Напоминание

"Сравнительная характеристика мировых религий"


Автор: Старшова Ольга Николаевна
Должность: Преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ГБОУ ПОО "Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Практическая работа
Тема: "Сравнительная характеристика мировых религий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА №1

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

ТЕМА: Сравнительная характеристика мировых религий.

ЦЕЛИ:

1.

Формировать

умения

анализировать,

систематизировать

информацию,

делать выводы и прогнозы.

2. Определить роль религии в современном обществе.

3. Проанализировать функции и нравственные основы мировых религий.

4. Провести сравнительную характеристику мировых религий.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1.

Горелов, А. А. Основы философии: Учеб. пособие для студ. сред. проф.

учеб. заведений / Горелов А. А. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский

центр «Академия», 2012.

2.

Губин, В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних

специальных учебных заведений / Губин В.Д. - М.: ТОН, 2013. - 383 с.

3.

Губин, В.Д. Основы философии / Губин В.Д. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,

2009. — 288 с.

4.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп.

– М.: Республика, 2014.

5.

Философский

словарь

/

под

ред.

Гуревич

П.С.

-

М.:

Олимп,

ООО

«Издательство АСТ», 2013.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

ЗАДАНИЕ1:

прочитайте

текст,

охарактеризуйте

основные

функции

религии в современном обществе.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов

регуляции

человеческой

деятельности:

посредством

системы

культовых

действий

она

организует

повседневную

жизнь,

в

процессе

освоения

вероучения

формирует

мировоззрение,

побуждает

человека

задуматься

о

смысле собственного существования. Место и значение религии в обществе

определяются исполняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре-

гулятивную,

воспитательную,

мировоззренческую,

компенсаторную,

коммуникативную, интеграционную, культурную.

Важнейшей

функцией

религии

является регулирование

поведения

1

индивидов,

социальных

групп.

Регулятивная

функция

религии

основывается

на

аккумулированном

ею

нравственном

опыте

многих

поколений

людей,

в сжатом

виде

выраженном,

в

заповедях,

моральных

канонах различных религий. Религия не только устанавливает определенные

рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных

нравственных ценностей,

достойному

поведению,

и

в

этом

проявляется

связь регулятивной и воспитательной

функций.

Мировоззренческую

функцию религия реализует благодаря системе

взглядов,

отражающих

картину мира,

сущность

человека

и

его

место

в

мире.

Компенсаторная

функция проявляется в том, что религия снимает

социальное

и

душевное

напряжение

человека, возмещает недостатки или

дефицит светского общения религиозным общением. Особенно отчетливо эта

функция реализуется в молитве и покаянии, при совершении которых че-

ловек

переходит

от

подавленности,

душевного

дискомфорта к состоянию

облегчения, успокоения, прилива сил.

Религия

выполняет

также коммуникативную

функцию, являясь

средством общения верующих. Это общение разворачивается в двух планах: в

плоскости

диалога

с

Богом

и «небожителями»,

а

также

в

контакте

с

другими

верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством

культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам известно немало

примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества,

-

достаточно

вспомнить

роль

иерархов

Русской

православной

церкви,

например, преподобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе-

мель,

борьбе

с

захватчиками.

Направляя

и

объединяя

усилия

отдельных

индивидов,

социальных

групп,

религия способствует

социальной

стабильности

или

утверждению

нового

-

вспомним,

например,

роль

протестантизма в становлении буржуазного общества. Однако религиозная

интеграция

имеет

двойственный

характер:

с

одной

стороны, религия

с ближает,

с

другой

-

разъединяет,

примером

чему

являются

многочисленные религиозные войны и конфликты.

Культурная

функция состоит

в

том,

что

религия

сохраняет

и

транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью

культуры человеческого общества.

ЗАДАНИЕ2:

прочитайте

текст,

рассмотрите

основные

положения

вероучения мировых религий. Результаты представьте в виде таблицы:

2

Религия

Регион

распространени

я

Основные постулаты

Разновидност

и

Буддизм

Христианств

о

Ислам

Мировые религии охватывают огромное количество верующих. По

данным

социологов,

около

половины

населения земного

шара

являются

приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама,

буддизма. В Российской Федерации проживают представители всех мировых

религий.

Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее распространенная в

Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной

Азии.

Российские

центры буддизма

находятся

в

Бурятии,

Калмыкии

и

Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все

в

человеческой

жизни

есть

страдание

-

рождение,

жизнь,

старо сть,

смерть,

любая

привязанность и т. п.; причина страдания заключается в

наличии

у

человека

желаний,

в

том

числе

желания

жить;

прекращение

страдания связано с освобождением от желаний; чтобы достичь этой цели,

необходимо

придерживаться

восьмеричного пути спасения, включающего

усвоение

четырех

благородных

истин,

принятие

их

как

жизненной

программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов,

непричинение

вреда

живому,

превращение

истинных

действий

в

образ

жизни,

постоянный

самоконтроль,

отрешение

от мира,

духовное

самопогружение.

Следование

этим

путем

ведет

человека

к

нирване

-

состоянию отсутствия, преодолению страданий.

Христианство является второй по времени возникновения мировой

религией. Из курса истории вы знаете, что выделяются три главных течения

христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий

Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа, в которой Христос

признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который

составляют четыре

Евангелия,

а

также

Деяния

апостолов,

Послания

апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в

милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради

спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который

3

вочеловечился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спасителя -

центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа,

чтобы приобщиться к спасению.

Распад Римской

империи на

Западную

и

Восточную

привел к

постепенному обособлению Западной и Восточной христианских церквей с

центрами

в

Риме

и

Константинополе,

разногласия

которых

веками

накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же

принципиальные догматические

расхождения

церквей?

Католическая

церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога

Сына. Восточная церковь признает исхождение Святого Духа только от Бога

Отца.

Римско-католическая

церковь провозглашает

догмат

о

непорочном

зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о

вознесении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в католицизме.

Православная

церковь

не

принимает

догмата

о непогрешимости

Папы

Римского в вопросах веры, а римско-католическая

церковь

считает

Папу

наместником

Бога

на земле, устами которого применительно к вопросам

религии говорит

Сам

Бог.

Римско-католическая

церковь,

наряду

с адом и

раем, признает существование чистилища и возможность искупления грехов

уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых

дел,

совершенных Иисусом

Христом,

Богоматерью

и

святыми,

которым

«распоряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV

- XVI вв. развернулось движение

Реформации, приведшее к отделению от католической церкви значительной

части

христиан.

Возник

ряд

христианских

протестантских

церквей,

вышедших

из-под власти

Папы.

Крупнейшими

из

них

являются

лютеранств о (Германия

и

страны

Балтии), кальвинизм (Швейцария

и

Нидерланды), англиканская

церковь

(Англия).

Протестанты признают

Священное Писание (Библию) единственным источником веры и полагают,

что каждому человеку воздастся по вере его вне зависимости от средств ее

внешнего выражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с

церкви

на

отдельную

личность.

Католицизм

же

о ст а лся строго

централизованной

религией.

Из

европейских

стран католицизм

наиболее

распространен

в

Италии,

Испании, Франции,

Польше,

Португалии.

Значительное число католиков

проживает

в

странах

Латинской

Америки.

Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единственной

религией.

Несмотря

на

разделение

христианства

на

отдельные церкви, все

они имеют общую идейную основу. В мире набирает

силу экуменическое

движение,

стремящееся

к

диалогу

и

сближению

всех

христианских

4

церквей.

В

религиозной

жизни

современной

России

действуют

все три

направления христианства.

Ислам - самая поздняя по времени возникновения мировая религия,

распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток

и

Северная

Африка),

в

Южной

и

Юго-Восточной

Азии

(Иране,

Ираке,

Афганистане,

Пакистане,

Индонезии

и

др.).

В

Российской

Федерации

проживает

значительное

количество

мусульман.

Это

вторая

по числу

приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в

Мекке

сформировался

религиозный

центр

арабских

племен

и

возникло

движение за почитание единого верховного Бога - Аллаха. Здесь началась

деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог - Аллах - передал

людям устами пророка Мухаммеда при посредничестве ангела Джебраила

священную

книгу

-

Коран, являющуюся

непререкаемым

авторитетом

в

духовной жизни,

праве,

политике

и

хозяйственной

деятельности. Можно

выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять

каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз);

соблюдение поста Ураза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер-

шение

паломничества

в

Мекку

(хадж).

Поскольку

Коран

содержит

предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и

гражданское право исламских государств основывалось, а в ряде стран до сих

пор основано на религиозном законе - шариате.

В

современной

России

ислам

распространен

среди

жи телей

Татарстана

и

Башкортостана,

республик

Северного

Кавказа,

за

исключением

населения

Северной

Осетии

-

Алании,

жители

которой

преимущественно

исповедуют православие.

Среди

мусульман

-

представители многочисленной азербайджанской диаспоры.

ЗАДАНИЕ

3:

проанализируйте

результаты

социологического

исследования, в котором приняли участие 1600 россиян, проведенного в

октябре

2016

года

в

153

населенных

пунктах.

Охарактеризуйте

религиозные

верования

россиян.

Выразите

свое

отношение

к

полученным данным.

58% опрошенных сообщили, что верят в Бога. 35% - верят в судьбу.

Многие респонденты из числа тех, кто причисляет себя к верующим в Бога,

одновременно верят в приметы (21%), гороскопы (9%), колдовство и магию

5

(8%),

инопланетян

(6%).

Заявили

о

том,

что

не

верят

ни

в

какие

сверхъестественные силы и явления, 14% опрошенных.

При этом, как показал опрос, подавляющее большинство россиян – 88%,

- уверены, что воскрешение из мертвых не возможно. В то же время 8 %

такую возможность в принципе не исключают, 2% верят, что воскрешение

возможно. Молодежь 18 - 24 лет допускает возможность воскрешения (11%)

чаще респондентов старшего возраста, особенно тех, кому больше 60 лет

(2%).

Критерии оценки:

«5» - оцениваются качественно выполненные задания 1,2,3.

«4»

-

выполнены

задания

1,2,3;

нечетко

сформулированы

определения,

примеры приведены не во всех требуемых заданиях.

«3» - частично выполнены задания 1,2,3.

«2» - задания не выполнены.

6



В раздел образования