Напоминание

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГЛАСНОГО КОМИТЕТА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


Автор: Федосеева Ирина Александровна
Должность: студентка 2 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Мордовский Государственный Педагогический Институт им М.Е.Евсевьева
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья по истории России
Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГЛАСНОГО КОМИТЕТА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Раздел: полное образование





Назад




ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГЛАСНОГО КОМИТЕТА ПО

РЕФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация:

В

данной

статье

рассматриваются

реформы

начала

царствования

Александра I. Выделяется роль Негласного комитета в законодательной деятельности того

периода. Также сделан вывод о противоречивости реформ 1801-1802 гг., представлявших

сложное переплетение замыслов сторонников как эволюционного, так и радикального путей

развития российской государственности.

Ключевые слова: «Негласный комитет», Манифест, Сенат, Государственный совет,

министерства, реформы

Первая четверть XIX в. прошла под знаком проводимых или ожидаемых

реформ, которые по воле Александра I открыто или в условиях повышенной

секретности

разрабатывались

в

недрах

официальных

и

неофициальных

структур. Впервые мысль о лучшем устройстве управления вышла за пределы

высоких

чиновничьих

кабинетов

и

стала

достоянием

образованной

части

русского общества. Попытки реализации смелых замыслов далеко не всегда

приводили к желаемым результатам, что заставляло реформаторов искать новые

пути преобразования России.

В Манифесте 12 марта 1801 г., провозгласившем о восшествии на престол

нового императора, Александр I обещал управлять своим народом «по законам

и

по

сердцу»

своей

«августейшей

бабки»

[2, c.

27]

.

Манифест

обещал

п е р е м е н ы

в

у п р а вл е н и и

и

о п р ед е л я л

о с н о в н о е

н а п р а в л е н и е

внутриполитического

курса

Александра

I,

отвечавшее

чаяниям

старшего

поколения государственных деятелей.

Мероприятия первых месяцев нового царствования воспринимались как

начало реализации правительственного курса, провозглашенного в Манифесте.

С 12 марта до 28 мая 1801 г. издано в общей сложности двадцать манифестов и

указов, пересматривавших распоряжения, принятые в последние годы XVIII в.

Причину

беспорядков,

господствовавших

в

административном

управлении,

император видел, прежде всего, в отсутствии твердых государственных законов.

С

его

вступлением

на

престол

началась

активная

законотворческая

деятельность,

направленная

на

переустройство

всей

административной

системы.

К

началу

лета

1801

г.

при

Александре

I

действовало

два

законосовещательных

органа:

официальный

Государственный

совет

и

неофициальный

Негласный

комитет.

Их

члены

представляли

две

противоборствующие

«партии»,

предлагавшие

различные

п у т и

реформирования государственного управления и дальнейшего развития России.

С начала царствования Александра I средоточием работ по подготовке

законодательных актов стал Государственный совет (учрежден 30 марта 1801 г.

по

инициативе

Д.П.

Трощинского),

получивший

значение

постоянно

действующего

при

императоре

совещательного

учреждения.

Новому

совету

предстояло решить многие задачи в области законодательства, накопившиеся на

протяжении

предшествовавшего

столетия,

и

разработать

коренные

законы

государственного управления. Средний возраст 20 членов Совета превышал 50

лет. Очевидно, что официальный законосовещательный орган составляли в

основном лица, умудренные как служебным, так и жизненным опытом.

Однакo, Совет не пользовался расположением Александра I. В течение

первых девяти лет существования этого учреждения (с марта 1801 г. до конца

1809

г.)

император

присутствовал

в

нем

только

пять

раз.

Он

не

разделял

взглядов большинства членов Совета, но не мог не считаться с их опытностью в

государственных делах и умением вести систематическую, на первый взгляд

рутинную работу.

Заседаниям Государственного совета император предпочитал собрания

«молодых друзей», составлявших неофициальный законосовещательный орган,

так называемый Негласный комитет, где под его председательством в узком

кругу (гр. В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцов, гр. П.А. Строганов и кн. А.А.

Чарторыйский) обсуждались масштабные задачи переустройства всех сторон

жизни России. Кн. А. Чарторыйский в своих «Записках» конкретизировал эту

задачу. «Целью реформ было принятое в большей части европейских государств

разделение

министерств,

точное

определение

границ

их

ведомств,

сосредоточение

в

каждом

министерстве

дел

одного

и

того

же

рода,

т.е.

централизация

управления

ими

и

увеличение

через

это

ответственности

высших должностных лиц в империи. Надеялись, что кроме других благих

результатов, меры эти послужат действительным средством для ограничения

злоупотреблений

властью,

взяточничества

и

бессмысленных

хищений,

составлявших язву русского государства, так как никакое другое средство не в

силах было прекратить их» [4, c. 34]. Итак, основными направлениями будущих

преобразований

должны

были

стать

централизация

государственного

управления и установление законности.

24 июня 1801 г., на первом заседании Комитета, был намечен общий план

его

работы,

предусматривавший

кардинальное

п е р еу с т р о й с т в о

государственного управления России. Предполагалось, прежде всего, изучить

действительное положение дел, затем провести административные реформы по

различным

частям

управления

и,

наконец,

увенчать

все

преобразования

Уложением, основанным на истинном народном духе[2, c. 56].

В

1801-1802

гг.

в

центре

внимания

законодателей

стояли

вопросы

преобразования

Сената

и

учреждения

министерств,

определившие

главное

направлением законотворческой деятельности первых десяти лет царствования

Александра

I.

Реформы

вызывали

горячие

споры,

как

в

Сенате

и

Государственном совете, так и в Негласном комитете; они рассматривались

авторами многочисленных «записок» и проектов; обсуждались в обществе.

Кипевшие тогда страсти вокруг решения этих вопросов были не случайны: от

организации

Сената

и

центральных

учреждений,

их

взаимодействия

в

значительной степени зависело направление дальнейших административных

преобразований, и, в конечном итоге, характер государственного управления

страны

в

целом.

Россия

в

очередной

раз

стояла

перед

выбором

системы

управления.

Путь

к

устранению

беспорядков

в

управлении

и

злоупотреблений

император

видел

в

упорядочении

законодательства.

И

в

этом

процессе

решающая роль отводилась тогда Сенату.

Обсуждение

указа

о

Сенате

продолжалось

более

года

и

привлекло

всеобщее внимание. Его подготовка вызвала большие надежды в обществе и

споры в правительственных верхах, выявила разные, порой противоположные,

взгляды на роль и место Сената в системе управления.

Однако,

несмотря

на

разногласия,

выявившиеся

в

ходе

разработки

законопроекта,

в

указе

1802

г.

нашли

отражение

основные

положения

Всеподданнейшего доклада Сената.

Сенат

получил

значение

«верховного

места»,

н а д е л е н н о го

исполнительными, судебными и надзорными функциями (ст. 1). Верховный

статус этого учреждения находил подтверждение и в других статьях указа.

Над Сенатом не было никакой другой власти, кроме власти императора

(ст.

2),

и

его

указы

должны

исполняться

всеми

«как

собственные

Императорского величества» (ст. 4). К нему должны относиться с рапортами и

донесениями все начальники центральных и местных учреждений (ст. 7). Кроме

того,

Сенат

вновь

получил

право

делать

представления

императору

на

высочайшие указы (ст. 9) [1, c.185].

По

оценке

историков,

указ

являлся

«до

известной

степени,

уступкой

старым

защитникам

Сената»,

так

же

как

и

Манифест

об

учреждении

министерств,

по

которому

Сенат

получил

значение

«инст анции,

контролирующей

министров».

Реальное

положение

Сената

в

значительной

степени зависело от точного исполнения принятого в тот же день Манифеста об

учреждении

министерств.

В

отличие

от

указа

о

Сенате,

работа

над

этим

документом велась в Негласном комитете в условиях особой секретности.

8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств» было

положено начало становлению министерской системы управления в России.

«Управление Государственных дел подразделяется на 8 отделений, из коих

каждое, заключая в себе части, по существу своему к нему принадлежащие,

составляет

особое

Министерство

и

находится

под

непосредственным

управлением

Министра,

коего

Мы

назначаем,

ныне,

или

впредь

назначить

заблагоразсудим» [1, с. 244].

По

данному

Манифесту

в

состав

министерства

вошли

такие

восемь

отделений: Иностранных Дел, Военное, Морское, Внутренних Дел, Финансов,

Юстиции, Коммерции и Народного Просвещения.

Высочайший

манифест

возлагал

«лестную

надежду»,

что

«оно

(министерство)

способствовать

нам

будет

к

утверждению

народного

спокойствия ... к сохранению и возвышению общего всех благосостояния и к

воздаянию каждого должного от лица правосудия словом, к приведению всех

частей

государственного

управления

в

прочное

и

намерению

нашему

соответственное устройство» [1, с. 243].

Министерства находились под непосредственным управлением одного из

министров. Только император мог назначить и уволить министра и только перед

ним

они

несли

единоличную

ответственность.

Ежегодно

каждый

министр

обязан

был

представлять

через

Сенат

императору

письменные

отчеты

о

результатах

своей

деятельности,

за

исключением

тех

дел,

которые

носили

тайный характер.

На должности первых министров были назначены: министром военных и

сухопутных сил - С. К. Вязмитинов, министром морских сил - адмирал Н. С.

Мордвинов, министром юстиции - генерал-прокурор Г. Р. Державин, министром

коммерции - граф Н. П. Румянцев, министром иностранных дел - граф А. Р.

Воронцов, министром финансов - граф А. И. Васильев, министром народного

просвещения - граф П. В. Завадовский [4, с. 33].

Руководство над Министерством внутренних дел было поручено графу

В. П. Кочубею. Он внес решающий вклад в его образование и привлекал к его

участию

наиболее

знатных

личностей,

каковым

в

первую

очередь

являлся

М. М. Сперанский.

Должность

министра

внутренних

дел

обязывала

его

заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и

благоустройстве всей империи [3, с. 21].

Главным отличием новых органов центрального управления, заменивших

прежние

коллегии,

было

единоличное

управление:

каждое

ведомство

управлялось

министром

вместо

прежнего

коллегиального

присутствия;

министры в свою очередь были ответственны перед Сенатом.

Таким образом, устанавливалась вертикальная система государственного

управления. Такие политические изменения явились первоначальным шагом в

реформе

1802

г.,

но

окончательно

коллегиальный

строй

Манифест

не

уничтожал.

Как отмечают многие исследователи, граф В. П. Кочубей высказывался о

том, что сохранившийся коллегиальный порядок являлся главным тормозом к

успешному

ведению

дел

Министерства.

М. М.

Сперанский

также

не

раз

отмечал необходимость проведения новой реформы.

Многие высказывались, что министерская реформа оказалась поспешной

и незавершенной: созданные в ходе ее органы не имели ясно определенных

границ полномочий и четкого внутреннего устройства [4, с. 46-47].

Несогласованность преобразований 1801-1802 гг. указывала на то, что они

не

завершали,

а

открывали

собой

длительный

период

реформаторской

деятельности.

Масштабные

проекты

реформирования

государственного

управления,

находившиеся в центре внимания правительства и общества в течение первых

двух лет правления Александра, привели к преобразованию Совета, Сената и

созданию министерств.

Наиболее удачной представляется реформа Государственного совета. В

эти годы в нем рассматривались важнейшие законопроекты, с его мнением

считался император, и Совет действительно был высшим законосовещательным

учреждением.

Менее

удачными

были

преобразования

Сената

и

центрального

управления, которые проводились в условиях борьбы между старой и новой

«партиями» реформаторов за влияние на императора и, в конечном итоге, за

выбор дальнейшего пути развития российской государственности.

Вопреки

чаяниям

молодых

сотрудников

Александра,

стремившихся

ввести

в

России

принцип

разделения

властей,

Сенат

не

стал

судебным

учреждением.

Под

воздействием

деятелей

двух

предшествовавших

царствований

за

Сенатом

сохранилось

значение

«верховного»

места,

объединявшего административные и судебные функции.

Министерская реформа, подготовленная членами Негласного комитета,

также не принесла им полной победы. Министерства 1802 г., объединявшие

деятельность коллегий, не имели ничего общего с французской или английской

системой центрального управления.

Преобразованные учреждения плохо соотносились друг с другом, что

предполагало проведение большой и кропотливой работы законодателей по

согласованию их деятельности и дальнейшему развитию заложенных в них

начал.

Список использованных источников

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб.,

1830. Т. XXVII. № 20406.

2. Галактионов, И. А. Император Александр I и его царствование / И. А.

Галактионов / СПб.: Тип. Л. В. Фомина, 1877. - 203 с.

3. Кирпа,

М.

С.

Министерство

внутренних

дел

в

системе

органов

государственного

управления:

дис.

канд.

юрид.

наук

/

Кирпа

Мария

Сергеевна; Сев.-Кав. Соц.институт. - Ставрополь, 2015. – 135 с.

4. Чарторыйский, А. Е. Русский двор в конце и начале столетия: из

записок князя А. Чарторыйского 1795-1805 / А. Е. Чарторыйский / Предисл.

К.Военского; Гос. публ. ист. биб-ка России -М., 2007. - 223 с.



В раздел образования