"Дискуссия как средство формирование коммуникативных УУД"
Автор: Вдовина Ирина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБУ "Школа № 10" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Дискуссия как средство формирование коммуникативных УУД" Раздел: среднее образование
«Дискуссия как средство формирование коммуникативных УУД».
В настоящее время перед школой стоит важная задача - воспитание и развитие компетентной
личности, способной применять свои знания на практике. В связи с этим ведущая роль в
учебном процессе принадлежит обучающему, так как это помогает ребёнку реализовать свои
возможности и способности.
Одной из ступенек формирования коммуникативных УУД на уроках литературы является
такой вид работы как дискуссия: это и т ехнология проблемно-диалогического обучения, и
игровые педагогические технологии, и, конечно же, технология развития критического
мышления .
Дискуссия
происходит
от
латинского
слова
«discussion»,
что
означает
рассмотрение,
исследование.
Дискуссия -
это
обсуждение
какого-либо
спорного
вопроса,
проблемы
с
целью
их
правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и учащихся, а также
учащихся
друг
с
другом
в
процессе
решения
проблемной
ситуации.
Если
потребность
разобраться
в
проблеме
сопровождается
сильным
эмоциональным
подъёмом,
желанием
высказаться, возникает мотив дискуссии.
Дискуссия включает в себя 3 взаимосвязанных компонента:
Познавательный
компонент
(включает
в
себя
знания
о
предмете
спора
и
возникшую проблемную ситуацию)
Операционно-коммуникативный
компонент
(включает
умение
вести
спор,
отстаивать свою точку зрения)
Эмоционально-оценочный компонент (включает эмоциональные переживания,
потребности, ценности, отношения, мотивы, оценки).
Дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения её участников на ту
или
иную
проблему,
провести
всесторонний
анализ
каждой
из
них,
внести
вклад
в
формирование собственной позиции каждого ученика.
Гузеев
В.В.
так
пишет
о
роли
дискуссии:
«Сейчас
дискуссия
признаётся
одной
из
важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся,
развитие
рефлексивного
мышления…»
[Гузеев
В.В.
Методы
и
организационные
формы
обучения. М.: Народное образование, 2001]
Виды дискуссии:
1.
Спонтанная
дискуссия,
возникающая
в
ходе
общего
решения
проблемы
всеми
учащимися класса как взрыв эмоций. Обычно возникает в тех случаях, когда проблема
становится личностно значимой для учеников.
2.
Заранее
з апланированны е
дискуссии:
проблемная,
и н т е г р и р о в а н н а я ,
регламентированная, оценочная, «круглый стол», заседание экспертной группы, форум,
форум,
симпозиум,
дебаты,
судебное
разбирательство,
дискуссия-диалог,
парная
дискуссия, дискуссия-зачет и др.
Требования к проведению дискуссии
1.
Проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту учащихся.
2.
Учащимся необходимо владеть темой дискуссии.
3.
Дискуссия должна развиваться по главным вопросам, нести в себе существенные
противоречия.
Дискуссия-
это
спор
по
существу,
в
котором
важны
ценности,
полученные учащимися в ходе него.
Ход урока
1.
Вводный этап
Подготовка и включение класса в дискуссию.
Формулировка проблемы.
Определение основных точек зрения участников, регламента, правил и условий
обсуждения.
Инструктаж, распределение ролей.
2.
Основной этап
Деятельность учителя и учащихся строится в соответствии с видом дискуссии.
Правила ведения дискуссии
1.
Нельзя критиковать людей, а только их мнения и позиции.
2.
Цель дискуссии не в победе, а в поиске согласия.
3.
Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
4.
Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
5.
Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
6.
Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
7.
Участники
имеют
право
изменить
свою
позицию
под
воздействием
фактов
и
аргументов.
8.
Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.
3.
Этап подведения итогов
Подведение итогов: суммируются высказанные мнения, выводы.
Рефлексия: самоанализ и самооценка.
Критерии оценки дискуссии
1.
Удовлетворение, получаемое учащимися после дискуссии.
2.
Умение школьников пользоваться приёмами доказательства или опровержения.
3.
Умение школьников правильно, логично изложить своё и чужое мнение.
4.
Культура дискуссии.
5.
Получение новых знаний.
6.
Умение понять точку зрения другого.
7.
Живой обмен мнениями.
Немного из моего опыта…
В
своей
практике
я
использую
такие
виды
дискуссии:
спонтанные
(как
правило,
это
происходит
на
каждом
уроке
литературы),
урок-диспут,
судебное
разбирательство,
интегрированный урок-дискуссия и др.
Очень интересно и живо проходили уроки в 8 классе по произведениям А.П.Чехова, И. А.
Бунина, А.И. Куприна. В ходе анализа возникла спонтанная дискуссия: детям были, во-первых,
интересны
эти
рассказы,
а,
во-вторых,
в
произведениях
шла
речь
о
любви,
преданности,
взаимоуважении, а как раз эти вопросы в большей степени и волнуют учащихся в этом возрасте.
В
6
классе
я
провожу
урок-дискуссию
по
произведению
В.
Распутина
«Уроки
французского».
Тема урока: «Учитель – необыкновенный человек».
Подготовительная работа
Класс делится на 3 группы: группа, которая работает по образу Лидии Михайловны; группа,
которая работает по образу директора школы, и так называемые эксперты.
Учитель является консультантом.
Ход урока
Анализ и обсуждение поступков каждого из педагогов.
Обобщающее слово учителя.
Задания рабочим группам
1 группа: составляют кластер по образу Лидии Михайловны, анализируют её поступки;
2 группа: составляют кластер по образу директора школы, дают оценку его поступку по
отношении к Лидии Михайловне.
3группа: делают вывод, выслушав разные точки зрения (во внимание берут название темы)
Памятка участнику дискуссии
Умей выслушать;
Главное - логика и факты;
Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
В ходе урока последовательно обсуждаются следующие темы:
«Учебные часы в расписании и уроки доброты».
«Горькая правда и ложь во спасение».
«Остаться человеком или выполнить долг?»
В 7 классе я провожу судебное разбирательство по произведению М.Ю. Лермонтова «
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», а в 10
классе по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Класс делится на несколько групп, учитывая всех предусмотренных законом сторон:
судья,
обвинитель,
адвокат,
присяжные,
свидетели.
Обыгрывается
ситуация
суда:
суд
над
купцом Калашниковым, суд над Родионом Раскольниковым.
Группа обвинителей выдвигают обвинение, ссылаясь на знания текста.
Группа защитников выстраивают линию защиты, чем-либо мотивируя тот или иной
поступок обвиняемого.
Свидетели востребованы той или иной группой.
Присяжные и судья выносят приговор (необязательно его совпадение с авторским), а
также оценивают работу всех групп.
Удачно очень прошли парные дискуссии (вертушки) при изучении произведений Л.Н.
Толстого «Война и мир» и М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель дискуссии: вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы.
Ход дискуссии
Создаются 2 круга - внутренний и внешний. Участники дискуссии сидят лицом друг к
другу. Внутренний круг неподвижный, внешний – подвижный (учащиеся по сигналу учителя
пересаживаются на стул вправо).
Дискуссия
помогает
участникам
отточить
собственную
аргументацию,
услышать
доводы
оппонентов, приобрести опыт коммуникации.
При обсуждении женских образов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неоднозначно
было
отношение
к
любимой
героине
Л.Н.
Толстого,
Наташе
Ростовой.
Именно
этот
вид
дискуссии (вертушка) помог сформировать мнение о героине: она любимица автора, она не
всегда идеальна в своих поступках, но тем не менее она так же, как и все люди, имеет право на
ошибки. Не нужно делать из неё идеала, нужно воспринимать её такой, какая она есть. Она
обычный человек, пусть даже и героиня романа.
При обсуждении Воланда из произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита» возник
вопрос: «Воланд. Кто он? Представитель зла или добра?»
Именно «вертушка» оказала помощь для определения точной роли Воланда в романе: он
вершитель правосудия, ратует за справедливость, наказывает зло и поощряет добро.
Можно ещё приводить примеры таких уроков. Я остановилась на тех, которые, на мой
взгляд, были наиболее удачны, хотя совершенству нет предела. Но одно я точно могу сказать,
что такой вид работы, как дискуссия, помогает учащимся в формировании коммуникативных
УУД, дети учатся отстаивать своё мнение, правильно строить диалог, а ещё такой вид работы
требует внимательного отношения к слову, а это очень важно особенно в то время, когда читать
стало немодно.