Автор: Борознина Галина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ № 93
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЦЕННОСТНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ЗНАНИЙ
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
К ЦЕННОСТНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ЗНАНИЙ
Г.А. Борознина
По
признанию
многих
современных
философов,
педагогов,
психологов,
ощущение
смыслоутраты
можно
считать
одной
из
отличительных
черт
современности. Как справедливо заметил В.П. Зинченко: «XXI век может быть
признан рекордсменом по утрате общечеловеческих ценностей и смыслов, по
идиотизму
сконструированных
взамен,
по
варварству
в
их
навязывании
и
бесплодности
поисков
новых
смыслов.
Однако
это
не
основание
для
их
прекращения».
В
современных
условиях
настоящего
духовного
кризиса
большинство
четко
сформулированных
истин
и
ориентиров
недавнего
прошлого игнорируется, а чаще всего просто отвергается молодыми людьми.
Образование, будучи по сути своей обращено непосредственно к человеку,
принимает все более отчужденный характер от человека и фундаментальных
ценностей. Оно все чаще рассматривается сугубо с утилитарной точки зрения
—
в
качестве
приобретения
знаний,
умений,
необходимых
для
овладения
определенными технологиями, выполнения узкопрофессиональных функций.
Зачастую лавина усложняющихся знаний выступает для самих учащихся как
знания формальные, скорее общепринятые, чем имеющие непосредственное
отношение к их собственной деятельности.
Такое
отношение
к
знаниям,
учебной
деятельности
лишает
учащихся
возможности полноценного ценностно-нравственного самоопределения, сутью
которого
является
формирование
у
ученика
внутренней
готовности
к
осмысленному и самостоятельному построению своего личностного развития,
готовности находить личностно-значимые смыслы в конкретной деятельности.
Хорошо известно, что любая информация, в том числе и учебная, чтобы не
стать
чуждой,
человеку,
должна
быть
осмыслена
и
внутренне
принята
субъектом, а не насильственно усвоена. Мы вовсе не склонны отрицать роль
традиционного образования, понимаемого как определенный механизм трансля-
ции
культурных
ценностей,
норм,
жизненных
смыслов.
В
рамках
традиционного
образования
человеку
предлагалось
приспосабливаться
к
определенным
нормам
и
смыслам.
Но
стремительный
прогресс
науки,
культуры, техники неуклонно требует иного подхода к учебному процессу. И
поиски современных теорий образования (особенно в этом смысле показательна
концепция
личностно-ориентированного
образования)
убед и т е л ь н о
свидетельствуют,
что
в
рамках
традиционного
взгляда
на
образование
как
формы
«социального
наследования»
постепенно
складывается
новое
его
видение.
Если
традиционное
образование
преимущественно
ориентируется
на
«методы
передачи
готового
знания,
устоявшихся
выводов
научного
и
практического
опыта,
общепринятых
значений»,
то
современная
гуманистическая парадигма образования обращается, прежде всего, к проблеме
ценностного осмысления усваиваемых знаний.
Конечно, овладение знаниями остается и сегодня важной задачей обучения.
Но для того, чтобы эти знания применять, необходимо понимание их смысла,
ценности,
внутреннего
содержания
и
т.д.
Только
пройдя
через
процесс
ценностного осмысления, знания станут внутренним достоянием личности, ее
частью и руководством к осмысленному действию.
В связи с этим нам представляется чрезвычайно актуальным формировать у
старшеклассников готовность к выработке собственных смыслов постигаемых
ценностей и знаний.
Под готовностью к ценностному осмыслению знаний мы понимаем, с одной
стороны,
оценивание
материала,
а,
с
другой,
выявление
того
конкретного
смысла, который имеет данный материал для данного ученика.
Чрезвычайно
важным
является,
с
нашей
точки
зрения,
философское
положение о том, что «само по себе содержание образования в своем «в-себе-и-
для-себя-бытии» смыслом не наделено и обретает определенный смысл лишь в
процессе постижения и оценки его субъектом».
Кратко
охарактеризуем
возможные
пути
формирования
готовности
школьников
к
ценностному
осмыслению
объективно
заданного
содержания
образования через создание учебных ситуаций. Сущность и содержание таких
ситуаций
призваны
способствовать
творческому
поиску
и
стремлению
к
самовыражению всех участников учебного процесса.
•
Ситуация
переживания
ценностей.
В
ходе
переживания
личностью
какого-либо
события,
явления,
складывается
ценностно-смысловое
пространство
личности,
происходит
погруже н и е
л и ч н о с т и
в
м и р
общечеловеческих смыслов.
•
Проблемная
ситуация.
Создание
проблемной
ситуации
предполагает
выдвижение проблем, прежде всего, духовного соотнесения себя с миром на
основе пересечения философских, житейских, нравственных позиций. В таких
ситуациях решение проблемы должно стать процессом осмысления возможных
ответов, решений с учетом личностной ценности материала.
•
Ситуация диалогового общения. Создание такой ситуации предполагает,
наличие различных смысловых позиций, каждая из которых является своего
рода
объяснительной
конструкцией,
смыслопорождающим
центром,
не
представляющим готовое, завершенное понимание.
•
Ситуация осмысления практики оценивания знания. Моделирование
данной
ситуации
направлено
на
ревизию
старых
смысловых
оценок,
активизацию
смыслопорождающей
деятельности,
вызывающей
внутреннее
напряжение,
способствующее
формированию
потребности
у
школьников
к
ценностному осмыслению знаний.
Перечисленные
ситуации
будут
способствовать
складыванию
готовности
школьников
к
ценностному
осмыслению
знаний,
развитию
феномена
«интеллектуальной инициативы», понимаемого как продолжение решения за
рамками
заданных
требований
в
зависимости
от
уровня
принятия
предложенной ситуации.
Примечание
1.Зинченко В.П Возможна ли поэтическая антропология/ В.П Зинченко - М..
1995. - С. 11.
2 . Алексашина И.Ю. Цели и ценности естественно – научного образования /
И.Ю. Алексашина – М.: Просвещение, 2009.- С.56.