Напоминание

Игровые приёмы для формирования коммуникативной компетенции.


Автор: Храмова Ирина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Игровые приёмы для формирования коммуникативной компетенции.
Раздел: среднее образование





Назад




Игровые приёмы для формирования коммуникативной компетенции.

Игра

-

это

вид

деятельности

в

условиях

ситуаций,

направленных

на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

· целеполагания;

· планирования;

· реализации цели;

· анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как

субъект.

Мотивация

игровой

деятельности

обеспечивается

ее

добровольностью,

возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения

потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

· роли, взятые на себя играющими;

· игровые действия как средства реализации этих ролей;

·

игровое

употребление

предметов,

то

есть

замещение

реальных

вещей

игровыми, условными;

· реальные отношения между играющими;

· сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая

в игре.

Большинство игр отличают следующие черты:

· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию

ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от

результата (процедурное удовольствие);

· творческий, в значительной мере импровизированный активный характер

этой деятельности («поле творчества»);

·

эмоциональная

приподнятость

деятельности,

соперничество,

состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,

логическую и временную последовательность ее развития.

Определить

основную

функцию

игры

достаточно

сложно.

По

мнению

большинства исследователей, игры выполняют тренировочную функцию в

онтогенезе (точно так же, как и безопасный способ освоения какого-либо

действия посредством игры среди животных).

Исследователи

отмечает,

что

в

ходе

деятельности

ребенка

возникает

противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с

предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие

операций - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, грести на

лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и

не

может

овладеть

теми

операциями,

которые

требуются

реальными

предметными

условиями

данного

действия,

и

это

противоречие

может

разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности - в

игре.

Впрочем, существуют и другие точки зрения на функцию игры в жизни

людей.

Так,

например,

другие

учѐные

считают,

что

основная

функция

интеллекта - это создание прогностических моделей, построение возможных

вариантов будущего. Тогда игра (создание вероятных миров и действия с

ними) - это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это

свойство

не

зависит

от

возраста,

просто

«порождение

моделей

мира»

взрослыми

называется

иначе

-

искусством,

философией.

И

чем

интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре.

Игра является естественной формой труда ребѐнка, присущей ему формой

деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он

есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно

соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы,

которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы

настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное

определение,

наверное,

просто

невозможно.

Многие

объяснения

игры,

которыми

располагает

наука,

неточные,

неполные,

а

иногда

и

просто

неверные.

Здесь приведены только некоторые мнения ученых по данной проблеме. Все

точки

зрения

разнообразны

и

противоречивы.

Однако

большинство

исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет

следующие важнейшие функции, классификацию которых дал А. С. Шмаков:

· функция социализации;

· функция межнациональной коммуникации;

·

функция

самореализации

ребенка

в

игре

как

«полигоне

человеческой

практики»;

· коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра -

деятельность

коммуникативная,

позволяющая

ребенку

войти

в

реальный

контекст сложнейших человеческих коммуникаций;

· диагностическая;

· терапевтическая;

· функция коррекции;

· развлекательная.

Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а

иногда

и

неотделима

от

них.

Игра

это

многоплановое,

многоцелевое

образование и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей и задач

зависит от конкретных обстоятельств. Любую игру нельзя повторить, потому

что она отличается уникальностью каждого игрового взаимодействия.

Кроме

того,

игра

выступает

всегда

в

двух

временных

измерениях:

в

настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость,

служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой ,

игра направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные

ситуации,

либо

закрепляются

свойства,

качества,

состояния,

умения,

способности,

необходимые

личности

для

выполнения

социальных,

профессиональных, творческих функций.

Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в

том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную,

групповую

и

коллективную

форму

работы

на

занятии,

что

позволяет

каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.

Игра

дает

умение

ориентироваться

в

реальных

жизненных

ситуациях,

проигрывая

их

неоднократно

в

своем

вымышленном

мире.

Дает

психологическую

устойчивость.

Снимает

уровень

тревожности.

Вырабатывает

активное

отношение

к

жизни

и

целеустремленность

в

выполнении поставленной цели.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения

нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,

своего поведения в мире и в жизни, то есть формировать цели и программы

собственной

самостоятельной

деятельности

и

предвидеть

ее

ближайшие

результаты.

Интерес

учащихся

к

занятиям

является

одним

из

условий

хорошей

успеваемости. Поэтому очень важно, чтобы урок иностранного языка был

интересным. Интересный урок - конечно, это подбор интересного материала

с занимательным содержанием; и мастерство преподавателя, проявляющееся,

прежде всего, в методах проведения занятий; это и проблема соотношения

теории

и

практики;

и

темп

ведения

занятий.

Несомненно,

существует

множество других факторов, повышающих интерес учащихся к изучению

иностранного языка, среди которых не последнюю роль играют игровые

технологии в процессе обучения иностранным языкам, особенно на младшем

этапе обучения.

На

начальном

этапе

изучения

языков

учащиеся

работают

с

большим

интересом. Это объясняется тем, что, приступая к изучению языка, учащиеся

представляют, что они сразу же будут на нем разговаривать. Но устные

формы работы и напряженный темп в течение 40 минут утомляет учащихся,

их внимание ослабевает, и к концу урока (особенно, если это последний

урок)

они

перестают

работать,

что

приводит

к

плохому

запоминанию

изучаемого

на

уроке

языкового

материала.

В

этом

случае

приходят

на

помощь игры.

Игры

обладают

широкими

обучающими

возможностями.

Многие

выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность

использования

игр

в

процессе обучения,

поскольку

в

игре

проявляются

особенно полно и порой неожиданно способности человека, и ребенка в

особенности.

Игра

в

процессе

обучения

иностранным

языкам

перестает

быть

просто

забавным действом и становится делом серьезным.

Возможности ребенка в игре:

· высказывание о себе (я);

· высказывание о другом ребенке (ты);

· высказывание о предметах, явлениях (мир);

· описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь);

· инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо);

· стремление помочь выразить просьбу (дай, помоги).

А если ребенок при этом будет говорить на английском языке, то здесь

скрыты

богатые

обучающие

возможности.

Дети,

однако,

над

этим

не

задумываются. Для них игра - прежде всего увлекательное занятие. Этим она

и

привлекает

учителей,

преподавателей

иностранного языка.

В

игре

все

равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой

подготовке

ученик

может

стать

первым

в

игре:

находчивость

и

сообразительность

здесь

порой

оказываются

более

важным,

чем

знание

предмета. Чувство равенства, атмосфера уверенности и радости, ощущение

посильности

заданий

-

все

это

дает

возможность

ребятам

преодолеть

стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого

языка

и

благотворно

сказывается

на

результатах

обучения.

Незаметно

усваивается

языковой

материал,

а

вместе

с

этим

возникает

чувство

удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Таким

образом,

основными

приемами

обучения

учащихся

(особенно

младшего возраста) иноязычному общению являются игровые приемы. Все

это способствует выполнению таких методических задач, как:

· создание психологической готовности детей к речевому общению;

·

обеспечение

естественной

необходимости

многократного

повторения

языкового материала;

· тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является

подготовкой к ситуативной спонтанности вообще.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого

речевого

общения,

которую

учитель

создает

в

классе.

Важно,

чтобы

учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем

участниками одного процесса.

Действительно,

урок

иностранного

языка

это

не

только

игра.

Доверительность

и

непринужденность

общения

учителя

с

учениками,

возникающее

благодаря

общей

игровой

атмосфере

и

собственно

играм,

располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждение любых реальных

ситуаций.

Игра

способствует

развитию

познавательной

активности

школьников

в

изучении языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, и овладение

иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным.

Занимательные,

игровые

элементы

позволяют

преодолеть

большинство

трудностей,

связанных

с

условным

характером

иноязычного

общения

и

усилить положительное воздействие иностранных языков на становление

личности.

Кроме

того,

обилие

игровых

ситуаций,

сказочных

сюжетов

призвано

создать

на

занятии

атмосферу

радости,

раскованности

и

непосредственности.

Процесс обучения иностранному языку в начальной школе представляет

собой

совместную

деятельность

учителя

и

детей.

Маленький

ребенок

начинает изучать иностранный язык с большой жаждой познания. Задача

учителя - сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его

активность, фасцинированность (способность удивляться

и

восхищаться).

Учитель должен стать речевым партнером ребенка, его помощником. При

этом основным средством оценки являются похвала и поощрение.

Овладение устной речью проходит с помощью активного использования

игры

как

методического

приема.

От

умения

построить самостоятельные

высказывания

с

опорой

на

образец

дети

постепенно

переходят

к

самостоятельным

неподготовленным

высказываниям.

При

этом

следует

помнить, что игровые ситуации не следует повторять. Каждая из них должна

нести в себе определенный элемент новизны.

Игры должны быть направлены на достижение игрового результата.

Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с

использованием принципа аналогии с родным языком в тех случаях, когда он

может быть помощником. При этом важно приобщить ребенка к понятию

знакового закона или правила. Ребенок должен осознать, что любой язык

строится

по

своим

законам,

которые

необходимо

соблюдать,

чтобы

высказывание было понятым, то есть достигло желаемого результата.

Вывод:

определим

основные

требования

к

организации

игровой

деятельности:

· доверительная и непринужденная атмосфера;

· совместная деятельность учителя и учащегося;

· игра должна строиться на известном и отработанном учениками материале;

·

соблюдение

метода

от

простого

к

сложному,

как

то:

построение

самостоятельных

высказываний

с

опорой

на

образец

с

переходом

на

самостоятельные неподготовленные высказывания;

· осознанность происходящего со стороны учеников;

· присутствие элемента новизны в каждой игре;

· направленность на достижение игрового результата;

· коллективная работа учащихся над проблемой;

· соответствие игры нравственному воспитанию;

· поощрение и похвала каждого участника игры;

· обязательное подведение итогов игры.



В раздел образования