Напоминание

Приемы реализации системно–деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку в средней школе.


Автор: Семёнова Елена Ильинична
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н. Дехтяренко"
Населённый пункт: п. Демянск Новгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы реализации системно–деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Раздел: полное образование





Назад




МАОУ «Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н.Дехтяренко»

(Новгородская область, п.Демянск)

учитель английского языка: Семёнова Е.И.

Приемы реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения

английскому языку в средней школе.

Понятие

системно-деятельностного

подхода

существует

с

1985

г.

Проблемы

деятельности

разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в

философии и психологии. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности

является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что

человеческая жизнь - это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения

как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой

природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.

Системно-деятельностный подход лежит в основе стандартов нового поколения, которые

ориентированы не на само содержание образования (хотя с ним связаны), а на результаты

образования,

результаты

деятельности

и

требования

к

этим

результатам.

В

системно-

деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест.

При подготовке к очередному уроку, нужно помнить, что основная идея системно-

деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети

должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и

доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую

работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как

надо действовать в новых условиях.

Современный педагог обязан постоянно повышать уровень своего образования. Считаю, что

деятельность

современного

учителя

невозможна

без

использования

современных

образовательных

технологий

в

процессе

обучения

предмету

и

в

воспитательной

работе.

Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в

образовательный процесс передовых технологий обучения.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным

набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в

команде,

способность

к

самоизменению

и

саморазвитию

на

основе

рефлексивной

самоорганизации.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

-моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

-использование активных и интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а

также проектную деятельность.

Учащиеся работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

-

критически

осмысляют

актуальную

социальную

информацию,

поступающую

из

разных

источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

-

осваивают

типичные

социальные

роли

через

участие

в

обучающих

играх

и

тренингах,

моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

1

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Использование

системно-деятельностного

подхода

ориентировано,

прежде

всего,

на

формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль

познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Преимуществом

деятельностного

подхода

является

то,

что

он

органично

сочетается

с

различными

современными

образовательными

технологиями:

ИКТ,

игровые

технологии

(деловые

игры,

интеллектуальные

турниры

и

т.д.),

технология

критического

мышления,

технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию

универсальных учебных действий.

«Не

в

количестве

знаний

заключается

образование,

а

в

полном

понимании

и

искусном

применении всего, что знаешь!» (Фридрих Дистерверг).

Для достижения этой значимой цели существуют различные методы и приёмы, которые

могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой

лексики,

использование

игрушек,

активизация

речевой

деятельности

с

помощью

разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и

слайдов, озвученных на иностранном языке.

Я

хочу

остановиться

на

некоторых

приёмах,

которые

успешно

применяю

на

уроках

английского языка:

1.

Парная работа и работа в группах

Работая в группах и в парах на уроках иностранного языка, раскрываются и развиваются

общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике

дискуссионного общения на языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать

рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся, что, в итоге, приводит к умению

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями

коммуникации,

владению

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Например,

при

изучении

речевого

оборота

«собираться

делать

что-то»

учащиеся

работают в группах (семьях) над проблемной ситуацией – «Планы на выходные». Семья

собирается поехать за город на weekend, а ты предпочитаешь остаться дома. Детям предлагается

обсудить данную ситуацию в группе и придти к общему решению. Преимущества – навык

работы в группе, развитие воображения (роли членов семьи). При тренировке и закреплении

лексических

единиц

уместно

использовать

прием

«Дополни

фразу».

Кроме

того,

что

отрабатывается лексика, учащиеся учатся слушать друг друга, развивается внимание. Можно

использовать

текст,

разрезанный

на

полосы.

Во

время

выполнения

отрабатывается

навык

работы в группе, и, что очень важно, учащиеся запоминают, как строится предложение в

английском языке. Для систематизации знаний обучающихся при изучении оборота «собираться

делать что-то», использую такое задание, как «Задай вопрос»: ученик загадывает предложение

(предположим, он собирается делать это вечером), остальные учащиеся задают ему вопросы,

используя

данный

речевой

оборот,

а

также,

тренируется

лексика,

вырабатывается

умение

слушать. Ну и, конечно же, ребята собирают «чемодан» для отдыха. Здесь цель: обучение этике

дискуссионного

общения

на

иностранном

языке,

умение

оценивать

действия,

вносить

дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе друг друга.

Диалог

является

высшим,

собственно

личностным

уровнем

общения,

создающим

наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность к

диалогу по праву считается высшим уровнем коммуникативной компетентности. Работа в

группе так же является продуктивной формой работы по формированию коммуникативных

универсальных действий.

2

2.

Проектная деятельность:

Проектная

деятельность

также

способствует

развитию

коммуникативных

УУД.

Совместная

творческая

деятельность

учащихся

при

работе

над

проектами

в

группе

и

необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация, способствуют

формированию метапредметных коммуникативных умений:

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с

другом и т.д.);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

-

оформлять

свои

мысли

в

устной

и

письменной

речи

с

учетом

своих

учебных

и

жизненных ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-

при

необходимости

отстаивать

свою

точку

зрения,

аргументируя

ее,

учиться

подтверждать аргументы фактами.

Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только

легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые

проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться,

петь,

радоваться

жизни”.

Поэтому

можно

с

уверенностью

утверждать,

что

у

учащегося

развивается

креативная

компетентность,

как

показатель

коммуникативного

владения

иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для

п р о я в л е н и я

и

с т а н о в л е н и я

т в о р ч е с к и х

в о з м о ж н о с т е й

у ч а щ е г о с я .

Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного

обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при

обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению,

безусловно,

принадлежит

к

числу

наиболее

эффективных.

Настоящий

урок

позволяет

превратить

занятие

в

дискуссионный,

исследовательский

клуб,

в

котором

решаются

действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом

особенностей культуры страны изучаемого языка.

3. Использование песен и музыки:

Я. А. Каменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется

человеку, не

знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной

школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. Вместе с детьми поет и

учитель, как правило, увлеченно и радостно.

Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.

Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

1. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и

расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже

знакомая

лексика

встречается

в

новом

контекстуальном

окружении,

что

помогает

её

активизации;

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых

странах издаются песни для обучения наиболее распространённым конструкциям;

3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию

музыкального

слуха.

Установлено,

что

музыкальный

слух,

слуховое

внимание

и

слуховой

контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание

и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами

помогают

закрепить

правильную

артикуляцию

и

произнесение

звуков,

правила

фазового

ударения, особенности ритма и т. д.;

4.

Песни

содействуют

эстетическому

воспитанию

учащихся,

сплочению

коллектива,

более

полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся

благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется

3

языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению

иностранного языка;

5. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические

высказывания,

служат

основой

развития

речемыслительной

деятельности

школьников,

способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.

Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они

различны.

В

зависимости

от

методической

задачи

отдельного

этапа

песенный

материал

использую:

-

д л я

ф о н е т и ч е с к о й

з а р я д к и

н а

н а ч а л ь н о м

э т а п е

у р о к а ;

-

на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении

л е к с и ч е с к о г о

и

г р а м м а т и ч е с к о г о

м а т е р и а л а ;

-

на

любом

этапе

урока

как

стимул

для

развития

речевых

навыков

и

умений;

-

как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима

разрядка,

снимающая

напряжение

и

восстанавливающая

их

работоспособность.

В настоящее время приобретает особое значение использование здоровьесберегающих

технологий, поэтому музыкальные паузы-разминки, зарядка под музыку или с песней – это

необходимый элемент урока, соответствующий современным образовательным требованиям.

Выбор

английских

песенок

для

зарядки

или

паузы-разминки

обширен,

они

связаны

с

движением, с темой изучаемого материала («Head and Shoulders, Knees and Toes…» или «Put

Your Finger on Your Nose…»)

Я также использую музыку для переключения учащихся с одного вида работы на другой.

Особенно для младших школьников, когда их трудно успокоить после какой-нибудь подвижной

игры на уроке или после конкурса. Можно включить какую-либо веселую знакомую песенку,

где куплеты повторяются, слегка меняясь. А иногда можно включить совершенно новую для

детей

песню,

поговорить

о

ней

в

течение

1-2

минут,

после

чего

спокойно

перейти

на

запланированный вид работы.

При объяснении грамматического материала: Personal pronouns, глаголы to be to have в

Present Simple на мелодию песни «В лесу родилась елочка». На скринборде учащиеся сначала

под музыку проговаривают формы:

I – am

We – are

You –are

They – are

He – is

She – is

It - is

I – Have

We – have

You – have

They – have

He – has

She – has

It – has.

Песенки-считалочки, а также те песни, в которых присутствует счет

(Counting songs)

4

Ten Little Indian Boys

One little, two little, three little Indians

Four little, five little, six little Indians

Seven little, eight little, nine little Indians

Ten little Indian boys.

Ten little, nine little, eight little Indians

Seven little, six little, five little Indians

Four little, three little, two little Indians

One little Indian boy.

.Для

осуществления

цели

просто

красочных

учебников

недостаточно,

монотонное

использование правил в предложениях становиться через некоторое время скучным занятием.

На этом этапе учителю важно показать, что изучаемые грамматические формы, на самом деле,

вполне востребованы в современном языке и, более того, эти, на первый взгляд, громоздкие

речевые формы с легкостью используются носителями языка в известных всем песнях. Помимо

живого интереса, использование популярных песен на уроке помогает закрепить изучаемую

структуру в сознании ученика путем многократного ее повторения. Поэтому я убеждена, что

данный

вид

работы

позволит

значительно

сократить

время,

необходимое

для

достижения

конкретной цели.

Таким образом, использование музыки и песен на уроках английского языка не только

способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует

активную

личность,

но

и

вносит

в

урок

эмоциональный

колорит,

помогает

погружению

учащихся в иноязычную культуру.

Итак, системно-деятельностный

подход

в

образовании –

это

не

совокупно сть

образовательных технологий, методов и приемов. Это своего рода философия образования

новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с

учащимися

мастером

своего

дела,

формировать

у

учеников

высокую

мотивацию

для

достижения

цели,

универсальные

учебные

навыки,

и,

таким

образом,

готовить

их

к

продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

5



В раздел образования