Напоминание

"Логоритмика – важное средство здоровьесберегающей технологии"


Автор: Дрововозова Людмила Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №66
Населённый пункт: Г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Логоритмика – важное средство здоровьесберегающей технологии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Логоритмика – важное средство здоровьесберегающей технологии».

Дрововозова Л.Н., музыкальный руководитель

МАДОУ №66 «Теремок» г.Таганрог Ростовской области

Логоритмика – специальная система двигательных упражнений с определенным

речевым материалом.

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять

внимание логопедическим и логоритмическим занятиям. Благодаря им ребёнок

пополняет

словарный

запас,

учится

правильно

произносить

звуки,

выбирать

интонацию

и

формировать

предложения.

Дети

пополняют

словарный

запас,

разрабатывают

как

мелкую

моторику,

так

и

крупную,

учатся

правильному

произношению и многому другому. Логоритмика – комплекс упражнений, которые

ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика,

благодаря которой движения сопровождаются звуком. Педагоги занимаются ею с

детьми, чтобы исправить речь с помощью движений и звукового сопровождения.

Эти упражнения очень полезны для детей. Они развивают дыхание, речь, слух,

моторику, творческие способности.

Каковы же особенности этого метода?

Первая особенность

логоритмики как метода заключается в том, что в

двигательные задания включается речевой материал. Что касается упражнений,

связанных

с

музыкой,

то

общность

в

средствах

выразительности

как

в

музыкальной, так и

разговорной речи широко используется в этой методике. В

дошкольном

возрасте,

когда

выработка

спокойной

и

плавной

речи

затруднена,

руководящая роль музыки может иметь решающее значение. Легкость, с которой

ребенок воспринимает музыку, облегчает нам задачу оздоровления речи.

Во-вторых,

ценность

метода

в

том,

что

на

занятиях

музыка

не

просто

сопровождает движения, а является его руководящим началом. Музыкальный ритм

как организующий момент лежит в основе метода.

В-третьих,

преимуществом

метода

является

его

стремление

растормозить

перенапряженный мышечный тонус детей. Напряжение это часто соответствует

заторможенности

речи,

и

чаще

всего

распространяется

на

всю

мускулатуру

в

целом.

Что

включает

в

себя

логоритмика?

Как

говорилось

ранее,

музыкальные

и

двигательные упражнения необходимы каждому ребёнку.

1

Логоритмика включает: ходьбу вперёд, назад, влево или вправо. Благодаря таким

упражнениям ребёнок учится ориентироваться в пространстве. Дыхание, голос,

артикуляцию,

интонацию.

Это

помогает

детям

правильно

говорить,

подбирать

слова, чувствовать такт. Регулирование мышечного тонуса и внимания. Речевые

упражнения как с музыкальным сопровождением, так и без него. Развитие мелкой и

крупной моторики. Развитие музыкального такта. Принцип всех логоритмических

упражнений заключается в использовании ритмики и музыки.

Вводные

упражнения: включают

маршировки

в

различных

направлениях

по

одному и парами, спиной назад, перестроение в шеренги, колонны, повороты.

Пример: Для того чтобы научить ходить по большому кругу, нужно сказать: «Вы

ходите по узкой дорожке вокруг пруда» - дети будут держаться краёв комнаты,

боясь упасть в воду.

Ещё пример: дети стоят по кругу, запоминают место своего «дома», затем ходят

внутри

круга

под

музыку

в

любом

направлении,

по

сигналу

«бегите

домой»

разбегаются на свои места.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус ( 2 группы упражнений )

1.

Упражнения, которые специально направлены на освобождение от

излишнего напряжения или на координацию движений.

Пример: напряжённое вытягивание обеих рук в сторону, кисть сжата в кулак (1-й

такт); внезапное расслабление кисти и падение рук (2-й такт); свободное качание

рук и лёгкие 4 шага на месте (3-й и 4-й такты). Эта комбинация движений

повторяется 4 раза.

2.

Игры со словом (на координацию речи с движением) – они не требуют

музыкального сопровождения, так как ритмичность и чёткость движений

достигается путём связи их с ритмом стиха.

Пример: выполнять движения, соответствующие словам:

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Пример: сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь,

Потом большим я вырасту, до лампы дотянусь.

«Мостик»

Положили через речку очень узкую дощечку ( стоят в кругу, держась за руки0

Кот пройдёт (боковой шаг вправо по кругу)

Провалится (приставить левую ногу к правой и одновременно чуть присесть)

Кошка (еще шаг вправо)

В воду свалится (приставить левую ногу и присесть)

Курица – споткнется (то же)

Утка – сковырнется (то же)

2

Только мышка перешла, всех мышат перевела (не расцепляя рук, ведущий проводит

легким бегом всех детей через круг и воротца «выворачивание круга»)

«Из-за леса»

Из-за леса, (высокий шаг, руки вытянуты вперед «вожжи»)

Из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам – на лошадке, (бег с высоким подниманием колен)

Жена – на коровке,

Дети – на телятах,

Внуки – на козлятах!

Гоп! Гоп! Гоп! (прямой галоп и четкая остановка)

Тпрру!

«Барашеньки-крутороженьки»

Барашеньки-крутороженьки (дети идут по кругу, руки ко лбу «рожки»)

По горам ходили, (продолжают идти, но притопывают ногами в ритме потешки)

По полям бродили,

В скрипочки играли , (повернулись к центру круга, имитируют игру на скрипке)

Ваню потешали: (низко кланяются Ване, разводят руки в стороны, берутся за

руки)

Ваня-Ваня-простота, (все делают четыре шага к центру)

Купи лошадь без хвоста, (отступают четырьмя шагами от центра)

Сел задом-наперед (вытянув руки вперед, выполняют три пружинки и прыжок с

поворотом на 180 (спиной к центру)

И поехал в огород! (пружиня в коленях, хлопают 4 раза «тарелками»)

Игры со словом (на координацию движений с музыкой)

«Весёлые путешественники» (из программы «Ритмическая мозаика» Бурениной)

Хороводная игра «Яблоня» Н.Нищевой

«Три синички»

Три синички танцевали, (идут по кругу)

На лугу траву помяли, (руки гладят траву)

А корова му-му-му (сужают круг, руками делая «рожки»)

Эту травку не возьму (расширяют круг и грозят)

Упражнения, активизирующие внимание: они ещё развивают память.

Пример: дети становятся в 2 шеренги друг против друга и одновременно под

музыку на начало каждого такта исполняют 2 противоположных движения (одна

шеренга выполняет приседание и выпрямление с подъёмом на носки, а другая,

наоборот, выпрямление с подъёмом на носки и приседание.

Пример: дети маршируют по кругу под музыку. Если говоришь «зайчики» - делают

прыжки; если «лошадки» - как бы ударяют копытом об пол; если «раки» - идут

спиной назад; если «птицы» - бегут, раскрыв руки в стороны; если «аист» -

останавливаются на одной ноге.

3

Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма

Говоря о руководящей роли музыки наших занятиях, нужно сказать, что занятия по

развитию чувства ритма имеют особое значение. Здесь мы заостряем внимание

ребенка на эмоциональном содержании музыки. Полагаясь на лёгкость, с которой

ребёнок чувствует характер музыки, её построение, он почувствует. Когда бегать,

когда прыгать, когда вести хоровод.

Материалом для данного раздела упражнений могут служить пляски или задания с

мячом. Сначала прослушиваем музыку несколько раз, а потом рассказываю какие

движения надо делать. Дети после этого сами понимают, что «говорит» музыка.

Пример: дети стоят по кругу. Один из них идёт по кругу (4 такта) и, подойдя к

ребёнку, вертится с ним в одном направлении (4 такта) и остается на его месте.

Второй идет к третьему и далее.

Большое подспорье в работе оказывает программа «Ритмическая мозаика»

Бурениной.

Речевые упражнения

Для ребенка дошкольного возраста координация слова и жеста с музыкой не

является достаточно конкретным заданием. Поэтому нужно строить такие задания

с реальными предметами (мячи, игрушки).

Пример: упражнение «Возьми» (дети стоят по кругу и передают под музыку по

кругу куклу от соседа к соседу. Одновременно произносят по очереди «возьми».)

Пример: «Листья»

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

Пример: « Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают

вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать, поясе.

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

Пример: «Зайка серенький»

Зайчик серенький сидит (Сидим, как зайчик)

И ушами шевелит,

4

Вот так, вот так! (Шевелим ушками-ладошками)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок. (Прыгаем, как зайчик)

Пример: «Машина»

Би-би-би -

Гудит машина. (Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук -

Мотор стучит. (Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит. (Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу -

Они шуршат. (Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та -

Вперед спешат. (Показываем ручками, как крутятся колесики)

Игры подвижные

Музыка не всегда обязательна в этих играх, но желательно по возможности вводить

в них речевой материал. Необходимо строго соблюдать правила игры и

воспитывать чувство коллективизма и ответственности за своё поведение. Она

развивает его двигательный аппарат, укрепляет мускулатуру, активизирует

сердечную деятельность, воспитывает ловкость, решительность, смелость,

инициативу.

Пример: «Страшилка».

Ой дили, дили, дили (поют дети, обращаясь к ведущему)

Мы кого-то видели.

Лохматого, (вращение кистями рук на уровне лица)

Ушастого, (ладонями показывают уши)

Глазастого, (показывают глаза)

Зубастого. (показывают зубы)

Он сидел под кустом, громко щелкал языком.

Может, это был козел? (поет ведущий)

Или серый волк пришел?

Или, может быть, медведь?

Не успели рассмотреть, (поют дети)

Потому что испугались и от страха разбежались. (дети убегают от ведущего)

5

Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс

музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей

нашей работы.

Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально -

ритмических движениях, поэтому в работе большое внимание должно уделяться

вопросу развития двигательных навыков дошкольников средствами логоритмики.

Структура занятий по логоритмике для дошкольников содержит Лого и

речедвигательные игры для развития всех видов моторики у детей. Игровой массаж

и пальчиковая гимнастика помогают снимать излишний мышечный тонус и

развивают мелкую ручную моторику. Игрогимнастика позволяет почувствовать и

развить определенные группы мышц, необходимых для развития координации,

пространственной ориентировки.

Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через

эмоциональную разминку. А эмоционально-волевой тренинг направлен в первую

очередь на развитие эмпатии и коммуникативных навыков.

В заключении хочется отметить, что дифференцированное использование на

музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики развивает у

дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в

целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на

восприятие ими ритмической структуры речи.

6

7



В раздел образования