Автор: Дмитриева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР д.с. № 80
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Проект по экологии в подготовительной группе
Тема: "Лекарственные растения"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Лекарственные растения»
в подготовительной группе
средней продолжительности
подготовила: воспитатель Дмитриева Т.А.
ГБДОУ ЦРР д.с №80
Санкт – Петербург 2019
Проект «Лекарственные растения»
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий
Продолжительность: апрель – май 2019 год
Актуальность
Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка.
Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего
мира. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что
наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только
помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Многие из них занесены в
Красную
книгу
и
охраняются
законом,
так
как
находятся
на
грани
исчезновения. Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о
лекарственных
растениях,
на
осознание
их
значимости
для
здоровья
человека, на бережное отношение к растениям, занесенным в Красную книгу.
Гипотеза:
Если
дошкольники
узнают
о
целебных
свойствах
растений
ближайшего окружения для здоровья человека, то будут бережнее к ним
относиться.
Участники: дети
подготовительной
к
школе
группы,
воспитатели
и
родители.
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с миром целебных
растений.
Сформировать
представления
детей
о
ценности
растений
для
здоровья
человека.
Задачи:
1. Поддерживать активный интерес детей к окружающей природе, укреплять
и стимулировать его через ознакомление с лекарственными растениями.
2.Обеспечивать
познавательную
активность
детей
по средством
использования
методов
наблюдений
за
природными
объектами,
игрового
моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда
в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра
видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе.
3. В процессе познавательно – исследовательской деятельности развивать
интерес
и
активность
дошкольников,
обогащать
опыт
исследовательских
действий, удовлетворять детскую пытливость.
4.
Стимулировать
и
поощрять
добрые
поступки
детей,
радостные
переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка
над проявлением разного отношения людей к природе.
Предполагаемые
результаты:
Дети
ориентируются
в
многообразии
растительного
мира,
имеют
представление
о
внешнем
виде
и
значении
лекарственных растений для здоровья человека.
Проявляют активность и
познавательный интерес к изучению пророды.
Методы исследования:
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера.
Словесные: беседы, чтение литературы, словесные инструкции, указания,
объяснения.
Наглядные: наблюдения, демонстрация наглядных пособий (плакат, картинки,
презентация).
Игровые.
Реализация проекта:
Этап 1 - подготовительный
Выявление интересов и первоначальных знаний детей о лекарственных
травах нашей местности.
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды
по теме.
Целевые прогулки по экологической тропе.
Подбор художественной литературы.
Подобрать дидактические игры, подвижные игры, атрибуты к сюжетно
– ролевой игре «Больница».
Этап 2 - основной
1.
Беседы с детьми
Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма
человека»
Цель: в чем заключается ценность лекарственных растений, рассказать о
влиянии и пользе целебных трав на здоровье человека, расширять знания
детей
о
лекарственных
растениях,
занесенных
в
Красную
книгу
Свердловской
области,
воспитывать
бережное
и
доброе
отношение
к
природе.
2.
Чтение литературных произведений
- Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?»
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А, Плешакова «Зеленые страницы»,
- Рассказы В. Сухомлинского, В. Бианки, К. Паустовского, К. Ушинского и т.
д.
- П.А.Синявский «История про муравьишку»
- Заучивание загадок и стихов о растениях.
- Чтение энциклопедии, рассматривание иллюстраций.
3.
Игровые технологии
Дидактические игры и упражнения: «Разные картинки», «Лото. Растения»,
«Узнай и назови», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию»
Экологическая игра «Узнай целебную траву»
Цель:
Развивать
экологическое
мышление
в
процессе
мыслительной
деятельности, творческое воображение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель:
в
игре
познакомить
с
тем,
какие
части
лекарственных
растений
используются для лечения.
Укроп – листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы, листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Лопух – листья и корни.
4.
Сюжетно-ролевые игры:
Игра в больницу. Решение проблемных ситуаций.
5.
Просмотр
презентации
«Мир
целебных
растений».
Продолжать
расширять представления детей о разнообразии растительного мира.
6.
Продуктивная деятельность
Рисование
Тема: «Желтые солнышки - одуванчики»
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления.
Рисование
Тема: «Подорожник»
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного
растения:
большие,
широкие
зеленые
листья
с
белыми
прожилками
и
ровными
краями.
Закрепить
знания
детей
о
лекарственных
свойствах
подорожника.
7.
Поисково-исследовательская деятельность
«На участке и на экологической тропе ищем полезные растения»
«Наблюдаем, как растет одуванчик»
«Может ли растения дышать? », «Нужен ли корешкам воздух? », «С водой и
без воды», «На свету и в темноте»
8.
Наблюдение «Одуванчик»
9.
Экскурсия по экологической тропе.
10. Работа с родителями:
Фиточай
Папка-передвижка «Лекарственные растения»
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
Выучить правила друзей луга.
Этап 3 – итоговый
- организация выставки рисунков на тему: «Лекарственные растения»;
- гербарий «Букет из целебных трав»;
- Викторина «Знатоки лечебных трав».
В ы в о д : Наши
воспитанники
настоящие
исследователи
природы,
любознательные, имеющие представления о ценности целебных растений для
здоровья человека, бережно относятся к растениям: не рвут цветы, не топчут
траву. Замечают красоту растительного мира и бережно относятся ко всему
живому.
Литература:
1. Бабина Н.В. «500 как и почему для детей». — М.: ТЦ Сфера. 2012.
2.
О.
В.
Дыбина
«Неизведанное
рядом»:
занимательные
опыты
и
эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В.
Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3.
А.
И.
Иванова
«Естественнонаучные
наблюдения
и
эксперименты
в
детском саду. Растения.» /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.:
ТЦ «Сфера», 2004.
4.
Е.В.
Марудова
«Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
миром».
Экспериментирование. - СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2010.
5. Шорыгина Т.А. «Цветы. Какие они?», «Овощи. Какие они?» 2010.
7. Интернет ресурсы