Автор: Булатова Изольда Сергеевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "Благовещенская СШ № 5"
Населённый пункт: село Благовещенское, Вельский район, Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы современной сельской школы
Раздел: дополнительное образование
«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В
противном случае оно совершено бесполезно».
(с) Киплинг
Цель
педагогического
совета:
Выявление
сущности
характеристик
качества
образования
и
особенности
его
достижения
в
условиях
школы.
Ориентация
деятельности
педагогического
коллектива
школы
на
совершенствование образовательного процесса.
Образование сегодня является важнейшей сферой социальной жизни.
Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние
общества.
Содержание
и
направленность
отражают
образовательные
программы и стандарты. В центре образовательного процесса находится
потребитель знаний - обучающийся. Конечным продуктом станет качество
его подготовки.
Качество образования «задает» качество жизни человека и
общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути
повышения
качества
образования,
ведь
качество
образования
это
–
итог
деятельности школы, то есть нашей с вами работы. Педагог, владеющий
умениями,
необходимыми
для
введения
ФГОС,
видит
профессиональные
проблемы и способен выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Напомню,
что
7
мая
2018
года
Президент
Российской
Федерации
подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года», в котором говорится о
необходимости достижения в срок до 2024 года таких целей и целевых
показателей:
-
обеспечение
глобальной
конкурентоспособности
российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран
мира по качеству общего образования;
-
воспитание
гармонично
развитой
и
социально
ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
б) решение следующих задач:
внедрение
на
уровнях
основного
общего
и
среднего
общего
образования
новых
методов
обучения
и
воспитания,
образовательных
технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и
умений,
повышение
их
мотивации
к
обучению
и
вовлечённости
в
образовательный
процесс,
а
также
обновление
содержания
и
совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;
-
формирование
эффективной
системы
выявления,
поддержки
и
развития способностей и талантов у детей и молодёжи, направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
-
создание
современной
и
безопасной
цифровой
образовательной
среды;
-
внедрение
национальной
системы
профессионального
роста
педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей;
-
формирование
системы
непрерывного
обновления
работающими
гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых
профессиональных навыков;
- формирование системы профессиональных конкурсов;
-
создание
условий
для
развития
наставничества,
поддержки
общественных инициатив и проектов.
Каждый
из
нас
задумывался
неоднократно
над
вопросами:
Что
необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний
моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы
и
методы
обучения?
Приводит
ли
это
к
повышению
качества
знаний
учащихся? Вдумайтесь в эти слова.
Предлагаю начать педсовет с «Мозгового штурма» (время работы 3-5
минут).
Поделимся
на
3
группы,
каждой
группе
в
конверте
предложено
задание №1.
1 группа – дать определение понятию «Качество образования» по буквам
2 группа – на примере строительства дома (фундамент, стены, окна, крыша,
кирпичи) раскрыть понятие «образование», «функции образования», и дать
определение методам и приемам для улучшения «качества строительства
дома»
3 группа – составить кластер «Составляющие качества образования»
(Приложение 1) (защита, обсуждение)
Отлично, спасибо за работу. Мы раскрыли понятие «качество образования» –
это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно
определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в
обществе,
степень
его
соответствия
потребностям
и
даже
ожиданиям
социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания
как
гражданских,
так
и
профессиональных
компетенций
человека
как
личности. Определили составляющие качества образования.
Среди
учащихся,
педагогов
и
родителей
нашей
школы
было
проведено
анкетирование. Данные анкетирования показали следующее.
Вопрос. Хорошее качество образования - это...
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы
ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть
цели, поставленной в жизни;
с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для
поступления в ВУЗ;
с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей:
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику
школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его
людей;
со
знанием
предметов,
с
хорошим
о снащением
школы,
с
профессионализмом педагогов;
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением
педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее
интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но
и нравственно (морально);
с
умением
ученика
самостоятельно
мыслить,
анализировать
и
самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника,
способности
и
потребности
детей;
где
учителя
придерживаются
гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и
мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко
представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный
комфорт.
В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи
- получение профессионального образования, в высказываниях родителей -
успешное
профессиональное
самоопределение
учащихся
и
достижение
поставленных
целей,
в
высказываниях
учителей
-
гуманистические
принципы
воспитания,
индивидуальный
подход
к
детям,
реализация
творческого потенциала учителя.
Перейдем к следующему шагу. Задание в группах №2. Уважаемые коллеги,
дайте полные развернутые ответы на данные вопросы (2 вопроса общие,
3 вопрос разбит на группы)
1)
П О Ч Е М У ? происходит
снижение
качества
образования
(по
предметам) в школе (указать причины)
2)
КАК? какой инструментарий
использовать для повышения качества
образования в школе (описание собственного опыта, использование
технологий, приемы рефлексии и т.д. )
3)
ЧТО? Нужно предпринимать для повышения качества образования в
школе
1 группа
(прописать мероприятия,
проводимые с
обучающимися для
повышения качества)
2 группа
(прописать мероприятия,
проводимые с родителями
обучающихся для
повышения качества)
3 группа
(прописать мероприятия,
проводимые с
педагогическим
коллективом для
повышения качества)
(Приложение 2) Время на подготовку 7 минут. (защита, обсуждение)
Мы
рассмотрели
проблемы,
которые
мешают
повысить
качество
образования, вами были предложены пути решения этих проблем. Стандарт
определил требования, которым должны соответствовать образовательный
процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Защита 2
вопроса данного задания показала, что учителя нашей школы применяют
системно-деятельностный
подход,
развивающее
обучение,
проблемное
обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно-
коммуникативные,
групповые
технологии;
компетентностный
подход;
личностно-ориентированный
подход.
Ядро
работы
над
качеством
–
программа
повышения
качества.
Качество
не
появляется
внезапно.
Его
необходимо
планировать.
Планирование
качества
образования
связано
с
разработкой
долгосрочного
направления
деятельности
образовательного
учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших
факторов успеха любого учреждения в системе образования.
Ведущие цели стратегического планирования определяются не только
разработкой
общего
плана
развития
образовательного
учреждения
на
некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных
направлений
образовательных
услуг,
предоставляемых
данным
учебным
заведением, и их соответствия запросам потребителей и прогнозирования
развития общества в ближайшем и отдаленном будущем.
В качестве рефлексии предлагаю вам заполнить "Линию времени" ответив на
вопросы:
"Что я сделал для того повысить качество образования своего предмета?" и
"Что я еще смогу для этого сделать?"
(Приложение 3)
Проект решения педсовета:
1. Совершенствовать уровень административного управления, направленный
на
повышение
уровня
обученности,
качества
знаний,
использование
эффективных форм методической работы
2. Развивать творческие инициативы учителей и учащихся, активнее внедрять
их в проектно-исследовательскую и инновационную деятельность, в классно
– урочную систему.
3. Повысить
качество
проведения
уроков,
использовать
современные
образовательные технологии для развития коммуникативной компетенции
учащихся, их личностного потенциала.
Приложение 1
Приложение 2