Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЦЕННОСТНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ЗНАНИЙ


Автор: Борознина Галина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ № 93
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЦЕННОСТНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ЗНАНИЙ
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

К ЦЕННОСТНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ЗНАНИЙ

Г.А. Борознина

По

признанию

многих

современных

философов,

педагогов,

психологов,

ощущение

смыслоутраты

можно

считать

одной

из

отличительных

черт

современности. Как справедливо заметил В.П. Зинченко: «XXI век может быть

признан рекордсменом по утрате общечеловеческих ценностей и смыслов, по

идиотизму

сконструированных

взамен,

по

варварству

в

их

навязывании

и

бесплодности

поисков

новых

смыслов.

Однако

это

не

основание

для

их

прекращения».

В

современных

условиях

настоящего

духовного

кризиса

большинство

четко

сформулированных

истин

и

ориентиров

недавнего

прошлого игнорируется, а чаще всего просто отвергается молодыми людьми.

Образование, будучи по сути своей обращено непосредственно к человеку,

принимает все более отчужденный характер от человека и фундаментальных

ценностей. Оно все чаще рассматривается сугубо с утилитарной точки зрения

в

качестве

приобретения

знаний,

умений,

необходимых

для

овладения

определенными технологиями, выполнения узкопрофессиональных функций.

Зачастую лавина усложняющихся знаний выступает для самих учащихся как

знания формальные, скорее общепринятые, чем имеющие непосредственное

отношение к их собственной деятельности.

Такое

отношение

к

знаниям,

учебной

деятельности

лишает

учащихся

возможности полноценного ценностно-нравственного самоопределения, сутью

которого

является

формирование

у

ученика

внутренней

готовности

к

осмысленному и самостоятельному построению своего личностного развития,

готовности находить личностно-значимые смыслы в конкретной деятельности.

Хорошо известно, что любая информация, в том числе и учебная, чтобы не

стать

чуждой,

человеку,

должна

быть

осмыслена

и

внутренне

принята

субъектом, а не насильственно усвоена. Мы вовсе не склонны отрицать роль

традиционного образования, понимаемого как определенный механизм трансля-

ции

культурных

ценностей,

норм,

жизненных

смыслов.

В

рамках

традиционного

образования

человеку

предлагалось

приспосабливаться

к

определенным

нормам

и

смыслам.

Но

стремительный

прогресс

науки,

культуры, техники неуклонно требует иного подхода к учебному процессу. И

поиски современных теорий образования (особенно в этом смысле показательна

концепция

личностно-ориентированного

образования)

убед и т е л ь н о

свидетельствуют,

что

в

рамках

традиционного

взгляда

на

образование

как

формы

«социального

наследования»

постепенно

складывается

новое

его

видение.

Если

традиционное

образование

преимущественно

ориентируется

на

«методы

передачи

готового

знания,

устоявшихся

выводов

научного

и

практического

опыта,

общепринятых

значений»,

то

современная

гуманистическая парадигма образования обращается, прежде всего, к проблеме

ценностного осмысления усваиваемых знаний.

Конечно, овладение знаниями остается и сегодня важной задачей обучения.

Но для того, чтобы эти знания применять, необходимо понимание их смысла,

ценности,

внутреннего

содержания

и

т.д.

Только

пройдя

через

процесс

ценностного осмысления, знания станут внутренним достоянием личности, ее

частью и руководством к осмысленному действию.

В связи с этим нам представляется чрезвычайно актуальным формировать у

старшеклассников готовность к выработке собственных смыслов постигаемых

ценностей и знаний.

Под готовностью к ценностному осмыслению знаний мы понимаем, с одной

стороны,

оценивание

материала,

а,

с

другой,

выявление

того

конкретного

смысла, который имеет данный материал для данного ученика.

Чрезвычайно

важным

является,

с

нашей

точки

зрения,

философское

положение о том, что «само по себе содержание образования в своем «в-себе-и-

для-себя-бытии» смыслом не наделено и обретает определенный смысл лишь в

процессе постижения и оценки его субъектом».

Кратко

охарактеризуем

возможные

пути

формирования

готовности

школьников

к

ценностному

осмыслению

объективно

заданного

содержания

образования через создание учебных ситуаций. Сущность и содержание таких

ситуаций

призваны

способствовать

творческому

поиску

и

стремлению

к

самовыражению всех участников учебного процесса.

Ситуация

переживания

ценностей.

В

ходе

переживания

личностью

какого-либо

события,

явления,

складывается

ценностно-смысловое

пространство

личности,

происходит

погруже н и е

л и ч н о с т и

в

м и р

общечеловеческих смыслов.

Проблемная

ситуация.

Создание

проблемной

ситуации

предполагает

выдвижение проблем, прежде всего, духовного соотнесения себя с миром на

основе пересечения философских, житейских, нравственных позиций. В таких

ситуациях решение проблемы должно стать процессом осмысления возможных

ответов, решений с учетом личностной ценности материала.

Ситуация диалогового общения. Создание такой ситуации предполагает,

наличие различных смысловых позиций, каждая из которых является своего

рода

объяснительной

конструкцией,

смыслопорождающим

центром,

не

представляющим готовое, завершенное понимание.

Ситуация осмысления практики оценивания знания. Моделирование

данной

ситуации

направлено

на

ревизию

старых

смысловых

оценок,

активизацию

смыслопорождающей

деятельности,

вызывающей

внутреннее

напряжение,

способствующее

формированию

потребности

у

школьников

к

ценностному осмыслению знаний.

Перечисленные

ситуации

будут

способствовать

складыванию

готовности

школьников

к

ценностному

осмыслению

знаний,

развитию

феномена

«интеллектуальной инициативы», понимаемого как продолжение решения за

рамками

заданных

требований

в

зависимости

от

уровня

принятия

предложенной ситуации.

Примечание

1.Зинченко В.П Возможна ли поэтическая антропология/ В.П Зинченко - М..

1995. - С. 11.

2 . Алексашина И.Ю. Цели и ценности естественно – научного образования /

И.Ю. Алексашина – М.: Просвещение, 2009.- С.56.



В раздел образования