Напоминание

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе работы над проектом «Наши земляки–художники» (Ю. Васнецов)


Автор: Садакова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 57 "Святки"
Населённый пункт: города Кирова
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе работы над проектом «Наши земляки–художники» (Ю. Васнецов)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Садакова Елена Владимировна

МКДОУ № 57 «Святки» г. Киров

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в

процессе работы над проектом «Наши земляки-художники» (Ю. Васнецов)

Эмоциональный язык искусства, а именно Вятского края – самый легкий

и

доступный

путь

от

души

народа

к

душе

ребенка.

Один

из

принципов

народной педагогики (Ю.А. Максимова, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, А.П.

Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.) – это принцип воспитания в семье и

в детском саду на близком родном искусстве того края, где живет человек. Б.М.

Неменский

подчеркивает,

что

ребенка

необходимо

«…

привязать

всеми

чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа».

Однако, наши дети сейчас живут в условиях все возрастающего потока

информации,

несущей

преимущественно

западные

идеалы:

философские,

нравственные, эстетические. Что нарушает связь между поколениями, и как

результат – дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи

меняются идеалы, страдает их нравственность.

В

связи

с

этим

тема

приобщения

детей

дошкольного

возраста

к

национальной

культуре,

а

именно

мастеров народно-прикладного искусства

Вятского края становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.

Считаем,

что

одной

из

форм

организации

знакомства

детей

старшего

дошкольного возраста является проектный метод, который позволяет создать

условия

для

реализации

двух

важнейших

компонентов

активизации

познавательного интереса у детей (Г.И. Щукина): активная направленность на

познание

различных

областей

знаний

(содержательный

аспект);

интерес

к

самому процессу деятельности (процессуальный аспект).

Поэтому целью нашей работы стало: развитие творческого потенциала у

детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Работу над проектом проводили по трем этапа.

I

э т а п : Организационно-диагностический, который

включает

планирование

темы

и

проектной

деятельности

дошкольников

по

двум

направлениям: организационное и диагностическое.

Организационное

направление

составляют:

определение

цели,

задач;

продукта

деятельности;

выделение

и

постановка

проблемы

педагогом,

родителями; составление плана работы; поиск вариантов решения; определение

способов

и

форм

организации

с

учетом

возрастных

особенностей

дошкольников, их интересов, знаний и умений.

Диагностическое

направление

диагностика

и

исследовательская

деятельность

по

выявлению

знаний

о

книжной

графике,

творчеству

Ю.

Васнецова; умений применять их на практике; изучение мнения родителей и

получение семейной поддержки.

II этап: Информационно-практический (результативный) – овладение

старшими

дошкольниками

вместе

со

взрослыми

знаниями,

умениями

и

способами их применения в самостоятельной деятельности. Включает в себя

два направления: работу с детьми и сотрудничество с родителями (таблица 1).

Таблица 1

Примерное распределение работы

Педагог

Дети

Родители

Организация

посещения

музея; беседы и рассказы о

творчестве

Ю.

Васнецова;

о ф о р м л е н и е

п а п о к -

передвижек, альбомов.

Создание

эстетического

предметного

окружения

(полочка красоты).

Организация

знакомства

с

графическими

средствами

в ы р а з и т е л ь н о с т и

Ю .

Васнецова

на

занятиях,

в

свободной

деятельности,

через

дидактические

игры

(использование

поисковой

ситуаций,

экспериментов,

игровых мотивов и др.)

Обогащение художественными

в п е ч а т л е н и я м и

ч е р е з

эмоционально-эстетическое

восприятие.

Расширение

и

углубление

т е о р е т и ч е с к и х

з н а н и й ,

развитие

п оз н а ват е льн ого

интереса

Расширение

и

у точ н е н и е

знаний,

практических

умений

работы

с

художественным

материалом,

развитие

ручной

умелости.

Создание

а ль бома

р а б о т

в ы п о л н е н н ы х

с

у ч е т о м

особенностей

средств

Ю.

Васнецова

П ом о щ ь

в

о р г а н и з а ц и и

п о с е щ е н и я

м у з е я ;

в

о ф о р м л е н и и

а л ь б о м о в ,

п о д б о р е

и л л ю с т р а ц и й ,

познавательной литературы и

др.

Пополнение

собственных

знаний.

Р о с т

с о б с т в е н н о г о

п р а к т и ч е с к о г о

о п ы т а ,

р а з в и т и е

и н т е р е с а

к

изобразительной

деятельности

и

творчеству

детей

Работа проводилась по алгоритму из 3 ступеней:

1. Познавательная

создание

условий

для

развития

эмоционально-

эстетического

восприятия;

формирования

знаний

об

особенностях

изобразительной

манеры

Ю.

Васнецова,

используемых

им

графических

средствах выразительности при активной помощи взрослого.

Для

активизации

знаний

использовались

следующие

формы

работы:

посещение

музея

братьев

Васнецовых;

рассматривание

иллюстраций

выполненных Ю. Васнецовым к потешкам и сказкам; чтение познавательной

литературы,

энциклопедий;

рассматривание

слайдов;

рассказы

педагога

о

творчестве Ю. Васнецова, его детских годах, связанных с Вятским краем;

получение

информации

из

бесед

с

родителями,

бабушками,

дедушками;

использование интернет; проектирование и создание эстетического предметно-

пространственного

окружения

детей

(полочка

красоты

с

предметами

декоративно-прикладного Вятского народного творчества, альбомами, книгами

о творчестве Ю. Васнецова, познавательной литературой об искусстве и др.).

2.

Деятельностная.

На

данной

ступени

обучение

направлено

на

формирование и обогащение практическими знаниями, умениями работы с

графическими

средствами

выразительности,

знакомству

художественными

с

техниками, используемыми Ю. Васнецовым.

Была

проведена

следующая

работа:

организация

непосредственно

образовательной деятельности (по ознакомлению с искусством, художественной

деятельности),

посвященной

творчеству

Ю.

Васнецова

с

использованием

поисковых ситуаций, экспериментов; создание условий для самостоятельной

изобразительной

деятельности

в

группе

(«Мастерская

художников»

и

др.);

совместное

создание

педагогов,

родителей

с

детьми

альбома

работ,

выполненных с учетом особенностей выразительных средств Ю. Васнецова;

проведены художественно-дидактические игры: «Из какой я сказки», «Собери

сказку», «Что лишнее?» и др.

3.

Творческая. Кульминацией освоения данной темы проекта является

новое событие – создание силами детей и родителей выставки работ с учетом

особенностей выразительных средств Юрия Васнецова. В подготовительной

группе детям совместно с родителями было предложено создать книгу: выбрать

любые персонажи и поместить их в сказочный мир Ю. Васнецова, придумать

интересные истории. Итог - проведение презентации книги.

III

этап: Рефлексивный

включает

в

себя

оценку

деятельности

детей,

продукта их практической деятельности и повышение уровня самооценки.

Анализ

деятельности

дошкольников

показал,

что

проведенная

работа

помогла

активизировать

интерес

к

творческому

проектированию,

способствовала

познавательному

и

личностному

развитию.

Общение

с

творчеством Ю. Васнецова расширило и уточнило знания детей о книжной

графике, изобразительных особенностях письма художника, его графических

средствах

выразительности,

что

помогло

обогащению

новыми

образами,

развитию

цветоощущения,

чувства

красоты,

умению

декорировать

образы.

Работы детей стали оригинальны в замысле, разнообразны в цветовом решении.

Важным результатом считаю и то, что у дошкольников в процессе знакомства с

творчеством Ю. Васнецова появилась потребность, инициативность не только в

художественном

изобразительном

творчестве,

но

и

познавательной

деятельности.

Совместная деятельность детей, родителей и детей старшего дошкольного

возраста способствовала расширению кругозора, творческого потенциала детей

и взрослых, налаживанию коммуникативных взаимоотношений.



В раздел образования