Автор: Закиев Айнур Агдасович
Должность: студент
Учебное заведение: Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Методы управления МПЗ и дебиторской задолженностью
Раздел: высшее образование
Методы управление материально производственными запасами и
дебиторской задолженностью
В
статье
рассмотрены
методы
управления
мат е р и а л ь н о
производственной
базой
и
дебиторской
задолженностью
в
рамках
тактического финансового менеджмента.
Материально-производственные запасы представляют собой наиболее
мобильную
часть
имущества
предприятия.
Их
ежегодный
рост
может
свидетельствовать о затоваривании на складе. Регулярное их уменьшение
указывает на сворачивание деятельности или нехватку оборотных средств для
закупки необходимого объема запасов. Ниже приведены методы управления
запасами.
Ме тод ы ABC
и XYZ–
анализа
являются
достаточно
широко
известными и популярными аналитическими инструментами, например, для
классификации
производственных
запасов
предприятия,
а
также
запасов
готовой продукции.
Суть АВС анализа заключается в ранжировании производственных
запасов на три группы в зависимости от их вклада в конечный результат.
Выделяют следующие категории производственных запасов:
1.
Категория
А
–
запасы,
обладающие
высокой
стоимостью
и
относительно небольшим удельным весом в физическом объеме запасов.
Устанавливается строгий контроль и регулирования данных запасов, а также
контроль расчета периода опережения;
2.
Категория B
–
запасы,
представляющие
собой
менее
ценные
сырье и материалы. Для этой категории определяются экономичные размеры
и момент выдачи повторного заказа.
3.
Категория
С
–
наименее
ценные
запасы.
Для
этой
категории
размер повторного заказа устанавливается таким образом, чтобы поставки
осуществлялись в течение одного – двух лет. Проверка наличных запасов
проводится периодически один раз в год.
Ранжирование запасов на указанные категории обеспечит взаимосвязь
между величиной производственных запасов и их стоимостью [1. C.178].
М е т о д XYZпредполагает
оценку
значимости
от
частоты
их
потребления. Критерий отнесения запасов к группам X,
Yи Z–колеблемость
спроса на запасы данного вида. В классическом варианте классификации
запасы с коэффициентом вариации от нуля до 0,1 относят к группе X, запасы
с
коэффициентом
вариации
от
0,1
до
0,25
–
к
группе Y,
а
запасы
с
коэффициентом вариации свыше 0,25 – к группе Z [2. C.205].
Рассмотренные
методы
анализа ABCи XYZхорошо дополняют друг
друга. При этом если ABC – анализ позволяет оценить вклад каждого вида
запасов в производственных процесс, то XYZ– анализ оценивает изменение
спроса
на
определенные
виды
запасов
и
его
нестабильность.
Поэтому
целесообразно проводить интегрированный анализ ABC – XYZанализ.
Результаты ABC–XYZклассификаций
запасов
объединяются
в
матрице по стоимости их текущего остатка на складе и по их расходу.
Стандартная
матрица ABCxXYZ
имеет
размерность
3х3,
и
в
ней
формируются 9 групп номенклатурных позиций от AXд о CZ. Важным для
приобретения запасов являются составные ячейки с параметрами AX, AY, AZ,
BXи CX, поскольку годовую потребность большинства из данных запасов
можно достоверно спрогнозировать [1. C.181].
Отметим, что организации необходимо искать надежных поставщиков,
способных обеспечить стабильность поставок производственных запасов с
целью возможности точно планировать расход материальных ресурсов на
производство продукции.
Далее
рассмотрим
приемы
(методы)
управления
дебиторской
задолженности и способы его совершенствования на предприятии. Отметим,
что
увеличение
удельного
веса
дебиторской
задолженности
приводит
к
отвлечению оборотных средств из оборота, тем самым увеличивается риск
неплатежеспособности предприятия, а также сигнализирует о недостаточном
контроле
за
платежно-расчетной
дисциплиной
на
предприятии
и
свидетельствует о неправильной кредитной политике предприятия.
К приемам управления дебиторской задолженностью относят: учет
заказов,
оформление
счетов
и
установление
характера
дебиторской
задолженности. Необходимо совершать поиск путей сокращения среднего
промежутка времени между завершением операции по продаже товара и
выпиской
счет-фактуры
покупателю,
оцениваться
возможное
издержки,
связанные с дебиторской задолженностью [3. C.3].
Ключевым
моментом
в
управлении
дебиторской
задолженностью
является определение сроков кредита, которые оказывают влияние на объемы
продаж
и
получения
денег.
Например,
предоставление
б ол е е
продолжительных
сроков
кредита,
увеличит
объем
продаж.
Если
сроки
кредита
жесткие,
у
компании
будет
меньше
инвестированных
денежных
средств в дебиторской задолженность и потерь от безнадежных долгов. Если
сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов
продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов
и большие затраты, связанными с тем, что малоэффективные покупатели
затягивают оплату [3. C.4].
Управление
дебиторской
задолженностью
осуществляется
через
сравнение дополнительной прибыли, с затратами и потерями, возникающими
при
изменении
политики
реализации
продукции,
а
также
оптимизации
величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню
кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам
и расходам инкассации.
С
целью
максимизации
притока
денежных
средств
организации
следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями
формы оплаты и ценообразования.
По Н.Ф. Мормулю и С.А. Еникеева, процесс управления дебиторской
задолженностью может быть реализован, как система с обратной связью.
Такой подход основан на принципах теории автоматического регулирования,
когда необходимо задать требуемое состояние системы, затем обеспечить
контроль за его соблюдением, оценить возникающие отклонения от заданного
состояния и при необходимости осуществить регулирующие воздействия с
целью
своевременно
устранить
возникающие
отклонения
или
скорректировать требуемый уровень состояния [4. C.86].
Выделяют
еще
следующие
методы
–
АВС
и XYZ,
управления
дебиторской задолженностью. В основе метода ABCлежит закон Парето, по
которому 80% задолженности, может числиться за 20% должников. То есть
всего
20%
крупных
клиентов
обеспечивают
предприятие
80%
его
дебиторской задолженности.
Одним
из
методов
управления
задолженностью
являет ся
рефинансирование
дебиторской
задолженности,
основными
формами
которой являются факторинг и форвейтинг [5. С.3].
Рассмотрим механизм факторинга: клиент получает от факторинговой
компании,
платежное
средство
(деньги,
вексель).
Цель
факторингового
обслуживания – это устранения риска, присущего кредитной операции. Для
факторинговой сделки необходимо заключить договор факторинга (договор о
переуступке
права
требования
платежных
документов),
где
отдельно
оговаривается сумма факторинговой сделки [6. C.25].
В
рамках
сложившейся
практики,
клиент
оплачивает
платеж,
состоящий
из
двух
частей:
фиксированная
ставка
комиссии
и
процент,
начисляемый на полученное финансирование.
Для рефинансирования также применяются операции форфейтинга.
Схема действия выглядит следующим образом: экспортер договаривается с
форфейтером (уполномоченным юридическим лицом), что если вексель будет
соответствовать всем критериям, то форфейтер будет готов его купить. После
того, как достигнута договоренность с форфейтером, идет поиск нерезидента,
готового
купить
продукцию.
У
нерезидента
может
недоставать
денег
на
текущем этапе, но он готов купить товар с отсрочкой. К примеру, через год.
Форфейтинг
–
инструмент
для
средне-
и
долгосрочного
торгового
финансирования
в
иных
случаях
хорошо
работает
и
более
знакомый
факторинг.
Далее приведены мероприятия, рис. 1, направленные на повышение
эффективности управления дебиторской задолженности.
Рис. 1 Управление дебиторской задолженностью [7. C.114]
Указанные направления позволят более четко организовать учет и
анализ дебиторской задолженности, что, дает возможность выявить на более
ранних
сроках
просроченную
дебиторскую
задолженность,
своевременно
создавать резервы по сомнительным долгам, повысить качество управления
дебиторской задолженностью в организации [7. C.115].
Данные
рекомендации
должны
осуществляться
персоналом
предприятия
в
условиях
четкого
взаимодействия
и
взаимной
информированности [8. C.26].
Список использованной литературы
1.
Макаренко И. В. ABC-XYZ- анализ как инструмент оптимизации
производственных запасов в организации // Труды БГТУ. 2014. - №7. - С.
178-182.
2.
Кулакова
Ю.Н.,
Кулаков
А.Б.
Формирование
стратегии
управления производственными запасами предприятия на основе анализа
матрицы ABCxXYZ // Финансовый менеджмент. – 2014. - №20. – С. – 205 –
218.
3.
Щурина
С.В.,
Пруненко
М.А.
Управление
дебиторской
задолженностью
компании:
теория
и
практика
//
Интернет-журнал
Науковедение. – 2017. – №1. – С. 1-17.
4.
Мормуль Н.Ф., Еникеева С.А. Системный подход к управлению
дебиторской задолженностью // Экономические и социально-гуманитарные
исследования. – 2015. – №2. – С. 84 – 89.
5.
Илюшин
В.Е.,
Балабаева
Ю.А.,
Характеристика
ключевых
подходов
управления
дебиторской
и
кредиторской
задолженностью
организации // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. - С. 2-
8.
6.
Волкова А.Н. Некоторые аспекты реструктуризации дебиторских
задолженностей предприятий посредством факторинга как направления их
экономической безопасности // Финансы и кредит. 2014. - №13. - С. 24-28.
7.
Кобелева
С.В.,
Конова
О.Ю.
Дебиторская
задолженность:
возникновение, анализ и управление. // Территория наука. – 2015. - №2.- С. –
109 – 116.
8.
Кравченко
В.С.,
Мурашкин
Р.Н.,
Рогозин
М.В.
К
вопросу
об
управление
дебиторской
задолженностью
организации
//
Символ
науки
-
2016. - №3. – С. 24-29.