Напоминание

Методы управления МПЗ и дебиторской задолженностью


Автор: Закиев Айнур Агдасович
Должность: студент
Учебное заведение: Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Методы управления МПЗ и дебиторской задолженностью
Раздел: высшее образование





Назад




Методы управление материально производственными запасами и

дебиторской задолженностью

В

статье

рассмотрены

методы

управления

мат е р и а л ь н о

производственной

базой

и

дебиторской

задолженностью

в

рамках

тактического финансового менеджмента.

Материально-производственные запасы представляют собой наиболее

мобильную

часть

имущества

предприятия.

Их

ежегодный

рост

может

свидетельствовать о затоваривании на складе. Регулярное их уменьшение

указывает на сворачивание деятельности или нехватку оборотных средств для

закупки необходимого объема запасов. Ниже приведены методы управления

запасами.

Ме тод ы ABC

и XYZ–

анализа

являются

достаточно

широко

известными и популярными аналитическими инструментами, например, для

классификации

производственных

запасов

предприятия,

а

также

запасов

готовой продукции.

Суть АВС анализа заключается в ранжировании производственных

запасов на три группы в зависимости от их вклада в конечный результат.

Выделяют следующие категории производственных запасов:

1.

Категория

А

запасы,

обладающие

высокой

стоимостью

и

относительно небольшим удельным весом в физическом объеме запасов.

Устанавливается строгий контроль и регулирования данных запасов, а также

контроль расчета периода опережения;

2.

Категория B

запасы,

представляющие

собой

менее

ценные

сырье и материалы. Для этой категории определяются экономичные размеры

и момент выдачи повторного заказа.

3.

Категория

С

наименее

ценные

запасы.

Для

этой

категории

размер повторного заказа устанавливается таким образом, чтобы поставки

осуществлялись в течение одного – двух лет. Проверка наличных запасов

проводится периодически один раз в год.

Ранжирование запасов на указанные категории обеспечит взаимосвязь

между величиной производственных запасов и их стоимостью [1. C.178].

М е т о д XYZпредполагает

оценку

значимости

от

частоты

их

потребления. Критерий отнесения запасов к группам X,

Yи Z–колеблемость

спроса на запасы данного вида. В классическом варианте классификации

запасы с коэффициентом вариации от нуля до 0,1 относят к группе X, запасы

с

коэффициентом

вариации

от

0,1

до

0,25

к

группе Y,

а

запасы

с

коэффициентом вариации свыше 0,25 – к группе Z [2. C.205].

Рассмотренные

методы

анализа ABCи XYZхорошо дополняют друг

друга. При этом если ABC – анализ позволяет оценить вклад каждого вида

запасов в производственных процесс, то XYZ– анализ оценивает изменение

спроса

на

определенные

виды

запасов

и

его

нестабильность.

Поэтому

целесообразно проводить интегрированный анализ ABC – XYZанализ.

Результаты ABC–XYZклассификаций

запасов

объединяются

в

матрице по стоимости их текущего остатка на складе и по их расходу.

Стандартная

матрица ABCxXYZ

имеет

размерность

3х3,

и

в

ней

формируются 9 групп номенклатурных позиций от AXд о CZ. Важным для

приобретения запасов являются составные ячейки с параметрами AX, AY, AZ,

BXи CX, поскольку годовую потребность большинства из данных запасов

можно достоверно спрогнозировать [1. C.181].

Отметим, что организации необходимо искать надежных поставщиков,

способных обеспечить стабильность поставок производственных запасов с

целью возможности точно планировать расход материальных ресурсов на

производство продукции.

Далее

рассмотрим

приемы

(методы)

управления

дебиторской

задолженности и способы его совершенствования на предприятии. Отметим,

что

увеличение

удельного

веса

дебиторской

задолженности

приводит

к

отвлечению оборотных средств из оборота, тем самым увеличивается риск

неплатежеспособности предприятия, а также сигнализирует о недостаточном

контроле

за

платежно-расчетной

дисциплиной

на

предприятии

и

свидетельствует о неправильной кредитной политике предприятия.

К приемам управления дебиторской задолженностью относят: учет

заказов,

оформление

счетов

и

установление

характера

дебиторской

задолженности. Необходимо совершать поиск путей сокращения среднего

промежутка времени между завершением операции по продаже товара и

выпиской

счет-фактуры

покупателю,

оцениваться

возможное

издержки,

связанные с дебиторской задолженностью [3. C.3].

Ключевым

моментом

в

управлении

дебиторской

задолженностью

является определение сроков кредита, которые оказывают влияние на объемы

продаж

и

получения

денег.

Например,

предоставление

б ол е е

продолжительных

сроков

кредита,

увеличит

объем

продаж.

Если

сроки

кредита

жесткие,

у

компании

будет

меньше

инвестированных

денежных

средств в дебиторской задолженность и потерь от безнадежных долгов. Если

сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов

продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов

и большие затраты, связанными с тем, что малоэффективные покупатели

затягивают оплату [3. C.4].

Управление

дебиторской

задолженностью

осуществляется

через

сравнение дополнительной прибыли, с затратами и потерями, возникающими

при

изменении

политики

реализации

продукции,

а

также

оптимизации

величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню

кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам

и расходам инкассации.

С

целью

максимизации

притока

денежных

средств

организации

следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями

формы оплаты и ценообразования.

По Н.Ф. Мормулю и С.А. Еникеева, процесс управления дебиторской

задолженностью может быть реализован, как система с обратной связью.

Такой подход основан на принципах теории автоматического регулирования,

когда необходимо задать требуемое состояние системы, затем обеспечить

контроль за его соблюдением, оценить возникающие отклонения от заданного

состояния и при необходимости осуществить регулирующие воздействия с

целью

своевременно

устранить

возникающие

отклонения

или

скорректировать требуемый уровень состояния [4. C.86].

Выделяют

еще

следующие

методы

АВС

и XYZ,

управления

дебиторской задолженностью. В основе метода ABCлежит закон Парето, по

которому 80% задолженности, может числиться за 20% должников. То есть

всего

20%

крупных

клиентов

обеспечивают

предприятие

80%

его

дебиторской задолженности.

Одним

из

методов

управления

задолженностью

являет ся

рефинансирование

дебиторской

задолженности,

основными

формами

которой являются факторинг и форвейтинг [5. С.3].

Рассмотрим механизм факторинга: клиент получает от факторинговой

компании,

платежное

средство

(деньги,

вексель).

Цель

факторингового

обслуживания – это устранения риска, присущего кредитной операции. Для

факторинговой сделки необходимо заключить договор факторинга (договор о

переуступке

права

требования

платежных

документов),

где

отдельно

оговаривается сумма факторинговой сделки [6. C.25].

В

рамках

сложившейся

практики,

клиент

оплачивает

платеж,

состоящий

из

двух

частей:

фиксированная

ставка

комиссии

и

процент,

начисляемый на полученное финансирование.

Для рефинансирования также применяются операции форфейтинга.

Схема действия выглядит следующим образом: экспортер договаривается с

форфейтером (уполномоченным юридическим лицом), что если вексель будет

соответствовать всем критериям, то форфейтер будет готов его купить. После

того, как достигнута договоренность с форфейтером, идет поиск нерезидента,

готового

купить

продукцию.

У

нерезидента

может

недоставать

денег

на

текущем этапе, но он готов купить товар с отсрочкой. К примеру, через год.

Форфейтинг

инструмент

для

средне-

и

долгосрочного

торгового

финансирования

в

иных

случаях

хорошо

работает

и

более

знакомый

факторинг.

Далее приведены мероприятия, рис. 1, направленные на повышение

эффективности управления дебиторской задолженности.

Рис. 1 Управление дебиторской задолженностью [7. C.114]

Указанные направления позволят более четко организовать учет и

анализ дебиторской задолженности, что, дает возможность выявить на более

ранних

сроках

просроченную

дебиторскую

задолженность,

своевременно

создавать резервы по сомнительным долгам, повысить качество управления

дебиторской задолженностью в организации [7. C.115].

Данные

рекомендации

должны

осуществляться

персоналом

предприятия

в

условиях

четкого

взаимодействия

и

взаимной

информированности [8. C.26].

Список использованной литературы

1.

Макаренко И. В. ABC-XYZ- анализ как инструмент оптимизации

производственных запасов в организации // Труды БГТУ. 2014. - №7. - С.

178-182.

2.

Кулакова

Ю.Н.,

Кулаков

А.Б.

Формирование

стратегии

управления производственными запасами предприятия на основе анализа

матрицы ABCxXYZ // Финансовый менеджмент. – 2014. - №20. – С. – 205 –

218.

3.

Щурина

С.В.,

Пруненко

М.А.

Управление

дебиторской

задолженностью

компании:

теория

и

практика

//

Интернет-журнал

Науковедение. – 2017. – №1. – С. 1-17.

4.

Мормуль Н.Ф., Еникеева С.А. Системный подход к управлению

дебиторской задолженностью // Экономические и социально-гуманитарные

исследования. – 2015. – №2. – С. 84 – 89.

5.

Илюшин

В.Е.,

Балабаева

Ю.А.,

Характеристика

ключевых

подходов

управления

дебиторской

и

кредиторской

задолженностью

организации // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. - С. 2-

8.

6.

Волкова А.Н. Некоторые аспекты реструктуризации дебиторских

задолженностей предприятий посредством факторинга как направления их

экономической безопасности // Финансы и кредит. 2014. - №13. - С. 24-28.

7.

Кобелева

С.В.,

Конова

О.Ю.

Дебиторская

задолженность:

возникновение, анализ и управление. // Территория наука. – 2015. - №2.- С. –

109 – 116.

8.

Кравченко

В.С.,

Мурашкин

Р.Н.,

Рогозин

М.В.

К

вопросу

об

управление

дебиторской

задолженностью

организации

//

Символ

науки

-

2016. - №3. – С. 24-29.



В раздел образования