Автор: Дунаева Юлия Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 40"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "В мире камня"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»
Конспект урока по окружающему миру
во 2 «А» классе
по теме:
«В мире камня»
подготовила
учитель начальных классов
Дунаева Юлия Николаевна
г. Саратов
2019
Тема урока: «В мире камня»
Тип урока: урок изучения нового материала (открытие нового знания)
Цель урока: Ознакомление обучающихся с горными породами и
минералами.
Задачи:
Образовательные:
1.Ознакомить обучающихся с полезными ископаемыми и камнями-
самоцветами.
2.Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающая:
3. Развивать коммуникативные умения обучающихся, внимательность,
навыки самостоятельной работы и учебного сотрудничества.
Воспитательная:
4. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: название темы урока, изображение Уральских гор с этапами –
5 этапов, магнит – смайлик, карточки «Верно – неверно» - 30 штук,
мультимедийная презентация по теме урока, черный ящик с камнями:
материал – гранит, соль, пемза, мел, молоточек, микроскоп - камера, 3
стакана с водой, 1 стакан с соленой водой, 2 яйца, паспорта – 15 штук,
микрофон, физминутка
Планируемые результаты
1.
Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы
2.
Метапредметные (УУД):
- личностные: действие смыслообразования;
- регулятивные: волевая саморегуляция; контроль, коррекция,
прогнозирование.
- познавательные:
умение структурировать знания, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование
проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
- коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать
собственную позицию, выслушивать мнение других обучающихся.
Предметные:
1) У обучающихся расширятся представления о полезных ископаемых и
камнях-самоцветах.
2) У обучающихся расширятся знания об использовании человеком
полезных ископаемых.
3) Будут развиваться коммуникативные умения обучающихся.
Этапы
Ход урока
Деятельность учителя
УУД
Организационный
момент
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями
без слов. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь
им и поздоровайтесь только глазками.
- Повернитесь ко мне, улыбнитесь мне, улыбнитесь
друг другу. Возьмитесь за руки. (Дети произносят
слова):
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся и все у нас получится!
Регулятивные:
волевая
саморегуляция
Мотивация к
учебной
деятельности.
-Вы наверное заметили, что у меня на столе стоит
черный ящик. Вам интересно , что в нем находится?
Тогда послушайте мой рассказ и догадайтесь о
каком предмете пойдет речь?
- Этот предмет с незапамятных времен прочно
вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад
он использовался как орудие труда. Древние люди
им расчленяли на части туши убитых зверей. Им
можно было растирать зерна злаков в муку,
разглаживать кожи, высекать огонь. Человек издавна
любил украшать себя этими предметами.
Это было надежным орудием обороны и нападения:
удачно брошенный предмет поражал врага и
настигал ускользающую добычу.
- Кто догадался, что же находиться в черном ящике?
(Ответы детей).
- Давайте проверим ваши догадки. (Достаю из ящика
коробку с камнями, фото коробки с камнями на
слайде) СЛАЙД
- Предположите, о чем же мы с вами будем говорить
на уроке? (О камнях)
- Тема нашего урока «В мире камня» (Вешаю тему
на доску)
Регулятивные:
волевая
саморегуляция.
Личностные:
действие
смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и со
сверстниками.
Выявление места
и причины
затруднения.
- Посмотрите на камни. Какие вам знакомы, какие –
нет? Сможем ли мы сейчас назвать все камни?
Почему?
- Какую же цель мы можем поставить перед собой?
(Ответы детей – знать какие камни бывают, узнать
их свойства, для чего нужны в повседневной жизни)
- Что должны сделать, чтобы достичь поставленной
цели?
(Изучить свойства камней, обратиться к учебнику,
учителю)
- А где в повседневной жизни нам встречаются
камни? (Ответы детей)
Познавательные:
умение
структурировать
знания;
постановка и
формулирование
проблемы;
умение осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание.
Построение проекта
выхода из
затруднения.
- Не каждый камень обладает нужными свойствами,
например, твердостью или красотой, чтобы быть
использованным для изготовления оружия или
украшения. Поэтому, люди искали, отбирали
нужные им камни, запоминали их внешние
признаки, давали им названия.
В настоящее время люди очень много знают о
Регулятивные:
целеполагание как
постановка учебной
задачи,
планирование,
прогнозирование.
Познавательные:
камнях: об их происхождении, свойствах и способах
их изготовления. Изучением камней, или как их еще
называют горные породы и минералы, занимается
специальная наука. Может кто – то из вас
знает, что это за наука? (Ответы детей). СЛАЙД
Геоло́
гия (от греческих слов "гео" — «земля» +
"логия" — «знание») — наука о составе, строении,
истории развития земной коры и размещении в ней
полезных ископаемых.
- Сегодня я предлагаю вам побыть геологами. Решая
поставленные задачи, мы с вами будем взбираться на
одну из вершин Уральских гор, самых древних гор
планеты, которые находятся на территории нашей
страны. С каждым шагом нашего исследования мы
будем подниматься все выше и выше.
И когда достигнем цели нашего урока, то окажемся
на самой высокой вершине Уральских гор – на горе
Народная. (плакат с горами на доске)
- Итак, начинаем наше путешествие в мир камня.
общеучебные:
знаково-
символические –
моделирование;
выбор наиболее
эффективных
способов решение
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Реализация
построенного
проекта.
А). – В начале нашего путешествия, при помощи
игры «Верно – неверно», я хочу выяснить, а что вам
известно о камнях. СЛАЙД
Высказывание
До
изучения
темы
После
изучения
темы
Можно ли камни
употреблять в пищу?
Все камни твердые и
прочные?
Все камни тонут в воде?
Есть камни из которых
можно получить порошок?
- Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как
мы с вами, растения и животные. Мир камня
древнее живого мира.
- Все камни или как их еще называют горные
породы и минералы, которые мы рассмотрим на
уроке, созданы природой, поэтому их называют
природными камнями.
Б). Рассказ учителя о камнях.
Гранит. СЛАЙД
Этот камень - один из самых важных и древнейших
на Земле. Более того, считается, что кроме нашей
планеты не встречается больше нигде. Именно
поэтому геологи называют его визитной карточкой
Земли. Из этого камня делают фундаменты, опоры
мостов. Он хорошо полируется и им украшают
здания, набережные, станции метро, его используют
при изготовлении памятников. Может кто – то
догадался что это за камень? Рассматриваем камень
под микроскопом. Из чего он состоит? (Ответы
детей) Камень состоит из разных по размеру зерен.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества со
сверстниками,
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
управление
поведением
партнера; умение
выражать свои
мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск
и выделение
необходимой
информации,
применение методов
информационного
поиска; смысловое
чтение и выбор
чтения в
зависимости от
цели; умение
осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание;
логические:
построение
логической цепи
Гранит происходит от слова «гранум», что значит
зерно. Гранит - горная порода с красивым рисунком
расположения кристаллов. Давайте ударим по
граниту молоточком, что можно сказать о камне?
(Камень очень твердый, прочный).
Каменная соль.
- О каком камне пойдет дальше речь, мы узнаем,
отгадав загадку.
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль,
Если пожалели соль…СЛАЙД
- Каменная соль залегает пластами в осадочных
горных породах. По своему происхождению соль
является химическим морским осадком,
образовавшимся при испарении морской воды.
Многие соленые озера обязаны своим
происхождением залежам каменной соли в недрах
земли. В стародавние времена соль была ценнейшим
товаром, а в Древнем Риме соль ценилась выше, чем
золото. Есть одна старинная легенда, в которой
рассказывается про короля, интересовавшегося у
своих дочерей, как сильно они любят отца. Одна
сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а
третья как соль. Король не понял последнюю дочь,
рассердился на нее и выгнал из дома. А вся соль в
королевстве превратилась в золото. Вот тогда король
и понял, насколько сильно любит его младшая дочь.
-Много сложено поговорок и пословиц о соли.
Сейчас я предлагаю послушать некоторые из них.
(Дети читают пословицы наизусть)
1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
2. Без соли стол кривой.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
- Дело в том, что даже на званых праздничных пирах
соль подносили только самым почетным гостям.
- На Руси издавна существует обычай встречать
дорогих гостей хлебом и солью.
- Проведем опыт. В стакане с водой я растворяю
ложку соли. Что
Произошло с солью? (Она исчезла). Соль
растворилась в воде. Какой стала вода на вкус?
(Даю попробовать одному из учеников). Соленой.
Вывод: соль растворяется в воде.
- Проведем еще 1 опыт. Опыт «Плавающее яйцо». Я
взяла 2 стакана, в одном просто вода, в другом
стакане растворила соль. Кладу в стаканы сырое
яйцо, в одном стакане яйцо утонуло, а в другом
всплыло. Соль повышает плотность воды. Чем
больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В
знаменитом Мертвом море вода настолько соленая,
что человек без всяких усилий может лежать на ее
рассуждений,
анализ, синтез.
УУД постановки и
решения проблем:
самостоятельное
создание способов
решения проблем
поискового
характера.
поверхности, не боясь утонуть.
Пемза. СЛАЙД
Следующий камень - горная порода, образовавшаяся
во время извержения вулканов, пористое
вулканическое стекло.
Используют эту породу в
косметологии, строительстве, химической
промышленности.
Так же используется для гигиенического удаления
огрубевшей кожи стоп. Внешне пемза очень похожа
на губку.
- А когда вы опускаете губку в воду, она тонет?
- А пемза будет тонуть? Давайте проверим. Опыт.
Вывод: пемза – камень, который тонет в воде.
Мел.
- Чтобы узнать с каким камнем мы еще
познакомимся, надо отгадать ребус. Сделайте это в
парах. СЛАЙД
Показ мела различного цвета.
Самый лучший природный мел получают в Англии.
Сотни лет человек использует мел для различных
целей. Мел, которым мы пользуемся в классе,
смешивают со связующими примесями, чтобы он не
крошился. Добавляя различные красители, можно
получить мел любого цвета.
После обработки из мела получают белый порошок,
который применяется для добавления в замазку,
краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную
пудру!
Это только несколько видов камней из огромного
множества камней на Земле. Чтобы дальше
продолжить наше путешествие по миру камней,
нужно немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА «Веселая зарядка»
Первичное
закрепление.
А). - А сейчас я предлагаю вам поработать в парах.
Вам необходимо создать паспорт одного из
изученного сегодня камня. У вас на партах есть
паспорта. В паспорте вписана только первая графа -
имя. А дальше вам нужно заполнить самим.
Паспорт. СЛАЙД – форма паспорта
1.
Имя камня
2.
Цвет
3.
Прочность
4.
Особые свойства
5.
Где используется
Можете воспользоваться материалом учебника с.28-
29
Б). Проверка самостоятельной работы детей.
СЛАЙД
Коммуникативные:
управление
поведением
партнера;
умение выражать
свои мысли.
- На слайде камень, кто про него сделал паспорт
- Итак, мы с вами поднялись на 1 ступень нашей
вершины.
В). А сейчас узнаем, изменились ли наши познания о
камнях? Возвращаемся к таблице «Верно – наверно»
и повторно заполняем ее. СЛАЙД Изменились ли у
кого то ответы? Обсуждаем несколько изменений.
Поднимаемся на 2 ступень.
Включение в
систему знаний и
повторение.
Самостоятельная
работа с
взаимопроверкой.
А). – Ребята, а в какой области мы живем?
Мало кто
знает, а многие просто не задумываются, что
Саратовская земля богата полезными ископаемыми.
Если хорошенько покопаться в земле, то можно
найти очень многое.
- Сейчас нам ребята расскажут, что же интересного
есть в недрах Саратовской области. СЛАЙД
Мел. Первое чем богата земля области это мел.
Огромные запасы возле Вольска, Хвалынска,
Базарного -Карабулака, села Золотое
Красноармейского района, у посёлка Озинки и села
Меловое. Применяется при производстве цемента и
в строительстве.
Песок и глина. Также наша область богата песками
и глинами. Очень давно песок и глина были
настоящими камнями. Но со временем солнце, ветер,
вода разрушили их. Песок применяется для
строительного и дорожного дела. Крупный
кварцевый песок, добываемый возле рабочего
посёлка Хватовка является сырьём для Хватовского
стекольного завода.
Глина—широко распространена на территории
области. На Приволжской возвышенности в
Аркадакском районе и в северной части
Саратовского района разрабатываются залежи
жёлтой глины — охры. Служат сырьём для
производства кирпича, черепицы, а также красок, в
стекольной, текстильной и фарфоровой
промышленности.
- Молодцы! Итак, узнав о полезных ископаемых
Саратовской области мы поднимаемся на 3 ступень.
Б). - Мы ознакомились с некоторыми природными
камнями. А если есть камни природные, то есть
созданные самой природой, то есть и камни,
созданные человеком. И сейчас мы узнаем о них из
текста (страница 30). Читают текст дети.
- А сейчас выполним задание № 3, посмотрите в
справочнике учебника + эл.учебник, что означают
слова «керамика», «фарфор», «бетон». Задание № 4 с
использование электронного учебника (какие
изделия из чего сделаны).
Поднимаемся на 4 ступень.
В). -
Камни служат человеку и как украшения. Таких
Регулятивные:
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном;
коррекция; оценка –
оценивание качества
и уровня усвоения.
Познавательные:
общеучебные:
умение осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание.
камней в природе огромное множество.
-Давайте и о них узнаем (страница 31).
-Рассмотрите рисунок. Какие камни на нём
изображены? + электронная коллекция.
-Лиза Матерная приготовила нам сообщение об
украшениях. СЛАЙД
-История украшений начинается около 100 тысяч лет
до нашей эры. Археологи обнаружили первое
украшение из ракушек в Южной Африке. Вы видите
эти ракушки на слайде.
История возникновения
украшений говорит нам о том, что первоначально
украшать себя начали мужчины, а не женщины.
Во все времена, будь то в Европе, в Китае или в
России, короли, цари и императоры уделяли особое
внимание драгоценностям и украшениям,
подчеркивая и демонстрируя свою состоятельность,
силу и власть. Как правило, ювелирные украшения и
драгоценности использовались правителями для
украшения корон, тронов и других предметов
одежды. В этом проявлялась их всемогущество и
всевластие. На слайде вы видите предметы власти
русских царей- шапка Мономаха, скипетр, держава,
украшенные различными драгоценными камнями.
СЛАЙД
Г). Работа в рабочей тетради самостоятельно с. 15 №
25, с последующей взаимопроверкой по образцу на
СЛАЙДЕ
Задание: Раздели на две группы: фарфор, гранит,
яшма,
керамика, пемза, стекло, бетон, уголь, мел, кирпич.
Природные камни Искусственные «камни»
- Мы поднялись на самую вершину Уральских гор –
гору Народная.
Рефлексия учебной
деятельности на
уроке.
- И наше путешествие по миру камня подошло к
концу.
- Если мы поднялись на гору, значит мы достигли
поставленной цели. Какую цель мы поставили перед
собой в начале урока?
- Что нам помогло достигнуть поставленной цели?
- Давайте оценим свою работу на уроке с помощью
«Свободного микрофона» СЛАЙД
Что запомнилось на уроке?
Что понравилось?
Что было самым интересным?
Где эти знания пригодятся в жизни?
О чем бы ты рассказал после этого урока
своим родителям, друзьям?
- Сегодня все на уроке были молодцы и мы с вами
достигли вершины Уральских гор, а там нас ожидает
Познавательные:
общенаучные:
умение
структурировать
знания;
оценка процесса и
результатов
деятельности.
Коммуникативные:
умение выражать
свои мысли.
Регулятивные:
волевая
саморегуляция;
оценка – выделение
и осознание
учащимися того, что
уже усвоено и что
оценка за работу на уроке. СЛАЙД
- Вашим домашним заданием будет творческая
работа в тетради с. 17.
- Урок окончен, повернитесь к нашим гостям и
попрощайтесь с ними глазками! И конечно улыбкой!
еще подлежит
усвоению,
прогнозирование.