуществляют опытные педагоги. Кроме тог, в системе методической поддержки широко
используются различные формы индивидуальной работы. Например, собеседования в
начале и конце года, посещение и анализ совместной деятельности с целью оказания
помощи
в
организации
образовательного
процесса.
Участие
в
Школе
современного
педагога,
Школе
молодого
педагога,
предоставляет
возможность
молодым
педагогам
восполнить
дефициты
компетенций.
Связанные
с
организацией
образовательного
процесса,
освоением
педагогических
технологий,
проектированием
предметно
пространственной
развивающей
среды,
реализацией
принципа
индивидуализации.
Большую
роль
в
раскрытии
творческого
потенциала
молодых
педагогов
играет
профессиональный конкурс «Дебют».
3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства предполагает
работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических
знаний и умений до уровня мастера. Категория этих педагогов активно привлекается к
работе
практических
и
теоретических
семинаров,
реализации
проектов,
проведению
мастер
–
классов,
в
ходе
которых
демонстрируется
мастерство.
Педагоги
активно
участвуют в разработке перспективных и комплексно – тематических планов.
Участие в лаборатории педагогических инноваций, Школе современного педагога,
фестивале педагогических сообществ, на которых они выступают с мастер - классами,
презентациями
проектов
и
педагогического
опыта,
конференциях,
Ярмарке
инновационных технологий предоставляют возможность демонстрировать свой опыт.
Профессиональный конкурс «Воспитатель года» - большая возможность для педагогов в
развитии творческой инициативы и распространения передового педагогического опыта.
4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства объединяет педагогов
–
новаторов, наставников, мастеров. Цель работы: повышение их знаний и практических
умений в области. С педагогами этой категории используются такие формы работы, в
процессе которых они демонстрируют свою профессиональную компетентность: создание
«Банка
инновационных
идей»,
разработка
авторских
программ,
создание
мини
–
сборников
педагогических
практик.
Участвуя
в
«Школе
современного
педагога»,
в
лабораториях
педагогических
инноваций,
в
профессиональных
конкурсах
они
транслируют свой опыт и достижения.
Кроме
того,
обеспечить
систему
непрерывного
профессионального
развития
каждому педагогу позволяет индивидуальная карта профессионального и личностного
развития,
представляющая
собой
некий
образовательный
индивидуальный
маршрут,
помогающий
включиться
в
процесс
профессионального
развития,
восполнить
и
пополнить дефициты профессиональных компетенций, определить свои запросы и выйти
на самостоятельный путь профессионального развития.
Созданию
условий
для
реализации
педагогами
индивидуального
маршрута
способствует информационно – образовательная среда, обеспечивающая подготовку к
новой образовательной практике, освоению нового содержания и формированию новых
ценностей
в
профессиональной
деятельности,
направленных
на
личностное
развитие
дошкольников.
Приведение
в
порядок
нормативно
–
правовой
базы,
разработка
комплексно – тематических планов, пополнение информационно – технической базы
программно
–
методическим
комплектом
по
реализации
ООП
ДО,
ТСО
позволяют
педагогам пополнять теоретические знания, осуществлять образовательную деятельность
в русле современных требований.
Содержательный компонент модели представляет тщательный отбор материала
для методического сопровождения, с учетом методологических подходов, достижений
науки, педагогического анализа, в соответствии с запросами и интересами педагогов, с
учетом их профессионального уровня. С этой целью методической службой разработаны
карты ресурсов, основными разделами которых являются:
- повышение квалификации, согласно годового плана ДОО,
-использование образовательных ресурсов через сеть – Интернет по запросам,
-обучение на сертифицированных семинарах и вебинарах,
-посещение
ШСП,
Школы
молодого
педагога,
лаборатории
педагогических
инноваций,
-посещение семинаров и мастер - классов опытных педагогов.
При
реализации
маршрутов
педагоги
самостоятельно
выбирают
предлагаемые
ресурсы с
учетом потребностей и запросов. Кроме того, они
имеют возможность
проектировать
свои
маршруты
используя
ресурсы
разного
уровня
(муниципальный,
региональный, всероссийский).
На
сегодняшний
день
60
%
педагогов
активно
участвуют
в
разработке
индивидуальных образовательных маршрутов.
Большую
роль
в
формировании
профессиональных
компетенций
педагогов,
выделенными в Стандарте, оказывает постоянно – действующий семинар. Семинар стал
одной из продуктивных форм, позволившей изменить устоявшиеся стереотипы, прежде
всего у опытных педагогов, радикально переосмыслить подходы к профессиональной
деятельности, повысить мотивацию к изменению отработанных годами форм работы с
детьми, вывести каждого педагога на новый профессиональный уровень. Использование
разных
интерактивных
форм,
учит
педагогов
работать
с
литературой,
стимулирует
познавательную и творческую активность, учит отстаивать свою позицию, принимать
индивидуальные и коллективные решения.
Процессуально – технологический компонент модели отражает механизмы
профессионального
развития
педагогов,
через
формы
и
условия
организации
методической работы. Суть специфики этих механизмов в том, что особое внимание
уделяется дифференцированному подходу к формам взаимодействия педагогов, друг с
другом, в творческой группе, с коллективом. В результате такого подхода охвачены все
педагоги
различными формами
методической
работы
через создание
групп,
которые
помогли в моделировании новой образовательной среды:
-
временные
творческие
группы,
деятельность
которых
основана
на
творческой
совместимости,
совпадения
творческих
целей
и
мотивов
совместной
деятельности,
стремлением к внедрению инновационных проектов, а также личной заинтересованности
в активном использовании результатов творчества.
Группа «Развитие»- это аналитическая группа, в состав которой вошли опытные
педагоги. Задача группы – разработка Основной образовательной программы, программы
«Развитие», приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативно-правовой базы,
организации методического и информационного сопровождения реализации ФГОС ДО
Группа
«Сибирячок»-
творческая
группа
педагогов,
интересующаяся
вопросами
патриотического воспитания. В рамках этой группы была разработана комбинаторная
программа «Я живу в Прибайкалье».
Группа «Вариант» – небольшая группа педагогов, занимающаяся более узкими
индивидуальными проблемами, связанными с интересами и наклонностями. Эти педагоги
ведут
педагогические
мастерские,
мастер-классы.
Результатом
реализации творческой
группы
«Вариант»
для
коллектива
стало
участие
в
конкурсах
«Воспитатель
года»,
«Дебют», разработка авторских программ и пособий, консультирование педагогов по
проблеме исследования, наставничество.
Группа «Успешный ребенок»- творческая группа, в состав которой вошли педагоги
интересующимися проблемами социализации. В рамках этой группы были разработаны
проекты
«Мы
вместе!»,
«Навстречу
друг
другу»,
направленные
на
успешную
социализацию дошкольников в образовательном пространстве.
Самые актуальные педагогические аспекты в моделировании образовательной среды
объединили педагогов в небольшие группы по интересам. В результате практической
деятельности
таких
групп
были
созданы
условия
в
предметно
–
пространственной
развивающей среде, обеспечивающие эмоциональное благополучие и поддержку детской
инициативы,
внедрение
в
практику
новых
педагогических
технологий
(проектная,
социоигровая),
создание
картотек
и
сборников
конспектов
по
разным
направлениям
детского развития, разработка авторских пособий.
Кроме того, индивидуально - дифференцированный подход к педагогам разных
категорий, позволяет осуществлять перенос инновационного опыта отдельного педагога в
группы,
практику
всего
коллектива,
осуществлять
трансляцию
опыта
в
рамках
муниципальных сетевых сообществ, профессиональных сообществ, в целом, системы
дошкольного образования.
В систему индивидуального сопровождения входит организация целенаправленного
самообразования,
являющаяся
показателем
роста
и
самосовершенствования,
представляющей
собой
целенаправленную
работу
по
расширению
и
углублению
теоретических знаний на основе дефицита компетенций, совершенствование имеющихся
знаний и практических навыков по какой либо актуальной проблеме. Каждый педагог
разрабатывает
выбранное
направление,
в
соответствии
с
актуальностью,
которое
определяется в ходе самодиагностики.
Аналитико
-
оценочный
компонент
включает
систему
мониторинга,
позволяющего
отслеживать
продвижение
педагогов
и
уровень
их
профессионального
развития:
– диагностику профессиональных затруднений педагогов, по результатам которой
определяются запросы, потребности и дефициты компетенций педагогов, осуществляется
поиск новых, оптимальных методов и приёмов в русле современной образовательной
ситуации и намечается перспектива дальнейшего профессионального развития;
–
самодиагностику,
направленной
на
овладение
каждым
педагогом
навыков
самоанализа,
самооценки
и
самоконтроля,
позволяющей
проводить
работу
с
педагогическими кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции;
–
портфолио,
фиксирующего
достижения
педагога
в
ходе
индивидуального
маршрута;
– индивидуальную карту профессионального и личностного развития, в которой
фиксируются
этапы
работы,
деятельность
педагога,
рефлексия
деятельности,
осуществляемая
в
процессе
творческих
отчетов,
мастер-
классов,
практикумов
-
семинаров, творческих презентации.
– рейтинг методической активности.
Эффективность
модели
подтверждается
ростом
уровня
профессиональной
компетентности педагогов, их профессионального мастерства ( из 13 педагогов 38%
имеют высшую кВ. категорию, 54% -1-ю)
Педагоги восполняют дефициты своих компетенций, у них формируются новые
компетенции в соответствии с ФГОС ДО , соответствующие специфике дошкольного
образования
(при
построении
вариативного
развивающего
образования,
поддержка
индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей и другие) .
Педагоги
активно
участвуют
в
профессиональных
конкурсах,
методических
мероприятиях разного уровня. Наша практика была представлена на Школе современного
педагога,
направление
«Старший
воспитатель
ДОУ»,
Фестивале
сетевых
сообществ
педагогов города и внесена в реестр лучших методических практик ИРО.
За время реализации проекта каждый педагог вышел на новый профессиональный
уровень.
Осваивая
новое
содержание,
изменились
запросы
педагогов.
Те
дефициты
компетенций, которые восполнили педагоги, как правило, снимаются, или корректируются
в
зависимости
от
образовательной
ситуации.
Таким
образом,
педагоги
учатся
проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут собственного
профессионального развития.
Кроме того, данная практика позволила педагогам понять и осмыслить реализацию
принципа индивидуализации в образовании, пропустив через себя, педагоги выходят на
индивидуальное сопровождение ребенка в образовательном процессе. Педагог, который
научился
переживать
те
ощущения,
которые
испытывает
ребенок,
приобретая
познавательный
и
социальный
опыт,
легче
осознаёт,
что
интересно
ребенку,
каким
образом необходимо поддержать его инициативу и удовлетворить его потребности.