Автор: Храмова Ирина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Игровые приёмы для формирования коммуникативной компетенции.
Раздел: среднее образование
Игровые приёмы для формирования коммуникативной компетенции.
Игра
-
это
вид
деятельности
в
условиях
ситуаций,
направленных
на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
· целеполагания;
· планирования;
· реализации цели;
· анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как
субъект.
Мотивация
игровой
деятельности
обеспечивается
ее
добровольностью,
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения
потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
· роли, взятые на себя играющими;
· игровые действия как средства реализации этих ролей;
·
игровое
употребление
предметов,
то
есть
замещение
реальных
вещей
игровыми, условными;
· реальные отношения между играющими;
· сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая
в игре.
Большинство игр отличают следующие черты:
· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от
результата (процедурное удовольствие);
· творческий, в значительной мере импровизированный активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
·
эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперничество,
состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
Определить
основную
функцию
игры
достаточно
сложно.
По
мнению
большинства исследователей, игры выполняют тренировочную функцию в
онтогенезе (точно так же, как и безопасный способ освоения какого-либо
действия посредством игры среди животных).
Исследователи
отмечает,
что
в
ходе
деятельности
ребенка
возникает
противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с
предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие
операций - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, грести на
лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и
не
может
овладеть
теми
операциями,
которые
требуются
реальными
предметными
условиями
данного
действия,
и
это
противоречие
может
разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности - в
игре.
Впрочем, существуют и другие точки зрения на функцию игры в жизни
людей.
Так,
например,
другие
учѐные
считают,
что
основная
функция
интеллекта - это создание прогностических моделей, построение возможных
вариантов будущего. Тогда игра (создание вероятных миров и действия с
ними) - это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это
свойство
не
зависит
от
возраста,
просто
«порождение
моделей
мира»
взрослыми
называется
иначе
-
искусством,
философией.
И
чем
интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре.
Игра является естественной формой труда ребѐнка, присущей ему формой
деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он
есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно
соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы,
которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы
настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное
определение,
наверное,
просто
невозможно.
Многие
объяснения
игры,
которыми
располагает
наука,
неточные,
неполные,
а
иногда
и
просто
неверные.
Здесь приведены только некоторые мнения ученых по данной проблеме. Все
точки
зрения
разнообразны
и
противоречивы.
Однако
большинство
исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет
следующие важнейшие функции, классификацию которых дал А. С. Шмаков:
· функция социализации;
· функция межнациональной коммуникации;
·
функция
самореализации
ребенка
в
игре
как
«полигоне
человеческой
практики»;
· коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра -
деятельность
коммуникативная,
позволяющая
ребенку
войти
в
реальный
контекст сложнейших человеческих коммуникаций;
· диагностическая;
· терапевтическая;
· функция коррекции;
· развлекательная.
Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а
иногда
и
неотделима
от
них.
Игра
–
это
многоплановое,
многоцелевое
образование и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей и задач
зависит от конкретных обстоятельств. Любую игру нельзя повторить, потому
что она отличается уникальностью каждого игрового взаимодействия.
Кроме
того,
игра
выступает
всегда
в
двух
временных
измерениях:
в
настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость,
служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой ,
игра направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные
ситуации,
либо
закрепляются
свойства,
качества,
состояния,
умения,
способности,
необходимые
личности
для
выполнения
социальных,
профессиональных, творческих функций.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в
том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную,
групповую
и
коллективную
форму
работы
на
занятии,
что
позволяет
каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
Игра
дает
умение
ориентироваться
в
реальных
жизненных
ситуациях,
проигрывая
их
неоднократно
в
своем
вымышленном
мире.
Дает
психологическую
устойчивость.
Снимает
уровень
тревожности.
Вырабатывает
активное
отношение
к
жизни
и
целеустремленность
в
выполнении поставленной цели.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения
нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,
своего поведения в мире и в жизни, то есть формировать цели и программы
собственной
самостоятельной
деятельности
и
предвидеть
ее
ближайшие
результаты.
Интерес
учащихся
к
занятиям
является
одним
из
условий
хорошей
успеваемости. Поэтому очень важно, чтобы урок иностранного языка был
интересным. Интересный урок - конечно, это подбор интересного материала
с занимательным содержанием; и мастерство преподавателя, проявляющееся,
прежде всего, в методах проведения занятий; это и проблема соотношения
теории
и
практики;
и
темп
ведения
занятий.
Несомненно,
существует
множество других факторов, повышающих интерес учащихся к изучению
иностранного языка, среди которых не последнюю роль играют игровые
технологии в процессе обучения иностранным языкам, особенно на младшем
этапе обучения.
На
начальном
этапе
изучения
языков
учащиеся
работают
с
большим
интересом. Это объясняется тем, что, приступая к изучению языка, учащиеся
представляют, что они сразу же будут на нем разговаривать. Но устные
формы работы и напряженный темп в течение 40 минут утомляет учащихся,
их внимание ослабевает, и к концу урока (особенно, если это последний
урок)
они
перестают
работать,
что
приводит
к
плохому
запоминанию
изучаемого
на
уроке
языкового
материала.
В
этом
случае
приходят
на
помощь игры.
Игры
обладают
широкими
обучающими
возможностями.
Многие
выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность
использования
игр
в
процессе обучения,
поскольку
в
игре
проявляются
особенно полно и порой неожиданно способности человека, и ребенка в
особенности.
Игра
в
процессе
обучения
иностранным
языкам
перестает
быть
просто
забавным действом и становится делом серьезным.
Возможности ребенка в игре:
· высказывание о себе (я);
· высказывание о другом ребенке (ты);
· высказывание о предметах, явлениях (мир);
· описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь);
· инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо);
· стремление помочь выразить просьбу (дай, помоги).
А если ребенок при этом будет говорить на английском языке, то здесь
скрыты
богатые
обучающие
возможности.
Дети,
однако,
над
этим
не
задумываются. Для них игра - прежде всего увлекательное занятие. Этим она
и
привлекает
учителей,
преподавателей
иностранного языка.
В
игре
все
равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой
подготовке
ученик
может
стать
первым
в
игре:
находчивость
и
сообразительность
здесь
порой
оказываются
более
важным,
чем
знание
предмета. Чувство равенства, атмосфера уверенности и радости, ощущение
посильности
заданий
-
все
это
дает
возможность
ребятам
преодолеть
стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого
языка
и
благотворно
сказывается
на
результатах
обучения.
Незаметно
усваивается
языковой
материал,
а
вместе
с
этим
возникает
чувство
удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Таким
образом,
основными
приемами
обучения
учащихся
(особенно
младшего возраста) иноязычному общению являются игровые приемы. Все
это способствует выполнению таких методических задач, как:
· создание психологической готовности детей к речевому общению;
·
обеспечение
естественной
необходимости
многократного
повторения
языкового материала;
· тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является
подготовкой к ситуативной спонтанности вообще.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого
речевого
общения,
которую
учитель
создает
в
классе.
Важно,
чтобы
учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем
участниками одного процесса.
Действительно,
урок
иностранного
языка
это
не
только
игра.
Доверительность
и
непринужденность
общения
учителя
с
учениками,
возникающее
благодаря
общей
игровой
атмосфере
и
собственно
играм,
располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждение любых реальных
ситуаций.
Игра
способствует
развитию
познавательной
активности
школьников
в
изучении языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, и овладение
иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным.
Занимательные,
игровые
элементы
позволяют
преодолеть
большинство
трудностей,
связанных
с
условным
характером
иноязычного
общения
и
усилить положительное воздействие иностранных языков на становление
личности.
Кроме
того,
обилие
игровых
ситуаций,
сказочных
сюжетов
призвано
создать
на
занятии
атмосферу
радости,
раскованности
и
непосредственности.
Процесс обучения иностранному языку в начальной школе представляет
собой
совместную
деятельность
учителя
и
детей.
Маленький
ребенок
начинает изучать иностранный язык с большой жаждой познания. Задача
учителя - сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его
активность, фасцинированность (способность удивляться
и
восхищаться).
Учитель должен стать речевым партнером ребенка, его помощником. При
этом основным средством оценки являются похвала и поощрение.
Овладение устной речью проходит с помощью активного использования
игры
как
методического
приема.
От
умения
построить самостоятельные
высказывания
с
опорой
на
образец
дети
постепенно
переходят
к
самостоятельным
неподготовленным
высказываниям.
При
этом
следует
помнить, что игровые ситуации не следует повторять. Каждая из них должна
нести в себе определенный элемент новизны.
Игры должны быть направлены на достижение игрового результата.
Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с
использованием принципа аналогии с родным языком в тех случаях, когда он
может быть помощником. При этом важно приобщить ребенка к понятию
знакового закона или правила. Ребенок должен осознать, что любой язык
строится
по
своим
законам,
которые
необходимо
соблюдать,
чтобы
высказывание было понятым, то есть достигло желаемого результата.
Вывод:
определим
основные
требования
к
организации
игровой
деятельности:
· доверительная и непринужденная атмосфера;
· совместная деятельность учителя и учащегося;
· игра должна строиться на известном и отработанном учениками материале;
·
соблюдение
метода
от
простого
к
сложному,
как
то:
построение
самостоятельных
высказываний
с
опорой
на
образец
с
переходом
на
самостоятельные неподготовленные высказывания;
· осознанность происходящего со стороны учеников;
· присутствие элемента новизны в каждой игре;
· направленность на достижение игрового результата;
· коллективная работа учащихся над проблемой;
· соответствие игры нравственному воспитанию;
· поощрение и похвала каждого участника игры;
· обязательное подведение итогов игры.