Автор: Садакова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 57 "Святки"
Населённый пункт: города Кирова
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе работы над проектом «Наши земляки–художники» (Ю. Васнецов)
Раздел: дошкольное образование
Садакова Елена Владимировна
МКДОУ № 57 «Святки» г. Киров
Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в
процессе работы над проектом «Наши земляки-художники» (Ю. Васнецов)
Эмоциональный язык искусства, а именно Вятского края – самый легкий
и
доступный
путь
от
души
народа
к
душе
ребенка.
Один
из
принципов
народной педагогики (Ю.А. Максимова, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, А.П.
Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.) – это принцип воспитания в семье и
в детском саду на близком родном искусстве того края, где живет человек. Б.М.
Неменский
подчеркивает,
что
ребенка
необходимо
«…
привязать
всеми
чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа».
Однако, наши дети сейчас живут в условиях все возрастающего потока
информации,
несущей
преимущественно
западные
идеалы:
философские,
нравственные, эстетические. Что нарушает связь между поколениями, и как
результат – дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи
меняются идеалы, страдает их нравственность.
В
связи
с
этим
тема
приобщения
детей
дошкольного
возраста
к
национальной
культуре,
а
именно
мастеров народно-прикладного искусства
Вятского края становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.
Считаем,
что
одной
из
форм
организации
знакомства
детей
старшего
дошкольного возраста является проектный метод, который позволяет создать
условия
для
реализации
двух
важнейших
компонентов
активизации
познавательного интереса у детей (Г.И. Щукина): активная направленность на
познание
различных
областей
знаний
(содержательный
аспект);
интерес
к
самому процессу деятельности (процессуальный аспект).
Поэтому целью нашей работы стало: развитие творческого потенциала у
детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Работу над проектом проводили по трем этапа.
I
э т а п : Организационно-диагностический, который
включает
планирование
темы
и
проектной
деятельности
дошкольников
по
двум
направлениям: организационное и диагностическое.
Организационное
направление
составляют:
определение
цели,
задач;
продукта
деятельности;
выделение
и
постановка
проблемы
педагогом,
родителями; составление плана работы; поиск вариантов решения; определение
способов
и
форм
организации
с
учетом
возрастных
особенностей
дошкольников, их интересов, знаний и умений.
Диагностическое
направление
–
диагностика
и
исследовательская
деятельность
по
выявлению
знаний
о
книжной
графике,
творчеству
Ю.
Васнецова; умений применять их на практике; изучение мнения родителей и
получение семейной поддержки.
II этап: Информационно-практический (результативный) – овладение
старшими
дошкольниками
вместе
со
взрослыми
знаниями,
умениями
и
способами их применения в самостоятельной деятельности. Включает в себя
два направления: работу с детьми и сотрудничество с родителями (таблица 1).
Таблица 1
Примерное распределение работы
Педагог
Дети
Родители
Организация
посещения
музея; беседы и рассказы о
творчестве
Ю.
Васнецова;
о ф о р м л е н и е
п а п о к -
передвижек, альбомов.
Создание
эстетического
предметного
окружения
(полочка красоты).
Организация
знакомства
с
графическими
средствами
в ы р а з и т е л ь н о с т и
Ю .
Васнецова
на
занятиях,
в
свободной
деятельности,
через
дидактические
игры
(использование
поисковой
ситуаций,
экспериментов,
игровых мотивов и др.)
Обогащение художественными
в п е ч а т л е н и я м и
ч е р е з
эмоционально-эстетическое
восприятие.
Расширение
и
углубление
т е о р е т и ч е с к и х
з н а н и й ,
развитие
п оз н а ват е льн ого
интереса
Расширение
и
у точ н е н и е
знаний,
практических
умений
работы
с
художественным
материалом,
развитие
ручной
умелости.
Создание
а ль бома
р а б о т
в ы п о л н е н н ы х
с
у ч е т о м
особенностей
средств
Ю.
Васнецова
П ом о щ ь
в
о р г а н и з а ц и и
п о с е щ е н и я
м у з е я ;
в
о ф о р м л е н и и
а л ь б о м о в ,
п о д б о р е
и л л ю с т р а ц и й ,
познавательной литературы и
др.
Пополнение
собственных
знаний.
Р о с т
с о б с т в е н н о г о
п р а к т и ч е с к о г о
о п ы т а ,
р а з в и т и е
и н т е р е с а
к
изобразительной
деятельности
и
творчеству
детей
Работа проводилась по алгоритму из 3 ступеней:
1. Познавательная
–
создание
условий
для
развития
эмоционально-
эстетического
восприятия;
формирования
знаний
об
особенностях
изобразительной
манеры
Ю.
Васнецова,
используемых
им
графических
средствах выразительности при активной помощи взрослого.
Для
активизации
знаний
использовались
следующие
формы
работы:
посещение
музея
братьев
Васнецовых;
рассматривание
иллюстраций
выполненных Ю. Васнецовым к потешкам и сказкам; чтение познавательной
литературы,
энциклопедий;
рассматривание
слайдов;
рассказы
педагога
о
творчестве Ю. Васнецова, его детских годах, связанных с Вятским краем;
получение
информации
из
бесед
с
родителями,
бабушками,
дедушками;
использование интернет; проектирование и создание эстетического предметно-
пространственного
окружения
детей
(полочка
красоты
с
предметами
декоративно-прикладного Вятского народного творчества, альбомами, книгами
о творчестве Ю. Васнецова, познавательной литературой об искусстве и др.).
2.
Деятельностная.
На
данной
ступени
обучение
направлено
на
формирование и обогащение практическими знаниями, умениями работы с
графическими
средствами
выразительности,
знакомству
художественными
с
техниками, используемыми Ю. Васнецовым.
Была
проведена
следующая
работа:
организация
непосредственно
образовательной деятельности (по ознакомлению с искусством, художественной
деятельности),
посвященной
творчеству
Ю.
Васнецова
с
использованием
поисковых ситуаций, экспериментов; создание условий для самостоятельной
изобразительной
деятельности
в
группе
(«Мастерская
художников»
и
др.);
совместное
создание
педагогов,
родителей
с
детьми
альбома
работ,
выполненных с учетом особенностей выразительных средств Ю. Васнецова;
проведены художественно-дидактические игры: «Из какой я сказки», «Собери
сказку», «Что лишнее?» и др.
3.
Творческая. Кульминацией освоения данной темы проекта является
новое событие – создание силами детей и родителей выставки работ с учетом
особенностей выразительных средств Юрия Васнецова. В подготовительной
группе детям совместно с родителями было предложено создать книгу: выбрать
любые персонажи и поместить их в сказочный мир Ю. Васнецова, придумать
интересные истории. Итог - проведение презентации книги.
III
этап: Рефлексивный
включает
в
себя
оценку
деятельности
детей,
продукта их практической деятельности и повышение уровня самооценки.
Анализ
деятельности
дошкольников
показал,
что
проведенная
работа
помогла
активизировать
интерес
к
творческому
проектированию,
способствовала
познавательному
и
личностному
развитию.
Общение
с
творчеством Ю. Васнецова расширило и уточнило знания детей о книжной
графике, изобразительных особенностях письма художника, его графических
средствах
выразительности,
что
помогло
обогащению
новыми
образами,
развитию
цветоощущения,
чувства
красоты,
умению
декорировать
образы.
Работы детей стали оригинальны в замысле, разнообразны в цветовом решении.
Важным результатом считаю и то, что у дошкольников в процессе знакомства с
творчеством Ю. Васнецова появилась потребность, инициативность не только в
художественном
изобразительном
творчестве,
но
и
познавательной
деятельности.
Совместная деятельность детей, родителей и детей старшего дошкольного
возраста способствовала расширению кругозора, творческого потенциала детей
и взрослых, налаживанию коммуникативных взаимоотношений.